Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Мотивация учебной деятельности у начинающих обучаться игре на фортепиано.
Мотивы – это то, что побуждает деятельность человека. От развития мотивации (мотивов учения) у младшего школьника к обучению игре на фортепиано зависит насколько успешно пройдет начальный период обучения.
Обычно мотивация младшего школьника лежит на поверхности. Он хочет заслужить похвалу и одобрение старших, взяться за новое «взрослое» дело, выполнить ответственное поручение. Дети любят выступать на сцене, показать себя с лучшей стороны перед сверстниками. На ребенка действует необычная атмосфера музыкальной школы, ему все интересно, ново, необычно, все возбуждает любопытство и любознательность. Но потом начинаются будни с их каждодневными занятиями. Педагог вынужден заниматься вопросами инструментальной технологии: постановкой игрового аппарата, изучением аппликатуры, нотной грамотой, выработкой правильного звукоизвлечения и т.д. Наверно, надо сразу же предупредить ученика, что первый этап в обучении игре на музыкальном инструменте самый трудный и неинтересный, и при этом сделать так, чтобы трудное и неинтересное стало увлекательным, несложным и хорошо усваивалось. В этот момент важно не утратить волнительную, захватывающую атмосферу музыкальных занятий и постараться, чтобы впечатления от получаемых знаний вызывали у ребенка живой эмоциональный отклик, и он активно включался в процесс обучения. Именно во время урока учитель может сформироваться интерес ребенка к учебной деятельности в целом и к занятиям игры на музыкальном инструменте в частности.
Наиболее эффективными средствами повышения заинтересованности ученика является как можно более раннее вовлечение в сферу художественных интересов. Г.Г.Нейгауз писал: «Как можно раньше от ребенка нужно добиться, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, бодрую – бодро, торжественную – торжественно… и довел бы свое художественно-музыкальное намерение до полной ясности. По свидетельству опытных педагогов детских школ, дети с гораздо большим воодушевлением играют народные мелодии, чем инструктивную детскую литературу, где преследуются чисто технические и «умственные» задачи. Эти задачи, разрешение которых развивает и ум, и пальцы ребенка, его действенную «рабочую» энергию и поэтому совершенно необходимые и незаменимые, оставляют совершенно незатронутыми его душу и воображение». Кроме народных мелодий Г.Г.Нейгауз советовал пользоваться множеством простейших мелодий Гайдна, Моцарта, Вебера, Чайковского, Глинки и других, сборниками Шумана и Чайковского, специально посвященными детям и юношеству и имеющими чисто художественную ценность.
Д.Кабалевский отмечал: «Урок – не урок, если нет душевной близости учителя с учениками, взаимопонимания. Особенно на занятиях музыкой, когда мы учим не только слушать, а слышать ее, размышлять о ней и, главное, чувствовать ее». Учащиеся младших классов обычно безгранично доверяют своему учителю, выполняют любые требования педагога. Это не значит, что учителю не надо объяснять смысла поставленных задач. Но объяснения должны быть предельно ясными, лаконичными, иметь близкую и доступную мотивацию. При этом полезно опираться на яркие образы и сравнения, взятые из хорошо известных ребенку явлений.
У детей младшего возраста необходимо развивать ассоциативное мышление, способность воспринимать ими художественную реальность и понимать своеобразие языка искусства. Ассоциация – это психический процесс, в результате которого одни представления вызывают в уме другие. В развитии ассоциативного мышления ребенка поможет метод комплексного воздействия звукового, музыкального и изобразительного рядов. Успешное применение метода обусловлено способностью детей видеть мир целостными художественными образами. Ассоциативно соотнести предметы и явления окружающего мира, создать с помощью своего воображения новые образы – вот то на чем строится художественное творчество. Использование широкого комплексного подхода с привлечением различных видов искусств обеспечит торможение рациональных и выдвижение на первый план эмоциональных реакций.
Л.Баренбойм считал, что при разучивании произведения «необходимо бывает выйти за пределы элементарного разбора средств музыкальной выразительности и, если это возможно, окружить пьесу жизненными обстоятельствами, пусть и воображаемыми, которые ее породили. Вот почему умственная работа ребенка, о которой идет речь, должна быть, как мы полагаем, теснейшим образом связана с его образным и музыкально-ассоциативным мышлением. Поэтому на уроке мы окружаем музыкальную пьесу воображаемыми обстоятельствами, привлекаем внимание к обстановке, в которой она могла бы прозвучать, к действиям ее «героев», проводит параллели и т.д.».
На уроке педагогу-музыканту следует учитывать, что детское восприятие обычно связано с практической деятельностью, то есть воспринимать предмет – значит что-то делать с ним. Ребенок быстро утомляется от объяснений педагога и охотно переключается на практические упражнения за инструментом. Непременно следует учитывать, что произвольное внимание ребенка может быть сосредоточено в течение 15-20 минут, т.е. в относительно небольшом промежутке времени. При этом у ученика младшего возраста в большей мере развито непроизвольное внимание: его привлекает все новое, яркое, необычное.
Непроизвольное внимание может поддерживать интерес к предмету, поэтому педагог должен уметь сделать урок интересным, вводя живой диалог, игровые элементы, избегать монотонности и скуки. При этом настойчиво и систематически следует развивать произвольное внимание. В этом есть и элементы нравственного воспитания: ведь по мере того, как ребенок приобретает навыки учебы, «учится учиться», - он начинает получать удовольствие от выполнения своих обязанностей, испытывает удовлетворение от результатов занятий. К.Д.Ушинский утверждал, что «не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».
Очень важно в течение урока менять виды деятельности. Это требует от педагога владения основными методами обучения (объяснение, беседа, показ, упражнение) и умения применить их в практической работе. Л.Баренбойм советует в беседах использовать вопросительную форму изложения – один из очень важных дидактических приемов, способных натолкнуть ученика на размышления, побудить к мыслительной работе и вызвать к ней интерес. Вопросы надо ставить так, чтобы для ответа на них ребенку приходилось вслушиваться в музыку. Нередко основой для них служат сопоставления и сравнения. Проведение аналогий и поиски различий (другой важный дидактический прием) и сами по себе способны натолкнуть ребенка на размышления. В ряде случаев использованию метода сравнений помогает временное переиначивание музыкального материала с последующим сопоставлением видоизмененного с основным. Еще один дидактический прием, который способен дать импульс умственной деятельности ребенка и разбудить его образное мышление, можно озаглавить: «Реши сам!»
Известно, что внимание непосредственно зависит от темпа учебной работы. А.Артоболевская больше всего боялась не «перегрузки», а топтания на месте – недогрузки, в результате которой ребенок начинает уставать, отключается, теряет интерес и ритм занятий. «Меняйте элементы занятий, элементы преподносимых знаний, чтобы получалась «цепь» - как будто даже не связанных между собой (в представлении ребенка) элементов. Все эти элементы давайте ребенку параллельно, возвращаясь к ним в процессе занятий понемногу, пока не окажется, что они твердо усвоены. Потом обязательно наступит момент, когда отдельные элементы сольются в единое целое. Таковы, на мой взгляд, основные принципы «опережающей педагогики»».
Одним из важных мотивов обучения является оценка работы ученика на уроке. Речь, прежде всего, идет о словесной оценке, хорошо обоснованной и высказанной с соответствующим педагогическим тактом. Такая оценка обычно понятна ребенку и дает необходимый эффект.
Что касается отметки по принятой шкале, то она не всегда является стимулом для повышения активности ребенка, прежде всего потому, что ее критерии видны педагогу, но далеко не всегда убедительны для ученика. Дети в этот период очень различны: кто-то лучше подготовлен к учебе, быстрее «схватывает», обладает большим словарным запасом и т.д., у кого-то возможности скромнее. Учитель подходит к оценке их труда дифференцированно – что абсолютно правильно, - но при переводе на пятибалльную шкалу отметок выглядит это очень субъективно и порой неубедительно. В то время, когда знания и умения еще незначительны, отметка, определяя возможности ученика, может вызвать ненужные эмоциональные переживания.
В работе с начинающими пианистами очень существенно, чтобы ребенок осознавал мотивы и цели обучения. Интерес к процессу работы и ее перспективам активизирует запоминание материала, поскольку это нужно для живого, понятного и интересного дела.

Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Ленинград: Советский композитор, 1989.
Фирсова Д. Великий труд – доброта // А.Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста. М.: Советский композитор, 1991.
Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя / Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1981.
Категория: Уроки музыки | Добавил: OK-sana (2016-01-29) | Автор: Багриенко Оксана Григорьевна E
Просмотров: 226 | Комментарии: 1 | Теги: мотивация учащихся | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 10:47 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru