Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Роль педагога в воспитании духовно развитой личности посредством формирования музыкальной культуры В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Потребности современного общества ставят задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, ответственного, инициативного, творческого, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Я считаю, что развитие духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения это, прежде всего комплексный подход к решению данной задачи. В своей работе я решила раскрыть влияние музыки на формирование духовно-нравственных ценностей воспитанников детского дома. И начать свои рассуждения я бы хотела с роли педагога. Бесспорно, что именно воспитатель, имеющий высшее музыкальное образование обладает тем багажом знаний и умений, который исключителен в своем роде. Прекрасный мир музыки может раскрыть для ребенка только педагог-музыкант. И здесь следует отметить, что ответственейшая роль в процессе гармонично-развитой личности принадлежит именно музыкальному искусству. А внеклассные мероприятия оказывают благотворное влияние на развитие духовно-нравственных ценностей и формирование эстетического вкуса у детей. Воспитатель в этом процессе выступает как непосредственный посредник между воспитанниками и музыкальным искусством, и именно ему отводиться ключевая роль в развитие художественного вкуса воспитанников. Эмоциональная подача воспитателя о содержании художественного образа исполняемого произведения, интересный и разнообразный репертуар, содержащий классические, джазовые и популярные пьесы вызывает у детей большой интерес к музыке, повышает работоспособность, расширяет и обогащает кругозор. Воспитатель посредствам музыки воспитывает любовь к искусству, способствуют становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир воспитанника. Уверенна, что хороший воспитатель всегда может создать такую атмосферу в своей группе, которая поможет раскрыть способности любого воспитанника. А реализовать свои таланты воспитанники могут на конкурсах, в различных видах концертной и внеклассной работы школы и детского дома. Если говорить о концертной и внеклассной работе КГУ «Детский дом №8 семейного типа» УО ВКО, то здесь мне бы хотелось отметить, что воспитанники уже младшего школьного возраста любят выступать на концертах. Наблюдая за детьми, понимаешь, что их переполняет радость и гордость за то, что они могут продемонстрировать любимым воспитателям, гостям, сверстникам и более младшим ребятам свое умение играть на музыкальном инструменте. А самой любимой формой внеклассной работы в нашем детском доме является постановка музыкальных сказок, где воспитанники могут проявить себя и как вокалисты, и аккомпаниаторы, и актеры. Здесь хочется заострить внимание еще на том, что некоторые дети, не проявляющие себя ярко на отчетностях, в этих постановках раскрываются, удивив зрителя своим артистизмом. Задачей воспитателей является формирование выпускника детского дома, как воспитанной, эстетически развитой личности, обладающей специальными знаниями, умениями и навыками, дающими возможность получения профессионального образования, выпускника, способного реализовать свой творческий потенциал в просветительской концертной и выставочной деятельности. Конечно, далеко не все воспитанники в будущем продолжают обучение в профессиональных образовательных учреждениях. Но я надеюсь, что многие из них вырастут хорошим, творческим, богатым духовно человеком, применяя полученные знания в любой области деятельности. Я уверенна, что роль воспитателя детского дома в становлении гармонично-развитой личности воспитанника будет значима в том случае, если ему будут присуще следующие качества: общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимым и вежливым. В результате анализа роли воспитателя детского дома на развитие духовно-нравственных ценностей детей можно выделить следующие личностные качества педагога, которые, на мой взгляд, представляются самыми главными. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, иприлежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого. Во-вторых, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о пассивном оптимизме, когда, сложа руки,педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способностисоображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его духовно- нравственного сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития. В-третьих, воспитателю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни. И последнее, воспитатель должен понимать, что на пути успешного развития у подрастающего поколения духовно – нравственных качеств является личный пример педагога. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты воспитателя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности, формирует его духовный мир. Для ребенка знания не существуют без воспитателя, только через любовь к своему воспитателю воспитанник входит в мир знаний, осваивает духовно- нравственные ценности общества. Человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения... И роль воспитателя в становлении духовно-нравственных ценностей у ребёнка, имеет огромное значение. | |
Просмотров: 334 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|