Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Деятельность концертмейстера в учебном процессе в детской музыкальной школе
Содержание


1. Введение.
2. Комплекс умений и навыков концертмейстера.
3. Работа в ансамбле.
4. Из опыта работы.

По мнению известного концертмейстера, профессора Московской консерватории К. Л. Виноградова «Нет, пожалуй, ни одной профессии музыканта всепроникающей в различные сферы деятельности, чем концертмейстер-пианист».
Без концертмейстера невозможна работа филармонии, оперных театров, музыкальных учебных заведений.
Проработав в школе более 40 лет, столкнулась с проблемой подтверждения категории как пианиста-концертмейстера отдельно от пианиста-педагога. И это, наверно, имеет профессиональное значение, ведь не каждый педагог может быть концертмейстером, поэтому есть определенные качества и профессиональные данные. Концертмейстер – кто он? Аккомпаниатор или равный партнер в ансамбле с солистом – вокалистом, инструменталистом, хором.
Пианист-концертмейстер – фигура самостоятельная, наделена большим спектром различных возможностей: пианистических, слуховых, исполнительских, а также чувством такта, чуткости и ансамбля.
Огромное значение отводится умению читать с листа нотный текст, охватывать его, как целиком, так и в частности. Это еще и знание в совершенстве своего текста и текста солиста, хора. Владение знаниями о строе, тембре, технических и динамических возможностях инструмента, штриховом разнообразии, специфике звукоизвлечения.

Что формирует хорошего аккомпаниатора-концертмейстера?

1) Умение аккомпанировать любой текст и при любой возможности
2) Развивать себя неустанно умственно, эстетически.
3) Развивать интерес к чтению, искусству
4) Быть дисциплинированным работником, обязательным, пунктуальным.

Концертмейстер не выбирает себе партнера, участники ансамбля являются представителями различных возрастов, что подразумевает большие знания психологии и ребенка и взрослого, уровень их музыкальных и исполнительских данных.
Если педагог увлечен работой, его концертмейстерская игра высокого уровня – это плюс в работе, исполнение солиста, умение сгладить его недочеты и шероховатости в исполнении.
Хочется остановиться на работе с юными музыкантами, которым я аккомпанировала в учебном процессе – это и скрипачи, и вокалисты, детский хор и вокальная группа девочек.
В работе с ними концертмейстер и друг, и помощник, сотоварищ по творчеству, надежный тыл.
Концертмейстер всегда в работе с детьми должен чувствовать состояние голоса, дыхания, психологически-эмоциональную настроенность, партнера, которого он должен беречь и любить.
Бывает так: забыл слова (тихо подскажи), пропустил долю такта, фразу – «поймай», подхвати. Никогда не осуждай, а помоги. Педагог С. П. Сахарова подчеркивала – ни при каких обстоятельствах не осуждай, а поддержи, помоги.
В плане работы с вокалистами задачи концертмейстера носят и педагогический характер. Это в первую очередь умение корректировать интонацию певца при разучивании мелодии, обращение внимания ученика на правильное исполнение сложных мелодических скачков – интервалов. Умение помочь ученику вникнуть в поэтический текст, так как слово и музыка неразрывны. В процессе работы с певцом концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной фортепианной звучности порой зависит и звучание сольной партии.
Есть дети – ритмически нестабильные, не точные в исполнении или от избытка волнения при выступлении допускают промахи, здесь концертмейстер имеет право деликатно, почти незаметно корректировать темп. Помогать исполнителю ярким басом в аккомпанементе, акцентом в сопровождении, кивком головы.
В любом случае нужна гибкость, координация взаимоотношений ученика и концертмейстера.
На занятиях с хором работа концертмейстера значительно отличается от работы с вокалистом.
Пианист должен владеть навыками общения с младшим и старшим хоровым коллективами.
Он должен в совершенстве знать и свою, и хоровую партии, по голосам, цезуры, узоры, дыхание – цепкое, жесты дирижера и другое.
Именно концертмейстер помогает дирижеру в распевании участников хора, способствует формированию вокально-хоровых навыков, задавая хору тон и четкий ритм работы.
Важно сказать, что концертмейстер в музыкальном учебном заведении для детей на первом этапе – совместно с педагогом (вокала, хора, инструменталиста) грамотный наставник, далее профессиональный интерпретатор, помогающий исполнителю.
И, наконец, в итоге – равноправный, гибкий участник ансамбля.
В основе хорошего исполнительского ансамбля лежит формальная психологическая установка. Ему присуща общность целей, интересов, мотивов поведения.
Качество ансамблевого исполнительства – умение слушать общее звучание.
Очень динамичные отношения, да они и особенные у тех, кто участвует в конкурсах. В моей практике это была и вокальная группа девочек «Непоседы», хор педагогов ГорОНО, юные исполнители вокала. Никто не оспаривает роль педагога по специальности, но на конкурсе все иначе, здесь огромная поддержка, помощь концертмейстера.
Здесь важны 3 этапа подготовки:

1) Этап ознакомления с музыкальным произведением.
2) Этап воплощения исполнительского замысла.
3) Этап предконцертной-конкурсной подготовки – репетиции в разное время и в разных условиях.

На самом концерте-конкурсе концертмейстер и солист живут и дышат одним миром, воздухом, атмосферой солидарности и понимания, концертного волнения.
И что еще хочется отметить. Ведущая роль здесь отводится солисту, ему и аплодисменты, и цветы. Это жизнь и нет в этом ничего обидного. Успех солиста – общий успех!
Роль концертмейстера не бывает вторичной. Мастерство измеряется синхронностью, высоким исполнением своей партии, балансом соотношения партий.
Главное – целостность исполнения, создаваемого образа, который рождается в творческом партнерстве.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких, как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильная реакция и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка, воля, педагогический такт и чуткость.
В заключение хочется сказать, что сегодня роль концертмейстера пробивается в жизнь. Стало доброй традицией на исполнительских конкурсах всех уровней награждать концертмейстера дипломом и грамотой.
В музыкально-педагогической практике утверждается положение, что деятельность концертмейстера в детской музыкальной школе напрямую влияет на эффективность и уровень совместных концертных выступлений.

Список литературы.


1. Е. И. Кубанцева «Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность». - //Музыка в школе 2001 г.
2. М. А. Смирнов «О работе концертмейстера». – М.: «Музыка», 1974 г.
3. Е. М. Шендерович «В концертмейстерском классе». – М: «Музыка», 1996 г.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Марко (2015-10-29) | Автор: Мазоренко Вера Ивановна E
Просмотров: 1303 | Комментарии: 5 | Теги: фортепиано, аккомпанемент, аккомпаниатор, концертмейстерство, ансамблевая игра, Концертмейстер | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-16, 7:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru