Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Характеристика экономико-географического положения
Разработка открытого урока в 11 классе по теме:
«Экономико-географическое положение США»

Ульянов А.А.,
учитель географии КГУ «ОШ№17»
г. Сарань Карагандинская область.

Тип урока: Урок- изучение нового материала
Форма урока: комбинированный урок с применением интегрированных технологий

Цель:
• Сформировать целостное представление об ЭГП и ГПП США
Задачи:
• Изучить основные особенности ЭГП и ГПП США;
• Сформировать общее представление об ЭГП и ГПП США;
• Систематизировать и осмыслить большой блок знаний;
• Проверить умение работать с картами, таблицами, схемами и другим графическим материалом;
• Закрепить умение анализировать данные статистических материалов;
• Развивать умение отстаивать свою точку зрения, доказывать её;
• Формирование видения причинно-следственных связей между особенностями ЭГП и ГПП;
• Развивать воображение, внимание и мышление учащихся, решая проблемы и задачи, используя анализ, систематизацию и обобщение;
• Формировать интерес к самостоятельному добыванию знаний;
• Развить эмоциональную сферу учащихся;
• Привить понимание значимости США в мировой политике и экономике и определить характер и значимость внешнеполитических отношений США и Республики Казахстан.
Учебно-методическое обеспечение:
Политическая карта мира;
Карта АТД США;
Учебник 11 класс ЕМН;
Портреты президентов США;
Картины с достопримечательностями США;
Раздаточные карточки;
Компьютерная программа по географии; компьютеры;
Атлас за 10 класс;
Материалы Интернета и СМИ
Материалы рефератов учащихся по США;
Графические схемы.

1. Организационный момент
Урок начинается с приветствия и зачитывания интересных фактов о США, по которым учащиеся без труда догадываются о какой стране пойдёт речь на уроке.
(В этой стране в гранитной скале Рашмор высечены 18-метровые портреты четырёх президентов;
Живым символом этой страны является птица кондор;
Это государство имеет самую протяжённую в мире сухопутную границу с одним государством;
В этой стране самая старая в мире действующая Конституция;
В 1876 году Франция подарила этой стране статую, в честь 100-летнего юбилея Независимости, ставшую здесь настоящим символом).

Далее учащиеся знакомятся с целями и задачами на урок, постановочными вопросами, структуре урока и ожидаемыми результатами.
США – ведущая экономическая держава и одно из крупнейших государств мира.

2. ЭГП
США состоит из 3 территориальных частей:
• Основная часть расположена в центральной части Северной Америки площадью в 7,7 млн. км2, протяжённость с севера на юг 3000км, с запада на восток – 4700км.
• На северо-западе материка расположен штат Аляска площадью 1700 тыс. км2.
• В Тихом океана расположен штат Гавайи на одноимённых островах площадью 15 тыс. км2.
• Кроме того, США имеет ряд владений в Тихом и Атлантическом океанах (Виргинские острова, Гуам, Маршалловы острова, Пуэрто-Рико и др.)
Общая площадь США составляет 9363 тыс. км2, и по этому показателю страна занимает 4-е место в мире, уступая … (учащиеся определяют самостоятельно) России, Канаде и КНР.
Общая протяжённость границ США составляет 32000км, из них 20000км - морских границ по Тихому ( на западе), Атлантическому (на востоке) и Северному Ледовитому ( на северо-западе) океанам. 12000км сухопутной границы приходится на Канаду и Мексику. Причём сухопутная граница США и Канады самая протяжённая в мире.
(Далее учащимся предлагается самостоятельно, используя свои знания, а также данные учебника на стр. 205, 206 определить положительные и отрицательные черты ЭГП 1 ряд положительные, 2 ряд – отрицательные. После этого один представитель от каждого ряда выходит и излагает свою точку зрения о чертах ЭГП). (Учащиеся должны построить причинно-следственные связи черт и определить, что это даёт стране)

3. История формирования государства
Первые европейские поселенцы появились на территории современных США в 1607 году. С 1620 года началось заселение побережья нынешнего штата Массачусетс. Главный поток переселенцев был из Англии, поэтому этот регион назвали Новой Англией. («Колыбель нации»)
Территория новых колоний быстро росла путём захвата и выкупа земель (учащиеся отвечают на вопросы: кто были первые колонисты, и почему так быстро расширялась территория?)
В 1763 году Англия издала указ о запрете заселения земель к западу от Аппалачей. Это послужило причиной недовольства населения новых колоний. (1773 - Бостонское чаепитие Учащийся зачитывает короткое сообщение)
Борьбу за независимость возглавил виргинский землевладелец Джордж Вашингтон. 04.07.1776г. между 13 штатами была подписана Декларация Независимости, которую Англия признала лишь в 1783 году. В 1787 году в г. Филадельфия была принята первая Конституция США. С 1790 года и по сей день столицей США является город, названный в честь первого президента США – Вашингтон, который расположен в федеральном округе Колумбия .
(учащиеся работают с раздаточным материалом и делают выводы о характере формирования территории США).
В 1860-1861гг. 11 штатов отделились от США и создали Конфедерацию Американских штатов (вопрос рабства), что спровоцировало Гражданскую войну 1861-1865 гг., закончившуюся победой Севера и отменой рабства (Линкольн)
В 1958 году в статус штата получила Аляска, а в 1959 году последним штатом стали Гавайи.
(сообщение о государственных праздниках США)
4. Государственное устройство США
По форме административно-территориального устройства США – федеративное государство, состоящее из 50 штатов и федерального округа Колумбия, где расположена столица – город Вашингтон. Полномочия между федеральным правительством и штатами чётко распределены: И правительство, и штаты имеют право издавать собственные законы, собирать налоги, делать государственные займы, строить дороги, заниматься социальным обеспечением. Федеральное правительство определяет внешнюю политику и заключает договоры с другими странами, содержит вооружённые силы и печатает деньги. (учащимся, используя таблицу «штаты США», предлагается самостоятельно выбрать 5 самых больших по площади и 5 самых маленьких по площади штатов США).
Законы во многих штатах не менялись со времён их принятия в 18 и 19 веках. И с некоторыми из них мы сейчас познакомимся (Ученик зачитывает сообщение из СМИ о некоторых законах в штатах).
По форме правления США – президентская республика. Главой государства является президент, избираемый на 4 года. Все 3 ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная находятся в Вашингтоне.
В политической жизни США наиболее важную роль играют 2 политические партии – республиканская и демократическая. (учащиеся анализируют схему правления по раздаточным материалам).

5. Геополитическое положение
Геополитическое положение США определяется особым положением страны в мировой политике и экономике мира.
В первой половине 20 века США вышла на ведущие позиции и обрела особый геополитический статус – мировой державы. Этому способствовало то обстоятельство, что территории страны не была ареной Мировых войн, а также то, что именно США в этих войнах сделали себе хороший капитал на продаже в Европу оружия, продуктов питания и других товаров. Экономика США не была разрушена этими войнами, в отличие от экономик европейских держав. Кроме того, в 1945 году США продемонстрировала всему миру свой ядерный потенциал на примере Японии.
К середине 20 века укрепляются позиции и другой мировой державы – СССР, что привело к так называемой «холодной войне» - политическому, военному, идеологическому, культурному противостоянию. В орбиту «холодной войны» были втянуты более половины государств того времени. Но двухполярный мир продержался до конца 80-х годов и с распадом СССР превратился в однополярный, что позволило США окончательно утвердиться в роли мирового гегемона. Это обстоятельство подтолкнуло США на коренной передел картины мира в 90-х годах 20 века и в начале 21 века. (Учащиеся называют точки на карте мира, где происходили вооружённые конфликты с участием армии США).
Республика Казахстан, как любая миролюбивая страна стремиться к налаживанию тёплых дипломатических отношений со всеми странами. И США не являются исключением. Наши страны связывают многосторонние отношения, как в области политики, так и в области экономики, культуры и других областях. (Учащиеся делают сообщение о движении «Невада-Семипалатинск»)
Уже сегодня глобальная картина мира меняется. На авансцену выходят такие державы, как КНР, Россия, а также исламский мир, готовые противостоять лидирующим позициям США на мировой арене, что сделает мир многополярным.
США являются членами многих политических, военных, экономических и других организаций. (Штаб-квартира ООН расположена в американском городе Нью-Йорке, Военное руководство НАТО осуществляет США).
(Учащимся предлагается сделать прогнозирование геополитической ситуации в мире на ближайшие десятилетия)

6. Закрепление материала
Для закрепления материала учащимся раздаются текстовые карточки по США, где необходимо продолжить предложение, либо вставить нужные данные. После завершения работы карточки забираются, и идёт коллективная проверка.

7. Подготовка к ЕНТ
В рамках подготовки к ЕНТ учащимся предлагается поработать с выборочными тестами из различных сборников по США. Им необходимо во- первых: выбрать вопросы, касающиеся данной темы - ЭГП, а во-вторых, ответив на данные вопросы определить на сколько из этих вопросов имеются ответы в материалах учебника и делают соответствующие выводы.

8. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
В ходе работы с классом выясняется, что нового они узнали из сегодняшнего урока, а что они уже знали из уроков географии, истории, ОГП. Далее учащимся выставляются оценки за работу на уроке.
Домашнее задание: параграф 35 учебника читать, ответить на задание 2 в его конце. Также на контурную карту нанести АТД США и дополнительное творческое задание – составить кроссворд на тему «Штаты США».

9. Дополнительное задание для удовольствия
Учащимся предлагается пересесть за компьютеры, на которых установлена программа по географии. Для успешного выполнения домашнего задания по контурной карте им предстоит лучше узнать расположение штатов. Эта программа позволяет, используя клавиатуру, расставлять штаты США в нужные места.
Категория: География | Добавил: nasekina_t (2016-11-23) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 219 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:46 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [472]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1155]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru