Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Деятельность концертмейстера в учебном процессе в детской музыкальной школе
Содержание


1. Введение.
2. Комплекс умений и навыков концертмейстера.
3. Работа в ансамбле.
4. Из опыта работы.

По мнению известного концертмейстера, профессора Московской консерватории К. Л. Виноградова «Нет, пожалуй, ни одной профессии музыканта всепроникающей в различные сферы деятельности, чем концертмейстер-пианист».
Без концертмейстера невозможна работа филармонии, оперных театров, музыкальных учебных заведений.
Проработав в школе более 40 лет, столкнулась с проблемой подтверждения категории как пианиста-концертмейстера отдельно от пианиста-педагога. И это, наверно, имеет профессиональное значение, ведь не каждый педагог может быть концертмейстером, поэтому есть определенные качества и профессиональные данные. Концертмейстер – кто он? Аккомпаниатор или равный партнер в ансамбле с солистом – вокалистом, инструменталистом, хором.
Пианист-концертмейстер – фигура самостоятельная, наделена большим спектром различных возможностей: пианистических, слуховых, исполнительских, а также чувством такта, чуткости и ансамбля.
Огромное значение отводится умению читать с листа нотный текст, охватывать его, как целиком, так и в частности. Это еще и знание в совершенстве своего текста и текста солиста, хора. Владение знаниями о строе, тембре, технических и динамических возможностях инструмента, штриховом разнообразии, специфике звукоизвлечения.

Что формирует хорошего аккомпаниатора-концертмейстера?

1) Умение аккомпанировать любой текст и при любой возможности
2) Развивать себя неустанно умственно, эстетически.
3) Развивать интерес к чтению, искусству
4) Быть дисциплинированным работником, обязательным, пунктуальным.

Концертмейстер не выбирает себе партнера, участники ансамбля являются представителями различных возрастов, что подразумевает большие знания психологии и ребенка и взрослого, уровень их музыкальных и исполнительских данных.
Если педагог увлечен работой, его концертмейстерская игра высокого уровня – это плюс в работе, исполнение солиста, умение сгладить его недочеты и шероховатости в исполнении.
Хочется остановиться на работе с юными музыкантами, которым я аккомпанировала в учебном процессе – это и скрипачи, и вокалисты, детский хор и вокальная группа девочек.
В работе с ними концертмейстер и друг, и помощник, сотоварищ по творчеству, надежный тыл.
Концертмейстер всегда в работе с детьми должен чувствовать состояние голоса, дыхания, психологически-эмоциональную настроенность, партнера, которого он должен беречь и любить.
Бывает так: забыл слова (тихо подскажи), пропустил долю такта, фразу – «поймай», подхвати. Никогда не осуждай, а помоги. Педагог С. П. Сахарова подчеркивала – ни при каких обстоятельствах не осуждай, а поддержи, помоги.
В плане работы с вокалистами задачи концертмейстера носят и педагогический характер. Это в первую очередь умение корректировать интонацию певца при разучивании мелодии, обращение внимания ученика на правильное исполнение сложных мелодических скачков – интервалов. Умение помочь ученику вникнуть в поэтический текст, так как слово и музыка неразрывны. В процессе работы с певцом концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной фортепианной звучности порой зависит и звучание сольной партии.
Есть дети – ритмически нестабильные, не точные в исполнении или от избытка волнения при выступлении допускают промахи, здесь концертмейстер имеет право деликатно, почти незаметно корректировать темп. Помогать исполнителю ярким басом в аккомпанементе, акцентом в сопровождении, кивком головы.
В любом случае нужна гибкость, координация взаимоотношений ученика и концертмейстера.
На занятиях с хором работа концертмейстера значительно отличается от работы с вокалистом.
Пианист должен владеть навыками общения с младшим и старшим хоровым коллективами.
Он должен в совершенстве знать и свою, и хоровую партии, по голосам, цезуры, узоры, дыхание – цепкое, жесты дирижера и другое.
Именно концертмейстер помогает дирижеру в распевании участников хора, способствует формированию вокально-хоровых навыков, задавая хору тон и четкий ритм работы.
Важно сказать, что концертмейстер в музыкальном учебном заведении для детей на первом этапе – совместно с педагогом (вокала, хора, инструменталиста) грамотный наставник, далее профессиональный интерпретатор, помогающий исполнителю.
И, наконец, в итоге – равноправный, гибкий участник ансамбля.
В основе хорошего исполнительского ансамбля лежит формальная психологическая установка. Ему присуща общность целей, интересов, мотивов поведения.
Качество ансамблевого исполнительства – умение слушать общее звучание.
Очень динамичные отношения, да они и особенные у тех, кто участвует в конкурсах. В моей практике это была и вокальная группа девочек «Непоседы», хор педагогов ГорОНО, юные исполнители вокала. Никто не оспаривает роль педагога по специальности, но на конкурсе все иначе, здесь огромная поддержка, помощь концертмейстера.
Здесь важны 3 этапа подготовки:

1) Этап ознакомления с музыкальным произведением.
2) Этап воплощения исполнительского замысла.
3) Этап предконцертной-конкурсной подготовки – репетиции в разное время и в разных условиях.

На самом концерте-конкурсе концертмейстер и солист живут и дышат одним миром, воздухом, атмосферой солидарности и понимания, концертного волнения.
И что еще хочется отметить. Ведущая роль здесь отводится солисту, ему и аплодисменты, и цветы. Это жизнь и нет в этом ничего обидного. Успех солиста – общий успех!
Роль концертмейстера не бывает вторичной. Мастерство измеряется синхронностью, высоким исполнением своей партии, балансом соотношения партий.
Главное – целостность исполнения, создаваемого образа, который рождается в творческом партнерстве.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких, как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильная реакция и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка, воля, педагогический такт и чуткость.
В заключение хочется сказать, что сегодня роль концертмейстера пробивается в жизнь. Стало доброй традицией на исполнительских конкурсах всех уровней награждать концертмейстера дипломом и грамотой.
В музыкально-педагогической практике утверждается положение, что деятельность концертмейстера в детской музыкальной школе напрямую влияет на эффективность и уровень совместных концертных выступлений.

Список литературы.


1. Е. И. Кубанцева «Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность». - //Музыка в школе 2001 г.
2. М. А. Смирнов «О работе концертмейстера». – М.: «Музыка», 1974 г.
3. Е. М. Шендерович «В концертмейстерском классе». – М: «Музыка», 1996 г.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Марко (2015-10-29) | Автор: Мазоренко Вера Ивановна E
Просмотров: 507 | Комментарии: 4 | Теги: фортепиано, аккомпанемент, аккомпаниатор, концертмейстерство, ансамблевая игра, Концертмейстер | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-03-30, 1:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1512]
Школьный психолог [516]
История [735]
Опыт [495]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [229]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [253]
Английский язык [803]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1177]
Химия [385]
Классному руководителю [656]
Биология [591]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1799]
Краеведение [93]
Начальная школа [4001]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [375]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1570]
Особые дети [278]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [640]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [463]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1193]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [536]
Немецкий язык [52]
Технология [292]
Самопознание [399]
Профессиональное образование [107]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [33]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru