Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Дидактический материал
Введение
Усвоение изучаемого материала представляет определенные (а зачастую значительные) трудности для детей. Поэтому перед учителем географии стоит ряд важнейших задач. Одна из таких задач – осуществление развивающего воздействия на учащихся. Особое значение имеет работа по развитию логического мышления.
Учитывая, что без достаточного запаса правильных и четких представлений невозможно осуществить мыслительные операции, следует выделить в географии работу по формированию, упорядочиванию и систематизации представлений о географических объектах и явлениях.
Начальное осмысление географического материала происходит уже в процессе его восприятия, в единстве с образованием географических представлений. Но для формирования географических понятий нужна активная работа мышления, осуществление таких умственных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация.
Важнейшую роль в овладении географическими понятиями играют логические действия: сравнение и установление причинно – следственных связей.
Замечено также, что изученные географические названия часто забываются, и по мере отдаления от времени изучения процент ошибок в воспроизводящих ответах заметно возрастает.
Возникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.
Графическая наглядность, а именно табличный способ является одним из составляющих компонентов этой системы.

Методика использования.
В наше время учитель географии имеет возможность в своей работе использовать многие технические средства обучения и тот мощный поток наглядной информации (телевидение, кино, фото, компьютер и др.), который проникает в жизнь и быт учеников. При этом нередко отходят на второй план другие средства и формы наглядности. Но успех в усвоении географических знаний может быть, достигнут лишь при гармоничном сочетании всех средств и возможностей обучения. Задача данной работы – привлечь внимание учителей географии к одному из важнейших видов изобразительной наглядности, к графическим средствам наглядного обучения – таблицам всех видов
Цель настоящей работы – дать систематизацию знаний по географии и показать возможность и целесообразность ее применения.
При помощи таблиц можно осуществить:
а) отбор наиболее важных данных, явлений и объектов в изучаемом материале;
б) систематизацию наиболее важного и существенного;
в) представление всего отобранного и систематизированного в простой удобной для понимания форме.
Учебные таблицы должны быть просты и доступны учащимся, как по построению, так и по приводимому в них материалу.
При составлении таблицы необходимо соблюдать единые меры, одну систему сокращений, обобщений, генерализации. Очень важно, чтобы заголовок таблицы и названия всех граф были сформулированы лаконично и четко.
Учащиеся должны твердо усвоить правила чтения таблиц и пользования ими. Учителю следует обратить внимание на то, как формулируются заголовки, как строится таблица по графам, какие приняты единицы измерения (если речь идет о цифровом материале).
В каждой таблице выделяют две основные части: перечень исследуемых объектов и признаки, характеризующие их.
Описание методического опыта работы
Рассмотрим возможности, применения таблиц в учебном процессе, а затем и по конкретному содержанию.
Конспективно – справочные или систематизирующие таблицы
Основная цель конспективно – справочных таблиц – обобщение и систематизация материала, т.е. представление его в краткой форме, удобной для запоминания и справок
Причина Следствие
1) Географическая широта 1)Нагревание земной поверхности
2) Циркуляция Вм. 2)Типы В.М.(АВм УВм ТВм ЭВм)
3) Влияние океанов 3)Морской, континентальный климат
4) Рельеф 4)Горы задерживают Вм.
Сравнительные таблицы
В каждой таблице предполагается сравнение определенных показателей. Однако имеются специальные таблицы, основное назначение, которых в том, чтобы подчеркнуть сравнение и подвести учащихся к тем или иным выводам. Обычно в них приводится цифровой материал. Однако, не менее полезно и сравнение ярких фактов, текстового материала. Для этого можно предложить следующую простую сравнительную таблицу.
Общие черты Отличия
Амазонская низменность Восточно-Европейская равнина
Рельеф Плоская равнина Холмистая равнина
Тектоническая структура Плита Древняя платформа
Полезные ископаемые Нефть, природный газ Железная руда, уголь и т.д.
Комбинированные таблицы
Сочетание таблиц с другими формами графических иллюстраций позволяет создать легко запоминающийся зрительный образ изучаемых объектов, характеризующийся наиболее лаконичной записью необходимых сведений
Тип озер Внешний вид Пример
Сточные

Зайсан
Бессточные
Аральское море, Каспийское море, Балхаш
Проточные

Байкал
Виктория

Табличный способ начинаю применять с шестого класса, но широко использую на уроках географии « Материков и океанов» в седьмом классе, так как объём учебного материала очень большой. Табличный способ позволяет сжато изучить и систематизировать данный материал. Развивает у учащихся самостоятельность, формирует умение найти новое и выбрать основное, совершенствует работу с картой.
Заключение
Мониторинг качества образовательного процесса обучения показал, что у учащихся наблюдаются стабильные знания и понимание учебного материала. Коэффициент качества составил 68%. Учащиеся лучше стали выполнять практические работы и задания творческого характера. Использование систематизированного материала учащимися привело к успешной сдачи ЕНТ средний балл по предмету составил в 2009-2010 уч. год-20.8%
2010-2011уч. год-21.5%
Велико и воспитательное значение данного способа обучения: он вызывает интерес к изучению предмета географии, формирует ответственное отношение к учебе.


Рекомендовано к печати решением МО естественно - математического цикла. Протокол №3 от 26.03.2012г

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
6 КЛАСС

Календарь погоды

месяц__________________год____________
населенный пункт_____________________время______

Дата 1 2 3 4 5 6 7 8 …
Температура
Направление ветра
Осадки
Облачность

Особенности изображения местности
Учащиеся должны проставить знаки «+» и « - » в пустых клетках таблицы

Особенности изображения План местности Аэрофотоснимок
1. Вид сверху
2.Изображены все предметы, видимые сверху
3.Изображены только важные предметы местности
4.Предметы изображены так, как они выглядят в действительности
5.Предметы изображены условными знаками
6.Имеют буквенные и цифровые обозначения
7.Можно увидеть направление на север

Полярная съемка местности
Наблюдаемый объект Расположение объекта по отношению к месту наблюдения Азимут движения к объекту Расстояние до объекта


Географические координаты на карте
Название географического объекта Широта Долгота
г. Астана
г. Кокшетау
г. Москва
вулкан Везувий

Внутреннее строение Земли
Внутренние оболочки Земли Характеристика оболочек Земли

состояние температура давление
Земная кора
Мантия
Ядро

Горные породы
Название Происхождение Цвет Блеск Прозрачность Твердость


Рельеф
План определения географического положения Географический объект
Уральские горы Сары арка
1.На каком материке и в какой его части находится?
2.Положение по отношению к другим объектам
3.Направление и протяженность
4.Средняя высота

Реки
Река На каком материке Где исток Где устье Левый приток Правый приток
Амазонка

Озера
Происхождение котловины Рисунок (вид сверху) Примеры озер


Сравнительная таблица «Муссоны и бриз»
Сравниваемые черты Муссон Бриз
1.Причины образования
2. Территории, где встречаются
3. Когда меняют свое направление?
4. Сколько раз меняют свое направление?

Климат
Сравниваемые черты Морской Континентальный Резко континентальный Муссонный
Лето (жаркое, не жаркое)
Зима (холодная, теплая, морозная)
Расстояние до океана

Расы
Раса Признаки Территория распространения расы
Экваториальная
Монголоидная
Европеоидная

Государства на политической карте мира
Особенности географического положения Государство Столица
Островные
Полуостровные
Материковые

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
7 КЛАСС

Острова
№п/п Название острова Где расположен Тип острова


Исследования материков и океанов
№п/п Имя исследователя Дата исследования Открытия


Строение земной коры
Тип земной коры Характер движения Сила движения Примеры


Атмосферное давление
Пояс атмосферного давления Вертикальное движение воздуха Облачность Осадки


Климатические пояса
Название климатического пояса Географическое положение Воздушные массы Особенности климата


Географическая оболочка
Состав географической оболочки Свойства географической оболочки Источники энергии Границы


Океаны
Название Площадь Объем Средняя глубина Глубочайшая впадина Средняя температура Течения


Географическое положение материков
Название Площадь Крайние точки их географические координаты
северная южная западная восточная

Климатические пояса материков
Пояс Воздушные массы Температура Осадки Атмосферное давление
летом зимой количество режим

Реки материков
Название Исток Устье Характер течения По какой местности протекает Замерзает или нет Когда разливается и почему


Природные зоны материков
Природная зона Географическое положение Особенности климата Почвы Представители флоры и фауны


Население материков
Численность населения Народы Расы Характерные черты


Страны
План сравнения Страны
Северной Африки Южной Африки
Географическое положение
Природные условия
Население
Хозяйство
Категория: География | Добавил: ritamayboroda64 (2016-01-30) | Автор: Майборода М.П. (дидактический матер
Просмотров: 222 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 5:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru