Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

урок музыки в 6 классе Тема урока: «Застывший миг казахского вальса»
Северо-Казахстанская область
КГУ "СШ №4 г. Тайынша"
Перевоз Светлана Александровна

урок музыки в 6 классе
Тема урока: «Застывший миг казахского вальса»
Цель урока: познакомить с песнями, написанными в жанре вальса: «Казахским вальсом» Л. Хамиди, «Весенним вальсом» А.Зацепина и вальсовыми песнями Ш. Калдаякова, сформировать краткие знания о композиторах, ознакомить с лучшими исполнительницами «Казахского вальса» К. Байсеитовой, Б. Тулегеновой, Н.Усенбаевой, познакомить с творчеством выдающейся исполнительницы, танцовщицы Ш. Жиенкуловой и художницы, изобразившей «Застывший миг казахского вальса».
Задачи:
Образовательная: формировать представления о связи между музыкой и живописью в искусстве; дать понятие «музыкальный портрет», сопоставить понятия «музыка – живопись», «живопись-музыка», как единое целое; повторить знания учащихся о вальсе (жанр, размер, где чаще всего используется, в песнях или в танцах); рассмотреть картины казахстанских художниц, посвящённые музыке.
Развивающая: развивать творческие потребности, интерес к художественному и музыкальному искусствам, сформировать представление «музыкальные портреты», закрепить понятие «изобразительная музыка».
Воспитывающая: вызвать интерес к творчеству композиторов и художников; формировать эстетический вкус.
Тип урока: урок углубления знаний.

Музыкальный материал:
1. Л. Хамиди «Казахский вальс» - слушанье, пение по учебникам, краткий рассказ о композиторе, запись в тетради. Портрет Шары Жиенкуловой из цикла портретов «Казахский вальс» Г. Исмаиловой.
2. Картина А. Галимбаевой «Поющие девушки» (1983 г.).
3. А. Зацепин «Весенний вальс» - слушанье, просмотр фрагмента из кинофильма.

Художественный материал: стихотворение Н. Листова «Я помню вальса звук прелестный»
Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!

Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат…
Зрительный ряд:
Картины казахстанских художниц Айши Галимбаевой (1917-2008) и Гульфайруз Исмаиловой (1929-2013), посвящённые музыке, видео исполнения песен, танца «Шары».

Ход урока:

1. Организационный этап.
Приветствие учителя, создание рабочей обстановки, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания школьников.

2. Проверка домашнего задания.
Учитель просит учащихся сдать рисунки. Оценивание.

3. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке вы услышите несколько вальсов, созданных композиторами Казахстана, а так же увидите картины казахстанских художников, связанные с музыкой.

4. Формирование новых понятий и способов действия.
Учитель может чередовать слушанье, работу по учебнику, исполнение песен под плюсовые фонограммы, просмотр картин или видео. Также свободно можно выбрать объём работы на уроке, главное, чтобы учащиеся услышали красоту вальсов и красоту картин, что вместе составляет духовную составляющую урока. Говоря о картине «Шара», можно сказать, что танцовщица много времени уделяла воспитанию танцовщиц в Алма-атинском хореографическом училище. Один из репетиционных залов (зал № 5) носит её имя и картина, подаренная училищу Г. Исмаиловой, находится именно там.
Латыф Абдылхаевич Хамиди (1906 -1983) - казахский композитор, заслуженный артист КазССР, заслуженный деятель искусств КазССР. Это человек своеобразной судьбы. Татарин, избравший родиной Казахстан. Скромный человек, создавший грандиозную оперу. Разработчик таких жанров казахской музыки, как марш, вальс, массовая песня. Интеллектуал, интеллигент, человек высочайшей культуры. Воспитатель плеяды профессионалов в области композиции и инструментовки. Л.А.Хамиди являлся мастером хоровых обработок народных казахских песен, опер и симфонических произведений, одним из авторов Государственного гимна Казахской ССР, педагогом, дирижером и музыкально-общественным деятелем. Новинок от Хамиди ждали певцы и оркестры, режиссеры театра и кино нуждались в его композиторском чутье. «Казахский вальс» - первый вальс в национальной казахской музыке. Трепещущий «Булбул» в исполнении Бибигуль Тулегеновой, услышанный единожды, не забывается никогда.
Рассказ о Калдаякове, которого называли «казахским королём вальса» и исполнителях песни - братьях Муслиме и Ришаде Абдуллиных.
Портрет (франц. portrait, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту») - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Говоря о картине «Шара», можно сказать, что танцовщица много времени уделяла воспитанию танцовщиц в Алма-атинском хореографическом училище. Один из репетиционных залов (зал № 5) носит её имя и картина, подаренная училищу Г. Исмаиловой, находится именно там.
-Слушая песню А.Зацепина, вспомним, что совсем недавно, на уроке, мы исполняли его песню «Куда уходит детство», но песня о весне написана намного раньше.
5. Этап подведения итогов урока.
Обобщение материала урока, оценки за работу на уроке.

6. Этап рефлексии.
Думаю, что вы узнали на уроке много нового. Возможно, кто-то заинтересовался музыкой, танцами, живописью. Надеюсь, что вам захочется посмотреть картины художников, на которых изображена музыка.
Домашнее задание: найти картины, связанные с музыкой, кратко рассказать о художнике и истории возникновения картины.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Аlina (2016-02-07)
Просмотров: 238 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 9:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru