Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Игра на уроках сольфеджио, как метод активизации знаний
Урок по сольфеджио
преподавателя Петровой Ю.Ю.
с учащимися 2 класса

Тема урока: «Игра на уроках сольфеджио, как метод активизации знаний»
Тип урока: - обобщающий: (повторение)
Вид урока: - урок - игра
Цель урока: закрепление пройденного материала
Задачи:
• закрепить пройденные понятия;
• обучить приемам, обеспечивающим развитие музыкального слуха;
• развить музыкальный слух в комплексном подходе, умение применять теоретические знания на практике, аналитического мышления, образно-эмоциональной сферы;
• воспитать организованность, работоспособность, активность, самостоятельность, любовь и интерес к музыке, предмету «Сольфеджио»
Оборудование для занятия:
Фортепиано, аккордеон, домбра, ноты, доска с магнитами
Методы обучения: проблемный, проблемно-поисковый, эвристический, игровой. Методическое обеспечение: лесенка, ручные знаки, ритмические таблицы, клавиатура Учебники: Калмыков, Фридкин. Учебник сольфеджио для 2 класса Г.Калинина. Музыкальные занимательные диктанты для младших кл. ДМШ Т.Сиротина. Ритмическая азбука Т.Сиротина. Музыкальный букварь О.Камозина. Неправильное сольфеджио

Пояснительная записка к уроку
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую.
Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является, пожалуй, самым действенным двигателем в его обучении чему-либо. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является ИГРА как естественная форма его существования.
Опора в обучении на игру выводит ребенка из-под дидактического «пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное, - влияет на качество усвоения материала (дети начинают все «схватывать на лету»).
Применение более сложных и интересных игровых методик с детьми 9-14 лет актуально, т.к. именно в этом возрасте многие дети переживают «кризис обучения» в музыкальной школе и нередко бросают ее.
Данный урок показывает различные игровые формы в таких видах музыкальной деятельности на уроке сольфеджио, как вокально-интонационнные упражнения, сольфеджирование, слуховой анализ и диктант.
Для чего дети пришли на музыкальные занятия? Для того, что бы стать артистами, выступать перед публикой, выслушивать похвалу в свой адрес. Но настоящий успех даётся тяжким трудом, и ожидают юных музыкантов не только похвала. А они - то этого ещё не знают, они к этому не готовы! Поэтому на своих уроках я стараюсь сохранить ощущение праздника при каждой встрече с музыкой! И мой напарник - игра.
Буду признательна всем педагогам за рекомендации и предложения!

План урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Распевка и закрепление теоретического материала - 7 мин.
3. Опрос домашнего задания – 10 мин.
4. Чтение с листа ритмических партитур («Ритмические перебивки») – 10 мин.
5. Занимательный диктант – 7 мин.
6. Анализ на слух – 3 мин.
7. Письменное упражнение на построение интервальных цепочек - 3 мин. 8. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание – 3 мин
Ход урока: 1. Организационный момент (определение целей урока, мобилизация внимания) - Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас! Сегодня у нас гости (представление гостей). Постарайтесь работать слажено и внимательно. Давайте покажем каким азартным и интересным может быть сольфеджио. Начнём с традиционной распевки.
2. Распевка.
Песенки- правила являются музыкальным обучающим дидактическим материалом, отвечают идее сольфеджио, возрастным особенностям учащихся младшего школьного возраста, способствуют оптимизации обучения. Дети с удовольствием поют и играют эти песенки в разных тональностях, естественно усваивая элементы музыкального языка и музыкальную терминологию. Идея не новая, она присутствует в методике многих сольфеджистов: Ветлугиной, Кирюшина, Металлиди, Камаевой, но каждый реализует её по-своему.
В данном случае это сочетание доступности, простоты материала с краткостью изложения при предельной концентрации изучаемого музыкального грамматического элемента как в тексте, так и в мелодии. Дети с удовольствием выучивают и исполняют эти песенки, естественно усваивая необходимый грамматический элемент. Решается важнейшая для формирования музыканта задача: мыслящее восприятие, думающий слух, анализирующая мысль. Форма изложения теоретических сведений в песенках приближена к разговорной речи и представляет собой не готовые формулировки, а раздумья, заключения, к которым ученики приходят самостоятельно. Все необходимые теоретические сведения содержатся в предлагаемых песенках-правилах. Это в значительной степени экономит время на уроке, поскольку позволяет отказаться от утомительных записей.

Ниже дано объяснение материала по учебному пособию О.Камозиной «Неправильное сольфеджио», что облегчает восприятие темы учениками и заметно ускоряет ее усвоение:

Обратить внимание учеников, что слово «натуральный» встречается не только в музыке. К примеру, говорят, «помидоры натуральные». Это означает, что блестящие красные помидоры сняли с куста, не солили, не перчили, не поливали маслом, а оставили такими, как их сотворила природа. Латинское слово «натура» означает природа.
Исполняется «Песенка про натуральный минор».
Песенка про гармонический минор.
В аккордах, т.е. в гармониях увеличенная секунда ведет себя тихо и незаметно, ее просто не замечаешь. Но в мелодиях ее узнаешь сразу, она придает музыке восточный характер.
(петь цепочкой по двое, транспонируя мелодию в си, ре, ми минор)
Поэтому гармоническую минорную гамму мы назвали гаммой Аладдина.
Песня о мелодическом миноре и пентатонике
Интервалы. Изучая интервалы, мы поем попевку на каждый интервал, но сегодня используем только две: про терцию (так как она является строительным материалом для трезвучий) и про септиму.

3. Опрос домашнего задания.
Пение гаммы Ре мажор, Т3, вводных звуков, б3 на I, IV и V ступенях, м2 на III и VII ступенях, си минора трех видов (индивидуальный опрос)
№ 253 (Калмыков, Фридкин. Учебник сольфеджио) – петь цепочкой по фразам, разобрать по интервалам 1 фразу.

4. Читка с листа ритмических партитур
Дать понятие «партитура»
Игра предназначена для развития метроритмических слуховых и двигательных навыков.
а) На доске – ритмические карточки. Необходимо определить по ритму размер и разложить в одну колонку ритмические карточки в размере ¾, в другую – в размере 4/4 (2 ученика).
б) На доске – две карточки (лежащие одна под другой) с одинаковым временным объемом ритмических рисунков. Ученики по одному стучат ритмическое двухголосие: правой рукой – верхний, левой рукой – нижний. Карточки можно поменять местами: то, что озвучивала правая рука, переходит в левую и наоборот. Ритмические рисунки правой и левой руки можно темброво развести, например, играть их на определенных звуках в разных регистрах фортепиано.
в) Педагог раздает ученикам по одной ритмической карточке. Ребята внимательно изучают свой ритм и поднимают ее в том случае, когда ритм прозвучавшей мелодии совпадает с ритмом их карточки.
Таким образом, с одним и тем же материалом мы проделываем разные упражнения: повторяем группировку длительностей, читаем с листа ритмические партитуры (двухголосие), развивая координацию рук и проверяем усвоение ритмов на слух в последнем упражнении.

5. Занимательный диктант - № 33 из сборника Г.Ф Калининой «Музыкальные занимательные диктанты для младших классов ДМШ»

Определить размер, назвать ритмические особенности, разделить мелодию на такты, указать длительности. Количество проигрываний – 3.



6. Анализ на слух
Основные задачи этой формы работы следующие:
-воспитать целенаправленное восприятие;
-служить основным средством знакомства с новыми музыкальными явлениями;
-способность накопления в памяти различных слуховых впечатлений, являющихся основой для формирования определенных понятий;
-развивать музыкальное мышление учащихся, то есть способность осознавать слышимое, проводить сравнения, синтезировать и дифференцировать явления;
-помогать развитию и укреплению памяти и внутреннего слуха.
Для развития тембрового слуха на уроке я использую слушание гармонических и мелодических интервалов в звучании разных инструментов: шертере, баяне, скрипке, домбре и т.д. (Очень удобно иметь на уроке синтезатор). Стимулирующее значение в данном виде деятельности играет привлечение самих учащихся для исполнения слухового анализа (самый активный ученик готовит слуховой анализ к следующему уроку).

7. «Интервальные задачки».
Упражнение выполняется при помощи магнитов на доске.

Тема «Аккорды» изучается только в 3 классе, но подобное задание учит ребят быстро и правильно строить аккорды от любого звука (метод забегания вперед).

8. Выставление отметок за урок.
Домашнее задание: сочинить 4-х тактовую ритмическую партитуру с пройденными ритмическими особенностями в размере 4/4, играть на фортепиано на любом консонирующем интервале.
№ 212 - сочинить второе предложение, петь.


Список использованной литературы:

1. Ефремова Л.Учиться интересно/Пособие по сольфеджио.- Санкт-Петербург,2006

2. Камаева Т, Камаев А. Может ли сольфеджио быть азартным. – Москва,2006

3. Как преподавать сольфеджио в XXI веке.//Сборник статей/Сост.О.Берк.- Москва, 2006

4. Камозина О. Неправильное сольфеджио.- Ростов-на-Дону, 2009

5. Лернер Е. Сольфеджио, которое мы можем потерять. – Москва,2005
Категория: Уроки музыки | Добавил: jul-pet1978 (2016-02-12) | Автор: Петрова Юлия Юрьевна ДМШ№3 Актобе E
Просмотров: 470 | Теги: 2 класс, игра, Сольфеджио | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru