Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Структура, принципы и факторы размещения промышленности, кластеры. Урок 9 класс
География, 9 класс
Урок № 18: Структура, принципы и факторы размещения промышленности, кластеры.

Цель урока: Выявить основные черты хозяйства: формы организации предприятий, оценку работы предприятия, принципы размещения хозяйства.
Задачи.
Образовательная. Формирование знаний об основных чертах хозяйства, его организации и размещении.
Развивающая. Развивать умение составлять конспект, работать с текстом.
Воспитательная. Патриотическое воспитание : воспитание гражданина своей страны- хозяйского взгляда на экономику страны. Профессиональная ориентация на предпринимательство.

Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: лекция
Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана.

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам.
1. Что такое хозяйство страны?
2. На что делятся все учреждения и предприятия в стране? (Отрасли)
3. Что такое отрасль Хозяйства страны?
4. На какие две большие группы можно разделить все отрасли в стране по характеру создаваемых благ?
5. Что такое непроизводственная сфера? Перечислите ее отрасли.
6. На какие отрасли делится производственная сфера хозяйства?
7. Что такое промышленность ? На какие группы делится промышленность?
8. Перечислите отрасли тяжелой промышленности.
9. Назовите отрасли пищевой промышленности.
10. Чем отличаются строительство и производство строительных материалов?
11. Назовите под отрасли сельского хозяйства. Из каких под отраслей состоит животноводство?

III.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Что такое промышленность? Как ее необходимо развивать?

IV Объяснение новой темы.- составление конспекта учащимися , беседа .
По каждому пункту приводятся примеры из опыта учащихся.

1. Промышленность и принципы ее размещения- производство продукции машинным путем (по СНГ Казахстан по объему производства стоит на третьем месте; обеспеченность сырьем и топливом; группа А – производство средств производства – топливо, электроэнергия, машины, сырье и др.; группа В – производство предметов потребления; промышленность дает 50% продукции). Добывающая и обрабатывающая.- схема 6.
2. Оценка работы предприятия. Себестоимость – стоимость одной единицы продукции выраженная в деньгах. Состоит из 1) оплаты труда рабочего 2)затраты на сырье 3) затраты на износ оборудования и дополнительные- реклама, ЧП и т.д.
3.Эффективность производства: разность между затратами на производство 1 ед продукции и полученной прибылью от ее реализации.
4. Производительность труда- количество ед. продукции произведенных одним рабочим в единицу рабочего времени.
5. Пути развития производства: интенсивный- за счет модернизации и экстенсивный- за счет расширения уже имеющихся мощностей.
Организация производства: комбинат, специализация и кооперировани , концентрация производства.( Стр. 70)
6. Кластеры. Их значение в экономике Казахстана. Шымкентский кластер.
Производственный кластер - это новая форма пространственно-экономической организации хозяйствования, представляющая собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности, а именно групп компаний различного масштаба и других, связанных с их деятельностью организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся межфирменным разделением труда и отношениями территориальной близости.

Впервые понятие «кластер» было введено Майклом Портером в 1990 г. в работе «Конкурентные преимущества стран». Конкурентоспособность предприятия во многом определяется конкурентоспособностью региона. Проведя анализ развития 10-ти индустриальных стран, Майкл Портер обнаружил, что появление кластеров является следствием развития экономики и неотъемлемой частью процесса индустриализации.

Майкл Портер дал следующую трактовку понятия «кластер» - это сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, финансовых организаций, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций. В кластеры также часто входят фирмы, работающие с каналами сбыта и потребителями, производители дополнительной продукции, специализированные провайдеры инфраструктуры, правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, поступление информации, проведение исследований и установление стандартов; промышленные объединения, а также частные организации. Промышленные кластеры различаются по виду интеграции и сложности структуры.

Таким образом, кластер не ограничивается какой-то одной отраслью, а затрагивает несколько смежных отраслей, представляя собой такую форму организации взаимодействующих и взаимозависимых предприятий, которая дает возможности для повышения конкурентоспособности региональной экономики, а также является важным критерием для оценки развития той или иной экономической системы или того или иного региона.
В Шымкенте хим кластер-состоялась презентация трех инвестиционных проектов химической отрасли в Южно-Казахстанской области.
Первый проект — «Производство каустической соды и хлора в ЮКО». Он предназначен для нужд развития химической и горно-рудной промышленности. Название второго проекта — «Производство треххлористого фосфора». Третий проект — «Производство в ЮКО глифосата (гербицида)». Если кому-то это хоть что-то говорит, то глифосат — это неселективный системный гербицид, используемый в сельском хозяйстве в борьбе с сорняками.
В Южном Казахстане возрождается текстильный кластер. После 4-летнего простоя в Шымкенте запустили сразу 2 предприятия. Фабрики «Ютекс» и «Меланж» были включены в программу посткризисного восстановления.

V..Усвоение новой темы.
1. Что такое промышленность?
2. На какие отрасли она делится?
3. Пути развития производства?

VI.Домашнее задание. § 14,15, схема 6, конспект. Географический диктант по терминологии.

VII VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Промышленность одна из важнейших отраслей производства необходима для создания средств производства и предметов потребления. Ее предприятия создаются по определенным правилам. Когда учитывают эффективность производства и себестоимость продукции.

Источник: http://учебник географии9 класс АхметоваЕ.А. Алматы "Мектеп" 2013
Категория: География | Добавил: zhuravets62 (2015-11-02) | Автор: Журавец Елена Алексеевна E
Просмотров: 2099 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-11-25, 2:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1533]
Школьный психолог [528]
История [744]
Опыт [516]
Научная кафедра [221]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [817]
Великие открытия [24]
Университет здоровья [132]
Математика [1204]
Химия [389]
Классному руководителю [663]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1823]
Краеведение [96]
Начальная школа [4030]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [387]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1600]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [469]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1211]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [93]
ИЗО и черчение [222]
Физическая культура [547]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [411]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [84]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [41]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru