Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Исполнитель и инструмент
Исполнитель и инструмент «Ноты- еще не музыка,- писал известный композитор и музыковед Б.В.Асафьв,- ее надо воспроизводить, нужны исполнители, нужны инструменты». Как же складываются взаимоотношения исполнителя с инструментом? Рассказывают, что ученик знаменитого пианиста и композитора Ф.Бузони, неудачно сыграв на уроке, стал жаловаться учителю, что во всем виноват, дескать, плохой инструмент. «Нет плохих инструментов,- ответил на это маэстро, - а есть плохие исполнители». Вполне ясно, какой смысл вложил Бузони в эту, ставшую крылатой фразу: хороший музыкант может и должен добиться интересного исполнения даже на посредственном инструменте. Вспомним еще случай, который произошел с одним из крупнейших исполнителей-пианистов С. Рихтером. Однажды его пригласили выступить перед студентами одного из московских вузов. В помещении, где должен был состояться концерт, оказалось пианино, а не рояль. Но пианиста это не смутило. Играл он, как обычно, вдохновенно, покорив своим искусством студенческую аудиторию. Молодежь горячо апплодировала и вызывала артиста на «бис». Рихтер поблагодарил публику за радушный прием, но играть больше не стал. Оказалось, что инструмент вообще был малопригодным для сольного выступления, несколько клавиш вообще не работали. Необходимость каждый раз приспосабливаться к новым, незнакомым инструментам - серьезная проблема для многих исполнителей. Пианисты в этом отношении всегда в худшем положении, чем например скрипачи, которые не разлучаются со своими инструментами. Обычно пианист получает одну- две репетиции, в течении которых он должен полностью приноровиться к новому инструменту. За это непродолжительное время он проверяет очень многое: насколько выровнена клавиатура инструмента, как звучит инструмент в нижнем, среднем и верхнем регистрах, насколько инструмент певуч, остановит свое внимание на педали. Важно во время репетиции почувствовать акустику зала и может быть в зависимости от акустических особенностей зала скорректировать что-то в своем исполнении, например более скупо пользоваться педалью и т.д. Непросто бывает пианисту приспособиться и к самой механике инструмента. Есть инструменты с мягкой, податливой клавиатурой, на которых слабого прикосновения вполне достаточно, чтобы раздался ясный, полный, красочный звук. На других же инструментах за каждый звук надо «бороться», извлекать звук только из «глубины» клавиши, и определить это можно, лишь обладая значительным опытом. Нужно обладать мастерством, чтобы уже во время концерта приспособиться к инструменту так, чтобы каждая фраза, каждая нота доставляла наслаждение слушателю. Искусство музыканта – исполнителя - это искусство реализовывать свое мастерство, свой опыт, свою индивидуальность с помощью определенного инструмента. И можно смело утверждать, что одним из залогов успешной, подлинно творческой интерпретацией произведения, является слияние исполнителя с инструментом. Список использованной литературы 1.М.А. Зильберквит. Музыкально-исполнительское искусство - М.- Знание, 1982 2.Нейгауз Г.Г. Избранные статьи – М. – Советский композитор, 1983
Категория: Уроки музыки | Добавил: Nati (2015-05-04) | Автор: Исаева Наталья Александровна E
Просмотров: 702 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 1:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru