Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Разработка урока "Понятие биосферы, ее состав, структура, понятие о ноосфере"
Тема: Понятие биосферы, ее состав, структура, понятие о ноосфере.
Цель урока: Закрепить имеющиеся знания учащихся из курса физической географии, биологии об оболочке жизни – биосфере, о её границах, составе и структуре, о периодах развития.
Задачи урока:
1. Сформировать понятие «ноосфера» как самую высшую, развитую ступень биосферы (по Вернадскому).
2. Показать связь биосферы и экологии по вопросам охраны ОС и биосферы; способствовать экологическому просвещению и воспитанию учащихся.
3. Учить выделять в изучаемом материале главное, находить пути решения проблем.
Тип урока: закрепление и изучение новых знаний о биосфере Земли.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.
Ход урока.
I. Вводно- мотивационная часть.
II. Психологический настрой учащихся:
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.
В ходе урока мне будет приятно, если вы продемонстрируете свою эрудицию, умение работать с картой и умение извлекать при ее анализе информацию, умение выделять только главное и существенное. Ваши умения и навыки будут основными критериями при оценивании вашей работы на уроке.
III. Подведение к изучению новой темы:
Биосфера - ноосфера
Это сферы, сферы веры
И надежда там в порядке
Где любовь играет в прятки.
Биосфера - ноосфера
Две сестрицы в одном теле.
И попробуй, разберись,
Что за чудо эта жизнь.
Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить? Какую тему изучим? (Ответы учащихся)
Как изучение данной темы можно связать с жизнью? (Биосфера- это живая оболочка Земли, если ее не охранять исчезнет все живое на планете, а как всем известно человек-это составная часть биосферы.)
IV. Актуализация знаний учащихся:
Давайте вспомним некоторые понятия и определения, которые пригодятся нам сегодня на уроке.
1. Какие оболочки Земли вы знаете?
2. Что означает слово «биосфера»?
3. Как происходит взаимосвязь компонентов в биосфере?
4. Каково значение биосферы?
5. Продолжите предложение: Биосфера для меня — это...
Вступительное слово учителя.
 Дорогие друзья! Удивительна природа Земли. Из космоса она кажется голубой – столько на ней воды. А какие высокие горы опоясывают материки, равнины, по которым текут реки и на которых расположены города. И воздушное одеяло, согревающее нашу Землю и защищающее её от попадания небесных тел и от солнечных лучей. И всё это великолепие заселено живыми организмами: растениями, животными, человеком. Благодаря этому Земля отличается от всех планет Солнечной системы.
Об этой удивительной оболочке – биосфере сегодня наш урок. С вашей помощью мы вспомним состав и строение биосферы, этапы её развития, экологические проблемы охраны биосферы.
V. Сообщение темы и цели урока.
VI. Организация групповой работы:
 А чтобы на уроке успеть рассмотреть и обсудить все вопросы, связанные с биосферой, предлагаю каждой группе поработать самостоятельно над заданиями, при этом использовать не только §13 учебника географии, но и дополнительным материалом.
Работа в группах по заданиям учителя.
I группа. Задание: используя §13 учебника географии, учебник 6 класса и дополнительный материал по теме, составьте опорную схему «Биосфера – оболочка жизни. Её границы».
 Подумайте над проблемой: (1) в истории Земли всегда ли существовала биосфера? При каких условиях она может прекратить своё существование?
Предложите свои конкретные пути решения по охране биосферы.
 Ответ обоснуйте.
II группа. Задание: используя §13 учебника географии, абзац 2, составьте опорную схему «Состав и структура биосферы».
 Подумайте над проблемой: (2) в какой части Мирового океана показатель биологической продуктивности выше, почему? Какие мероприятия проводятся в целях охраны биосферы? Какие объекты взяты под охрану в нашей области?
Сделайте выводы.
III группа. Задание: пользуясь текстом учебника §13, абзац 3 и дополнительный материал, составьте опорную схему «Периоды развития биосферы».
 Подумайте над проблемой: (3) какие условия способствовали переходу биосферы в ноосферу? Есть доказательства перехода в ноосферу? Завершён ли этот процесс в настоящее время?
Кто ввел этот термин? Что он означает? Какие экологические проблемы существуют в биосфере?
 Ответ обоснуйте.
VII. Закрепление знаний.
Тестирование.
1. Биосфера возникла благодаря:
а) микроорганизмам;
б) растениям;
в) животным;
г) всему перечисленному выше.
2. По мнению учёных, в какой среде появились первые живые организмы:
а) в земной коре;
б) в воде;
в) в воздухе;
г) в ледниках.
3. В биологическом круговороте продуктами (производителями) считаются:
а) животные;
б) растения;
в) микроорганизмы;
г) все вместе выше перечисленные организмы.
4. 70% общей биомассы Мирового океана составляют:
а) зоопланктон;
б) нектон;
в) бентос;
г) фитопланктон.
5. На материках 99% всей биомассы составляют:
а) зелёные растения;
б) микроорганизмы;
в) млекопитающие;
г) птицы.
6. Основатель учения о биосфере- это:
а) Э. Зюсс;
б) Ч. Дарвин;
в) В. Вернадский;
г) Э. Леруа.
7. Благодаря этому процессу происходит преобразование в листьях зелёных растений неорганических веществ в органические:
а) биологическому круговороту;
б) фотосинтезу;
в) круговороту воды;
г) солнечной радиации.
8. Наиболее важные мероприятия ЮНЕСКО в рамках программы «Человек и биосфера»  это создание:
а) памятников природы;
б) заказников;
в) национальных природных парков;
г) биосферных заповедников.
9. Круговороты веществ, в том числе и биологический, на Земле происходят благодаря:
а) Мировому океану;
б) солнечной энергии;
в) живым организмам;
г) горным породам.
Ответы: 1г; 2б; 3б; 4г; 5а; 6в; 7б; 8г; 9б.
VII. Домашнее задание: §13, ответы на вопросы (устно), задание 7.
Итог урока: Что нового сегодня узнали на уроке?
VIII. Рефлексия.
IX. Сегодня на уроке я:
научился (-ась)…
было интересно…
было трудно…
Урок привлек меня тем…
Своей работой на уроке я:
доволен
не совсем доволен
я не доволен, потому что…

X. Комментирование и выставление оценок.
Категория: География | Добавил: vkatya1989 (2015-02-22)
Просмотров: 1923 | Теги: биосфера.ю ноосфера | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 3:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru