Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Урок по сольфеджио преподавателя Петровой Ю.Ю. с учащимися 2 класса Тема урока: «Игра на уроках сольфеджио, как метод активизации знаний» Тип урока: - обобщающий: (повторение) Вид урока: - урок - игра Цель урока: закрепление пройденного материала Задачи: • закрепить пройденные понятия; • обучить приемам, обеспечивающим развитие музыкального слуха; • развить музыкальный слух в комплексном подходе, умение применять теоретические знания на практике, аналитического мышления, образно-эмоциональной сферы; • воспитать организованность, работоспособность, активность, самостоятельность, любовь и интерес к музыке, предмету «Сольфеджио» Оборудование для занятия: Фортепиано, аккордеон, домбра, ноты, доска с магнитами Методы обучения: проблемный, проблемно-поисковый, эвристический, игровой. Методическое обеспечение: лесенка, ручные знаки, ритмические таблицы, клавиатура Учебники: Калмыков, Фридкин. Учебник сольфеджио для 2 класса Г.Калинина. Музыкальные занимательные диктанты для младших кл. ДМШ Т.Сиротина. Ритмическая азбука Т.Сиротина. Музыкальный букварь О.Камозина. Неправильное сольфеджио Пояснительная записка к уроку Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую. Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является, пожалуй, самым действенным двигателем в его обучении чему-либо. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является ИГРА как естественная форма его существования. Опора в обучении на игру выводит ребенка из-под дидактического «пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное, - влияет на качество усвоения материала (дети начинают все «схватывать на лету»). Применение более сложных и интересных игровых методик с детьми 9-14 лет актуально, т.к. именно в этом возрасте многие дети переживают «кризис обучения» в музыкальной школе и нередко бросают ее. Данный урок показывает различные игровые формы в таких видах музыкальной деятельности на уроке сольфеджио, как вокально-интонационнные упражнения, сольфеджирование, слуховой анализ и диктант. Для чего дети пришли на музыкальные занятия? Для того, что бы стать артистами, выступать перед публикой, выслушивать похвалу в свой адрес. Но настоящий успех даётся тяжким трудом, и ожидают юных музыкантов не только похвала. А они - то этого ещё не знают, они к этому не готовы! Поэтому на своих уроках я стараюсь сохранить ощущение праздника при каждой встрече с музыкой! И мой напарник - игра. Буду признательна всем педагогам за рекомендации и предложения! План урока: 1. Организационный момент – 2 мин. 2. Распевка и закрепление теоретического материала - 7 мин. 3. Опрос домашнего задания – 10 мин. 4. Чтение с листа ритмических партитур («Ритмические перебивки») – 10 мин. 5. Занимательный диктант – 7 мин. 6. Анализ на слух – 3 мин. 7. Письменное упражнение на построение интервальных цепочек - 3 мин. 8. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание – 3 мин Ход урока: 1. Организационный момент (определение целей урока, мобилизация внимания) - Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас! Сегодня у нас гости (представление гостей). Постарайтесь работать слажено и внимательно. Давайте покажем каким азартным и интересным может быть сольфеджио. Начнём с традиционной распевки. 2. Распевка. Песенки- правила являются музыкальным обучающим дидактическим материалом, отвечают идее сольфеджио, возрастным особенностям учащихся младшего школьного возраста, способствуют оптимизации обучения. Дети с удовольствием поют и играют эти песенки в разных тональностях, естественно усваивая элементы музыкального языка и музыкальную терминологию. Идея не новая, она присутствует в методике многих сольфеджистов: Ветлугиной, Кирюшина, Металлиди, Камаевой, но каждый реализует её по-своему. В данном случае это сочетание доступности, простоты материала с краткостью изложения при предельной концентрации изучаемого музыкального грамматического элемента как в тексте, так и в мелодии. Дети с удовольствием выучивают и исполняют эти песенки, естественно усваивая необходимый грамматический элемент. Решается важнейшая для формирования музыканта задача: мыслящее восприятие, думающий слух, анализирующая мысль. Форма изложения теоретических сведений в песенках приближена к разговорной речи и представляет собой не готовые формулировки, а раздумья, заключения, к которым ученики приходят самостоятельно. Все необходимые теоретические сведения содержатся в предлагаемых песенках-правилах. Это в значительной степени экономит время на уроке, поскольку позволяет отказаться от утомительных записей. Ниже дано объяснение материала по учебному пособию О.Камозиной «Неправильное сольфеджио», что облегчает восприятие темы учениками и заметно ускоряет ее усвоение: Обратить внимание учеников, что слово «натуральный» встречается не только в музыке. К примеру, говорят, «помидоры натуральные». Это означает, что блестящие красные помидоры сняли с куста, не солили, не перчили, не поливали маслом, а оставили такими, как их сотворила природа. Латинское слово «натура» означает природа. Исполняется «Песенка про натуральный минор». Песенка про гармонический минор. В аккордах, т.е. в гармониях увеличенная секунда ведет себя тихо и незаметно, ее просто не замечаешь. Но в мелодиях ее узнаешь сразу, она придает музыке восточный характер. (петь цепочкой по двое, транспонируя мелодию в си, ре, ми минор) Поэтому гармоническую минорную гамму мы назвали гаммой Аладдина. Песня о мелодическом миноре и пентатонике Интервалы. Изучая интервалы, мы поем попевку на каждый интервал, но сегодня используем только две: про терцию (так как она является строительным материалом для трезвучий) и про септиму. 3. Опрос домашнего задания. Пение гаммы Ре мажор, Т3, вводных звуков, б3 на I, IV и V ступенях, м2 на III и VII ступенях, си минора трех видов (индивидуальный опрос) № 253 (Калмыков, Фридкин. Учебник сольфеджио) – петь цепочкой по фразам, разобрать по интервалам 1 фразу. 4. Читка с листа ритмических партитур Дать понятие «партитура» Игра предназначена для развития метроритмических слуховых и двигательных навыков. а) На доске – ритмические карточки. Необходимо определить по ритму размер и разложить в одну колонку ритмические карточки в размере ¾, в другую – в размере 4/4 (2 ученика). б) На доске – две карточки (лежащие одна под другой) с одинаковым временным объемом ритмических рисунков. Ученики по одному стучат ритмическое двухголосие: правой рукой – верхний, левой рукой – нижний. Карточки можно поменять местами: то, что озвучивала правая рука, переходит в левую и наоборот. Ритмические рисунки правой и левой руки можно темброво развести, например, играть их на определенных звуках в разных регистрах фортепиано. в) Педагог раздает ученикам по одной ритмической карточке. Ребята внимательно изучают свой ритм и поднимают ее в том случае, когда ритм прозвучавшей мелодии совпадает с ритмом их карточки. Таким образом, с одним и тем же материалом мы проделываем разные упражнения: повторяем группировку длительностей, читаем с листа ритмические партитуры (двухголосие), развивая координацию рук и проверяем усвоение ритмов на слух в последнем упражнении. 5. Занимательный диктант - № 33 из сборника Г.Ф Калининой «Музыкальные занимательные диктанты для младших классов ДМШ» Определить размер, назвать ритмические особенности, разделить мелодию на такты, указать длительности. Количество проигрываний – 3. 6. Анализ на слух Основные задачи этой формы работы следующие: -воспитать целенаправленное восприятие; -служить основным средством знакомства с новыми музыкальными явлениями; -способность накопления в памяти различных слуховых впечатлений, являющихся основой для формирования определенных понятий; -развивать музыкальное мышление учащихся, то есть способность осознавать слышимое, проводить сравнения, синтезировать и дифференцировать явления; -помогать развитию и укреплению памяти и внутреннего слуха. Для развития тембрового слуха на уроке я использую слушание гармонических и мелодических интервалов в звучании разных инструментов: шертере, баяне, скрипке, домбре и т.д. (Очень удобно иметь на уроке синтезатор). Стимулирующее значение в данном виде деятельности играет привлечение самих учащихся для исполнения слухового анализа (самый активный ученик готовит слуховой анализ к следующему уроку). 7. «Интервальные задачки». Упражнение выполняется при помощи магнитов на доске. Тема «Аккорды» изучается только в 3 классе, но подобное задание учит ребят быстро и правильно строить аккорды от любого звука (метод забегания вперед). 8. Выставление отметок за урок. Домашнее задание: сочинить 4-х тактовую ритмическую партитуру с пройденными ритмическими особенностями в размере 4/4, играть на фортепиано на любом консонирующем интервале. № 212 - сочинить второе предложение, петь. Список использованной литературы: 1. Ефремова Л.Учиться интересно/Пособие по сольфеджио.- Санкт-Петербург,2006 2. Камаева Т, Камаев А. Может ли сольфеджио быть азартным. – Москва,2006 3. Как преподавать сольфеджио в XXI веке.//Сборник статей/Сост.О.Берк.- Москва, 2006 4. Камозина О. Неправильное сольфеджио.- Ростов-на-Дону, 2009 5. Лернер Е. Сольфеджио, которое мы можем потерять. – Москва,2005 | |
Просмотров: 2441 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|