Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Построение процесса обучения будущих учителей на интегрированной основе
Музыка в ракурсе искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Но часто, чтобы научить слышать музыку и воспитать музыкальную культуру школьника нужно на уроках музыки и пения выходить за пределы самой музыки (в смежные виды искусства, историю, поэзию, литературу, жизненные ситуации и образы). Поэтому предмет «музыка» часто соприкасается со многими другими школьными предметами: историей, литературой, математикой, информатикой, физкультурой и другими. Но очень тесная взаимосвязь предметов наблюдается между музыкой и изобразительным искусством.
Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет студенту удержать и воссоздать картину мира в единстве, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время - обеспечит формирование умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Этим восстанавливается естественно природный процесс познания мира учащимися.
Данный процесс в практике учителей осуществляется на различных уровнях интеграции. Поскольку большая часть изменений в педагогической деятельности лежит в русле технологий педагогического процесса, остановимся на анализе тех тенденций, которые обозначились в последнее время. Под технологией педагогического процесса понимается все, что связано с содержательным отбором и структурированием учебного материала, подлежащего изучению, а также принципы и способы построения самого процесса обучения.
Одна из новых направлений совершенствования обучения - организация и проведение интегрированных уроков.
При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
Для интегрированных уроков характерна смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур (по И.П.Подласому). Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру обучения новизну и оригинальность, и имеют определенные преимущества:
- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
- способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
- способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;
- позволяют систематизировать знания;
- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
- обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого студента в активную работу на уроке и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.
Проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подход к обучению.
Интегрированный курс также характеризуется блоковой подачей материала, но более высокого порядка. Интегрированные курсы в школе постепенно вытесняют отдельные предметы, тем самым, уменьшая их число как обязательных, и предупреждают перегрузку учащихся. Так, например, сведения по истории, естествознанию, физике, химии, биологии, экологии, астрономии - синтезированы в интегрированный курс «Окружающий мир». Л.В.Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории, заложенных еще в начальной школе, невозможно воспитание в детях качеств человека - гражданина. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат во времени и пространстве.
Содержание таких курсов может быть различно как по отбору, так и структурированию учебного материала и его реализации в учебном процессе.
Кроме того, интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
Курс может выстраиваться на объединении нескольких предметов вокруг определенной стержневой темы. Передвигая тематику знаний внутри каждого предмета и добиваясь ее совпадения по горизонтальному признаку, можно выйти на укрепление дидактических единиц и объединение отдельных тем разных учебных дисциплин в блоки.
Объединение материала в крупные блоки приводит к новой организационной структуре учебного процесса. Вместо урока основной организационной единицей становится учебный день или учебная неделя, что создает возможность более глубокого погружения в тему.
Примером такого курса (учебный день) является интегрированный курс «Звездочка» (Е.Ю.Сухаревская).



При построении интегрированного курса один из предметов является стержневым. Он задает тему (идею), вокруг которой группируется материал из других учебных предметов. В этом примере стержневым является естествознание (курс «окружающий мир»), учебный материал которого взаимодействует на различных этапах урока-блока (в дальнейшем - только блока) с материалом экологического характера, изобразительного искусства, трудового обучения, регионального компонента.
Это позволяет рассматривать предмет с разных сторон, раскрывать все его взаимосвязи. Можно гораздо лучше использовать анализ, синтез, сравнение, объединение. Это очень важно для формирования мировоззрения, человековедческих, экологических, коммуникальных знаний и умений.
Кроме того, правильная и своевременная замена одного вида деятельности учащихся другим, расчлененность блока на фрагменты способствуют снятию перенапряжения, перегрузки учащихся. Эти фрагменты являются, однако, не бесцельным чередованием методов и приемов, не искусственным объединением не связанных между собой частей, а гармоничной картинкой, представляющей собой нечто целое, имеющее идею, тему, смысл, название. Такой блок, исключительно логичен, но его логика отличается от логики того урока, где каждый последующий фрагмент развивает мысль предыдущего; здесь же логика заключается в идее достижения цели.
Ведущим понятием методологии такого обучения является целостность педагогической системы, соотношение целого и составляющих его частей, а также взаимозависимость частей и связи между ними.
Формирование у учащихся представления о целостной картине мира сегодня невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования. Идея интеграции возникает на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира.
Анализ систем и методик по разным учебным предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможности эффективного использования процесса интеграции. Интеграцию мы понимаем как процесс, в ходе которого разобщенные элементы посредством синтеза объединяются в систему, обладающую свойством целостности.
Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют ученые и практики в различных областях знания. Психологическим основанием процесса интеграции могут являться идеи Ю.М.Самарина об ассоциативном мышлении, сущность которых в том, что любое знание это система ассоциаций. Разрабатывая общетеоретическую модель интеграции, Ю.М.Лотман вводит понятие интеграционный механизм. А.Я.Данилюк на примере интеграции культурных областей в гуманитарных дисциплинах выделяет четыре вида интеграционных механизмов: метаязык, акцентуация содержания, задание правил поведения, креолизация учебных языков.
Предлагаются разные подходы реализации интеграции в содержании образования: исторический, личностный, социальный, антропологический, культурологический. Известны разные типы интеграции:
- создание учебных курсов, объединяющих несколько дисциплин одного цикла;
- группировка учебных предметов вокруг общественно значимой проблемы.
Причины и основания для объединения учебных предметов могут быть различны, и в школьной практике все более прочные позиции завоевывают интегрированные учебные курсы. Но если разработкой интегрированных курсов должен заниматься творческий коллектив, то проведение интегрированных уроков под силу каждому учителю. Интегрированный урок способствует личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать рабочее время за счет исключения дублирования и повторов.
На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. При подготовке к такому уроку необходимо:
- познакомиться с психологическими и дидактическими основами протекания интеграционных процессов в содержании образования;
- выделить в программе по каждому учебному предмету сходные темы или темы, имеющие общие аспекты социальной жизни;
- определить связи между сходными элементами знаний;
- изменить последовательность изучения тем, если в этом есть необходимость;
- получить консультацию учителя - предметника, если на уроке решаются задачи учебного предмета, который учитель обычно не ведет.
Учитель есть личность творческая. Поскольку творчество не сводится к простой механической комбинаторике способов, методов и приемов, то творчество учителя - это, прежде всего, аналитическая деятельность с целью определения оптимальной логики преподавания. При этом может возникнуть необходимость в радикальном изменении или прямом отказе от всякого рода рекомендаций, регламентации и тому подобное.
Обучение на интегрированной основе может значительно обогатить современное образование в целом, внеся в него возможность освоения содержания учащимися на деятельностно-практическом уровне. Тем более что сегодня признается необходимость отказа от образования как исключительно информационно-просветительской системы, ориентированной преимущественно на передачу ученику знаний.
Однако работать на основе новых концептуальных подходов, в новых условиях смогут лишь подготовленные специалисты. Знакомство с настоящей работой поможет начинающему учителю разобраться в особенностях интегрированного обучения, а опытным педагогам, возможно, разработать авторскую образовательную программу, выработать собственный стиль педагогической деятельности и тому подобное. Ведь творчество - это всегда путь к себе, путь к самосовершенствованию.

Литература:

1. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессио¬нально-педагогической подготовки учителя музыки: Дис. докт. пед. наук. - М., 1986. - 442 с.
2. Арчажникова Л. Г. Профессия - учительмузыки: Книга для учителей. — М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
3. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразова¬тельной школе // Вопросы музыки в школе. — Л., 1926.
4. Немыкина И.Н. Содержание и функции обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя: Дис. докт. пед. наук. - М., 1997. - С. 292.
5. Блонский П.П. Изьранные педагогические и психологические сочинения. /Под ред. А.В.Петровского.-М.,1979.
6. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК.- Ростов на Дону: «Учитель», 1999.
7. Винокурова Н.э Енисеева О. Один из приемов реализации интегративного подхода в обучении //Математика,- 2001. - №36.- С.2.
8. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах,- М., 1997.
9. Выготский Л.С. Лекции по психологии.- М.э 1997.
10. Гузеева В.В. Лекции по педагогическим технологиям.- М, 1998.
11. Занков Л.В. Избранные педагогические труды,- М., 1990.
12. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.- М.; Просвещение, 1988.
Категория: Уроки музыки | Добавил: krivosheevanatasha60 (2016-04-03) | Автор: Кривошеева Наталья Владимировна E
Просмотров: 122 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 2:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru