Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Урок - презентация «Биосфера»
Учитель географии
Камкина Наталья Юрьевна
КГУ «Пресновская средняя школа-гимназия им И.П.Шухова»,
Жамбылский район,
Северо-Казахстанская область
Тема: Биосфера – оболочка Земли
Дидактическая цель урока: создание условий для осознания и первичного закрепления новой учебной информации об особенностях планеты Земля, и взаимосвязи биосферы с другими оболочками. Формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций.
Образовательные задачи урока:
• сформировать у учащихся систему знаний о биосфере, ее компонентах и границах, их определяющих, о ноосфере, реликтах, биоценозе; учение Вернадского В.И. о биосфере;
• гипотезы возникновения жизни на Земле,
• закономерности распространения жизни на Земле.
Развивающие задачи:
• убедить учащихся в том, что границы биосферы определяются естественными причинами;
• развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;
• продолжить формирование умений сравнивать, анализировать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
• развивать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся,
• формировать экологическую ответственность к окружающей среде, своему здоровью.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новой информации.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: биосфера, ноосфера, реликты, биоценоз, живые организмы.
Способы действий учащихся: раскрыть связи биосферы с другими оболочками Земли; раскрыть значение растительности, животного мира своей местности.
Ценностный компонент урока: доказать, что биосфера — уникальная оболочка Земли, заселенная живыми организмами; доказать, что человек — часть биосферы.
Межпредметные связи: география, биология, экология, история, литература.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный, практический
Методы познания: исторический, проблемный, сравнительный, наблюдение, оценка.
Учебно-наглядный комплекс: схема «Строение биосферы», схема «Основные факторы, определяющие границы биосферы», презентация к уроку, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организованное начало урока.
Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встречи с вами.
Психологический настрой:
Все друг к другу повернулись,
Все друг другу улыбнулись.
Повернулись и ко мне,
Улыбнитесь-ка и мне.
II. Постановка и решение УЗ
-Формулировка цели урока (самостоятельно).
-Активизация знаний
Какие оболочки Вы знаете?
Что они собой представляют?
Ш. Осмысление. Знакомство с новой темой.
Изучая географию, мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли.

Чем уникальна наша планета — эту проблему мы будем решать на уроке. Уникальность (единственность, исключительность) планеты Земля состоит в том, что ее населяют живые организмы, на ней есть жизнь.
-Как Вы думаете, какой возраст нашей планеты?
Развитие жизни насчитывает около 4млрд. лет.
1. Происхождение жизни на Земле.
-Как появилась наша Земля?
-Что вы знаете о зарождении жизни на Земле?
Гипотезы о происхождение жизни
• Божественная;
• Самопроизвольного происхождения;
• Жизнь существовала всегда;
• Внеземное происхождение;
• Происхождение жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов подчиняющимся физическим и химическим законам.
2. Биосфера. Границы биосферы.
Название оболочки, где распространена жизнь, в конце XIX в. дал австрийский геолог Эдуард Зюсс. Этот ученый ввел термин «биосфера» (от слова «биос» — жизнь, «сфера» — шар). В 20-е гг. XX в. выдающийся русский ученый Владимир Иванович Вернадский разработал целостное учение о биосфере и ноосфере» «…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки. На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы…» В.И.Вернадский.
По его мнению, биосфера — это не только область жизни, но и сложная природная система, которая преобразует живые организмы.
-Что отличает нашу планету от других планет Солнечной системы?
Это наличие на ней жизни.
-Почему биосферу называют «пленкой жизни»?
-Что входит в понятие «биосфера»? (выслушиваются мнения учащихся)
Биосфера (греч. bios — жизнь и sphaira — шар) — это оболочка Земли, заселенная живыми организмами и преобразованная ими. Она включает почти всю гидросферу, нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры
Границы биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни различных организмов.
Биосфера сформировалась в области взаимодействия воздуха, воды и горных пород,
Пределы биосферы обусловлены границами физических условий существования живых организмов. Существование жизни ограничивается значениями температуры от – 250 до +160. °С и давлением 0,001—3000 атм. Нижняя граница жизни биосферы в Океане проходит на глубине 10 км, а в земной коре до 2 км. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере; она обусловлена слоем озона, предохраняющим живое вещество от губительного ультрафиолетового излучения Солнца, и распространена на высоте от 20 до 45 км над уровнем моря.
Задаются вопросы на осмысление услышанного материала:
- Какую оболочку земли называют биосферой?
-Каковы границы распространения живых организмов?
• Атмосфера – тропосфера + озоновый экран
• Вся толща гидросферы
• Литосфера – земная кора до глубины 3-7 км.
- Какие сферы включает в себя биосфера?
Проводится работа с учебником по законченным смысловым фрагментам, задаются вопросы на осмысление прочитанного материала. (стр.142-143)
- Назовите виды живых организмов, населяющих нашу планету.
- Что означает слово «биосфера» в переводе с греческого языка?
- Какова главная особенность живых организмов?
- Что дает живым организмам такое свойство как приспособляемость?

- Почему распространение живых организмов имеет определенные границы?
Задание №1. Проанализировать схему.

Границы биосферы определяются естественными факторами, воздействующими на организм. Основным из них является действие ультрафиолетовых лучей и температуры.
3. Взаимосвязь организмов. Биоценоз.
Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части суши и воды.
Определим насыщенность жизни в биосфере.
Величины, характеризующие главный слой жизни
(по В.А. Успенскому)
Области биосферы Примерно средняя мощность главного слоя жизни (в м) Средняя биомасса в главном слое жизни (в г углерода на 1 м3)
Область суши с почвенным покровом
Болота
Озера
Шельфовые области моря
Открытый океан 5,0
0,5
25
100
200 4340,0
78,5
20,7
46,9
1,5

Из приведенных данных отчетливо видно, что концентрации живого вещества в расчете на единицу площади насыщенного жизнью слоя биосферы падает по мере перехода от наземных условий к типичным океаническим.
- А как вы думаете, ребята без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?
Работа с учебником (стр143)
Составим схему круговорота веществ и энергии в природе.
Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и уг¬лекислого газа под воздействием солнечных лучей выделяют необ¬ходимые для жизни вещества и кислород. Травоядные животные пи¬таются растениями. В свою очередь, хищники поедают травоядных животных. После гибели животных и растений на Земле скаплива¬ются их останки. Микроорганизмы разлагают, перерабатывают их, и они снова становятся пригодными для питания растений.

Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в
одинаковых природных условиях, называют биоценозом (по-гречески «био» — жизнь, «це-ноз» - общий).

- Назовите примеры биоценоза в природе, территории с одинаковыми природными условиями.
… болота, озера, луга, леса, пустыни.
4. Разнообразие организмов на Земле
Учащиеся изучают текст на стр143-145 учебника и отвечают на вопросы:
- Сколько видов живых организмов на Земле?
- Что такое органический мир?
- Почему человек — часть органического мира?
- Назовите условия для существования организмов?
Задание №2. Составить схему «Условия существования организмов».
Условия существования организмов
(создаваемые неживой природой)

проникание температура влажность световой
солнечного режим
света
- Какие особенности характеризуют мир растений?
- Каковы особенности обитания живых организмов в Океане?
Живые организмы живут в различных средах обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, тела других организмов.
Наибольшую концентрацию живых организмов в биосфере на¬блюдается у границ соприкосновения:
Задание №3.Проанализировать схему.

Все организмы связаны между собой обменом веществ и энергии.
- Где можно встретить живые организмы?
Организмы встречаются в самых необычных и очень суровых условиях: во льдах на вершинах гор, в безводных пустынях и соляных озерах, в подземных нефтяных пластах.
Задание №4. Составить кластер «Царства живых организмов»
Задание №5. Проиллюстрируете примерами на краеведческом материале.

Организмы разнообразны по форме и размерам.
- Как Вы думаете, кто на Земле преобладает?
Среди животных – насекомые, среди растений – покрытосеменные.
-Основную массу составляют растения, а по видовому разнообразию животные. Почему?
3/4 по видовому составу - животные, по массе живого вещества (биомассе) – растения.
Некоторые виды растений и животных сохранились на нашей Земле, пережив глобальные климатические изменения и оледенения. Это – реликты древние, сумевшие приспособиться к новым условиям обитания.

Распространение организмов – неравномерно.
Основная масса сосредоточена на суше.
-Как Вы думаете, почему?
5.Экологические проблемы биосферы
Тысячелетиями человек брал из природы, не нарушая сложившего равновесия. Возможно ли современное развитие человечества и природы в гармонии, без взаимного уничтожения?
-Причины возникновения экологических кризисов в истории человечества?
-Назовите современные экологические проблемы:
• Загрязнение воздуха;
• Снижение плодородия почв;
• Загрязнение водных источников;
• Сокращение лесов;
• Нерациональное использование природных ресурсов;
• Сокращение видового разнообразия животных и растений;
• Влияние окружающей природной среды на здоровье человека;
• Охрана биосферы
Алгоритм решения проблемы:
-выдвижение гипотезы;
-совместный поиск оптимальных решений проблемы.
-В заключение учитель рассказывает учащимся об охране природы, показывает картины и обращает особое внимание на мероприятия, проводимые в той природной зоне, в которой находится школа.
Когда-то и я не убить не мог,
Что б ни летало над головой:
Садился за весла - ружье у ног,
Шел в чащу - заранее взводил курок,
На жатву брал дробовик с собой.
Стрелял и коршуна, и воробья,
Не разбираясь - друзья? Враги?
А ныне
На ток хожу без ружья,
Катаюсь по озеру без остроги.
Доверие птиц умею ценить:
Бывает легко на душе, когда
Случайно удастся жизнь сохранить
Птенцу, упавшему из гнезда.
Себя самого узнать не могу,
Осинки в лесу зазря не срублю,
В корнях родничок, что клад, берегу,
На муравейник не наступлю,
-Люблю все живое,
Живых люблю. Л.Яшин.

Первичное закрепление новой информации:
1. Задание «Установи соответствие».
А – Биосфера.
Б – Растения, животные и микроорганизмы
В – Ультрафиолетовые лучи и температура
Г – В.И. Вернадский.
Д – Размножение и приспособляемость
Е – Сферы, составляющие биосферу
1. Оболочка Земли, населённая живыми организмами.
2. Академик, основоположник биогеохимии.
3. Естественные факторы, влияющие на организм

4. Виды живых организмов
5. Почти вся гидросфера, нижняя часть атмосферы и верхняя часть литосферы
6. Свойства живых организмов
2. Задание «Допиши слово».
Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части … и …. Они могут существовать между собой и с природной средой в тесной …. Основа этой связи - …
Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и уг¬лекислого газа под воздействием … выделяют необ¬ходимые для жизни вещества и кислород.
Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых природных условиях, называю. … Например, биоценозом являются болота,
Взаимопроверка (на доске - правильные ответы)
Ключ:
1. суши
2. воды
3. неразрывной связи
4. зеленые растения
5. солнечных лучей
6. биоценозом
7. озера, луга, леса, пустыни
Взаимопроверка (на доске - правильные ответы)
Ключ: А-1 Б-4 В-3 Г-2 Д-6 Е-5
Вывод по теме:
• Биосфера – это оболочка жизни, все организмы которой существуют между собой и с природной средой в тесной неразрывной связи.
• Биологический круговорот определяет связь всех оболочек Земли.
• Экологически грамотное поведение человека сохранит уникальность Земли.
Домашнее задание
1. Изучить § 49-50.
2.Написать эссе «Если погибнет биосфера, то…», составить экологический бюллетень по экологическим проблемам своей местности. / По выбору/.
3.. Подготовить сообщение о В. И. Вернадском.
Познавательная рефлексия
Подведение итогов на основе действия законов экологии Барри Коммонера:
• природа знает лучше;
• все связано со всем;
• ничего не дается даром;
• за все надо платить.
Категория: География | Добавил: Наталья7489 (2015-01-08) E
Просмотров: 1250 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 11:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru