Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Роль педагога в воспитании духовно развитой личности посредством формирования музыкальной культуры
Роль педагога в воспитании духовно развитой личности посредством формирования музыкальной культуры

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
Потребности современного общества ставят задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, ответственного, инициативного, творческого, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
Я считаю, что развитие духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения это, прежде всего комплексный подход к решению данной задачи. В своей работе я решила раскрыть влияние музыки на формирование духовно-нравственных ценностей воспитанников детского дома. И начать свои рассуждения я бы хотела с роли педагога.
Бесспорно, что именно воспитатель, имеющий высшее музыкальное образование обладает тем багажом знаний и умений, который исключителен в своем роде. Прекрасный мир музыки может раскрыть для ребенка только педагог-музыкант. И здесь следует отметить, что ответственейшая роль в процессе гармонично-развитой личности принадлежит именно музыкальному искусству. А внеклассные мероприятия оказывают благотворное влияние на развитие духовно-нравственных ценностей и формирование эстетического вкуса у детей. Воспитатель в этом процессе выступает как непосредственный посредник между воспитанниками и музыкальным искусством, и именно ему отводиться ключевая роль в развитие художественного вкуса воспитанников. Эмоциональная подача воспитателя о содержании художественного образа исполняемого произведения, интересный и разнообразный репертуар, содержащий классические, джазовые и популярные пьесы вызывает у детей большой интерес к музыке, повышает работоспособность, расширяет и обогащает кругозор.
Воспитатель посредствам музыки воспитывает любовь к искусству, способствуют становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир воспитанника.
Уверенна, что хороший воспитатель всегда может создать такую атмосферу в своей группе, которая поможет раскрыть способности любого воспитанника. А реализовать свои таланты воспитанники могут на конкурсах, в различных видах концертной и внеклассной работы школы и детского дома.
Если говорить о концертной и внеклассной работе КГУ «Детский дом №8 семейного типа» УО ВКО, то здесь мне бы хотелось отметить, что воспитанники уже младшего школьного возраста любят выступать на концертах. Наблюдая за детьми, понимаешь, что их переполняет радость и гордость за то, что они могут продемонстрировать любимым воспитателям, гостям, сверстникам и более младшим ребятам свое умение играть на музыкальном инструменте. А самой любимой формой внеклассной работы в нашем детском доме является постановка музыкальных сказок, где воспитанники могут проявить себя и как вокалисты, и аккомпаниаторы, и актеры. Здесь хочется заострить внимание еще на том, что некоторые дети, не проявляющие себя ярко на отчетностях, в этих постановках раскрываются, удивив зрителя своим артистизмом.
Задачей воспитателей является формирование выпускника детского дома, как воспитанной, эстетически развитой личности, обладающей специальными знаниями, умениями и навыками, дающими возможность получения профессионального образования, выпускника, способного реализовать свой творческий потенциал в просветительской концертной и выставочной деятельности. Конечно, далеко не все воспитанники в будущем продолжают обучение в профессиональных образовательных учреждениях. Но я надеюсь, что многие из них вырастут хорошим, творческим, богатым духовно человеком, применяя полученные знания в любой области деятельности.
Я уверенна, что роль воспитателя детского дома в становлении гармонично-развитой личности воспитанника будет значима в том случае, если ему будут присуще следующие качества: общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимым и вежливым.
В результате анализа роли воспитателя детского дома на развитие духовно-нравственных ценностей детей можно выделить следующие личностные качества педагога, которые, на мой взгляд, представляются самыми главными.
Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, иприлежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
Во-вторых, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о пассивном оптимизме, когда, сложа руки,педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способностисоображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его духовно- нравственного сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
В-третьих, воспитателю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
И последнее, воспитатель должен понимать, что на пути успешного развития у подрастающего поколения духовно – нравственных качеств является личный пример педагога. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты воспитателя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности, формирует его духовный мир. Для ребенка знания не существуют без воспитателя, только через любовь к своему воспитателю воспитанник входит в мир знаний, осваивает духовно- нравственные ценности общества.
Человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения... И роль воспитателя в становлении духовно-нравственных ценностей у ребёнка, имеет огромное значение.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Замзагуль08 (2018-12-03) | Автор: ШАКАБАЕВА ЗАМЗАГУЛЬ НУРСАУАПОВНА E
Просмотров: 334 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 5:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru