Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Урок музыки "От арфы до рояля"
Тема урока: От арфы до рояля.
Задачи урока:
Образовательные: знакомить с музыкальными инструментами XII – XIXвв, которые были предшественниками фортепиано;
Развивающие: развить музыкальный вкус,слушательскую культуру учащихся, вокальные навыки;
Воспитательные: воспитать интерес к фортепианной музыке, потребность в общении с искусством;
Музыкальный материал урока:
1. Звучание инструментов: клавикорда, клавесина, спинета, рояля, фортепиано, верджинела.
2. «Прелюдия» И.С.Бах
3. «Бранденбургский концерт»
4. «Ларго» из концерта №5 для клавесина.
5. «Новый год».
Оборудование:
1. Проектор;
2. Компьютер;
3. Интерактивная доска;
4. Электронная энциклопедия классической музыки;
Ход урока:
1. Организационный момент.
Зайдите в нотный магазин. На витрине, на полках лежат ноты:
сборники фортепианных пьес и этюдов, сочинения для голоса или какого-нибудь инструмента с фортепиано, фортепианные переложения оркестровых произведений... А скажите, задумывались ли вы когда-нибудь, что это, собственно, за инструмент - фортепиано, и почему оно занимает такое важное место в музыке?
Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем отправиться в путешествие в
далекое прошлое (сл.№1)
2. Формирование новых знаний.
Когда-то, давным-давно, ученый-математик Древней Греции Пифагор натянул струну на прямоугольный ящик для очередного опыта. Он изучал её свойства, заставляя колебаться то всю струну, то её половину, то треть. Так мы узнали физические свойства звука (амплитуда колебания). Затем этот инструмент стали называть монохорд (monos - по-гречески один, chorde – струна) (сл.№2). Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной. От ящика, сделанного из специального дерева, зависели тембр и громкость звука. Струна плотно прикреплялась к ящику неподвижными подставками, а кроме них была еще одна - подвижная. Она передвигалась по струне, то укорачивая звучащую часть ее, то снова удлиняя и тем изменяя высоту звука. Затем этот инструмент превратился в многострунную арфу (сл.№3).
Шли века, инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал
прямоугольным, а на одной из его сторон разместилась клавиатура, то есть ряд клавиш (от латинского clavis -- ключ) (сл.№4). Теперь играющий нажимал на клавиши, а они приводили в движение так называемые тангенты -металлические пластинки. Тангенты касались струн, и те начинали звучать. Этот инструмент стал называться клавикордом (от латинского clavis и греческого chorde). Его должны были ставить на стол и играть стоя.
Конечно, никто не считал этот инструмент пределом совершенства. Он возник, как считают ученые, в XII веке, и на протяжении целых пяти веков мастера разных стран старались его улучшить. Чтобы звук стал сильнее, решили на каждую клавишу ставить не одну, а несколько струн, увеличили размер ящика.
Звук клавикорда был очень нежным и певучим. "Он более пригоден для домашней и нежной музыки, нежели для эстрады или больших помещений". Он служит "...утешением в страданиях и другом, участвующим в веселии".
Но был у клавикорда и существенный недостаток: несмотря на все
усовершенствования, большой громкости звука так и не удалось добиться. Конечно, "утешал в страданиях" клавикорд только очень богатых людей. Ведь он был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов. Поэтому клавикорды делали нарядными, красиво изукрашенными перламутром, черепахой, драгоценными породами дерева. В конце XVII века во Франции нижние клавиши (те, что в современных роялях делаются белыми) стали вытачивать из черного дерева, а верхние обкладывали слоновой костью. Говорят, это делалось для того, чтобы на темном фоне лучше выделялись изящные белые руки знатных дам - клавикордисток. Однако играть на такой клавиатуре было не очень удобно: темные клавиши сливались, границы между ними оказывались незаметными. И в
XVIII веке расположение цветов на клавиатуре изменилось. Оно стало таким, какое мы видим и теперь у пианино и роялей (звучание клавикорда).
Клавикорд был не единственным клавишным инструментом. Одновременно с ним возникли и развивались другие, похожие на него и в разных странах называвшиеся по-разному: вёрджинел, спинет и клавесин. Последнее название, самое распространенное, в конце концов, стало общим, собирательным для всех разновидностей этого инструмента (сл.№5). В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины, и это определило характерную форму, которая потом перешла к роялю.
Вначале это тоже был ящик, который ставили на стол. Позднее же инструмент встал на собственные ножки - изящные, точеные.
Звук на клавесине извлекался не ударом, а щипком: клавиша приводила в
движение упругие язычки (чаще всего их делали из птичьих перышек), которые зацепляли струну. Он был сильнее, чем у клавикорда, но не так выразителен и красив. Исполнитель не мог влиять на его качество, как при игре на клавикорде. С какой бы силой ни ударяли по клавишам, делали это резко или мягко, - ничего не менялось. Клавесин был не только домашним инструментом. Он включался в различные ансамбли, даже в оркестр, где на нем исполняли партию сопровождения. За клавесином сидел дирижер. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром.
Значительной была роль клавесина и как сольного инструмента. Пьесы для него писали многие композиторы XVII - XVIII веков: итальянские, французские, немецкие, английские. В истории музыки их называют клавесинистами (звучание инструмента).
Вёрджинел - клавишный инструмент, разновидность клавесина. Вёрджинел получил распространение в Англии и Голландии(сл.№6). Обычно вёрджинел - без ножек, просто ящик, который ставили на стол, с одной клавиатурой и диапазоном до 4-х октав. Звук нежный, серебристый (сл.№7). Принцип устройства и способ звукоизвлечения верджинела стали прародителями современного фортепиано. Но качество звучания больше походило на арфу или лютну. Тембр звучания верджинела нежный и мягкий слегка приглушенный. Впервые термин «Вёрджинел» употребляется в конце 15 века.
По одной из них «вёрджинел» произошло от латинского слова virgo(девушка). Предназначен инструмент был для домашнего музицирования, и обычно не нем играли девушки из благородных семей.
А вёрджинельная музыка той эпохи, в последствии стала называться первым золотым веком клавишной музыки (звучание инструмента).
Спинет – клавишно-струнный музыкальный инструмент. В переводе означает «колючка» (сл.№8).
Спинет – это один из видов клавесина. Отличается небольшим размером и тем, что струны натянуты диагонально слева направо. Спинет чаще всего используется для домашнего музицирования.
Самые старые спинеты, сохранившиеся до наших дней родом из Италии. Датируются началом XVII века. Очень часто они имеют пяти и шестиугольную форму. Клавиатура располагалась на самой длинной стороне. Спинеты крыловидной формы, изобретенные в Италии, получили широкое распространение в Англии.
А к концу XVII века вытеснили прямоугольные вёрджинелы и стали самыми популярными музыкальными инструментами для домашнего музицирования (http://eomi.ws/- онлайн энциклопедия музыкальных инструментов).
Все музыкальные инструменты непрерывно совершенствовались. Продолжали поиски и клавирные мастера (сл.№9). И вот в 1711 году в итальянском городе Падуе клавесинный мастер Бартоломее Кристофори изобрел новый инструмент. Звук в нем извлекался деревянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче - piano или forte. Отсюда и пошло название инструмента - пианофорте, а позднее - фортепиано. Название это сохранилось до нашего времени и является объединяющим для всех струнных клавишных инструментов.
Первые фортепиано по звучанию были очень мало похожи на те великолепные инструменты, которые сейчас можно видеть в наших концертных залах. Механизм, служащий для удара по струнам, был в них еще весьма
несовершенным, и вначале фортепиано не могло успешно соревноваться с признанным в то время королем музыкальных инструментов клавесином. На протяжении почти всего XVIII века композиторы продолжали писать музыку для старшего брата фортепиано. А тем временем новый инструмент улучшался. Усложнялось его устройство, изменялось расположение струн.
Просмотр анимации об устройстве рояля.
(сл.№10). На протяжении XIX века сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный - рояль (по-французски royal - королевский) с корпусом в виде крыла и вертикальный - пианино (по-итальянски pianino - маленькое пиано). Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить большой и громоздкий рояль, где можно обойтись меньшей силой звука.
Очень многие композиторы XIX и XX века писали и пишут для фортепиано. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр.
Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман, Мендельсон, Шопен и Григ, Чайковский, Мусоргский, Балакирев, Рахманинов и Скрябин (сл.№11). Очень большую роль в раскрытии возможностей этого инструмента сыграл Лист, который не только сочинял фортепианные пьесы, но и перекладывал для рояля различные произведения, написанные для симфонического оркестра, вплоть до симфоний Бетховена (сл.№12). Лист хотел доказать, что рояль не уступает оркестру по своим выразительным, художественным возможностям.
"Душой фортепиано" называли великого польского композитора Шопена. Почти все свои произведения он создал только для рояля.
В 1747 году сложилась окончательная репутация пианино благодаря Иоганну Себастьяну Баху.
Иоганн Себастьян БАХ (сл.№13).
(1685-1750)
Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в городе Эйзенахе, где его отец был придворным и городским музыкантом. От отца он же получил первые уроки игры на скрипке и клавесине. Мальчик имел превосходный голос и пел в хоре городской школы. Все Бахи, жившие в горной Тюрингии, с начала XVI в. были флейтистами, трубачами, органистами, скрипачами, капельмейстерами. Их музыкальное дарование передавалось из поколения в поколение. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять, отец подарил ему скрипку. Он быстро выучился на ней играть, и музыка заполнила всю его жизнь.
Иоганн Себастьян Бах был шестым ребенком в семье скрипача Иоганна Амвросия Баха, и будущее его было предопределено (сл.№14). Его счастливое детство кончилось рано, когда будущему композитору исполнилось 9 лет. Сначала умерла его мать, а через год - отец. Мальчика взял к себе его старший брат, служивший органистом в соседнем городке. Иоганн Себастьян поступил в гимназию - брат же обучал его игре на органе и клавире. Но одного исполнительства мальчику было мало - он тянулся к творчеству. Однажды ему удалось извлечь из всегда запертого шкафа заветную нотную тетрадь, где у брата были записаны сочинения знаменитых в ту пору композиторов. По ночам тайком он переписывал ее. Когда полугодовая работа уже близилась к завершению, брат застал его за этим занятием и отнял все, что уже было сделано... Эти бессонные часы при лунном свете в дальнейшем пагубно скажутся на зрении И.С.Баха (сл.№15). Самостоятельную жизнь Иоганн Себастьян начал в 15 лет, переехав в город Люнебург. Здесь он служил хористом и учился в гимназии, а свободные часы проводил в библиотеке, изучая творчество итальянских, французских, немецких композиторов. После окончания гимназии он имел право поступать в университет, но крайняя нужда заставила его отказаться от этой мечты. В поисках средств к существованию он вынужден был часто переезжать из города в город, служа придворным музыкантом, перенося унижения, всегда тяжело переживая свое зависимое положение, всегда не удовлетворенный условиями работы. Да и в личной его жизни было много горя - он потерял жену и троих детей. Как исполнитель - органист и клавесинист он был достаточно известен в музыкальных кругах и не раз покорял слушателей своей виртуозной игрой, импровизациями на заданную тему, но как композитора его не знали.
В 1708 году Бах поселился в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. Именно здесь он создал лучшие свои музыкальные произведения, и среди них - известнейшую Токкату и фугу ре минор, Пассакалию до минор... Встреча Баха с талантливой певицей Анной-Магдаленой, которая стала его верной помощницей и другом, во многом определила его дальнейшую судьбу, в том числе и творческую. У нее были прекрасный музыкальный слух и красивое сильное сопрано. Она взялась обучаться игре на клавире, и Бах написал для нее, стремящейся постичь его творения, несколько десятков маленьких пьес - прелюдий и фуг. Теперь их изучают во всех музыкальных школах мира... Замечательные фуги Бах создал и для органа, "короля всех инструментов". Каждая прелюдия - это вступление к фуге, простое, легкое и выразительное, каждая фуга - это ясная и мелодичная музыкальная тема, получающая затем сложное развитие и повторяющаяся в разных голосах.
(сл.№16) В 1717 году Бах переехал в Кётен, где писал главным образом оркестровую и клавирную музыку, поскольку при дворе принца Кётенского, к которому он был приглашен на службу, не было органа. В распоряжении Баха был небольшой оркестр, которым он руководил, аккомпанирую принцу, большому любителю пения. Клавирные произведения этой поры представляют собой одну из вершин творчества Баха. Это - двухголосные и трехголосные инвенции, предназначенные для занятий с его старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. С той же педагогической целью написал Бах и свои "Французские" и "Английские" сюиты.
(сл.№17) Последним городом, в котором Бах жил до самой смерти, был Лейпциг. Здесь Бах руководил хором певческой школы при церкви святого Фомы. Хор должен был обслуживать главные церкви города, кроме того, сам Бах обязан был отвечать за состояние церковной музыки в городе и еженедельно писать музыку для всех четырех господских церквей, а, в случае надобности, сопровождать со своим хором все похоронные процессии. Из города он мог отлучится только с разрешения бургомистра. Бах принял предложенные условия. В этой тяжелой атмосфере он, как и прежде, принялся за сочинение прекрасных произведений, поразительных по красоте и глубине. Здесь он написал большую часть своих кантат, "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею", знаменитую Мессу си минор. Месса близка по содержанию "Страстям". У Баха эти произведения уходят далеко за рамки церковной музыки. Неудивительно, что церковное начальство было не довольно, - его музыка была слишком уж человечной. Зачастую его кантаты носили печальные названия: "Слезы, вздохи, горе, трепет" или "У меня было много огорчений"...
Но наряду с церковной Бах продолжал писать и яркую, красочную светскую музыку - оркестровую, клавирную и вокальную. Это и знаменитый "Итальянский концерт", и второй том "Хорошо темперированного клавира". Его музыка для клавира и клавесина подчас превосходила технические возможности этих инструментов. Как раз в ту пору появились первые прообразы фортепьяно, и Бах давал советы местному мастеру, как усовершенствовать его, предсказав большое будущее этому инструменту. Основная работа Баха - кантором певческой школы приносила ему много огорчений и неприятностей. Средства на содержание хора выдавались скудные, ученики болели, среди них попадались и бездари, а требования к хору были высоки. За неудачные выступления Баха подвергали унизительным штрафам, а прошения о помощи школе оставались без внимания. (сл.№18) Единственной его отрадой оставался дом, семья, где все жили одними интересами, где с утра до вечера звучала музыка. Три его сына еще при жизни отца стали известными композиторами, старшая его дочь пошла в мать и прекрасно пела.
(сл.№19) Последние годы жизни композитора были омрачены тяжелой болезнью глаз, после неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения под запись. Музыка еще звучала в нем, и он ее диктовал. Он так и умер - на полуслове, не успев продиктовать музыкальной фразы своего последнего творения. Случилось это вечером 28 июля 1750 года. После его смерти никто не позаботился о его семье. Могила его была забыта - обнаружили ее случайно спустя десятилетия во время земляных работ. Смерть Баxа прошла мало замеченной. О нем скоро забыли. К моменту его смерти из 20 детей в живых было только 9. Анна Магдалена Бах пережила своего мужа на 10 лет. Она умерла в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. Бах был признан при жизни как непревзойденный исполнитель на органе, скрипке, клавире, но его творения остались в тени. И лишь 100 лет спустя после его смерти возник интерес к его музыке.
(сл.№20) В Берлинской королевской библиотеке тогда еще молодой композитор и пианист Феликс Мендельсон-Бартольди, роясь среди старых нот, обнаружил целую груду сочинений давно забытого органиста... Познакомившись с ними, он был потрясен красотой и глубиной музыки. В 1829 году в Берлине под его управлением прозвучало одно из самых великих произведений И.С.Баха оратория "Страсти по Матфею". Одни за другим следовали номера оратории, рассказывающие евангельские сюжеты о страданиях и смерти Христа, и переполненный слушателями зал, казалось, перенесся в другое измерение времени... После этого начинается публикация полного собрания баховских сочинений в 60 томах, которая продолжалась более полувека. Музыканты, композиторы, современники Мендельсона-Бартольди разделили его восхищение – всех поражало в музыке Баха - размах, мощь, жизненная сила, мелодическая красота, необыкновенная ее стройность, техническое совершенство (сл.№21).
3. Слушание музыки.
(сл.№22) Слушание Токкаты и фуги ре-минор. После прослушивания беседа о характере произведения, о том, что, по мнению детей, хотел показать композитор этим произведением, какие чувства испытывал композитор, когда сочинял это произведение (сл.№23).
Категория: Уроки музыки | Добавил: musika (2012-11-29) | Автор: Гросу Наталья Викторовна E
Просмотров: 2273 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 2:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru