Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Мухтар Ауэзов - знаток и ценитель казахской музыки.
Мухтар Ауэзов - знаток и ценитель казахской музыки.
Преподаватель музыки Кривошеева Н.В.
Почетный работник образования Республики Казахстан
КГКП «Педагогический колледж имени М.О.Ауэзова»
Республика Казахстан, ВКО, г.Семей

Сегодня одна из актуальных проблем современности – изучение исторического наследия своего народа, успешное применение его основных идей и содержания в учебно-воспитательном процессе. Опираясь на научные педагогические концепции, духовную культуру народа, преподаватели секции музыки особое внимание уделяют художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения, ближе знакомят учащихся с художественными образцами национальной казахской музыкальной культуры.
Например, на уроках музыкального воспитания проводится целенаправленная работа по изучению народной и профессиональной музыки Казахстана. В эти знаменательные дни, обучающиеся педагогического колледжа узнают о писателе М.О.Ауэзове как о человеке, который всегда был близок к музыкальному искусству, был знатоком и ценителем казахской музыки.
Научно-практическая конференция на тему: «117 летие со дня рождения М.О.Ауэзова», раскрывает новые грани писателя, внесшего в большой вклад в формирование культуры казахской профессиональной музыки. Мухтар Ауэзов является автором не только первых казахских пьес, но и спектаклей с музыкой, либретто к операм.
М. Ауэзов широко известен как исследователь лирических жанров народного творчества, в том числе бытовых песен в исполнении акынов. Воспитанный в любви к песенным традициям известных акынов Арки, таких как Биржан-сала, Ахан-серэ, Абай Кунанбаев, он пронес эту любовь через всю свою жизнь. Обладая приятным голосом мягкого тембра, знаток и почитатель музыкально-поэтического фольклора исполнял в сопровождении двухструнной домбры известные народные напевы.
Оторваться от музыки Мухтар Ауэзов не мог, не умел и не хотел. Слишком она «въелась» в его тело, став его духовным началом, духовной сердцевиной.
Это же ощущение он передал и своему Абаю. Потому музыка как неотъемлемая часть быта казахов неизменно присутствует и в романе «Путь Абая», наполняя его лирикой, поэтикой авторского высказывания. Служа другом, советчиком, собеседником и спутником центрального героя, совершающего долгий, опасный и рискованный «Путь» по жизни, созидающего добро и справедливость, принося¬щего светлое озарение многим заблудшим сердцам и умам, открывающего безграничные просторы знаний и добродетели, она играет в романе важную роль.
А что ещё, если не музыка, может дать произведению эмоциональные краски и человеческую глубину. Этим фактором и воспользовался умело М. Ауэзов, «омузыкалив» литературную прозу. Этот фактор определил ценность произведения и как основы будущего либретто одноименной оперы «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди.
Опера «Абай» стала самым крупным музыкальным произведением, посвященным Абаю, и вошла в золотой фонд казахской музыки.
В опере создан правдивый образ Абая Кунанбаева – классика казахской литературы, великого просветителя, боровшегося против жестоких феодальных законов и обычаев.
Постепенно М. Ауэзов раскрывает одно из главных качеств Абая – его любовь к народной музыке и песням. Говоря об этом, обязательно вспоминаешь эпизод встречи Абая с народным акыном и композитором Биржаном.
Народ с интересом слушал песни Биржана: ведь он пел не только о любви и молодости, но и о заветных думах людей, об иной жизни, о свободе. И пока Биржан жил в ауле Абая, там не прекращалось веселье. Молодежь в песнях рассказывала свои мечты и тайны. Даже вторая, любимая жена Абая, Айгерим, подавленная аульными сплетнями и бранью снох и свекровок, изливала в песнях горечь своей жизни.
В этих сценах мы видим, как богат талантами народ, сколько у него высокоодаренных певцов и поэтов.
В опере звучат песни самого Абая, причем не только в его оперной партии. Самые популярные и любимые народом песни Абая вложены в уста Айдара. Он поет знаменитую песню Абая "Айттым салем, каламкас" и “Сегиз аяк” – восьмистишия. Партия Абая включает такие песни, как “Козімнің қарасы” (“Ты, зрачок глаз моих”), “Ата-анаға коз куаныш” и песню “Узын қайын”, на которой построено трио Айдара, Азима и Абая. В то же время оперная партия Абая – это оригинальная композиторская музыка. Будучи цельной и развернутой, она сохраняет связь с абаевским песенным стилем. (8)
Выразительна оперная партия Ажар. Ее рассказ-монолог из первого акта оперы часто исполняется на концертной сцене. Плач Ажар из четвертого акта (после смерти Айдара) напоминает народные песни-жоктау. (7)
Ярко выраженный национальный стиль оперы, ее высокий профессиональный уровень обеспечили признание слушателем. Опера была посвящена столетию со дня рождения Абая, ее премьера состоялась 24 декабря 1944 года, и с тех пор она не сходит со сцены. После первой постановки оперы театру, продемонстрировавшему творческую зрелость коллектива, было присвоено имя Абая. С тех пор именно этим оперным спектаклем открывается его каждый новый театральный сезон.
Способности М.Ауэзова - искусствоведа проявились в анализе абаевских песен, таких как «Светлый месяц в темной ночи», «Песнь Татьяны», в которых он проявляет познания в области стилистики, метро-ритмики, находит синтетические составляющие, динамические особенности звучания, подчеркивает важность внимательного отношения к тексту.
М.Ауэзов отмечает присутствие в народно-бытовых и обрядовых песнях и жанрах («бата», «жоқтау», «қарғыс», «ант», «толғау», «терме», «желдiрме») элементов зрелищности и теат¬ральности, что в последующем успешно прет¬воряется в операх казахских композиторов. Он говорит о театральности жанра «шешендік сөз» - («ораторское искусство»), который составил лучшие диалогические и массовые кульмина¬ционные сцены ряда оперных либретто, выражающие напряженный драматизм событий. (5)
В творчестве жырау, жыршы, акынов-импровизаторов, кюйши-виртуозов он видит актерско-драматическое и певческо-исполни-тельское мастерство, а также дар музыкантов-сочинителей.
Как ученый - фольклорист, М.Ауэзов говорит о синкретизме в жанрах устного народ¬ного творчества словесного и мелодического текста, выявляет типы народной поэзии, наличие в ней импровизационного начала, речи-тативного, декламационного стилей, придаю¬щих произведениям то или иное звучание.
Как крупный общественный деятель и ученый, проницательный в своих прогнозах, он провозгласил идею сохранения духовного наследия, в числе которых Асан Кайгы, Абыз, Коркут и другие лица, оставившие глубокий след в истории Казахстана.
Как гражданин и воспитатель молодежи, М. Ауэзов призывает к любви к отечеству, уважении к духовным ценностям других народов, к диалогу с другими культурами, к возрождению исторической памяти, что сегодня особенно актуально.
М.Ауэзову посвящены произведения теат¬рального, музыкального, изобразительного и кинематографического искусства. В частности, поэма - реквием Еркегали Рахмадиева «Памяти Мухтара Ауэзова», на слова Сырбая Мауленова, оратория Газизы Жубановой «Мухтар-ага», скульптурные, живописные полотна казахстан¬ских художников. Мероприятия по случаю 117-летия Мухтара Ауэзова, всесторонне осветили творческую деятельность Ауэзова с точки его вклада в современность, роли в искусстве и литературе независимого Казахстана.

Литература

1. Ауэзов М. Времен связующая нить. - Алма-Ата: Жазушы, 1972.
2. Ауэзов М. Мысли разных лет. - Алма - Ата: Казгосиздат, 1961.
3. Ауэзов М. Абай Кунанбаев. Статьи и исследования. - Алма-Ата, 1967.
4. История казахской литературы. Казахский фольклор. - Алма - Ата: Наука, 1968.
5. Каскабасов С.А. Золотая жила. - Алматы, 2000.
6. Бисенова Г. Опера “Абай” А.Жубанова и Л.Хамиди. //Очерки по истории казахской советской музыки. Алма-Ата, 1962.
7. Альтман Л. Опера “Абай”. Методические рекомендации по преподаванию казахской музыкальной литературы в ДМШ. Алма-Ата, 1978.
Категория: Уроки музыки | Добавил: krivosheevanatasha60 (2016-03-28)
Просмотров: 133 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru