Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Влияние транспортного комплекса на экономику Павлодарской области
Смайлова Т.М.-учитель географии СОПШДО №17 г.Павлодара
Значительная и возрастающая роль транспорта в экономике региона связана с преобладанием отраслей, ориентированных на производство и поставку за пределы региона больших объемов сырья и металлов, выгодным географическим положением, наличием транзитных транспортных сообщений.

Таблица 1 – Грузовые перевозки

№ Наименование показателя 2010 год 2011 год 2012 год 2012 год к 2010 году, в %
1 Перевезено грузов, тыс. тонн, в том числе: 65017 66529 67827 108,4
2 Автомобильный 49577 50091 50577 94,2
3 Нефтепроводный 14992 15947 16929 196,8
4 Речной 448 491 321 118,9

Достигнутые в последние годы высокие темпы экономического развития в Казахстане и в транспортной отрасли в частности, базировались на опережающем росте экспорта сырья и повышении цен на топливно-энергетические ресурсы. Однако экспорт сырьевых ресурсов подвержен колебаниям цен на сырье на мировых рынках. По этой причине данный фактор не может рассматриваться основным, способным стабилизировать развитие транспортной отрасли.
Международное сотрудничество Павлодарской области в развитии транспорта играет важную роль, так как стимулирует повышение конкурентоспособности отрасли и рост качества транспортных услуг. По темпам роста грузоперевозок Павлодарская область первенствует среди других областей Казахстана.

Вывоз промышленной продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья

Вид продукции Страны
Нефтепродукты Россия, Украина, Киргизия, Таджикистан
Бензин Швейцария
Уголь Россия, Украина, Белоруссия, Узбекистан, Молдавия, Киргизия, Венгрия
Ферросплавы Россия, Украина, Белоруссия, Узбекистан, Грузия, Таджикистан, Швеция, Болгария, Венгрия, Люксембург, Япония, Германия, Финляндия
Алюминий Россия
Галлий Япония, Германия, США
Фосфор желтый Венгрия, Германия
Пластикат Россия, Индия, Германия
Тракторы Россия, Украина, Монголия, Киргизия
Бульдозеры Россия, Украина, Узбекистан, Туркмения, Китай
Крупное кож. сырье Литва, Германия

Ввоз промышленной продукции из стран ближнего и дальнего зарубежья

Вид продукции Страны
Мазут, дизельное масло, уголь, кокс, лом и отходы черных металлов, чугун, ферросплавы, сталь, кислоты, сода, оборудования, автомобили, автобусы, бумага, ткани и др. Россия
Прокат черных металлов, трубы, шины, насосы, автобусы, спирт питьевой, медикаменты Украина
Сталь, удобрение, медикаменты Узбекистан
Шины, тракторы, фанера, древесностружечные плиты Белоруссия
Аппаратура электрическая, металлорежущие станки, ткани Киргизия
Кузнечно-прессовые машины Германия
Рыбные консервы Россия, Эстония
Чай Россия, Грузия, Индия, Китай, Турция

Структура перевозок за период 2009-2012 гг.

Итоги за 2009 год.
В 2009 году объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 67,8 млн. тонн, что на 2% больше, чем за 2008 год. Перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличились на 1%, по магистральному трубопроводу увеличились – на 6,2%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 2,5 % и составил 11,5 млрд. пассажиро-километров.
Итоги за 2010 год.
В первом квартале 2010 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 13,7 млн. тонн, что на 3,6% больше, чем за первый квартал 2009 года. Перевозки грузов на авто-мобильном транспорте уменьшились на 10,1%, по магистральному трубопроводу увеличились – на 38,4%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 6,7% и составил 2,8 млрд. пассажиро-километров.
В январе - июне 2010 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 31 млн. тонн, что на 10% больше, чем за январь-июнь 2009 года. Перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличились на 0,2%, по магистральному трубопроводу увеличились – на 35,2%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 9% и составил 5,9 млрд. пассажиро-километров.
В январе - сентябре 2010 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 53,7 млн. тонн, что на 15,1% больше, чем за январь-сентябрь 2009 года. Перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличились на 11%, по магистральному трубопроводу увеличились – на 25,2%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 16,9% и составил 9,8 млрд. пассажиро-километров.
В январе - декабре 2010 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 78,5 млн. тонн, что на 15,8% больше, чем за январь-декабрь 2009 года. Перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличились на 14,4%, по магистральному трубопроводу увеличились – на 19,1%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 21,2% и составил 14 млрд. пассажиро-километров.
Итоги за 2011 год.
В январе – марте 2011 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 16,1 млн. тонн, что на 17,7% больше, чем за январь – март 2010 года. Перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличились на 11,2%, по магистральному трубопроводу – на 28,5%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 42% и составил 3,9 млрд. пассажиров – километров.
В январе – июне 2011 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 34,1 млн. тонн, что на 9,9% больше, чем за январь – июнь 2010 года. Перевозки грузов на автомобильном транспорте уменьшились на 1,8%, по магистральному трубопроводу увеличились на 33,6%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 36,5% и составил 8 млрд. пассажиров – километров.

Диаграмма – Грузооборот транспорта, млн. т/км

В январе – сентябре 2011 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 62,4 млн. тонн, что на 16,1% больше, чем за январь – сентябрь 2010 года. Перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличились на 8,6%, по магистральному трубопроводу – на 34,9%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 32,3% и составил 13 млрд. пассажиро – километров.

Диаграмма – Грузооборот транспорта, млн. т/км

В январе-декабре 2011 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 97,1 млн. тонн, что на 23,6% больше, чем за январь-декабрь 2010 года. Перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличились на 21,3%, по магистральному трубопроводу – на 30,9%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 33,3% и составил 18,6 млрд. п/км.
Итоги за 2012 год.
В январе-июне 2012 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 44,6 млн. тонн, что на 30,9% больше, чем за январь-июнь 2011 года. Перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличились на 58,8%, по магистральному трубопроводу снизились на 9,7%. Пассажирооборот транспорта увеличился на 28,2% и составил 10,3 млрд. п/км.
Огромный потенциал природных ресурсов, интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства создают перспективные условия для расширения внешнеэкономических связей.

Перспективы развития транспортного комплекса Павлодарской области
В 2010 г. в Казахстане была принята Отраслевая программа по развитию транспортной инфраструктуры на 2010 – 2014 гг. в соответствии с Государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) и Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года.
Основной целью Программы развития инфраструктуры является опережающее развитие транспортного комплекса.
Стратегическое значение в экономике области и страны отводится сфере железнодорожного транспорта, являющегося наиболее востребованным видом транспортировки грузов и популярным средством передвижения пассажиров. Однако железнодорожная сеть для грузоперевозок между областями республики обеспечивает всего 2 % общего грузооборота по Казахстану, что является не маловажным сдерживающим фактором развития экономики регионов Казахстана и экономики республики в целом.
В Казахстане имеется острая потребность организовать производство отечественных вагонов. Производство уже начато в Петропавловске и Экибастузе.
Железнодорожный комплекс Павлодарской области, несмотря на имеющиеся проблемы и диспропорции, является надежной структурой, от состояния которой зависят развитие экономики области и Казахстана в целом. Перспективный рост транзитных перевозок по Казахстану различных товаров в рамках глобализации экономики и увеличения масштабов международной торговли требует количественных и качественных сдвигов в развитии отрасли с тем, чтобы организация его деятельности соответствовала международным требованиям стран-партнеров по транспортному бизнесу.
Перспективы развития железнодорожного транспорта в Павлодарской области предполагают формирование разветвленной транспортной инфраструктуры и строительство новых скоростных дорог, а также улучшение состояния действующих дорог, с тем, чтобы увеличивать их скоростной режим. Нуждается в решении и вопрос с размером ширины колеи новых дорог с тем, чтобы исключить перевалки транзитных грузов, замедляющие транспортировку и удорожающие ее.
В некоторых странах имеют место быть монорельсы, возвышающиеся над землей. По монорельсам передвигаются поезда, предназначенные для перевозки людей. Подвесные системы общественного транспорта позволяют сэкономить время передвижения из-за отсутствия пробок.
Развитие автодорожной инфраструктуры является важным сектором экономики, который формирует значительный дополнительный экономический потенциал с использованием региональных ресурсов (трудовых и природных) и далее открывает рынки сбыта для отечественных производимых товаров в других регионах Казахстана и за рубежом.
В результате развития сети автомобильных дорог может быть повышена конкурентоспособность продукции за счет уменьшения транспортной составляющей в конечной цене продукции до уровня развитых стран (до 7 – 10 %), сокращения энергоемкости ВВП страны.
Особое значение в перспективном развитии автотранспорта имеет обустройство транспортных коридоров для перевозок международных транзитных грузов.
Приоритетное значение в Казахстане на данном этапе отдается развитию сети международных транспортных коридоров, восстановлению дорог республиканского и областного значения.
В Казахстане необходимо провести инвентаризацию автодорог республиканского, регионального и местного значения для проведения их оптимизации, более планомерного ремонта и реконструкции в соответствии с потребностями социально-экономического развития.
Важнейшей составной частью перспективного развития автотранспорта является совершенствование подготовки и переподготовки профессиональных кадров, работающих в организации и управлении автотранспортом, автотранспортном сервисе, логистике, строительстве и ремонте автодорог.
Обобщая анализ развития автотранспорта в Казахстане, необходимо отметить, что на протяжении последнего десятилетия развитие автомобильного транспорта в Казахстане происходило высокими темпами, однако отличалось несбалансированностью.

Вывод: Значение транспорта в современном мире велико потому что: транспорт оказывает влияние на формирование экономики государства; на сегодняшний день немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта; транспортная деятельность направлена на повышение степени удовлетворения потребностей общества, посредством перемещения товаров и людей; транспорт соединяет время и пространство, разделяющее производителей, продавцов и покупателей; транспорт влияет на формирование ВВП; благодаря транспорту осуществляется товарооборот между странами, а также внутри самой страны. Что существенно влияет на экономику Павлодарской области и РК в целом.
В целом транспортно-коммуникационный комплекс региона – конкурентоспособный, безопасный для участников транспортного процесса, органично интегрированный в транспортную структуру, способный гармонично увязать интересы населения, бизнеса и государства.
Собранный научный материал является дополнительным пособием для специалистов по экономической географии.

Источник: http://Влияние транспортного комплекса, Смайлова
Категория: География | Добавил: saltanat42 (2016-04-25) | Автор: Смайлова Толеу Мекебаевна E
Просмотров: 132 | Комментарии: 1 | Теги: Смайлова, Влияние транспортного комплекса | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 1:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [204]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1760]
Краеведение [92]
Начальная школа [3899]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [349]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1475]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [99]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru