Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Казахское музыкальное искусство на уроках музыки в начальной школе как ресурс развития личности школьника
Казахское музыкальное искусство
на уроках музыки в начальной школе
как ресурс развития личности школьника

Двери в мир открыла песня для тебя,
Песня провожает в землю прах, скорбя.
Песня – вечный спутник радостей земных,
Так внимай их чутко и цени любя.
Абай.
Важной и неотъемлемой частью музыкального воспитания в школах Республики Казахстан является ознакомление с лучшими образцами казахской музыкальной классики - народной и профессиональной, а также освоение особенностей и стиля казахского музыкального искусства.
Очень важно, особенно в классах с русским языком обучения, правильно и умело преподнести казахскую музыку. Учителю музыки необходимо комплексное освоение казахского народного искусства, а также взаимодействия искусства и истории. Такой подход позволяет воздействовать на эмоциональную сферу младших школьников, пробуждает способность к ассоциациям между пространственными «временными», словесными видами искусства, создаёт благоприятные условия для художественно-творческого развития подрастающего поколения.
Попробую обозначить наиболее существенные моменты в отношении национальной музыкальной культуры, требующие пояснения. Прежде всего, это касается места музыки в культуре, роли, которую она выполняет в процессе освоения действительности. В традиционной казахской культуре до самого последнего времени сохранились представления о магической силе звука, напева, музыкального инструмента. Музыке приписывалась возможность воздействия на природные стихии, животных и человека (кюй-легенда «Нар идерген», легенда о Коркыте»).
Создание музыкального инструмента, музицирование на нём – сродни священнодействию. Музыкальные инструменты, как и во многих других традиционных культурах, одушевлялись. Так, например, кобыз – магическое орудие казахских шаманов - баксы – сам мог участвовать в байге, издавал звуки без участия человека. Музыкальные инструменты могли говорить человеческим голосом, передавать речь. Песне в обрядах – похоронном, свадебном – придавалось такое же значение и смысл, как и другим обрядовым действиям.
Семейная обрядность – свадьба, похороны – в Казахстане продолжают существовать и в наши дни. Нельзя сказать, что старинные обряды не претерпели изменения. Сегодня исполняются не все обрядовые песни. Но всё же в памяти людей, особенно старшего поколения, ещё свежи прощальные песни невесты (сынсу, корсу, танысу, коштасу, арыз олен и др.), которые они сочиняли и исполняли сами, прощаясь с родственниками перед отъездом в дом мужа. На современных свадьбах можно услышать и Жар-Жар – молодёжные песни, попеременно исполняемые женским и мужским хором, и Тойбастар – песни, присутствующими на тое (как правило, в виде диалога между двумя группами родственника жениха и невесты).
Обрядовые песни – это связующая нить с прошлым, это самый древний пласт музыкального фольклора народа. Дело в том, что обряд, пришедший к нам из глубины веков, играет сохраняющую, «консервирующую» роль в культуре. Сама обстановка обряда, то значение, которое придаётся ему в народе, не позволяют вносить изменения в музыкальный и поэтический текст песен.
На протяжении веков обрядовые напевы откристаллизовались в виде музыкальных «формул». Звуковой их объём, как правило, ограничен. Так, например, свадебные прощания-плачи и похоронные плачи не превышают объёма квинты-сексты. Соотношение слова и напева – простейшее (слог-звук). Мелодическое движение в большинстве случаев поступенное. В музыкальном сознании народа обрядовые напевы хорошо различаются, всем известны, безошибочно узнаются. Широко распространен в разных областях Казахстана такой жанр, как Жарапазан (жарамазан, саһар и др. названия) – песня, исполняемая молодёжью, детьми, иногда стариками во время мусульманского поста Ораза. Эта песня, по всей видимости, существовала ещё до распространения ислама в Казахстане. По своему содержанию и форме она очень близка русским колядкам.
В жарапазан, который исполнялся ночью или под утро, т.е. в то время, когда верующие могли принимать пищу, говорится о щедрости хозяев, о том, что они должны вынести угощения и подарки поющим жарапазан. После того, как хозяева угощали и одаривали исполнителей жарапазан, те произносили и пели бата - благопожелание, благословение.
Знание традиционных музыкальных культур (этномузыкознание), обогащённое достижениями фольклористики, этнографии, культурологи, во многом изменяет и дополняет сложившиеся на основе европейской музыки представления об основах искусства звуков.
Звук в европейской музыке считается полноценным, красивым, только в том случае, если в нём почти отсутствуют призвуки.
Для казахской традиционной культуры ценными являются как раз густота и насыщенность тембра, окутанность его призвуками, - будь то голос человека или звук инструмента.
Учителю музыки в общеобразовательной школе для того, чтобы использовать богатейшие возможности искусства звуков в целях гармонического развития и воспитания личности детей, необходимо быть подготовленным не только практически (самому владеть каким-либо музыкальным инструментом, петь, знать музыку разных стилей), но и теоретически понимать и уметь объяснить детям особенности казахского музыкального искусства.
Традиции казахского народа должны быть вплетены в систему музыкального образования, но не в качестве отдельных этнографических элементов, играющих скорее роль схематических национальных символов, а как необходимое глубинное проникновение в душу народа, позволяющее установить теснейшую связь народного искусства с современной жизнью.
Так, изучая кюй «Сарыарка» Курмангазы, мы должны знакомить детей с понятием «Родина». С чего начинается Родина? Какое значение имеет для казахов золотая степь? Какова природа Казахстана? Ученики через музыку, литературу, изобразительное искусство должны учиться эмоциональному восприятию мира.
Нравственная ценность эпоса «Алпамыс» состоит в том, что он учит ребят быть смелыми и отважными. Отсюда через героический образ батыра вытекает тема мужества, доблести, чести, патриотизма.
Кюй – легенда «Акку» тесно связана с образом белого лебедя – вечного символа великого начала жизни. Лебедь – царь птиц, мать чудесного героя, олицетворение красоты и добра. Прекрасное связано с искусством, поэтому здесь же учащиеся знакомятся с музыкальными инструментами, легендами и сказаниями о них и об их создателях.
Тема «Акку» открывает учителю широкие возможности сформировать чувство красоты, мира, добра, нравственных начал в учениках.
При изучении казахской народной песни «Елим-ай» перед учителем стоит следующая задача: раскрыть лучшие черты народного характера, показать духовные ценности кочевников, красоту человека. Это произведение формирует в учащихся чувство гордости, любви к народу, к его культурным достижениям, патриотизм, стремление к свободе, независимости.
При ознакомлении с лучшими образцами казахской музыкальной классики на уроках музыки используются музыкально – ритмические элементы. Следует учитывать, что дети относятся к произведению народного искусства, как к сценарию игры, в которой они сами принимают участие в роли полюбившегося героя и в воображении действуют вместе с ним.
На уроке во время слушания казахских народных песен «Камажай», «Бипыл», кюев Курмангазы «Балбрауым», «Сарыарка», кюя Даулеткерея «Кос алка» дети выполняют элементы казахских народных танцев, которые служат поэтическим дополнением к раскрытию их содержания.
Примеры музыкально-ритмических движений:
1. «Ат шабыс» - «Конные скачки». Танцевальные движения, характеризующие движения танцора, изображающего джигита на быстром коне (скакуне).
Исходная позиция – ноги вместе, правая рука с плетью поднята над головой, левая на поясе.
На раз – левую ногу согнуть в колене и приподнять (носок у колена правой ноги).
На два – выполнять прыжки на правой ноге, правой рукой выполняя круговые движения.
Движения повторяются с левой ноги.
2. «Толкын» - «Волна».
Танцевальные движения, изображающие стихию природы.
Исходная позиция – пятки вмести, носки врозь, руки вытянуты вперёд, кисть прямая ладонями вниз.
На раз – выполнить волнообразные движения от себя.
На два – к себе.
Такие элементы музыкально-ритмической деятельности на уроках музыки в начальной школе развивают у учеников способность к импровизации, моторно-пластическая деятельность помогает ярко выразить через движения художественно-эмоциональное содержание музыки.
Тематическая целостность казахского музыкального творчества помогает формированию многосторонней музыкально-эстетической культуры учащихся, вводит их в мир народного искусства, способствует раскрытию созидательного потенциала традиционной художественной культуры казахского народа.
В основе музыкального воспитания в начальных классах лежит идея целостного продуктивного воспитания личности. Освоение художественной картины мира позволяет познать теснейшую связь народного искусства с жизнью, историей нашей Родины, с жизнью народов, проживающих в ней, способствуют мировоззренческому и нравственно-эстетическому развитию молодого поколения.
Казахское музыкальное искусство формирует комплексное представление о месте казахского народного искусства в жизни.
Совокупность целей и задач уроков музыки, как уроков искусства, творчества, служит конечной цели – формированию ценностных эстетических ориентаций, воспитанию продуктивной общественно-самостоятельной личности.
На уроках музыкального искусства у учащихся развиваются следующие отношения, знания и умения:
- осознание социальной сущности народно-инструментального искусства: домбры, кобыза, жетыгена и др.,
- осознание социальной сущности народно-песенного искусства: фольклора, айтыса, терме, толгау и др.,
- осознание социальной сущности устно-поэтического искусства: легенд, эпосов, фольклора, сказок и др.,
- слушать и слышать кюи,
- слушать и слышать песни: петь народные песни, сочинять народные попевки, импровизировать,
- уметь красиво двигаться: исполнять несложные элементы казахского народного танца, импровизировать, показать казахскую народную игру,
- красиво и чётко говорить: рассказать легенду, сказку, пословицу, подобрать музыку к сказке, легенде, импровизировать.
Музыкальные уроки основаны на глубоком убеждении в том, что фольклор обладает великой очищающей силой жизненных традиций. Сегодня очень важно восстановить естественный процесс передачи и сохранения национальных духовных ценностей казахского народа.
Целью преподавания музыкального искусства является формирование музыкально-эстетической и художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры подрастающего поколения. Благодаря лучшим образцам казахского музыкального искусства на уроках музыки, дети учатся отличать добро от зла, правду ото лжи, понимать неизбежность победы чести над подлостью.
Всё это приобщает детей к высшим человеческим ценностям, развивает их духовную культуру, воспитывает умение понимать взаимоотношения людей, чувствовать красоту природы, воспитывает общественно-активного гражданина и патриота Республики Казахстан. Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание эстетически и духовно развитой личности ученика, глубоко понимающей значение казахского музыкального искусства в жизни человека. Недаром говорил великий Абай: «Глубокий кюй, будто слова мудреца, когда слушаешь, поднимается дух человека».
Категория: Уроки музыки | Добавил: fght (2018-03-24) | Автор: Бухарина Светлана Ивановна КГУСОШ15 E
Просмотров: 33 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2018-05-25, 1:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1561]
Школьный психолог [532]
История [755]
Опыт [524]
Научная кафедра [226]
Воспитание души [251]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [184]
Компьютер-бум [262]
Английский язык [838]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1236]
Химия [392]
Классному руководителю [676]
Биология [601]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1855]
Краеведение [98]
Начальная школа [4098]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [389]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [82]
Демократизация и школа [28]
Физика [312]
Экология [190]
Дошколенок [1662]
Особые дети [304]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [654]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [483]
Мой Казахстан [241]
Школьный театр [75]
Внеклассные мероприятия [1229]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [225]
Физическая культура [562]
Немецкий язык [56]
Технология [312]
Самопознание [422]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [87]
Летний лагерь [19]
Дополнительное образование [53]
Педагогические программы [17]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru