Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Психолого - педагогические условия организации трио баянистов Ансамблевая игра - популярный вид коллективного музыцирования баянистов- аккордеонистов. Трио многотембровых готово- выборных баянов - аккордеонов , это универсальный камерный ансамбль , который обладает многими красками мини - оркестра. Трио баянистов - аккордеонистов имеет большой диапозон , для него характерна богатейшая палитра динамических оттенков , широкая гамма тембровых красок. Специфика звукоизвлечения позволяет баяну и аккордеону достигать ансамблевой мелодичной выразительности , которой обладает, например , только человеческий голос или скрипка. Широкие возможности инструмента - филировка звука , яркость и оригинальность меховых приёмов , разнообразие исполнительской техники - всё это придаёт звучанию трио баянистов свежесть , самобытность и неповторимость звучания классических , народных и эстрадных мелодий , позволяет доносить до слушателя самые различные - и в фактурных , стилистических и жанровых отношениях , музыкальные произведения. Баян - относительно молодой музыкальный инструмент , история создания которого не насчитывает и 100 лет. Первый баянный русский мастер - Пётр Стерлигов , 1913 год. По сегодняшний день идёт интенсивный поиск конструктивных возможностей баяна , его исполнительских , технических качеств. Высокое качество звучания , натуральность , простота , вместе с тем величие и масштабность , мобильность и камерность - всё это помогло трио баянов- аккордеонов приобрести популярность , любовь и признание у широкого круга музыкантов и слушателей , любителей и профессионалов. Исполнение музыкальных произведений ансамблем даёт большие возможности в реализации исполнительских задумок музыканта, формирования его как творческой личности. Во- первых, ансамблем можно успешно исполнять более сложный репертуар : камерную, оперно- симфоническую, органную, эстрадную музыку и др. произведения, что обеспечивает его участникам развитие музыкальной культуры в широком смысле этого слова. Во- вторых, в ансамбле воспитываются и утверждаются многие профессиональные способности и отдельные качества , необходимые музыканту : музыкальный слух во всех его компонентах - звуковысотный, мелодический, полифонический, темброво- динамический ; навыки чтения нот с листа, навыки самоконтроля, самодисциплины ; владения концентрацией и распределением внимания ; умение находить выход из непредвиденной ситуации. Ансамбль существует тогда, когда есть единая цель, одна художественная идея и одна воля в творческом процессе. Этим категориям подчиняются остальные задачи : по техническим особенностям музыкального произведения, понимание ансамблистами своей партии как органичной части целого. Традиционной формой ансамблевой игры у баяна - аккордеона является трио баянистов - аккордеонистов. Эта форма музыцирования значительно расширяет ( по сравнению с индивидуальным исполнительством ) богатство музыкальной выразительности , помогает утверждать исполнительские навыки , воспитывает ценные профессиональные качества. Каждый музыкант ансамбля является участником музыкального диалога. Он умеет слушать, понимать, и тонко чувствовать своих партнёров, а когда требуется, то и заставить их слушать себя. Ансамблист - это талантливый творческий музыкант, который тонко реагирует на эмоции и мысли исполнителей и отвечает им взаимопониманием и готовностью включаться в исполнительский процесс. Ансамбль баянистов - одновременно и форма коллективного творчества, которая способствует воспитанию участников коллектива, создаёт своеобразный психологический климат, формирует характер, волю, общие интересы. Творческая атмосфера в ансамбле может быть достигнута только на основе взаимопонимания, согласия, самокритичности, стремлении к профессионализму. Большое значение имеет совместимость психологических характеров. Такие черты личности, как работоспособность, честность, способность к эмпатии положительно влияют на успешность совместной работы. Безусловно, в первую очередь при создании ансамбля, нужен соответствующий профессиональный уровень подготовки, единство в характере, мышлении, эмоциях. Такое единство достигается и зависит не только от каждого исполнителя, но и от преподавателя - художественного руководителя. Именно он, как дирижёр, во время репетиций определяет темп, динамику, даёт рекомендации по преодолению технических трудностей, помогает искать пути для их решения. Не всё, однако, зависит от педагога, особенно при исполнении музыкального произведения во время концерта. Опыт работы в ансамбле даёт основание говорить о том, что существует необходимость в концертмейстере, имеющего дополнительные обязанности во время исполнения музыкального произведения на сцене, а также содействует в создании творческой группы, помогает руководителю. Он, как правило, участвует в подборе репертуара, в выучивании нотного текста ансамблистами, несёт ответственность перед руководителем за организацию репетиций и др. Он - концертмейстер, является в сущности лидером творческой творческой группы и имеет все необходимые качества ведущего музыканта. Это, обычно, исполнитель первой партии, обладающий хорошим звуком, отличными ритмическими и техническими данными. Во время выступления концертмейстер как бы ненароком, неприметно для аудитории, кивком головы показывает начало игры - ауфтакт, а также снятие звучания, замедление, ускорение темпа. Своим темпераментом, игрой на инструменте, концертмейстер может эмоционально воздействовать на партнёров, повести их за собою. В целом ансамбль выполняет следующие функции: 1. Коллективное музыцирование позволяет каждому из участников реализовать себя как творческую личность, создать оптимальные условия для её реализации, развивать свои профессиональные качества, повышать коммуникативность. 2. Ансамбль является мини- коллективом референтной структурой для его участников, где формируются профессиональные и личностные качества, индивидуальность исполнителей. В свою очередь, индивидуальность исполнителей подчиняется целям коллектива и исполнительским задачам по передаче содержания музыкального произведения. 3. Ансамбль трио баянистов - аккордеонистов - это не только концертная единица, но ещё и своеобразная творческая лаборатория, где происходит репетиционная работа, обработка музыкального материала, переложение произведений классического репертуара, исследование тенденций современного музыкального исполнительства и его истории, а главное - концертная деятельность, в процессе которой, личность реализует себя в творчестве. Преподаватели по классу баяна: Горбатенко О.Д. Брусенцов В.В. г. Караганда Специализированная музыкальная школа – интернат 2015г. | |
Просмотров: 630 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|