Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Фразировка и ее значение в музыкальных произведениях.
Тема урока: Фразировка и ее значение в музыкальных произведениях.
Цель: Отработать динамику, штрихи, мех, звукоизвлечение посредством которых проявляется правильная фразировка.
Задачи: 1. Развитие слухового контроля.
2. Преодоление технических трудностей.
3. Развитие образного и творческого мышления.
4. Объединение отдельных частей и эпизодов в целом ряду с дальнейшими требованиями темпов и качеством звукоизвлечения.
ПЛАН УРОКА.
1. «Анашым» М. Омаров.
2. «Дос туралы жыр» С. Байтереков.
3. «Крыжачок» белорусский народный танец.
4. Домашнее задание.
Ход урока:
1.«А что такое песня?» На мой вопрос ученица дала ответ, что песня - это жанр вокальной музыки, широко распространенный в народном музыкальном творчестве. Я пояснил, что сегодня мы работаем над двумя видами песни - это казахстанская авторская и эстрадная песня. Вместе с ученицей мы вспомнили, перечислив с какими видами песен, мы уже встречались и работали: детские, народные, эстрадные песни.
Перейдя непосредственно к работе, ученица исполняет песню и мы переходим к более подробной работе.
I. «Анашым» М.Омаров.
Методы работы:
а) работа над штрихами: в правой руке - легато в первой части, во второй
части нон легато, в левой руке – нон легато.
б) выявление мелодической линии при одновременном исполнении обеих
партий, партия левой руки является аккомпанементом, а правая рука -
основной мелодической линией и должна быть более выразительна.
Собирали обе руки в единую музыкальную ткань, работая над
звукоизвлечением, добиваясь ясного выделения и пропевания правой руки и
легкого, прозрачного звука в левой руке.
в) работа над технически трудными местами: следили за свободным
исполнением ученицей технически неудобных мест (секст), отрабатывали
одновременное прожимание всех звуков в интервалах и работу слабого
первого пальца.
г) творческие поиски. Вместе с ученицей разобрали художественный образ
песни помогая словесным текстом, тем самым, стараясь помочь ученице
мыслить, анализировать и тем самым выявить вершины фраз: динамическое
стремление к вершине на крещендо и уход к окончанию фразы на
диминуэндо.
д) при работе над фразировкой, я объяснил, что фразировка - это четкое,
художественно осмысленное выделение музыкальных фраз (или других
подобных построений) при исполнении музыкального произведения.
Главными средствами выразительной фразировки является артикуляция и
динамические оттенки. Разобрали песню на музыкальные построения:
периоды, предложения, фразы, мотивы. Чтобы мелодия в правой руке не
звучала отдельными звуками и не рвались фразы, следили за исполнением
штриха легато. Отрабатывали отдельные фразы объединяя их затем в
предложения, периоды.
е) собрав все части в единое музыкальное произведение, работали над
осмыслением произведения целиком, достигали целостности произведения за
счет правильного темпа, динамики, фразировки, звукоизвлечения.
II. «Дос туралы жыр» С. Байтереков.
Методы работы:
а) для того, чтобы упростить работу над формой, мы разделили песню на несколько частей - получилось две части (запев, припев). Установили количество и границы частей, периодов, предложений, фраз, а так же их ритмоинтонационное сходство и различие. Отрабатывали отдельные фразы, объединяя их затем в предложения, периоды. Выявление вершинок фраз: динамическое стремление к вершине на крещендо и уход к окончанию фразы на диминуэндо. На поставленный мною вопрос: «Что такое крещендо и диминуэндо?» - ученица дала пояснение крещендо - это постепенное усиление силы звука, а диминуэндо – это постепенное ослабление силы звука.
б) фразировка - одна из основ выразительного исполнения. Работая над
фразировкой, определили не только границы фраз, но и артикуляцию фразы,
звуковое соотношение фраз при объединении их в более крупные
построения.
в) работа над технически и ритмически сложными местами: следили за
свободным исполнением ученицей технически неудобных мест (триоли,
аккорды, скачки в левой руке). Работали в аккордах сначала над
группировкой пальцев над клавишами, а затем одновременным нажатием
всех клавиш в аккорде, исполнять не заранее подготовленными пальцами,
фиксированными на расстояниях клавишей аккорда, а собранными вместе и
расправляющимися в момент удара. Отдельно в левой руке отрабатывали
скачки в медленном темпе, старались следить и запомнить расстояние между
кнопками, играли скачки в мелодическом звучании (поочередное) и в
гармоническом (одновременное звучание всех звуков).
г) следили за исполнением < (crescendo) и > (diminuendo), строго учитывая
величину фразы, на которой следует делать крещендо или диминуэндо, так
как это непосредственно связано с распределением запаса воздуха при
ведении меха.
д) собственное художественное воспроизведение (исполнение произведения
целиком для закрепления технической и совершенствования художественной
стороны). Собрав все части в единое музыкальное произведение, работали
над осмыслением произведения целиком.
III. «Крыжачок» белорусский народный танец.
Методы работы:
а) выявление мелодической линии и аккомпанемента. Стараясь ровно
вести мелодическую линию. Работали отдельно по
партиям стараясь увеличить мелодическую линию в правой руке,
собирали обе руки в единую музыкальную ткань, работая над
звукоизвлечением, добиваясь ясного, четкого звучания правой руки и
более мягкого, легкого звука в левой руке.
б) использование штриха нон легато - характер звукоизвлечения. Показ
ученицей исполнения нон легато, следили за тем чтобы каждая
следующая клавиша нажималась после снятия пальца с предыдущей. При
этом кончики пальцев (подушечки) как бы печатают следы на клавишах.
Движение меха остается спокойным.
в) вместе с ученицей разобрали художественный образ танца, помогая
тем самым, заставить ребенка мыслить, анализировать, фантазировать.
г) работали над фразировкой, стараясь понять и динамически провести мелодическую линию, раскрыть ее настроение, следили за началом и концом фразы. Следили за < (crescendo) и > (diminuendo), строго учитывая величину фразы, на которой следует делать крещендо или диминуэндо, так как это непосредственно связано с распределением запаса воздуха при ведении меха.
IV. Домашнее задание.
1. Отработать динамику внутри фраз.
2. Работа над грамотным исполнением нотного текста.
3. Отработать технически сложные места.
4. Грамотное исполнение фразировки: выразительность, снятия.
Категория: Уроки музыки | Добавил: school3 (2017-10-20) | Автор: Попов Сергей Юрьевич E
Просмотров: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-11-18, 2:49 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1529]
Школьный психолог [528]
История [744]
Опыт [516]
Научная кафедра [221]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [816]
Великие открытия [23]
Университет здоровья [132]
Математика [1203]
Химия [389]
Классному руководителю [661]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1818]
Краеведение [96]
Начальная школа [4027]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [387]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1599]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [469]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1208]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [92]
ИЗО и черчение [221]
Физическая культура [547]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [410]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [84]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [41]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru