Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Урок по теме "Внутренние воды Африки"
Цель урока: Изучить особенности внутренних вод материка
Задачи:
Обучающие:
-создать условия для целостного формирования представлений о внутренних водах Африки;
- сформировать представление об особенностях внутренних вод Африки.
- выявить зависимость внутренних вод от климата и рельефа материка.
Развивающие:
- развивать умения работать с разными источниками информации, навыки коллективной работы
- продолжить совершенствовать навыки работы с учебником, дополнительной литературой и электронными ресурсами.
Воспитательные: развитие интереса к предмету, интеллектуальной инициативы.

Планируемый результат:
Личностные результаты:
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (решение проблемных задач)
Метапредметные результаты:
Личностные универсальные учебные действия (УУД): нравственно-эстетическое оценивание
Познавательные УУД: -владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем
-Умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию
-Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
-Владение навыками познавательной рефлексии
Коммуникативные УУД: Умение продуктивно общаться и взаимодействовать
Предметные результаты: знать/понимать определения основных понятий курса; уметь приводить примеры;
Знать пути применения полученных знаний в повседневной жизни.
Географические объекты:
Реки: Конго, Нил, Нигер, Замбези, Оранжевая, Лимпопо
Озера: Виктория, Ньяса Танганьика
Водопады: Виктория, Ливингстона
Тип урока: Урок изучения нового материала,
формирования и закрепления знаний, умений и навыков.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная
Необходимое техническое оборудование: Презентация, электронная физическая карта Африки, доска, компьютер, атлас, контурные карты, картинки географических обьектов Африки.
Реализация требований к здоровьесбережению участников образовательного процесса: использование динамических изображений и работа с экраном не более 20 минут, физкультминутка
Описание урока.
Проводимый урок является пятым уроком в ходе изучения темы Африка. Ранее дети познакомились с географическим положением материка Африка, историей исследования, рельефом Африки, климатом, природными зонами. Главная особенность этой темы выявить особенности зависимости рек Африки от рельефа и климата.
Этот урок преследует цели знакомства с особенностями водных объектов Африка, формирование умений выявлять причинно- следственные связи, работать со статистическим и картографическим материалом
На уроке предполагается использование следующих методов работы:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- словесный;
- метод самостоятельной работы;
- метод контроля и самоконтроля;
Приемов работы:
- анализ, сравнение и обобщение полученных знаний;
- работа со статистическим материалом;
- работа с картами;


Таблица1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика Время
( мин.)

1. Организационный момент

Проверяет готовность учеников к уроку.
Приветствует учеников:
Здравствуйте ребята!
Сегодня мы с вами проведём не совсем обычный урок географии. Необычность нашего урока в том, что мы совершим путешествие вместе к удивительным рекам и озерам Африканского континента и возьмем с собою наших замечательных гостей.
Психологический настрой:
Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"
Игры начинать пора!
Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте:
«Только ДА, и только НЕТ!»-
Дружно дайте мне ответ.
Если НЕТ вы говорите,
То ногами постучите,
Если говорите ДА,
В ладоши хлопайте тогда.
Для начала мы соберем БООЛЬШОЙ рюкзак, который пригодится в школе.
(дети должны отвечать "Да" (хлопать) или "Нет" (топать))
На дно кладем кулек конфет? (ДА)
А милицейский пистолет? (НЕТ)
Туда положим винегрет? (НЕТ)
А может быть, улыбок свет? (ДА)
Положим спелый апельсин? (ДА)
А продуктовый магазин? (НЕТ)
Цветов корзину для друзей? (ДА)
А разноцветных кренделей? (ДА)
Салат положим в сумку? (НЕТ)
Кладем улыбку и успех? (ДА)
Задорный детский звонкий смех? (ДА)
- Игра активизирует работу класса. Учащиеся учатся работать в коллективе. Учатся слушать учителя, выполнять определённые действия и дружно отвечать, слушая друг друга.
Приветствуют учителя 3 мин.
2

2.

Повторения из курса 6 класса. Прежде чем допустить вас к таинствам вод материка необходимо пройти первое испытание знаниями, вспомнить основные сведения о реках и озерах.
Задание 1 группе: Нарисовать речную систему.

Задание 2 группе: Назвать основные типы озер, по происхождению.

Задание 3 группе: Расскажите о значение рек в природе, хозяйственной деятельности людей?


Рисуют на листах речную систему, подписывают части рек.
Составляют схему.

Составляют рассказ, чертят схему.

5 мин

4 Изучение Нового материала.

Презентация

Актуализация знаний, мотивация

Физминутка Африка жаркий материк чтобы жить там людям, животным, растениям нужна вода.

«Ассоциации» с материком Африка.

Прочитаем высказывание знаменитого писателя: «Вода! Нельзя сказать что ты необходима для жизни: ты сама жизнь». (Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель)
Как вы думаете почему я подготовила Вам это высказывание?
- Тема нашего урока, как вы уже видели, связана с водой. Правильно, мы отправляемся в путешествие по рекам и озерам Африки.
(Презентация)
Работа с текстом учебника, дополнительным материалом.

Прием «Мудрые совы»
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника. Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.
Работа с текстом учебника. Прием «Мудрые совы»
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника, дополнительного материала. Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.
1. Азы работы над текстом.
2. Не ждали?
3. Ты уже знаешь последние новости?
4. Главная жизненная мудрость.
5. Известное и неизвестное.
6. Поучительный вывод.
7. Важные темы для обсуждения.
8.
«Деревья»



Отвечают на вопрос о воде - как главном источнике для живого.

Работают над предложенным текстом, по стратегии «Мудрые совы»

Выполнение упражнений 17

2 мин
5 Этап усвоения новых знаний Вопрос: Ребята, почему мы изучаем «Внутренние воды» после темы «Рельеф»?
Рельеф: - характер течения, пороги, водопады, работа рек, направление течения.
Посмотрев на карту, уч-ся делают вывод, что бассейн Атлантического океана больше вследствие того, что рельеф материка понижается к северу и западу. Крупные реки Африки берут начало в горах, а затем выходят на равнины, замкнутые со всех сторон плоскогорьями и горными хребтами. Пересекая уступы этих плоскогорий, реки образуют пороги и водопады. Поэтому запасы водной энергии на африканских реках очень велики, а судоходное значение из-за порогов сильно снижается.
Ребята, давайте подумаем, почему мы изучаем «Внутренние воды» после темы «Климат»?
Климат: - многоводность, питание, режим, температурный режим
Как вы думаете, какое влияние оказывают на реки рельеф и климат материка.

Формулируют словесно влияние рельефа, климата


Анализируют по карте зависимость рек Африки от рельефа и климата;

3 мин
6 Этап понимания новых знаний.

Применение технологии развивающего обучения. Географические задания
• Какое озеро глубже – Виктория или Чад?
• Нил протекает через озеро Танганьика или Виктория?
• Самое глубокое озеро Африки Ньяса или Танганьика?
• Голубой Нил – левый или правый приток Нила?
• Река Оранжевая впадает в Атлантический или в Индийский океан?
• Какое озеро находится восточнее – Виктория или Танганьика?

Задача: «В плену у крокодилов»
Во время Второй мировой войны наши летчики перегоняли гидропланы из Америки. Маршрут проходил через Африку и был тщательно выверен. Но экипаж одного гидроплана, плененный красотой Африканского озера, сделал посадку… Самолет удачно приводнился, и тут - о ужас – летчики заметили, что озеро кишит крокодилами. Немедленно взлетать! –решили летчики. Но прямо по курсу – крокодил. Что делать? Как быть? Если подстрелить крокодила, сбегутся его сородичи…
Но летчики нашли выход!
Попробуйте найти его и вы…!


Выполнение заданий, с помощью атласа

Решают задачу. 7 мин.
10 Закрепление.
При выполнении задания
Песня Красной шапочки
И теперь последнее испытание перед тем, чтобы получить достойное звание Магистра рек и озер
На контурных картах обозначаются реки и озера Африканского континента.
Работают с контурными картами.
4

11 Рефлексия Таким образом, дорогие путешественники мы завершаем наш удивительный маршрут по крупнейшим рекам и озерам Африки. Достигли ли мы поставленной цели?

Оценочный лист Обсуждают с учителем

Заполняют оценочный лист 3
12 Оценивание.

Домашнее задание
Выставление оценок, комментирование. Все учащимся присваивается звание Магистра рек и озер.
Практическая работа «Характеристика рек Африки»

Внутренние воды.
Пусть на земле не умирают реки,
пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы 1
Категория: География | Добавил: D@n@ (2015-02-05) | Автор: Султанова Дана Кошмухамбетовна E
Просмотров: 416 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru