Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

портреты дирижеров
Рассветская средняя школа

Конспект урока к конкурсу «Учитель года-2015»

Тема урока: «Портреты дирижеров»

Учитель : Блохина О.В.

Тип урока: Комбинированный
Цель урока
I. Образовательная: Определение уровня усвоения материала предыдущих уроков, повторение пройденного. Формирование представлений школьников о профессии дирижера в целом и о представителях казахстанской дирижерского школы . Обеспечение культуроведческой направленности обучения. Приобщение учащихся к сокровищам классики. Краткое знакомство с выдающимися дирижерами Казахстана.
II.Развивающая: Выявление знаний учащихся по музыкальной терминологии: дирижер, партитура, дирижерские жесты. Развитие познавательного интереса, желания посетить концерт классической музыки, наблюдать работу дирижера, заинтересовать дирижерским искусством.
III.Воспитывающая: Воспитание любви к классической музыке, чувства прекрасного, слушательской и речевой культуры. Формирование культуры поведения на уроке, уважения к профессиям музыкантов, уважения к музыке композиторов – классиков.
Оборудование:
тетрадь,
фонохрестоматия, фортепиано,
проигрыватель,
презентация к уроку.
Методы музыкального обучения:
метод погружения в мир музыкального искусства; увеличения объёма используемого на уроке материала; коллективного общения; концентрический (знания усваиваются на новом витке осмысления), сравнения, музыкального обобщения, музыкальной драматургии, наблюдения за музыкой; наглядно-зрительный, образно-психологического настроя на духовное единение учащихся с музыкой.
Принципы:
1.Принцип единства воспитания, образования и обучения.
2.Принцип наглядности, доступности.
3.Принцип активности и увлечённости.
Формы работы на уроке:
1.Словесная
2.Наглядная
3.Коллективная, групповая и индивидуальная
Способы исполнения музыки: хоровой
Виды деятельности на уроке: слушание музыки, рассуждения, работа в тетради, просмотр видео, вокально-хоровая работа, элементы оздоровительного дыхания по методике Стрельниковой, работа в группах.
1. Предполагаемый результат:
2. а) получение учащимися знаний о развитии дирижерского искусства в Казахстане;
3. б) развитие интереса и увлечённости к классической музыке;
4. в) эмоциональный отклик.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1.Музыкальный материал: А. Бестыбаев «Азия даусы», Л.А. Моцарт Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», «Симфония№40», М.Мусоргский «Баба Яга», И.С. Бах «Скерцо», Чайковский «Танец феи Драже», Григ «Пер Гюнт»
2. слушание, понятийный словарь музыкальных терминов, краткий рассказ о профессии дирижера, повторение понятий: фортепиано инструментальная музыка, программная музыка.
3. М. Блантер, М. Исаковский «Катюша» вокально - хоровая работа, беседа о истории создания и содержании песни.
4. Знакомство с талантливыми дирижерами Казахстана – Аланом Бурибаевым, Фуатом Мансуровым.

Ход урока
I. Организационный этап:
Приветствие на казахском языке.
Музыкальное приветствие. Стихотворный настрой на урок.
Слайд1.
Я хорошо учусь.
Мне нравится учиться.
Успехов я добьюсь.
стремлюсь вперед как птица!
II. Проверка домашнего задания .Напомните мне ,пожалуйста, тему прошлого урока. – Фортепианное искусство Казахстана. Проверим, как усвоена тема при помощи тестов Тесты по числу учащихся. Проверка: поменялись тестами, взяли ручки, прослушали ключ, исправил ошибки. Поставьте оценку себе за проверку карандашом. Поставьте оценку за работу товарищу ручкой. Из 10 вопросов 2-3 ошибки «4», 4-5 ошибок «3» ,больше ошибок быть не должно. Верните работы. Поднимите руки «отличники» -получите красную фишку, «ударники»-синюю фишку. Поднимите руки те, чьи «проверяющие» сработали на «отлично»-подарите им красную фишку, на «хорошо» -синюю. Ребята , не получившие фишек, просыпайтесь. Надеюсь, в конце урока никто не получит эту медаль?(Лучшему соне)
III.Вокально-хоровая работа
Продолжаем работу.
Если хочешь сидя петь
Не сиди ты как медведь
Спину выпрями скорей
Ноги в пол упри смелей
Руки плечи –все свободно
Петь приятно и удобно.
-Проверим осанку: разведем руки в стороны, развернем кисти рук, поднимем их медленно вверх, посмотрим на руки, опустим их и останемся в этом положении. Полюбуйтесь друг на друга: как похорошели вы с правильной осанкой!
-Упражнение «Что за запах?».Это упражнение заставляет работать не только верхние отделы легких , как при обычном дыхании, но и нижние ,которые бывают задействованы редко, а между тем, при таком дыхании происходит насыщение тканей всего тела кислородом, что крайне благотворно воздействует на ваше самочувствие и работоспособность
-Рот закрыт, поем спокойно без нажима как будто себе под нос, греем связки, подстраиваемся.
-Повторим правила образования гласных при пении Распевание на –у,-о,-а,-о,-у, рот закрыт.
-Кто скажет, как должен звучать при пении звук «р» ? Правильно ,как удвоенное «РР». Отрабатываем попевкой «РРасцветали яблони и груши»
-. А звук «с»? Правильно на улыбке.
Отрабатываем попевкой «РРасцветали яблони и груши»
Напоминаю: воздух при пении идет на ладошку, а не в нос; со звуком обращаемся бережно, как с воздушным шариком, слегка его подкидываем.
Отрабатываем попевкой «РРасцветали яблони и груши»
Не случайно сегодня в качестве распевки звучит первая строчка всем известной песни.

Продолжаем марафон военной песни, посвященный 70летию Победы.
Слайд 2.
И снова история одной песни. Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о песне «Катюша». Знакома ли она вам? Тексты песни «Катюша» на каждой парте.
В 1938 году в Москве был создан Государственный джаз-оркестр Союза ССР под управлением М. Блантера и В. Кнушевицкого, и в феврале 1939 состоялась премьера подготовленной им программы. Среди новых песен, впервые исполненных в этой программе, была «Катюша». Спела ее в сопровождении оркестра солистка Валентина Батищева.
Звучит первый куплет Катюша 1
Едва появившись, песня эта стала знаменитой, родной и близкой миллионам людей.
Как же родилась «Катюша»?
Вначале были написаны стихи — всего несколько строк. Написал их М. В. Исаковский.
Слайд 3
Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитора М. И. Блантера. «Теперь я буквально не находил себе места… «Катюша» без остатка заняла мое воображение— вспоминает Блантер.
Слайд 4
«Неспокойно было на наших границах. По этим причинам тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне”- говорил Исаковский.

Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая помогает защитнику Родины выполнять свой долг. Вот почему она была воспринята народом как глубоко современная, несущая в себе важную общественную, патриотическую идею.
По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны.
Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша
Слайд 5
Песня стала очень популярной и за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер».
Песня эта служила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, а к проходившему летом 1985 года в Москве Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей встречала приветливая девочка с знакомым всем, певучим именем Катюша. Подобно знаменитому олимпийскому медвежонку она стала известной всей планете. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня. Споем ее и мы, соблюдая все рекомендации.
Исполнение песни «Катюша2»
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла.
Про того, которого любила,
Про того. чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
IV. Актуализация:
Слайд 9
Прежде чем мы начнем разговор по новой теме, послушайте, пожалуйста, стихотворение
Звучит фрагмент 3
София Парнок
У Гофмана такие маги:
Он был вертляв и невысок,
Он был, как черный завиток,
К нам с нотной спрыгнувший бумаги.

Взмахнул, — и горлицы душа
Затосковала в тесной флейте,
Кивнул он струнам: «Ветры, вейте», —
И вот Эол в них задышал.

Как крылья, две его руки,
Взлетев, над нами тьму простерли,
И зазвенело в медном горле
Рыданье древнее тоски.

И вот, отрывисто и сухо,
Мелькнула палочка, и ввысь
Из плена струнного взвились
Им расколдованные духи, —

И темноогненный прибой
В тот миг заклокотал в оркестре,
И дивный ужас нас посестрил
На веки вечные с тобой
Так о ком же пойдет речь? Правильно. Что вы знаете об этой музыкальной профессии? (ответы уч-ся).
Слайд 10
Дәптерлер ашындар, жазындар, тема урока: «Портреты дирижеров». Обратите внимание на новые для вас музыкальные понятия, которые вы должны будете самостоятельно без напоминания записывать в тетрадь по мере их возникновения!
V. Формирование новых понятий и способов действия
Итак, дирижёр- музыкант, управляющий оркестром или хором
В своей книге Леонид Стоковский пишет:
Слайд 11
Как вы понимаете это высказывание?
Значит, оркестр это музыкальный инструмент дирижера, а дирижер - главный исполнитель музыкальных произведений, которые написаны для оркестра.
Настоящий дирижер - это ум, душа и сердце оркестра.
Руководит дирижер оркестром с помощью небольшой деревянной палочки.
История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.
Давайте послушаем сообщение

Сообщение
В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках
у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».
Батута - палка для «громкого» дирижирования.
Слайд 12
(демонстрирует , ударяет батутой по полу в такт фрагменту мелодии)
Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.
Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок
Слайд 13
или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева.. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор. (Ученик демонстрирует палочку)
Слайд 14
Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.
Слайд 15
Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.
Спасибо, сообщение было содержательным и очень интересным, ты получаешь фишку.
Посмотрите фрагмент выступления симфонического оркестра.
Специальность дирижера очень сложна, так как дирижер должен уметь угадать замысел композитора, обеспечивать стройность, четкость и техническое совершенство исполнения. Дирижер должен владеть системой движения рук, знать партии всех музыкальных инструментов или голосов, которые записаны в большой нотной тетради или скорее книге- партитуре.
Слайд 16
В правой руке дирижер держит палочку. Правая рука задает темп
и указывает размер. Левая рука указывает, кому из музыкантов вступать,
с какой громкостью играть.
Дирижер руководит оркестром не только дирижерской палочкой. Существует своеобразный язык дирижера. Это жесты, мимика. По движению рук, по мимике дирижера, можно определить какую музыку исполняет оркестр.
Предлагаю вам выполнить групповое задание . Пользуясь словарем эмоций,
по фотографии дирижера нужно определить характер исполняемого оркестром произведения. Фотографии лежат на партах.
Слайд 17
Слайд 18
Защита работы групп.
Какой из прослушанных фрагментов произведений подходит по характеру? Кто попробует себя в роли дирижера?

Наша страна стала Родиной некоторых выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие мирового дирижерского искусства.
Сегодня более подробно мы познакомимся с двумя нашими выдающимися соотечественниками.
А если быть более точной, вы познакомитесь самостоятельно. Работаем в группах. Каждая группа получит информацию об одном дирижере. У вас есть 5 минут на ее изучение. Заставка таймер.
Познакомились? Теперь проверим ,насколько вы были внимательны. Я зачитаю факты из биографии дирижеров. Узнаете? Вы хорошо справились с заданием.
Познакомьте нас более подробно с вашим дирижером. Рассказ групп.
Слайд 19
Слайд 20
VI. Этап подведения итогов урока.
Подведем итоги. Проверим записи в тетради.
Слайд 21
Чьи записи похожи на слайд? Зачитайте, прикрепите фишку. Остальные ребята запишите недостающую информацию. Предлагаю выбрать лучших в каждой группе и дать фишку. Лучшую группу - всем фишки. Подсчитаем фишки. Награждение медалями.
VII. Этап информации о домашнем задании: пользуясь, интернет - ресурсами посмотреть работу дирижера Алана Бурибаева, в тетрадь записать названия произведений, которые послушали.
VIII. Этап рефлексии. Наш урок подходит к концу. Продолжите фразу:
Слайд
Меня удивило…
Мне понравилось…
Я задумался…
Я расскажу родным о …
Я применю…
На этом наш урок закончен ,надеюсь он был приятным и полезным как для вас ,ребята, так и для наших уважаемых гостей. Спасибо за внимание. Ребята, преподнесите, пожалуйста, словари эмоций всем присутствующим на память о сегодняшней встрече.
Категория: Уроки музыки | Добавил: dantist-serega (2016-02-22) E
Просмотров: 187 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 0:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru