Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Урок - презентация «Биосфера»
Учитель географии
Камкина Наталья Юрьевна
КГУ «Пресновская средняя школа-гимназия им И.П.Шухова»,
Жамбылский район,
Северо-Казахстанская область
Тема: Биосфера – оболочка Земли
Дидактическая цель урока: создание условий для осознания и первичного закрепления новой учебной информации об особенностях планеты Земля, и взаимосвязи биосферы с другими оболочками. Формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций.
Образовательные задачи урока:
• сформировать у учащихся систему знаний о биосфере, ее компонентах и границах, их определяющих, о ноосфере, реликтах, биоценозе; учение Вернадского В.И. о биосфере;
• гипотезы возникновения жизни на Земле,
• закономерности распространения жизни на Земле.
Развивающие задачи:
• убедить учащихся в том, что границы биосферы определяются естественными причинами;
• развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;
• продолжить формирование умений сравнивать, анализировать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
• развивать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся,
• формировать экологическую ответственность к окружающей среде, своему здоровью.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новой информации.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: биосфера, ноосфера, реликты, биоценоз, живые организмы.
Способы действий учащихся: раскрыть связи биосферы с другими оболочками Земли; раскрыть значение растительности, животного мира своей местности.
Ценностный компонент урока: доказать, что биосфера — уникальная оболочка Земли, заселенная живыми организмами; доказать, что человек — часть биосферы.
Межпредметные связи: география, биология, экология, история, литература.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный, практический
Методы познания: исторический, проблемный, сравнительный, наблюдение, оценка.
Учебно-наглядный комплекс: схема «Строение биосферы», схема «Основные факторы, определяющие границы биосферы», презентация к уроку, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организованное начало урока.
Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встречи с вами.
Психологический настрой:
Все друг к другу повернулись,
Все друг другу улыбнулись.
Повернулись и ко мне,
Улыбнитесь-ка и мне.
II. Постановка и решение УЗ
-Формулировка цели урока (самостоятельно).
-Активизация знаний
Какие оболочки Вы знаете?
Что они собой представляют?
Ш. Осмысление. Знакомство с новой темой.
Изучая географию, мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли.

Чем уникальна наша планета — эту проблему мы будем решать на уроке. Уникальность (единственность, исключительность) планеты Земля состоит в том, что ее населяют живые организмы, на ней есть жизнь.
-Как Вы думаете, какой возраст нашей планеты?
Развитие жизни насчитывает около 4млрд. лет.
1. Происхождение жизни на Земле.
-Как появилась наша Земля?
-Что вы знаете о зарождении жизни на Земле?
Гипотезы о происхождение жизни
• Божественная;
• Самопроизвольного происхождения;
• Жизнь существовала всегда;
• Внеземное происхождение;
• Происхождение жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов подчиняющимся физическим и химическим законам.
2. Биосфера. Границы биосферы.
Название оболочки, где распространена жизнь, в конце XIX в. дал австрийский геолог Эдуард Зюсс. Этот ученый ввел термин «биосфера» (от слова «биос» — жизнь, «сфера» — шар). В 20-е гг. XX в. выдающийся русский ученый Владимир Иванович Вернадский разработал целостное учение о биосфере и ноосфере» «…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки. На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы…» В.И.Вернадский.
По его мнению, биосфера — это не только область жизни, но и сложная природная система, которая преобразует живые организмы.
-Что отличает нашу планету от других планет Солнечной системы?
Это наличие на ней жизни.
-Почему биосферу называют «пленкой жизни»?
-Что входит в понятие «биосфера»? (выслушиваются мнения учащихся)
Биосфера (греч. bios — жизнь и sphaira — шар) — это оболочка Земли, заселенная живыми организмами и преобразованная ими. Она включает почти всю гидросферу, нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры
Границы биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни различных организмов.
Биосфера сформировалась в области взаимодействия воздуха, воды и горных пород,
Пределы биосферы обусловлены границами физических условий существования живых организмов. Существование жизни ограничивается значениями температуры от – 250 до +160. °С и давлением 0,001—3000 атм. Нижняя граница жизни биосферы в Океане проходит на глубине 10 км, а в земной коре до 2 км. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере; она обусловлена слоем озона, предохраняющим живое вещество от губительного ультрафиолетового излучения Солнца, и распространена на высоте от 20 до 45 км над уровнем моря.
Задаются вопросы на осмысление услышанного материала:
- Какую оболочку земли называют биосферой?
-Каковы границы распространения живых организмов?
• Атмосфера – тропосфера + озоновый экран
• Вся толща гидросферы
• Литосфера – земная кора до глубины 3-7 км.
- Какие сферы включает в себя биосфера?
Проводится работа с учебником по законченным смысловым фрагментам, задаются вопросы на осмысление прочитанного материала. (стр.142-143)
- Назовите виды живых организмов, населяющих нашу планету.
- Что означает слово «биосфера» в переводе с греческого языка?
- Какова главная особенность живых организмов?
- Что дает живым организмам такое свойство как приспособляемость?

- Почему распространение живых организмов имеет определенные границы?
Задание №1. Проанализировать схему.

Границы биосферы определяются естественными факторами, воздействующими на организм. Основным из них является действие ультрафиолетовых лучей и температуры.
3. Взаимосвязь организмов. Биоценоз.
Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части суши и воды.
Определим насыщенность жизни в биосфере.
Величины, характеризующие главный слой жизни
(по В.А. Успенскому)
Области биосферы Примерно средняя мощность главного слоя жизни (в м) Средняя биомасса в главном слое жизни (в г углерода на 1 м3)
Область суши с почвенным покровом
Болота
Озера
Шельфовые области моря
Открытый океан 5,0
0,5
25
100
200 4340,0
78,5
20,7
46,9
1,5

Из приведенных данных отчетливо видно, что концентрации живого вещества в расчете на единицу площади насыщенного жизнью слоя биосферы падает по мере перехода от наземных условий к типичным океаническим.
- А как вы думаете, ребята без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?
Работа с учебником (стр143)
Составим схему круговорота веществ и энергии в природе.
Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и уг¬лекислого газа под воздействием солнечных лучей выделяют необ¬ходимые для жизни вещества и кислород. Травоядные животные пи¬таются растениями. В свою очередь, хищники поедают травоядных животных. После гибели животных и растений на Земле скаплива¬ются их останки. Микроорганизмы разлагают, перерабатывают их, и они снова становятся пригодными для питания растений.

Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в
одинаковых природных условиях, называют биоценозом (по-гречески «био» — жизнь, «це-ноз» - общий).

- Назовите примеры биоценоза в природе, территории с одинаковыми природными условиями.
… болота, озера, луга, леса, пустыни.
4. Разнообразие организмов на Земле
Учащиеся изучают текст на стр143-145 учебника и отвечают на вопросы:
- Сколько видов живых организмов на Земле?
- Что такое органический мир?
- Почему человек — часть органического мира?
- Назовите условия для существования организмов?
Задание №2. Составить схему «Условия существования организмов».
Условия существования организмов
(создаваемые неживой природой)

проникание температура влажность световой
солнечного режим
света
- Какие особенности характеризуют мир растений?
- Каковы особенности обитания живых организмов в Океане?
Живые организмы живут в различных средах обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, тела других организмов.
Наибольшую концентрацию живых организмов в биосфере на¬блюдается у границ соприкосновения:
Задание №3.Проанализировать схему.

Все организмы связаны между собой обменом веществ и энергии.
- Где можно встретить живые организмы?
Организмы встречаются в самых необычных и очень суровых условиях: во льдах на вершинах гор, в безводных пустынях и соляных озерах, в подземных нефтяных пластах.
Задание №4. Составить кластер «Царства живых организмов»
Задание №5. Проиллюстрируете примерами на краеведческом материале.

Организмы разнообразны по форме и размерам.
- Как Вы думаете, кто на Земле преобладает?
Среди животных – насекомые, среди растений – покрытосеменные.
-Основную массу составляют растения, а по видовому разнообразию животные. Почему?
3/4 по видовому составу - животные, по массе живого вещества (биомассе) – растения.
Некоторые виды растений и животных сохранились на нашей Земле, пережив глобальные климатические изменения и оледенения. Это – реликты древние, сумевшие приспособиться к новым условиям обитания.

Распространение организмов – неравномерно.
Основная масса сосредоточена на суше.
-Как Вы думаете, почему?
5.Экологические проблемы биосферы
Тысячелетиями человек брал из природы, не нарушая сложившего равновесия. Возможно ли современное развитие человечества и природы в гармонии, без взаимного уничтожения?
-Причины возникновения экологических кризисов в истории человечества?
-Назовите современные экологические проблемы:
• Загрязнение воздуха;
• Снижение плодородия почв;
• Загрязнение водных источников;
• Сокращение лесов;
• Нерациональное использование природных ресурсов;
• Сокращение видового разнообразия животных и растений;
• Влияние окружающей природной среды на здоровье человека;
• Охрана биосферы
Алгоритм решения проблемы:
-выдвижение гипотезы;
-совместный поиск оптимальных решений проблемы.
-В заключение учитель рассказывает учащимся об охране природы, показывает картины и обращает особое внимание на мероприятия, проводимые в той природной зоне, в которой находится школа.
Когда-то и я не убить не мог,
Что б ни летало над головой:
Садился за весла - ружье у ног,
Шел в чащу - заранее взводил курок,
На жатву брал дробовик с собой.
Стрелял и коршуна, и воробья,
Не разбираясь - друзья? Враги?
А ныне
На ток хожу без ружья,
Катаюсь по озеру без остроги.
Доверие птиц умею ценить:
Бывает легко на душе, когда
Случайно удастся жизнь сохранить
Птенцу, упавшему из гнезда.
Себя самого узнать не могу,
Осинки в лесу зазря не срублю,
В корнях родничок, что клад, берегу,
На муравейник не наступлю,
-Люблю все живое,
Живых люблю. Л.Яшин.

Первичное закрепление новой информации:
1. Задание «Установи соответствие».
А – Биосфера.
Б – Растения, животные и микроорганизмы
В – Ультрафиолетовые лучи и температура
Г – В.И. Вернадский.
Д – Размножение и приспособляемость
Е – Сферы, составляющие биосферу
1. Оболочка Земли, населённая живыми организмами.
2. Академик, основоположник биогеохимии.
3. Естественные факторы, влияющие на организм

4. Виды живых организмов
5. Почти вся гидросфера, нижняя часть атмосферы и верхняя часть литосферы
6. Свойства живых организмов
2. Задание «Допиши слово».
Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части … и …. Они могут существовать между собой и с природной средой в тесной …. Основа этой связи - …
Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и уг¬лекислого газа под воздействием … выделяют необ¬ходимые для жизни вещества и кислород.
Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых природных условиях, называю. … Например, биоценозом являются болота,
Взаимопроверка (на доске - правильные ответы)
Ключ:
1. суши
2. воды
3. неразрывной связи
4. зеленые растения
5. солнечных лучей
6. биоценозом
7. озера, луга, леса, пустыни
Взаимопроверка (на доске - правильные ответы)
Ключ: А-1 Б-4 В-3 Г-2 Д-6 Е-5
Вывод по теме:
• Биосфера – это оболочка жизни, все организмы которой существуют между собой и с природной средой в тесной неразрывной связи.
• Биологический круговорот определяет связь всех оболочек Земли.
• Экологически грамотное поведение человека сохранит уникальность Земли.
Домашнее задание
1. Изучить § 49-50.
2.Написать эссе «Если погибнет биосфера, то…», составить экологический бюллетень по экологическим проблемам своей местности. / По выбору/.
3.. Подготовить сообщение о В. И. Вернадском.
Познавательная рефлексия
Подведение итогов на основе действия законов экологии Барри Коммонера:
• природа знает лучше;
• все связано со всем;
• ничего не дается даром;
• за все надо платить.
Категория: География | Добавил: Наталья7489 (2015-01-08) E
Просмотров: 607 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 11:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru