Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

открытый урок по сольфеджио "Характерные интервалы"
Мартыненко И.Н. преподаватель муз.- теоретических дисциплин
ШИ №2 г. Караганда клуб ЮНЕСКО
ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА:

Цель: Научить умению находить, анализировать и сравнивать полученные знания в применении на практике и анализе музыкальных произведений.
Задачи:
образовательная - формирование системы знаний и овладение теоретической грамотностью.
развивающая - умение применять знания на практике в творческих формах.
воспитательная - приобщить любовь к предмету через художественные образы
ХОД УРОКА:
Тип урока : Урок- объяснение , учащиеся 5кл.
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска
ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальные ответы учащихся, работа по парам
МЕТОДЫ:
а) словесный
б) наглядный (работа по тестовым заданиям)
в) практический ( работа по карточкам)
Теоретическая и практическая часть урока:
1. Организационный момент.
2. Озвучивание учащимся темы и цели урока.
3. Перед объяснением повторяем тему « Интервалы» и закрепляют на примерах.
Ребята отвечают на поставленные вопросы:
- что такое интервал?
- что такое простые интервалы?
- 2 величины в интервале? (качество и количество)
- по звучанию интервалы бывают? (диссонирующие и консонирующие)
- как называется верхний и нижний звуки в интервале
- что такое гармонический мажор и минор
4. Интервалы, в своей основе, имеют мелодическое звучание. Голосом мы исполняем интервалы мелодически, т.е. поочередное исполнение каждого звука, а на фортепиано можно исполнить одновременно оба звука, и такое звучание называется гармоническим.
Поэтому диссонирующий интервал, при мелодическом исполнении, теряет свое резкое звучание и становится мелодическим.
4. Сегодня на уроке мы начинаем изучать большую тему, которая называется «Характерные интервалы». Перед тем как записать определение нового определения, постараться подвести ребят самим к этому правилу и его значению, через ряд вопросов. Какая величина присутствует в названии интервала? (ответ - качественная). Сначала проанализируем применение характерных интервалов в муз. произведениях и их гармоническое осознание на фортепиано. После анализа произведений переходим к построению интервалов у доски для выяснения его количественного состава.
5. Переходим к работе в ладу. Работу проводим в тональности До мажор. Задание: построить на всех ступенях лада интервал секунду в гармоническом мажоре и определить на какой ступени будет строится ув.2. После построения ученики определили ув.2 на VI пониж. ступени. Для того чтобы найти где строится ум.7 вспоминаем правило обращения простых интервалов. Делаем обращение ув2 и получаем ум7 на VII ст. Вопрос: какие ступени входят в характерные интервалы? ( ответ : неустойчивые), а неустойчивые ступени требуют разрешения.
6. Вспоминаем правило разрешения ступеней. Определяем какие ступени входят в характерные интервалы – 6 и 7 ст. По правилу разрешения 6 ст. переходит только в 5,а 7 ст.только в 1ст. Поэтому, в ув2 звуки при разрешении расходятся в ч4,а в ум7 звуки сходятся в ч5 и в мажоре и миноре. Построить интервалы в тетради и разрешить, сольфеджировать с ручными знаками. Записать ув2 – ум7 в таблицу. Делаем вывод: ув2 строится на VI ст. в мажоре, и VI пониж.ст. в миноре, ум7 в мажоре на VII ст., в миноре на VII повышен.ст.( показ таблицы простых интервалов).
7. Работа по учебнику. С23 у2 – задание: сольфеджируйте упражнение и найдите характерные интервалы.
8. Предложенные примеры ув2 – ум7 спеть в различных ритмах с использованием восьмых, четвертных длительностей
9. Поем устно короткие диктанты с использованием интервала ув2 и ум7.
10. К доске вызываются два ученика, каждый работает в своей тональности.
Дается задание в тональности «Соль мажор» и «ре минор»:
1.Записать звукоряд гармонического мажора и построить увеличенную секунду и уменьшенную септиму с разрешением.
2.Записать звукоряд гармонического минора и построить увеличенную секунду и уменьшенную септиму с разрешением.
11. Сравниваем увеличенную секунду с малой и большой секундой и уменьшенную септиму с малой и большой септимой по количеству и качеству. Вспоминаем правила количество и качество интервалов.
12. Проверяем построение учащихся, исправляем ошибки, делаем выводы.
Правила:
1. Увеличенная секунда шире большой секунды на полтона.
2. Уменьшенная септима уже малой септимы на полтона.
3. Энгармонизм интервала - интервалы различные по количеству ступеней и одинаковые по тоновому составу или звучанию.
4. Диссонирующие интервалы при разрешении переходят в консонирующие.
5. Диатонические интервалы – интервалы, которые строятся на основных ступенях лада.
13. Работа по учебнику Г. Калининой: с. 22 у.3, с.23 у.1 – в первом задании определить ув2 –ум7, второе задание найти характерные интервалы. Это задание для закрепления построения и определения интервалов.
Заключение:
14. Подведение итогов. Выставление оценок.
15. Дом. задание.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Analiz (2015-03-25) | Автор: Мартыненко Ирина Николаевна E
Просмотров: 2949 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 2:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru