Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

"Народа музыкальная душа". История возникновения баяна
Цель мероприятия:

Познакомить учащихся с историей возникновения и развития баяна, аккордеона.
Развитие творческой инициативы и исполнительского мастерства, а также популяризация народного инструмента баян.
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине, бережного отношения к музыкальному наследию родного края.
Оформление мероприятия:

Иллюстрации музыкальных инструментов народного оркестра.
Портреты известных мастеров и музыкантов-исполнителей.
Инструменты: гармонь, баян, аккордеон.
Звучит фонограмма русской народной песни “Валенки” в обработке А.Широкова в исполнении оркестра русских народных инструментов “Русские узоры”.

Ведущий: Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою яркую тембровую “индивидуальность”, то есть свою особую окраску звучания. В самом деле, можно ли перепутать звучание скрипки и фортепиано, флейты и органа? Конечно, нет.

Однако в многообразном мире музыкальных инструментов есть такой, который как бы вобрал в свою звуковую палитру “голоса” многих инструментов, Таких, например, как фагот, флейта, кларнет, орган. Какой же инструмент обладает столь редкостною способностью имитировать различные тембры? Он единственный из многочисленных музыкальных “собратьев” образно и с любовью назван людьми “душой русского народа”. О каком инструменте идёт речь?

Да! Это баян – национальный русский народный инструмент.

Любая нация или народность имеют свою музыкальную культуру, а значит и любимые народные музыкальные инструменты. У украинцев – это бандура, цимбалы – у белорусов, скрипка - у молдаван, а у русских – балалайка, домра и, конечно же, баян.

По своему устройству баян принадлежит к семейству язычковых – пневматических (пневматический – от греческого – “воздушный”). К язычковым относятся: губная и иные виды гармоник, аккордеон, орган.

Давным-давно, за два - три тысячелетие до нашей эры в Китае получил широкое распространение деревянный музыкальный инструмент, изготовленный из ряда бамбуковых палочек, в каждой из которых был миниатюрный колеблющийся язычок – это шэн – духовой музыкальный инструмент. Унаследованный от шэна приём звукоизвлечения, положил в основу рождение будущих гармоник. Из Азии шэн торговыми путями попал в Европу. Поначалу гармоники делали из стекла, а позднее стали делать из дерева. Музыкальный инструмент не сразу стал таким, каким мы привыкли его видеть. Прапрабабушка современного баяна – маленькая гармоника. Русские купцы привезли из-за границы немецкую однорядную гармонь, а талантливые умельцы-мастера разобрали её и переделали на свой лад. Разновидностей гармоники было много. Существовали “саратовские”, “елецкие”, “ливенские”, “вятские”, “хромки” и много других гармоник. “Имя” инструменту, как правило, присваивалось по названию той или иной местности, где он был изготовлен. Отличались они друг от друга размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов (отсюда и название – однорядка, двухрядка, трёхрядка).

Совершенствование гармоник и искусство изготовления музыкальных инструментов достигло значительных успехов в 19 веке. Кроме правой, появилась и левая клавиатура, расширился диапазон, улучшилось качество звучания, изменилась и сама форма гармоники. Гармоника настолько пришлась по вкусу широким массам населения, что её можно было встретить повсеместно: на ярмарках, в балаганных представлениях, в домашнем кругу, на сельских и городских праздниках. К середине ХХ века гармоники были распространены уже повсеместно – в каждом селе находился свой гармонист, свой “первый парень” на деревне, многие музыканты были самоучками, но какие чудеса исполнения музыки они творили, несмотря на то, что инструмент был весьма примитивен (5 – 7 кнопок на правой стороне и 2 на левой). Любой мастер считал делом чести внести улучшение в существующую конструкцию, совершенствовал инструмент и его исполнительские приёмы игры.

В исполнении гармониста звучат “Плясовые наигрыши” в обр. В.Морозова.

В конце 90-х годов прошлого века шел дальнейший поиск более прогрессивных конструкций гармоники. Известный в России мастер Стерлигов П.Е. изготовил значительно усовершенствованный инструмент, которому музыкант дал название Баян (по имени легендарного певца – сказителя Баяна). С той поры оно навсегда закрепилось за инструментом, стало ему родным. Баян – название инструмента принятое только в нашей стране. За короткий срок гармоника прошла путь от инструмента – игрушки, имевшей всего несколько клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической и народной музыки.

В исполнении баяниста звучит р.н.п. “Как у наших у ворот” в обр.А. Суркова.

За рубежом хроматические гармоники с различными типами правой клавиатуры (клавиши, кнопки) называют аккордеонами. Аккордеон – клавишный, аккордеон кнопочный. После войны аккордеон получил большее распространение. Современный аккордеон – музыкальный инструмент, имеющий на правой клавиатуре до 45 клавишей, а на левой – 140 и более кнопок. Количество регистров достигает до 36, то есть звук может иметь самые различные тембровые окраски. Наиболее высоким качеством игры музыканта, самым ценным свойством его музыкального орудия ещё издревле на Руси являлась способность “выговаривать” песню. Задушевность, певучесть, широта дыхания инструмента стали своего рода звукоидеалом русской национальной культуры. Благодаря портативности, простому расположению клавиш, многотембровости и другим музыкальным и техническим качествам, баян \ аккордеон стал одним из любимых и распространённых в быту инструментов.

В исполнении аккордеониста звучит р.н.п. “Как под яблонькой” в обр.В.Белявского.

В 30-е годы прошлого столетия искусство игры на баяне \ аккордеоне становится на путь профессионального развития. Своё мастерство музыканты-исполнители вынесли на профессиональную сцену, концерты, конкурсы, фестивали – всё это способствует выявлению талантливой артистической молодёжи, служит пропагандой инструментального народного искусства.

Большую роль сыграл баян в годы Великой Отечественной войны. Баян звучал повсюду: на привалах, в землянках и даже на полях сражений. Баян – боец, так точно и образно называли его поэты, скрашивал суровое время, вдохновлял на боевые подвиги во славу нашей Родины.

Современное баянное исполнительское искусство находится в расцвете. Высок его авторитет и за рубежом. На самых престижных международных конкурсах и фестивалях российские музыканты занимают передовые позиции. Имена И. Паницкого, Ю. Казакова, А. Склярова, В.Романенко, Ю.Ткачёва, Г.Зайцева и других известны в музыкальном мире своим вдохновенным, неувядаемым исполнительским искусством. Всему миру известна российская школа баяна: наши баянисты, аккордеонисты, в том числе и дети, - победители Международных конкурсов. Жизнь гармоники продолжается и по сегодняшний день. Её можно услышать на сцене, в быту, в самодеятельных ансамблях и в оркестрах народных инструментов. В известной песне поётся:

Кнопочки, кнопочки,
Слушать не устану я.
Вся Россия любит вас –
Кнопочки баянные!
Проведя исследование, мы узнали, как выглядел предшественник баяна \ аккордеона, где и кем он был создан и почему его так назвали. В нашем городе так же есть много известных нам музыкантов – исполнителей на этих инструментах. В число этих музыкантов входите и вы наши юные баянисты и аккордеонисты. Мы будем рады вас послушать.

Дети читают стихи о музыке.

1.

Послушай, музыка вокруг –
Ты без неё не проживёшь и дня!
Мелодий разных слышен звук,
Они в тебе, они вокруг тебя.
2.

Музыкант – это добрый волшебник:
Из семи только нот, не спеша,
Он сумеет создать сто мелодий,
Он сумеет создать чудеса.
3.

Он без слов о весне нам расскажет,
Как звенит за окошком капель,
Светлой музыкой нам он покажет,
Как звучит птичьим пеньем апрель.
4.

Ты узнаешь секреты мелодий
И научишься скоро играть.
Если будешь упорно трудиться
Музыкантом большим можешь стать.
5.

И сегодня хочу сказать смело
Я труда ну совсем не боюсь
Я, конечно, пока не волшебник,
Ведь я музыке только учусь!
Небольшой концерт, где ученики и преподаватели исполняют народные пьесы на баяне и аккордеоне.

Список использованных материалов.

А Мирек “Гармоника. Прошлое и настоящее” Москва, 1994 г.
Г.Крылова “Азбука маленького баяниста” ч.2, Москва, 2010 г.
Журнал “Музыка в школе” №6, Москва, 2012 г.
Журнал “Музыка в школе” №3, Москва, 2013 г.
Журнал “Музыка и ты”, №6, Москва,1987 г.
А.Мирек “Из истории аккордеона и баяна”, Москва, 1967 г.
Одним из первых по популярности и любви русского народа является народный инструмент гармоника. За короткий срок гармоника прошла путь от инструмента – игрушки, имевшей всего несколько клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической и народной музыки.

Несомненно, баян – единственный из многочисленных “собратьев” образно и с любовью назван людьми “душой русского народа”. Пользуется большим интересом и признанием у любителей русской музыки, а по своей популярности не знает “конкурентов” среди других народных инструментов. Красота, колористическое и динамическое многообразие звучания инструмента – вот что так привлекает в баяне исполнителей и слушателей.
Категория: Уроки музыки | Добавил: school3 (2016-11-22) | Автор: Атногулов Рашит Анварбекович
Просмотров: 891 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 4:00 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru