Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Отрывки из казахских опер и произведения казахских композиторов в переложении для фортепианного ансамбля. методическая разработка Куневой К.А. В обучении учеников-пианистов в классе специального фортепиано важное место занимает предмет - фортепианный ансамбль. Игра в ансамбле развивает слух и реакцию, заставляет слушать партнера, чувствовать баланс между первой и второй партиями и отлично подготавливает пианистов к игре в камерном ансамбле и работе концертмейстера. Очень ценно, что в классе ансамбля учащиеся проходят большое количество музыки: переложения симфонических партитур – симфоний, опер и балетов , знакомясь с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. Среди этих произведений достойное место занимает казахская народная музыка и сочинения казахстанских композиторов. В работе рассматриваются переложения для детского фортепианного ансамбля известных и популярных отрывков из казахских опер «Кыз-Жибек» Брусиловского, «Биржан и Сара» М. Толебаева, знаменитого «Казахского вальса» Л. Хамиди, переложения для двух роялей домбрового кюя «Кенес». «Песня Сары» из оперы Мукана Толебаева «Биржан и Сара» Пьеса в переложении для 4-х ручного ансамбля будет по силам ученикам 3-4 классов. «Биржан и Сара»- одна из первых казахских опер, написана в 1946г. по мотивам казахского фольклора. Композитор М. Толебаев удостоен за нее Государственной премии СССР. Это одна из самых вдохновенных опер, ее герои сами творческие личности – акыны, певцы, поэты. Песня Сары передает радость и счастье молодой талантливой девушки, мелодия ликующая, в быстром темпе. Эта небольшая пьеса должна прозвучать цельно на одном дыхании, что непросто в темпе аллегро. В 1-ой партии мелодия исполняется 2-мя руками. Необходима работа над идеальной синхронностью рук, помогут гибкие движения, повороты кистей при постоянной смене направления мелодии то вверх, то вниз. Форте яркое, но не тяжелое. Вторая партия ведет аккомпанемент быстро чередующимися восьмыми (это партия оркестра) – они звучат ликующе и создают своим фоном радостное оживленное настроение. Важно отработать вступление – дать четкий определенный темп, ввести в настроение. Во второй партии есть оркестровый проигрыш в окончании перед заключительной фразой певицы, его надо сыграть очень ровно на одном дыхании с динамическим движением вверх к доминанте с четкими ударами акцентов. « Шашу» из оперы «Кыз- Жибек» Е. Брусиловского Для учеников 4-5 классов. «К ыз - Жибек » - первая казахская опера. Создана в 1934г. на сюжет одноименного народного эпоса, лирической поэмы о трагической любви Кыз- Жибек и Толегена, казахских «Ромео и Джульетты». Это потрясающий синтез двух традиций – национальной и европейской. Мелодическая основа музыки оперы - казахские народные песни и инструментальные мелодии. Шашу – радостная поздравительная песня, мелодия, исполняющаяся на тоях. Быстрый темп в первой партии требует ловкости в подхватывании, передаче мелодии из руки в руку. В то же время в ведении мелодии нужно сохранить плавность и гибкость. Во второй партии стаккато семпре восьмушками подчеркивает четкий ритм и требует маркирования сильных долей, но не тяжело, а легко, не утяжеляя движения мелодии. Эти четкие удары – имитация домбры – упорядочивают, сдерживают полет мелодии и создают необходимую ритмическую опору. В ансамбле надо работать над сыгранностью, слаженностью, что нелегко дается в быстром темпе «Казахский вальс» Л. Хамиди Ансамбль для 6-го класса Казахский вальс – известная популярная песня, которая исполнялась самыми знаменитыми казахскими певицами – сопрано Куляш Байсеитовой и Бибигуль Тулегеновой . В переложении для фортепиано в 4 руки представляет известную трудность. В 1-ой партии , которая ведет мелодию песни, необходимо добиваться ровности звука и особенно выразительной гибкости в интонации. Во вступлении активное движение мелодии вверх подхватывается во второй партии – надо сделать это ровно, влиться в звучание первого голоса. Во второй партии представлен типичный вальсовый аккомпанемент, который создает некоторую трудность для учеников. Надо подчеркнуть, взять глубже бас и легко, но гармонически прослушано сыграть аккорды на 2-ю и 3-ю доли. Важно соблюсти баланс между звучанием мелодии и аккомпанемента. Больше всего проработки требуют инструментальные стремительные проигрыши, которые должны быть сыграны эффектно, но не прерывать общего движения вальса. Далеко не сразу это получается, часто эти проигрыши звучат тяжело, рвут общую ткань музыки, «выпячиваются». Полезно потренироваться таким образом – петь мелодию и играть проигрыши. Очень много внимания надо уделить ансамблевой слаженности, так как быстрый темп и постоянные переклички между партиями представляют значительную трудность. Брусиловский Кенес Переложение для двух фортепиано Сырцовой Ансамбль для 5-6 классов Это типичный домбровый кюй шертпе. На двух роялях звучит по оркестровому. Тональность ре мажор. Темп аллегретто маестозо, жылдам, салтанатты (скоро, быстро, торжественно). Партии первого и второго инструмента идентичные по ритму , однообразные, изложение скромное , выдерживается домбровая кварто-квинтовая структура. Звучание обогащается не за счет аккордовой фактуры, а за счет использования всех регистров фортепиано. По форме это типичный кюй из трех частей. В 3-ей части в повторении бас буын первая мелодия передается второму инструменту. Требует идеальной сыгранности. Источник: http://авторская работа | |
Просмотров: 846 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|