Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Мотивация самостоятельной творческой деятельности в работе над художественным образом музыкального произведения в классе фортепиано
Что такое музыка? Это то, с помощью чего человек может научиться понимать самого себя, видеть красоту окружающего мира и приближаться к постижению смысла жизни. Работа над художественным образом музыкального произведения должна мотивировать ученика к восприятию музыкального искусства как средства познания мира. Музыка, живая звуковая материя, музыкальная речь с её закономерностями и её составными частями - мелодией, гармонией, полифонией и т.д., с определенным формальным строением, эмоциональным и поэтическим содержанием открывает необъятный эмоциональный мир и фантастические изобразительные эффекты.
«Музыка – язык чувств», – сказал Роберт Шуман. Выражение человеческих страстей, мир эмоций и ощущений - основная сфера, к которой обращаются композиторы в поисках тем, образов и даже средств выражения. Но музыка способна не только выражать. Она подражает и изображает, то есть воссоздает в звуках явления окружающего мира, например шелест леса, шум бегущей воды, удары грома, звон колоколов и пение птиц; ей удается отразить не только слышимое, но и видимое: всполохи молнии, эффекты светотени, меняющиеся очертания рельефа, глубину пространства и переливы красок.
Как учитель может помочь ученику услышать все разнообразие музыкальных образов? Яркой особенностью мышления музыканта является его ассоциативность. Ассоциации по контрасту, по сходству и по смежности постоянно присутствуют в мыслительной деятельности исполнителя на всех этапах его творческой деятельности. И чем богаче, разнообразнее эти ассоциации, тем выразительнее и интереснее музыкальные образы, создаваемые на их основе. Таким образом, достигнуть успехов в работе над художественным образом можно, лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически и пианистически.
В работе над художественным образом уместно использовать широкий комплексный подход с привлечением различных видов искусств: изобразительного искусства, литературы, искусства танца, сценического искусства. Все это обеспечивает развитие наглядно-образного ассоциативного мышления, а также выдвигает на первый план непосредственные эмоциональные переживания ученика.
Дети любят рисовать. Цвет – сильнейший фактор эмоционального восприятия, способствует лучшему усвоению любого материала. Самые первые шаги с детьми удобно построить на основе соединения музыки и живописи. Различные цветовые палитры – холодные и теплые, яркие и пастельные, светлые и темные оттенки - помогут подобрать цвет каждому звуку в отдельности или многоголосному созвучию. А может быть дадут возможность проследить изменение окраски звучания на протяжении целого музыкального произведения. При изучении нотного стана, скрипичного и басового ключей ученик может раскрасить государства высоких и низких звуков в соответствии со своими впечатлениями. Цвет может помочь в восприятии учеником различных регистров, тембров, а также при изучении динамических оттенков. В качестве задания можно предложить нарисовать красками мажорную и минорную картину. В дальнейшем вспомогательными средствами могут служить различные визуальные стимулы: картины природы, работы художников, собственные рисунки и яркие зрительные впечатления. Следует научить ученика различать краски в связи с оттенками настроения, передавать собственные впечатления от музыки в изобразительном творчестве.
Для учащихся эмоциональным поводом для музыкального творчества может быть стихотворение или сказочный литературный текст как немузыкальный стимул. Хорошо подобранное стихотворение даст настрой на определенное эмоциональное состояние, поможет понять и передать образ природы, душевное состояние человека. Слово или фраза, пропетая на мелодию произведения, может помочь передать нужную музыкальную интонацию, расставить смысловые акценты, добавить осмысления в исполнение мелодии.
Литературное творчество помогает в преодолении трудностей усвоения различных теоретических знаний. Увлекательны для детей рассказы и сказки, которые остроумно связывают конкретные вопросы обучения с повседневной жизнью, музыкальными впечатлениями детей. И ученик, и учитель на уроке могут сочинять серьезные и смешные истории в связи с определенными темами обучения, это вносит жизнь и фантазию в повседневные занятия музыкой.
Кроме того, на уроках педагог может использовать такие формы работы, как выдвижение неожиданных проблем. Они выражаются в виде вопросов, ответы на которые ученику необходимо отобразить за инструментом. Здесь важно подобрать нужную интонацию, создать атмосферу творческой лаборатории. Например, «как нужно сыграть, чтобы слушатель замер в ожидании?», «какой спецэффект можно использовать для таинственного звучания?», «как можно напугать слушателя?». Безусловно, ученик будет искать и использовать всевозможные средства для реализации этого задания, отбирая из своего музыкального багажа подходящие музыкальные элементы. Для ученика удачно подобранный вариант сравним с открытием чего-то нового и неизведанного.
Творческое использование выразительных движений под музыку может активизировать фантазию, направить её, побудить к музыкальному самовыражению. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать ученику оригинальные двигательные образы.
Дети младшего школьного возраста испытывают потребность в движении, им свойственна двигательная активность. Не случайно они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение. По тому, как двигается ученик под музыку, педагог может проверить прочность приобретенных им музыкальных навыков, судить об уровне развития музыкальных способностей, внимания, памяти, самостоятельности, выявить его творческие возможности. Движение представляется как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии. Дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движение. Двигаться, как подсказывает музыка, - строгий закон, который следует неукоснительно соблюдать при выполнении подобного задания. Свобода и непосредственность в выполнении движений составляют привлекательную особенность таких занятий. Одна из форм такой работы – игра в дирижера. Дирижируя под музыку, ребенок не только передает темп, характер, но и приобретает вместе с необходимыми знаниями артистичность, воображение, а главное - интерес к музицированию.
В художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить все через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных.
На уроках с детьми школьного возраста уместно использовать метод ролевой идентификации. Например, можно предложить прослушать музыкальное произведение, предложив воспринять музыку чисто эмоционально. Особенности воздействия музыкального произведения таковы, что ученик на основе эмоционального заряжения «втягивается» в мир произведения и помещает в этот мир себя, отождествляя себя с персонажем.
Широкий комплексный подход с привлечением различных видов искусств: изобразительного искусства, литературы, искусства танца, сценического искусства - направлен в первую очередь на развитие ассоциативного мышления ребенка, на способность воспринимать им художественную реальность и понимать своеобразие языка искусства. Способность ассоциативно соотносить предметы и явления окружающего мира, создавать посредством воображения их новые связи необходимо так же развивать у учащихся, как слух или чувство ритма, так как без развитой ассоциативности невозможно художественное творчество. Продуктивность комплексного воздействия в раннем возрасте определяется синкретичностью детского мышления, способностью видеть мир целостными художественными образами.
Работа над художественным образом - процесс долгий и кропотливый. Такую работу надо вести как бы исподволь, усложнять требования по мере развития ученика. Изучая произведение, не стоит спешить разъяснить сразу много задач, надо уметь ценить небольшие удачи, увидеть живой отклик, естественную реакцию детской фантазии на музыку. Именно с развития таких реакций начинается сложный путь воспитания музыканта.
Задача педагога - укрепить и развить талантливость ученика, то есть сделать его более умным, более чутким, более честным, более справедливым, более стойким. Педагогика, ставящая себе такие цели, перестает быть только педагогикой, но становится воспитанием.

Использованная литература:
1. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2002.
2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. "Музыка". Москва. 1988.
Категория: Уроки музыки | Добавил: OK-sana (2016-04-03) | Автор: Багриенко Оксана Григорьевна E
Просмотров: 159 | Комментарии: 1 | Теги: мотивация художественный образ | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 3:26 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1152]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru