Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Урок географии.Тема: «Машиностроение мира» 10 класс
29.01.15
Тема: «Машиностроение мира»
10 класс
Цель: создать условия для формирования представления о машиностроении мира как отрасли современной промышленности
Задачи:
Образовательная: определить значение и состав машиностроительного комплекса мира.
Развивающая: расширять представление у учащихся о роли машиностроения в развитии экономики мира.
Воспитательная: развивать умение у учащихся анализировать и оценивать результаты своей собственной деятельности, умение работать с различными источниками знаний.
Оборудование: учебник, атлас стр.19, 16, 17, 18, 23, 41, 43. Схемы, таблицы. Карта машиностроение и металлообработка.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний – выдвижение проблемной ситуации с целью подведения к новому знанию.
Жизнь современного человека зависит от промышленности. Почему? Что такое промышленность в вашем понимании?
- Промышленность – сектор народного хозяйства, связанный с производством промышленных товаров и оказанием производственных услуг. Существуют тысячи отраслей промышленности, но все виды промышленности основаны на труде людей.
Отрасль – совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги.
Эта отрасль возникла 200 лет назад во время промышленной революции в Англии и сегодня подразделяется на разные отрасли, выпускающие производственное оборудование, приборостроение, производство вооружений и военной техники.
А как вы думайте, о чем сегодня будет наш главный разговор на уроке? Что нового мы должны узнать? (Машиностроение мира). Запись темы в тетрадь.
Сегодня на уроке мы должны: выяснить, что включает отрасль машиностроения. Мир переменчив, сдвигаются центры машиностроения нам необходимо выявить изменения, произошедшие в территориальной структуре машиностроения и конечно узнать мировых лидеров по выпуску и экспорту машиностроительной продукции.
Вы считаете, что к машиностроению относятся разные направления, давайте уточним какие отрасли, представлены в мире. Предлагаю открыть атласы на странице 19.
По цветовой гамме в легенде карты, чем обозначается: машиностроение (красный цвет); страны по уровню машиностроения (оттенки зеленого цвета).
По какому принципу можно распределять в группы, какие отрасли старые, а какие новые и новейшие? Самая распространенная ошибка, что люди представляют машины только как производство машин.

Какой можно сделать вывод, исходя из данной схемы: (запись в тетрадь)
Вывод: Растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности, а роль сырьевого уменьшается. В машиностроении мира, уменьшается роль сырья, так как металл частично заменяется пластмассами и другими материалами.
Самостоятельное применение знаний:
Задание по группам:
Работая с картами атласа, определить лидеров в разных отраслях машиностроения. Ответ оформите в виде таблицы. Колонку особые примечания, заполнить, опираясь на текст учебника и собственные знания. После задания сделайте вывод, анализ зафиксируйте в виде схемы.
Отрасли машиностроения Страны – лидеры
в производстве Факторы размещения Особые примечания
Станкостроение ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия Потребительский сырьевой Лидерами в станкостроении являются развитые страны.
Военно-промышленная электротехника США, ФРГ, Великобритания Научный трудовой Военно-промышленная электроника представлена в основном в развитых странах
Бытовая электроника Южная Корея, Тайвань, Китай Трудовой Бытовая электроника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в новых индустриальных странах.
Судостроение Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия, Мексика Сырьевой, Потребительский Ведущие позиции занимают Япония, Южная Корея, которые нуждаются в больших поставках сырья, поставляется морским видом транспорта. Поэтому наличие судостроения в этих странах объясняется потребительским фактором.
Важное значение имеет стоимость труда рабочих в развивающихся странах.
Бывшие производители судов - США, Великобритания перешли на судоремонт и гражданское судостроение (яхты)
Авиастроение США, ФРГ, Франция, Россия Трудовой, Потребительский, Сырьевой (алюминий) Авиастроение представлено в основном только в развитых странах
Железнодорожное машиностроение Китай, Индия, Россия, Бразилия, Аргентина, Мексика Сырьевой Вытеснение железнодорожного машиностроения из развитых в развивающиеся страны
Автомобилестроение Легковые: Япония, США, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания.
Грузовые: США, Япония, Канада, Россия Сырьевой, потребительский Пока автомобилестроение представлено в развитых странах, но сборка автомобилей известных марок уже давно сосредоточена в развивающихся странах (Южной Корее, Китае, Бразилии, Мексике), что связано с созданием свободных экономических зон в развивающихся странах и различием в оплате между рабочим развитой страны и развивающейся
Представьте себе, что вы собственник любого предприятия отрасли. Что вы будете учитывать, чтобы построить завод и не прогореть?
Откройте атлас стр.41, 42 и стр.156 учебника, рассмотрите рисунок 38. Глубоководный путь по реке Святого Лаврентия.
Где располагаются центры машиностроения (район Великих озер) г. Детройт. Почему именно здесь? Какие факторы сыграли роль? (Водная артерия; транспортная артерия; наличие железной руды; наличие каменного угля)
Если есть металл, значит можно делать машины. А если не с/х район можно делать тракторы?
Сегодня трудовой фактор влияет на размещение заводов Мерседес-Бенц все грязные отрасли вынесены за пределы развитых государств концерну выгодно не возить машины по миру, а строить филиалы по разным материкам, так как – дешевая рабочая сила, выгоднее размещать в теплых странах, так как в холодных надо платить и за тепло , поэтому в последнее время произошли изменения в территориальной структуре машиностроения . Подтвердим этот факт текстом учебника стр. 135, 3 абзац 1 столбика:
Существенные изменения происходят и в территориальной структуре мирового машиностроения. До недавнего времени более 9/10 продукции этой отрасли давали страны Севера. США, ФРГ и Япония. Затем стала возрастать доля Юга - новые индустриальные страны: Китай, Индия, Бразилия, Мексика Аргентина. Ныне она достигла уже 1/4.
Сегодня в мире существуют 4 главных региона машиностроения.
Значение машиностроительного комплекса:
1. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции занимает первое место в мире среди всех отраслей мировой промышленности.
2. Определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира.
3. Обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.
4. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны.
Следующий урок мы будем отрабатывать прием характеристики отрасли машиностроения по типовому плану, поэтому:
Домашнее задание:
Творческие карточки разного уровня:
1. Подготовить сообщение по любой компании отрасли машиностроения.
2. Составить кроссворд по теме.
Категория: География | Добавил: федоровна (2015-02-22) | Автор: Елена Федоровна E
Просмотров: 777 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru