Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Поурочный конспект по естествознанию 5 класс по теме "Химический состав физических тел и веществ, диффузия."
КГУ «Средняя школа №6» акимата города Усть-Каменогорска
Учитель географии Тикенева Винара Алхановна
5 класс
Тема урока: Химический состав физических тел и веществ, диффузия.
Цели урока:
• Образовательные: формирование знаний о молекулах, о явлении диффузии, формирование понятия о скорости протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; выяснение условий, влияющих на быстроту протекания диффузии.
• Воспитательные: воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке, воспитание активности и аккуратности при выполнении заданий, воспитание интереса к предмету.
• Развивающие: развитие умения наблюдать и обобщать результаты экспериментов; обнаруживать в быту изучаемые явления; развитие мышления учащихся, их интеллекта; развитие коммуникативных навыков учащихся через организацию диалогического общения на уроке и при работе в группе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и материалы для учащихся:
• Для 1 группы – зеленка, 2 емкости, палочка для размешивания, пипетка
• Для 2 группы – марганцовка, емкость с холодной и горячей водой.
• Для 3 группы – духи
• Для 4 группы – 2 емкости со сладкой водой холодной и горячей водой, лимонная кислота, пищевая сода.
• Для каждой группы карточка с заданием для проведения эксперимента и карточка для записи результатов.
Оборудование и материалы для учителя:
Для фронтальной работы с классом: АРМ учителя (компьютер, мультимедийный проектор).
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания .
3. Изучение нового материала.
4. Физкультурная пауза.
5. Работа в группах.
6. Закрепление.
7. Домашнее задание.
8. Итоги урока.
9. Рефлексия
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с явлением, которое играет очень важную роль в природе. Это явление мы с вами встречаем на каждом шагу, не задумываясь об этом. Для того, чтобы узнать о нем, мы проведем серию экспериментов, а в некоторых из них вы сами выступите в качестве ученых-экспериментаторов.
II. Проверка домашнего задания
Закончите предложения.
а) 1. Земля движется вокруг ... 2. Луна движется вокруг ... 3. Все
планеты движутся вокруг ... 4. Спутник движется вокруг ... 5.
Все небесные тела движутся в ...
б) 1. Лед плавится и превращается ... 2. Вода отвердевает и превра-
щается ... 3. Вода кипит и превращается ... 4. Пар охлаждается
и превращается...
Ответьте на вопросы.
1. Что называется физическим телом?
2. Что называется веществом?
III. Актуализация знаний.
Чтобы узнать первую часть нашей темы урока, ответим на вопросы:
1).Мы с вами знаем, окружающие нас тела – камень, Луна, дома, столы...
Как называются?
2) Из чего же состоят все физические тела?
3) А из чего состоят все вещества? Показываю видеоролик
Вещества состоят из молекул: Молекула- мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства.

Свойства молекул:
1.Молекула, наименьшая частица вещества, сохраняющая его свойства.
2. Молекулы каждого вещества имеют постоянный состав.
3. Молекулы очень малы.
4. Между молекулами существуют промежутки.
5. Молекулы находятся в постоянном движении.

А что бы узнать вторую часть нашей темы разгадаем кроссворд
1. Один из этапов научного метода познания.
2. Прибор для измерения длины или расстояния.
3. Наука о явлениях природы.
4. Одна из основных характеристик тела.
5. Какая река делит город Усть-Каменогорск на районы: Октябрьский и Ульбинский.
6. Процесс экспериментального определения физической величины.
7. Единица измерения массы.
8. Наука о строении и свойствах вещества.
1 н а б л ю д е н и е
2 л и н е й к а
3 ф и з и к а
4 ф о р м а
5 у л ь б а
6 и з м е р е н и е
7 к и л о г р а м м
8 х и м и я

Показываю видеоролик
Итак, тема нашего урока – Химический состав физических тел и вещества, диффузия. (пишем в тетрадь).
III. Изучение нового материала.
По просмотренному видео, мы видим проведенный эксперимент (постановка проблемы). Положив марганцовку в стакан с чистой водой, что происходит?(ответы учащихся в тексте выделены курсивом).
Происходит окрашивание чистой воды.
Почему происходит это явление?
Вода и марганцовка состоят из молекул. Молекулы меняются местами.
Почти так. Правильнее будет сказать, что молекулы краски проникают в промежутки между молекулами воды. В каком случае молекулы разных веществ могут перемешиваться?
Это возможно только в том случае, если молекулы движутся.
Верно. Само явление, которое вы наблюдали в процессе опыта, и называется диффузией.
Помогает ли кто-нибудь молекулам перемешиваться?
Нет, они делают это сами.
Значит, явление диффузии происходит самопроизвольно. Запишем наши выводы в тетрадь:
1. Диффузия – явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого.
2. Причина диффузии – это беспорядочное движение молекул.
IV. Физкультурная пауза.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.
V. Работа в группах.
А теперь я предлагаю вам самим стать экспериментаторами и поработать в группах. Каждая группа получит задание на карточке, в котором описана последовательность исследования. Результаты, полученные в ходе выполнения опытов, вы записываются в технологической карте.
№ Задание Описание. Вывод.
1 Выясните, при каких условиях диффузия происходит быстрее. В двух стаканчиках налито одинаковое количество холодной воды. В каждый стаканчик капните равное количество зеленки.
В стаканчике №1 воду не перемешивайте. В стаканчике №2 воду перемешивайте с помощью ложки.
Измерьте время растворения зеленки в стаканчиках №1 и №2. Запишите полученные результаты на карточке.
На основании результатов опыта сделайте вывод о зависимости быстроты растворения сахара от перемешивания. Поясните ответ. При дополнительном перемешивании веществ диффузия протекает быстрее, так как молекулы движутся с большей скоростью.
2 Выясните, при какой температуре диффузия происходит быстрее. В двух стаканчиках налита вода. Только в одном стаканчике холодная вода, во втором – столько же горячей.
Одновременно опустите в каждый стакан марганцовку. Измерьте время растворения марганцовки в каждом стакане. Запишите полученные результаты на карточке.
Сделайте вывод о зависимости быстроты протекания диффузии от температуры вещества. Поясните ответ. Чем выше температура вещества, тем выше скорость движения молекул и тем быстрее протекает диффузия.
3 Выясните, где диффузия происходит быстрее: в газах или в жидкостях? Набрызгать в воздух духи. Через некоторое время их запах распространился по всей комнате. Как вы думаете, почему это произошло?
Запах распространяется, так как молекулы духов движутся в воздухе и сталкиваются с молекулами воздуха. Из-за этого молекулы все время меняют направление своего движения и разлетаются по комнате.

4 Наблюдение диффузии. В двух стаканчиках налито подслащенная вода. Вода в первом стаканчике горячая, а во втором холодная.
В стаканчики добавьте лимонную кислоту 2 ложки, затем пищевую соду 1 ложку. Опишите наблюдаемый процесс, отметьте, в каком случае он идет быстрее. Запишите полученные результаты на карточке.
На основании результатов опыта сделайте вывод о зависимости быстроты растворения сахара от перемешивания. Поясните ответ. В теплой воде процесс диффузии идет быстрее. Скорость движения молекул с повышением температуры растет.

Спикеры выходят к доске и защищают каждый свой эксперимент, т.е. делают вывод. 8 минут
Что можно сказать о скорости диффузии в твердых телах? Давайте посмотрим на слайд. Она проходит медленнее.
Ребята, вы молодцы. По результатам ваших опытов сделаем вывод – в каких веществах может происходить диффузия?
Диффузия происходит в твердых, жидких и газообразных телах.
Запишите этот вывод в тетрадь.
Тогда другой вопрос – в каких веществах диффузия протекает быстрее всего, а в каких - медленнее?
Быстрее диффузия происходит в газах, медленнее всего – в твёрдых телах.
VI. Закрепление.
Ребята! Что вы узнали сегодня нового? «Горячий микрофон».
VII. Домашнее задание:
• Параграф 32– чтение и пересказ.
• № 1 – 3, стр. 85 – устно ответить на вопросы.
VIII. Итоги урока.
• Рефлексия: «Дерево настроения»
Категория: География | Добавил: Vinara (2015-01-29) | Автор: Тикенева Винара Алхановна E
Просмотров: 1029 | Комментарии: 4 | Теги: естествознание, молекула, Вещество, диффузия | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 4:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru