Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Музыкальное воспитание и его роль в воспитании личности
Музыкальное образование и его роль в воспитании личности

Любите и изучайте великое искусство музыки.
Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей.
Оно сделает вас духовно богаче.
Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы.
Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Музыка - это самое необычное искусство из всех искусств оно является средством выражения чувств, образов, мнений и желаний, одним из способов общения людей. Каждый из нас в своей жизни хотя бы раз слышал шелест листьев на деревьях, журчание ручейка, шум дождя, пение соловья в лесу. Согласитесь, что эти звуки напоминают нам некую мелодию. Музыка нас окружает всю жизнь, надо её только услышать.
Умению слушать музыку, извлекать мелодию посредством музыкальных инструментов, открывать для себя мир музыкальных красок обучают в музыкальной школе. Однако этим не ограничиваются задачи музыкальной школы. Обучаясь в музыкальной школе, учащийся расширяет свои познания в области музыки разных исторических эпох, становится участником музыкальных фестивалей, артистом художественной самодеятельности, эстетически совершенствуется.
Часто родители задаются вопросами: «Что может дать их ребенку музыкальная школа?»
Главными критериями решения родителей о том, стоит или не стоит отдавать ребенка в музыкальную школу должны стать способности и желания самого ребенка.
Обязательно должно присутствовать желание учиться музыке, слушать музыку, петь песни. Хотя маленькие дети не совсем представляют себе этот процесс, но само желание много значит. Достоинств и плюсов у музыкального образования много.
Во-первых, музыкальные занятия помогают развивать память, ведь во время уроков нужно много запоминать и воспроизводить на слух, учить нотную грамоту;
Во-вторых, музыкальная школа научит ребенка рационально распределять свое время, ставить перед собой цели и их выполнять, что, безусловно, пригодится ему в жизни;
В-третьих, музыкальные занятия помогают развивать слух. Ребенку с хорошо развитым слухом гораздо проще учить иностранные языки;
В-четвертых, музыка оказывает положительное влияние на развитие интеллекта в целом;
В-пятых, учащийся музыкальной школы учится выступать на сцене. Если есть проблемы с коммуникацией, то через некоторое время они уйдут. Владение любым музыкальным инструментом в недалеком будущем сделает его душой компании. Занятия музыкой помогают детям находить общий язык со своими сверстниками. Учащиеся музыкальной школы очень часто играют на концертах, что воспитывает в них эмоциональную устойчивость и уверенность в себе перед большим количеством людей;
В-шестых, Занятия в хоре, а также игра на духовых инструментах помогает развивать органы дыхания. И как результат - снижение частоты заболеваний;
В-седьмых, обучение хорошей классической музыке позволит развить вкус, доброту и ласку в ребенке, научить его отличать хорошее от плохого не только в музыкальной области, но и в других видах искусства, таких, как кино, литература, изобразительное искусство, расширить кругозор и повысить культурный уровень ребенка;
В-восьмых, у маленьких детей занятия на инструменте помогают развивать мелкую моторику. Ведь чтобы нажимать на клавиши или зажимать струны скрипки, необходимо очень четко координировать свои движения. А это очень важно для развития мозга;
В-девятых, музыка развивает и тренирует математические способности. Во время игры нужно попадать по нужным струнам и клавишам, запоминать ноты произведения, пространственно мыслить. А это помогает развитию математического склада ума;
В-десятых, ребенок учится понимать прекрасное, слушать и слышать красоту;
В-одиннадцатых, воспитание дисциплины и силы воли. В течение нескольких лет инструмент требует внимания каждый день. Чтобы ежедневно играть гаммы и этюды, необходимо колоссальное упорство, трудолюбие и сильный характер. В дальнейшей жизни эти качества обязательно пригодятся.
Существует масса примеров, доказывающих, что люди, занимающиеся музыкой, намного более успешны в жизни, чем все остальные. Даже если в детстве они ходили в музыкальную школу без сильного желания.
Музыка в жизни таких выдающихся физиков-теоретиков XX столетия, как А.Эйнштейн, В.Гейзенберг, М.Борн, И.Пригожин занимала почетное место, являлась источником развития их профессиональной деятельности.
Например, история с музыкальным образованием Альберта Эйнштейна, когда в течение семи лет учителя не могли внушить ребенку любовь к музыке, он просто выполнял веление своей матери и послушно посещал музыкальные занятия. Но вот он встретился с сонатами Моцарта, которые покорили его своей грацией и эмоциональностью, а для исполнения этих сонат ему не хватало умения. Эйнштейн стал оттачивать свою технику игры и добился того, что сонаты зазвучали, и тогда музыка для него стала наслаждением. Он говорил: «Музыка и исследовательская работа в области физики различны по происхождению, но связаны между собой единством цели — стремлением выразить неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют друг друга. Наука раскрывает неизвестное в Природе, а музыка — в человеческой душе, причём именно то, что не может быть раскрыто в иной форме, кроме музыки».
Музыка пригодится представителям многих профессий, как математикам и физикам, так и журналистам и переводчикам и даже программистам, ведь музыка, как и любая наука, подчиняется четкой иерархии и структуре. Музыкальная опера разделена на несколько действий. Действия делятся на картины, картины – на сцены, сцены – на законченные номера. А в каждом номере также можно выделить небольшие фрагменты и темы, состоящие из музыкальных предложений, фраз и тактов.
Уровень структурного мышления учащегося музыкальной школы будет существенно выше, чем у тех его сверстников, которые не получают музыкального образования. Дисциплина, собранность, стойкость характера, которые вырабатываются постоянными музыкальными занятиями, для будущего работодателя выпускника музыкальной школы будут иметь приоритетность при приеме на работу.
Система начального и профессионального музыкального образования стабильна и имеет почти вековую историю. Однако содержание музыкального образования должно быть мобильным и постоянно меняться в связи с требованиями времени, необходимо периодически пересматривать учебные планы и программы, расширять учебный и концертный репертуар.
На современном этапе система музыкального образования нуждается в реформировании, так как в полной мере с поставленными перед собой задачами музыкальные школы не справляются.
На мой взгляд, причин тому несколько:
Во-первых, загруженность современного школьника, переизбыток различной информации;
Во-вторых, недостаток финансирования;
В-третьих, излишний консерватизм в преподавании;
В-четвертых, низкая мотивация к занятиям;
В-пятых, недооценка роли музыкальной культуры;
В-шестых, необходимость реформирования методов преподавания;
Даже при очень большом желании заниматься музыкой, современный школьник не в состоянии посвятить занятиям столько времени, сколько требуется. Следовательно, надо пересмотреть как методы преподавания, так репертуар. Традиционный план с обязательным перечнем музыкальных произведений для исполнения необходимо заменить планом индивидуального музыкального развития учащегося. В данный план должны войти пьесы эстрадного и популярного жанров, пьесы собственного сочинения, если они имеются, аранжировки, различные виды аккомпанемента.
В условиях современности становятся особенно актуальными способность детей к творчеству, импровизации, сочинительству, навыкам аранжировки, работы с компьютером.
Достаточно примеров вокруг нас, когда учащиеся бросают обучение, не окончив курс по разным причинам. Многие из них, мы знаем, сожалеют об этом, ведь потом оказывается, что музыкальные умения неожиданным образом могли бы пригодиться на работе. Упущена возможность творческой самореализации, потому что играть и сочинять музыку прекрасно.
Привлечь и удержать детей в музыкальной школе – одна из задач нашего времени. Решить еѐ можно с помощью пиара, рекламных акций, концертов, выступлений с лекциями в образовательных учреждениях, публикаций на страницах периодических изданий. О музыкальной школе, как центре развития музыкальной культуры, творческого сотрудничества и самореализации должны знать.
В учебных программах необходимо акцент сделать на творчество учащегося, чтобы окончив музыкальную школу, выпускник был способным выполнить запросы сегодняшнего времени. Ведь работа музыканта – творческий труд, требующий полной отдачи и концентрации душевных и физических сил. На основе общих интересов и ценностей должен быть создан коллектив единомышленников – преподаватель – ученики – родители. Совместное слушание музыки, посещение концертов, выставок, выступления в классных аудиториях, обсуждение, дискуссии после просмотров – все это способствует организации данного коллектива.
Данная задача будет решена, если родители активно подключатся к музыкальному воспитанию ребенка. Когда родители ученика проявляют заинтересованность, то у него формируется активная мотивация для занятий музыкой. Через некоторое время происходит обратная связь: занимаясь музыкой, участвуя в конкурсах, выступая на концертах, импровизируя, создавая свои музыкальные продукты, ребенок воздействует на своих родителей, друзей, приобщая их к искусству.
Да, в наше время рыночных отношений очень сложно родителям сделать выбор в пользу музыкальных занятий своего ребенка. Но надо четко понимать, что чем больше мы вложим в детей сейчас, тем больше возможностей для самоутверждения в жизни у него будет в будущем, а это ценнее любых денег.
Деление экономики в учебниках на «базис» и «надстройку» уже показало свою несостоятельность.
Без воспитания культуры населения не может состояться «культура производства». Инвестиции в культуру и образование - это инвестиции в экономику нашей страны и в наше будущее.
Недооценка музыкального воспитания, музыкальной культуры и в целом культуры общества в конечном итоге ведет к пассивности, бездуховности, ограниченности и равнодушию членов этого общества, что отрицательно сказывается на состоянии самого общества.
Категория: Уроки музыки | Добавил: irina_chernova_1980 (2017-11-09) E
Просмотров: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-11-18, 2:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1529]
Школьный психолог [528]
История [744]
Опыт [516]
Научная кафедра [221]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [816]
Великие открытия [23]
Университет здоровья [132]
Математика [1203]
Химия [389]
Классному руководителю [661]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1818]
Краеведение [96]
Начальная школа [4027]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [387]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1599]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [469]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1208]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [92]
ИЗО и черчение [221]
Физическая культура [547]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [410]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [84]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [41]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru