Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Использование игровой технологии на уроках географии
Ж.Токтарова

Использование игровой технологии на уроках географии

Семей 2017г

Использование игровой технологии на уроках географии
Новый этап развития всех общественных систем предъявляет особые требования к учителю.
Изучая географию, школьники усваивают такие ведущие идей, как целостность мира, развитие во времени и пространстве всех компонентов и комплексов географической оболочки, их взаимосвязь и взаимозависимость.
На бытовом уровне человек, обладающий географическими знаниями, может оценить перспективы превращения карьера, где добывают минеральное сырье, в водоем, болота в пастбище или в пашню и т.д. В масштабах своего региона помогут составить прогноз развития малого города, предприятия, или иной отрасли хозяйства, оценить изменения уровня подземных вод, климатических показателей в результате строительства плотины на реке и создание водохранилища.
В широком понимании географическая культура школьника слагается из следующих составных частей:
Научное восприятие окружающего мира;
Владение языком географической науки (понятиями, терминалами, именами).
Развитое географическое мышление , связанное с умением определять причинно-следственных связей;
Развитые пространственные представления умение «переложить» географическое знание на карту, умение пользоваться картой;
Геоэкологическая образованность, экологическое сознание;
Умение использовать географические знания на практике, в повседневной жизни.
Из практики своей работы хочу остановиться на игровой технологии.
Несмотря на то, что игры в практике обучения используются давно, в психологии и методике не существует единого подхода к понятию «игра».
Существует множество видов классификации игр в зависимости от того, какие основание положены в ее основу. По месту проведения игры могут быть урочными и внеурочными. По дидактической цели – игры на изучение нового материала, проверку знаний и умений, закрепление и обобщение. По форме организации учебной деятельности – индивидуальные и коллективные.
Схема классификации игр.
Деловая игра. Она считается весьма эффективной и перспективной формой группового обучения навыками действий в сложных, многоэтапно развертывающихся ситуациях и поэтому заслуживает специального внимания. Игровая ситуация характеризуется тем, что отдельные «игроки» не могут достичь своих целей, действуя в одиночку. В большинстве ситуаций требуется объединение усилий ресурсов отдельных участников для достижения значимых целей.
Собственно подготовка к проведению ролевой игры начинается после того, как сформирована и осознана идея или смысловая ситуация, которая требует усвоения через проигрывание ее в группе участников проходит несколько больших этапов:
Подготовительный этап – планирование ролевой игры. Это важнейший этап подготовки, на котором как конкретно разыграть идею или ситуацию выбранным способом.
Отобрать конкретный материал. Особое внимание следует обратить на подготовку необходимых раздаточных материалов, описание ролевой игры, методические рекомендации для ее участников, справочные материалы и таблицы. Исходная информация по ролевой игре может быть дана ученикам как на занятии так и заранее.
Наметить роли или группы учеников.
Предусмотреть «реквизиты», справочные материалы и т.д.
Обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации.
Решить, как использовать результаты игры.
Организационный этап. На этом этапе формулируется цель игры для школьников и дается необходимая информация. Содержание игры может предполагать распределение учащихся по отдельным ролям. В таких играх для решения поставленной проблемы определяются состав действующих лиц и их задач.
Самостоятельная работа учащихся в малых группах – третий этап игры. При коллективном обсуждении в малых группах необходимо, чтобы свою позицию, свою точку зрения имел возможность высказать каждый участник группы.
Заключительный этап – это межгрупповая дискуссия от каждой группы выступает представитель, который докладывает групповой вариант разрешения рассматриваемой проблемы.
Участники других малых групп выступают в качестве оппонентов, они задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку представленного проекта.
Пример 1.
При изучение стран Латинской Америки я дала учащимся следующие задания:
Изучить особенности природы, население и его хозяйственной деятельности в странах Латинской Америки.
Более подробно охарактеризовать основные черты природы, населения и его хозяйственной деятельности Перу, Бразилии, Кубе.
Выявить, какие изменения в природном комплексе может вызвать освоение серрардо в Бразилии. Сравнит свое предложение с предложениями экологов, которые считают, что чрезмерное сведение лесов повлечет за собой изменения в циркуляции атмосферы и вызовет серьезные климатические сдвиги далеко за пределами тропиков. Не является ли эти опасения преувеличенными?
Изучить население Латинский Америки:
На основе работы с картой атласа, текста учебника, подтвердить или отвергнуть тезис «Бразильцы – нация эмигрантов».
По карте определить особенности размещения населения по территории. Какими факторами они определяются?
Что об обычаях, традициях населения Кубы, Перу, Бразилии вы знаете?
В процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырех компонентов содержание образования: знаний, учений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношение к миру.
Происходит приобщение к исследовательской деятельности;
Раскрываются и развиваются творческие способности личности;
Происходит раскрепощение личности, преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, коммуникабельность.

Пример 2.
Часто бывает необходимо запомнить расположение и название морей или полуостровов, существующих в таком изобилии. (Евразия)
В основу ассоциативной схемы положим часы. Отследим, на какую цифру приходится какой полуостров. Это легко запомнить и в дальнейшем при необходимости воспроизвести требуемое не испытывая никаких трудностей.

Порой дети даже подсказывают тому, кто затрудняется найти требуемое на карте.
да на 12ч Таймыр
на 6 Индостан и т.д.
И постепенно все полуострова, как и сами часы, становятся достоянием памяти учащихся.
Пример 3.
Путешествие спиной к карте.
Одним из завершающих этапов освоения карты, вернее демонстрации владение ею, является путешествие спиной к карте.
Кто отважится на такой шаг, пробует свои силы снова и снова и получает удовольствие от игры.
Условие игры:
Участник все время стоит спиной к карте.
Перед началом игры участнику дается несколько секунд для того, чтобы посмотреть на карту в последний раз, «сфотографировать» ее.
Каждый ученик задает только один вопрос.
Варианты вопросов:
Вопрос может содержать пункт отправки и направление. Тогда участник должен назвать пункт пребывания.
Называют начальный и конечный пункт, а участник определяет направление.
Пример проведения игры.
С острова Мадагаскар ты направился по океану(?) на северо – восток и попал на крупный полуостров (какой?), пересек полуостров и направился на самое большое озера России (какое и в каком направление), от него, перейдя через горы (какие?) по морю (какому?) попал в Болгарию (в каком направлении?).
На первых порах игру начинает учитель, но постепенно дети втягиваются, ухватывают суть происходящего и активно проявляют себя. С одной стороны, они проверяют знания своего одноклассника, а с другой незаметно выучивают карту сами.
Имитационные (ролевые игры) – требуют от учителя специального обучения учащихся, и подготовки к исполнению ролей. Ролевые игры рассчитаны не столько на улучшение предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемых самого себя и позиций других людей.
Здесь обучение происходит через возможность «сыграть» роль, взятую из реальной жизни.
Пример 4:
В 9 классе мы провели экологическую игру. Класс был разделен на несколько групп:
Климатологи
Врачи
Почвоведы
Биологи
Гидрологи
Общая задача ознакомления с природными процессами, тренировка в использовании роли климатологов, почвоведов и т.д. с целью понять, какова логика действий людей в этих условиях непосредственное изучение социальных ситуаций т.к. истребление многих лекарственных растений, последствие ядерных испытаний, беспощадная ловля рыб и т.д.
Для создания «атмосферы» свободного разыгрывания ролевой ситуации необходимо помнить о некоторых важных моментах.
Во-первых, это исключение порицания и критики. При разыгрывании ролей существует различные, более или менее продуктивные пути их исполнение, но не может быть «правильных» и « неправильных», «лучших» и «плохих» путей.
Вторым важным моментом является полноценное участие учителя в разыгрывании ситуации. При этом учитель должен играть двойную роль с одной стороны остается объективным наблюдателем того, что происходит, и несет ответственность за общее направление в развитии процесса взаимодействия.
Пример 5:
При формировании групп необходимо:
Определить количество учащихся, образующих одну группу (оптимальное количество – 5 человек).
Учитывать личностные качества, уровень знаний и интерес учащихся.
Правильно распределить роли. С этой целью, можно провести предварительное анкетирование с ответами на такие вопросы: какую роль хотел бы исполнить в игре? Кого хотел бы видеть в роли руководителя? и т.д.
Задания на игру должны быть посильными для учащихся в смысле научной подготовки и затрат времени. Желательно, чтобы они включали еще не решенные проблемы. Это повышает интерес и активизирует творческую деятельность на уроке.При составлении задания необходимо помнить правило: чем оно короче, конкретнее, тем быстрее усваивается. Оно может содержать также и указания, что надо изучить, подготовить, исполнить и т.п.
Консультации – обязательный элемент игры. Их может быть несколько. На начальном этапе необходима направляющая консультация. На ней сообщают тему, определяют цель, знакомят с правилами, обязанностями, получают задания. За три дня до игры проводят консультацию, на которой рассматривают содержание отдельных вопросов, конкретизируют ход игры, уточняют средства наглядности. Если игра не предусматривает подготовительного периода, то консультацию можно заменить подробным инструктажем в начале урока.
У руководителя игры существует несколько обязанностей. Он должен выбрать тему, определить объем и вид конкретного материала, смоделировать механизм взаимодействия участников, разработать правила проведения игры, подготовить игровую документацию, ознакомить игроков с функциями той или иной роли, с обязанностями и правилами игры и т.д.
Обязанности экспертной группы заключены в оценке качества вопросов и ответов (оригинальность, четкость постановки и пр.) и умения изготавливать и применять наглядность при рассмотрении отдельных игровых ситуаций. Ее выводы доводят до сведения всех игроков.
По продолжительности игра не должна быть утомительной, поэтому желательно моделировать ее на один урок. В исключительных случаях можно планировать ее проведение в течение двух уроков, но без перерыва. В заключении необходимо проанализировать результаты игры. По ним можно определить заинтересованность учащихся, уровень запоминания материала, степень воздействия обучения на личность учащихся и т.п. Ролевая игра может быть проведена как предварительная (перед изучением нового материала), так и заключительная (на уроках обобщения знаний, семинарах). Подобных занятий не должно быть много – пять-семь в учебном году. Для них подбираются такие темы, с содержанием которых учащиеся могут быть знакомы на уровне бытовых знаний, сообщений средств массовой информации и т.д.
Пример 6:
Игру рекомендуется проводить после изучения темы «Части Мирового океана».
Подготовка к игре:
В классе формируются 3 равные по численности ко¬манды. Целесообразно изменить расстановку мебели, чтобы команды имели возможность сгруппироваться обсуждения. Командам объявляется, что в течение игры они будут рассматриваться в качестве экипажей спасательных морских судов, поэтому нужно заранее выбрать капитана и название для своего корабля. Кроме того, командам предлагается по согласованию или путем жеребьевки выбрать порт приписки каждого корабля, например Санкт-Петер¬бург, Москва и Владивосток.
Участники игры предупреждаются о необходимости хорошо изучить все части Мирового океана. Перед началом игры в классе вывешивается физическая карта мира. Учащиеся предупреждаются о необходимости иметь атласы. Учитель готовит к игре яки «бортовых журналов» и «удостоверений спасателя».
Ход игры
Командам вручаются «бортовые журналы». Согласно условиям игры, в Индийском океане в все с координатами 30° ю. ш. и 80° в. д. терпит бедствие батискаф с российскими ученными, производившими океанологические исследования. Аппараты и приспособления, способные оказать помощь терпящим бедствие, находятся на трех кораблях российского флота, расположенных в Санкт – Петербурге, Москве и Владивостоке. Поскольку известно, какой из трех кораблей сможет благополучно добраться до места трагедии, руководство страны принимает решение направить в этот район все указанные суда.
Экипажам во главе с капитанами требуется составить маршрут плавания своего корабля таким образом, чтобы пройти расстояние от порта приписки до района бедствия за кратчайшее время. (Участники игры при составлении маршрута используют атлас 6 класса).
На работу группам отводится 10 минут. Описание маршрутов заводится в бортовые журналы». В описании указывается: 1) порт приписки корабля; 2) океаны, моря, заливы, проливы, через которые пролегает маршрут плавания; 3) материки, полуострова и острова, мимо которых проложен маршрут.
После завершения работы капитаны выходят к доске и поочередно рассказывают классу о составленных маршрутах, показывая их по физической карте мира.
Пример 7: «Земля, до востребования».
Игра при изучении темы «изображение высот и глубин на физических картах»

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ
Учащиеся заранее разбиваются на пары. Каждая пара должна иметь контурные карты и атлас для 6 класса. Учитель готовит набор карточек, исходя из количества пар (по 1 карточке на каждую пару участников игры). Каждая карточка содержит описание местности.
Вот примеры описаний местности:
1) высота от 0 до 200 м, недалеко от р. Волги;
2) высота от 0 до 200 м, недалеко от побережья Каспий¬ского моря;
3) высота от 0 до 200 м, недалеко от р. Амазонки;
4) высота от 0 до 500 м, недалеко от р .Нил;
5) высота от 200 до 500 м, недалеко от р .Конго;
6) высота от 2000 до 3000 м, недалеко от р .Замбези;
7) высота от 0 до 200 м, недалеко от р. Оби;
8) высота от 0 до 200 м, недалеко от р. Миссисипи;
9) высота от 3000 до 5000 м, недалеко от р. Инд;
10) высота от 500 до 1000 м, недалеко от р .Параны.
ХОД ИГРЫ
Учитель сообщает учащимся, что неизвестный чело¬век передал каждому из них в собственность неболь¬шой уютный домик. К сожалению, местонахождение этого домика указано неточно.
Участникам игры необходимо по описанию устано¬вить свой новый адрес с учетом того, что домик распо¬ложен в ближайшем к указанному географическому объекту населенном пункте, находящемся на задан¬ном интервале высот.
Отыскав данный населенный пункт на соответст¬вующей карте атласа, учащиеся должны отметить его на своих контурных картах, поместив в искомой точ¬ке изображение домика. После выполнения задания контурные карты сдаются учителю.
Завершение игры
Учитель оценивает выполненное задание. Все участники игры получают текущие отметки по географии, а также «ордер на жилье» в найденном на карте населенном пункте.
Пример:8 «Путешествие к центру земли».
Игра проводится при повторении изученного материала.

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ
Перед началом занятия учитель вычерчивает на доске рисунок (или вывешивает плакат), изображающий земной шар в разрезе, на который нанесены цифры, обозначающие этапы «путешествия к центру Земли» (рис. 1).
К каждому этапу «путешествия к центру Земли» учитель готовит вопросы.
Примеры вопросов:
1) Какая оболочка Земли расположена под океанами?
2) Из чего состоит земная кора?
3) Какова толщина мантии?
4) Какова температура в толще мантии?
5) Из чего состоит ядро Земли?
6) Какова температура внутри ядра Земли?
7) Что означает слово «мантия»? В переводе с какого языка?
8) Что происходит с мантийным веществом?
9) Какова толщина земной коры, расположенной под
океанами?
10) Какова толщина земной коры, расположенной под ма¬териками?

11) Как изменяется температура по мере углубления в не¬дра Земли?
12) Где именно на территории нашей страны находится сверхглубокая скважина?
Учащиеся заранее разбиваются на 3 равных по численности команды. Желательно изменить на вре¬мя игры расстановку парт в классе, чтобы командам было удобнее работать (рис, 2).
ХОД ИГРЫ
Трем командам учащихся предлагается совершить во¬ображаемое «путешествие к центру Земли», ответив на вопросы учителя.
Учитель зачитывает вопрос, и команды в течение фиксированного времени обсуждают ответ на него. Ответ команды пишут на листе бумаги, который сда¬ют учителю. Право ответить на вопрос первой полу¬чает команда, раньше остальных закончившая об¬суждение. Внутри команды это право предоставляет¬ся участнику, которому принадлежала данная версия ответа.
В случае, если команда дает верный ответ на вопрос, она объявляется углубившейся к центру Земли на 200 км. Если ответы остальных команд, заранее зафик¬сированные на бумаге, также верны, эти команды объ¬являются углубившимися к центру Земли на 100 км.
В случае если ответ команды, которая первой за¬вершила обсуждение, ошибочен, эта команда пропус¬кает ход, а право ответить на вопрос передается ко¬манде, завершившей обсуждение второй. Если и эта команда отвечает неправильно, право ответить полу¬чает последняя, третья команда,
ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ
Учитель называет глубину, на которую каждой из ко¬манд удалось опуститься к центру Земли. Участники игры, принесшие своим командам победные «кило¬метры погружения», получают право добавить к лю¬бой из своих текущих отметок по географии 1 балл.
Пример 9: «Необитаемый остров в подарок»
Игра проводится как практическая работа.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ
У каждого участника игры должен быть лист бумаги и принадлежности для вычерчивания плана местнос¬ти. Учитель может подготовить письмо от некоего существа с просьбой найти ему какой-нибудь необи¬таемый остров, где оно могло бы жить. Может быть, имеет смысл принести в класс символическое изобра¬жение этого существа (фигурку, рисунок).
ХОД ИГРЫ
Учащимся сообщается, что некий фантастический персонаж (домовенок, животное, инопланетянин...) попросил найти для него необитаемый остров, где он мог бы спокойно жить. Далее учащимся предлагается вообразить себе такой необитаемый остров, который им хотелось бы подарить этому существу, и вычер¬тить план этого острова. Условием игры является на¬личие на плане не менее семи различных объектов, таких как озеро, болото, холм, река, смешанный лес, отдельный куст, луг и т. д.
Время игры фиксировано, в конце него планы сда¬ются учителю.
ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ
Учитель поочередно демонстрирует классу выпол¬ненные работы, организуя их обсуждение как с точ¬ки зрения географической содержательности, так и с точки зрения фантазии автора. Путем голосования класс выбирает 5 лучших, т. е. наиболее интересных и правильно выполненных работ. Учитель сообщает, что 5 лучших планов будут предъявлены «заказчику» для окончательного выбора им места жительства. Ав¬торы этих работ получают текущие отметки по гео¬графии.
Пример 10: «Морская буря в склянке»
Игра-минутка, которая может быть проведена на уроке по те¬ме «Свойства вод Мирового океана», на этапе закрепления знаний.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ
В аудитории, где будет происходить учебная игра, не¬обходимо освободить три первые парты. На каждую из них должны быть поставлены стеклянная банка, содержащая литр водопроводной воды, блюдечко с поваренной солью и мерный стаканчик для относи¬тельно точного дозирования сыпучих веществ (ста¬канчики можно взять у учителей химии).
ХОД ИГРЫ
Учитель вызывает к доске трех добровольцев из числа учащихся, готовых попытаться стать волшебниками. Когда учащиеся выходят к доске и становятся рядом с пустыми партами, им предлагается попробовать со¬вершить небольшое «чудо» — превратить литр воды в банке из водопроводной в морскую. В первом случае необходимо превратить водопроводную воду в воду Балтийского моря, во втором случае — в воду Красно¬го моря, в третьем случае — в океаническую воду. Учитель обращает внимание добровольцев на предме¬ты, расположенные на партах.
Правильные действия учащихся должны состоять в том, чтобы отмерить мерным стаканчиком и насы¬пать в банку с водопроводной водой в первом случае 11 г, во втором случае — 42 г и в третьем случае — 35 г соли. Тогда водопроводная вода становится близ¬кой по солености к воде из соответствующей части Мирового океана.
Если учащимся трудно догадаться о том, что от них требуется, учитель должен помочь им наводящи¬ми вопросами. Если и после этого добровольцы не по¬нимают что делать, учитель приглашает к доске дру¬гих ребят. В случае успешного выполнения задания учащимся необходимо объяснить свои действия. За¬тем учитель дает следующее задание: превратить уже полученную «воду Балтийского моря» в «воду Миро¬вого океана», а «воду Мирового океана» в «воду Крас¬ного моря». Разумеется, речь идет о добавлении в бан¬ку с «водой Балтийского моря» недостающих 24 г соли, а в банку с «водой Мирового океана» — недо¬стающих 7 г соли.
При хорошей организации и нормальной подготов¬ке учащихся выполнение заданий не займет много времени. В конце можно задать ребятам дополнитель¬ный вопрос: что еще нужно добавить в банку, чтобы вода в ней не отличалась от морской?
ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ
Учитель переходит к следующим этапам урока. Дей¬ствия и ответы учащихся-добровольцев можно оце¬нить текущими положительными отметками.
Пример 11: «Не бойся, я с тобой»
проводится на итоговом уроке по теме «Атмосфера».
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ
Учитель готовит набор вопросов по теме. Заранее предполагается, что вопросы относятся к двум уров¬ням сложности. Для того чтобы учащимся было проще ориентироваться в выборе вопроса, правилами иг¬ры предусмотрено, что вопросы под нечетными номе-рами являются менее сложными, под четными — более сложными. Каждому вопросу соответствует карточка с его номером.
Вот примерный набор вопросов:
1) Что такое атмосфера?
2) Может ли меняться климат? Почему?
3) На какие части материков влияют муссоны?
4) При какой погоде суточная амплитуда температур больше — при облачной или безоблачной? Почему?
5) Почему атмосферное давление меняется с изменением высоты?
6) Какие действия необходимо произвести в помещении нашего класса для того, чтобы на поверхности окон¬ных стекол появились капли воды? Объясните, каким именно образом могли бы образоваться такие капли.
7) Перечислите основные виды облаков.
8) При температуре воздуха +12 °С в 9 ч утра относитель¬ная влажность была 70%. При температуре воздуха +20 °С в 2 ч пополудни относительная влажность со¬ставила 40%. Объясните, как взаимосвязаны измене¬ния температуры и влажности воздуха.
9) Что такое ветер?
10) Почему на планете Меркурий суточная амплитуда тем¬ператур составляет более 200 °С?
11) От чего зависит температура воздуха в приземном слое?
12) Какова относительная высота горы, если у ее подошвы атмосферное давление равно 750 мм рт. ст., а на вер¬шине — 350 мм рт. ст.?
13) Что такое погода?
14) От чего зависит количество осадков?
15) Каково значение атмосферы?
16) Какую погоду можно ожидать в нашем населенном пункте зимой, если подует западный ветер?
17) Каковы причины образования ветра?
18) Чем похожи процессы образования кучевых и слоис¬тых облаков?
19) Что называется климатом?
20) Почему самым теплым месяцем в Москве обычно яв¬ляется июль, а не июнь?
21) С какой скоростью Земля движется по орбите вокруг Солнца?
22) В какой день на Северном тропике наблюдается на¬именьшая продолжительность дня? Почему?
23) От каких причин зависит климат?
24) Чем умеренно континентальный климат отличается от резкоконтинентального?
25) Как меняется атмосферное давление с изменением вы¬соты?
26) Какой из океанов, омывающих Россию, оказывает наи¬большее влияние на климат нашего населенного пунк¬та?
27) Как изменяется температура воздуха с высотой в тро¬посфере? в стратосфере?
28) Как температура воздуха взаимосвязана с другими элементами погоды?
29) Назовите пояса освещенности Земли.
30) Что происходит, если на пути воздушных масс встре¬чаются горные хребты?
Перед началом игры на доске рисуется таблица в виде лестницы (рис. 7). Количество ступенек лестни¬цы может быть и большим по сравнению с показан¬ным на рисунке. В этом случае предельное время вы¬полнения игрового задания увеличивается.
ХОД ИГРЫ
Учитель вызывает к доске 3—5 добровольцев, гото¬вых совершить восхождение на вершину географиче¬ских знаний и заодно проверить, насколько они могут полагаться на помощь друзей в трудную минуту.
Первый доброволец (если для ребят это принци¬пиально, очередность можно определить жеребь¬евкой) называет номер вопроса, на который он хотел бы ответить. (Можно выбрать как более простой во¬прос — с нечетным номером, так и более сложный — с четным номером.) Правильный ответ на вопрос с не¬четным номером означает подъем на 1 ступеньку вверх, на вопрос с четным номером — на 2 ступеньки вверх.
В случае, если учащийся отвечает неправильно на вопрос с нечетным номером, он спускается на 1 сту¬пеньку вниз, в случае неверного ответа на вопрос с четным номером — на 2 ступеньки вниз. Если в итоге учащийся окажется у подножия лестницы, он счита¬ется проигравшим.
Опустившийся на 1 или 2 ступеньки первый добро¬волец уступает ход второму, и далее по очереди. Что¬бы не забыть, на какой ступеньке остановился уча¬щийся, его фамилия вписывается на эту ступеньку.
Каждый отвечающий 3 раза в течение игры может воспользоваться помощью товарищей из класса — при ответе на 3 различных вопроса или на один и тот же вопрос. Происходит это следующим образом: отве¬чающий называет того учащегося, помощь которого он хотел бы получить, затем названный учащийся сообщает свою версию ответа на вопрос. Если эта версия удовлетворяет отвечающего, он признает ее в ка¬честве собственного ответа на вопрос. Если предложенная версия вызывает у отвечающего сомнения, он может тут же обратиться к следующему одноклас¬снику.
На прохождение всей лестницы всем отвечающим дается 15 минут. Если по истечении этого времени они не достигли верхней ступени, то считаются про¬игравшими. Однако целесообразно обозначить такой проигрыш как почетный. Фамилии отвечавших уче¬ников записываются рядом с той ступенью, до кото¬рой им удалось дойти в течение всего восхождения.
Если позволяет план урока и интерес учащихся, после завершения игры с первой группой доброволь¬цев можно вызвать вторую группу на тех же услови¬ях. В этом случае необходимо иметь вдвое больше вопросов аналогичного содержания.
Если игровое занятие происходит на сдвоенном уроке или во внеурочное время, то, как уже говори¬лось, количество ступенек лестницы можно увели¬чить, увеличив предельное время на выполнение за¬дания и количество вопросов. Как показывает опыт, при наличии 20 ступенек целесообразно ограничи¬вать время выполнения задания 30 минутами и ис¬пользовать набор из 60 вопросов для каждой смены отвечающих. Увеличивать время игры еще больше нецелесообразно.
Разумеется, подобная игровая схема может быть применена для закрепления знаний по любой другой теме курса географии или по всему курсу в целом.
ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ
Ученики, добравшиеся до «вершины географических знаний» или подошедшие близко к ней, могут полу¬чить положительные текущие отметки по географии. Если игра вызвала в классе большой эмоциональ¬ный отклик, целесообразно воспроизвести ее итоги на ватманском листе, перерисовав на него лесенку с фа¬милиями учащихся на тех ступеньках, до которых им удалось дойти, и на некоторое время вывесить этот лист на стенде в кабинете как напоминание учащимся об их успехе.
Пример 12:
Пантомимические загадки
Совершенно без слов можно обойтись на тех этапах урока, которые предполагают подключение зрительного канала: толь¬ко что поступившая по слуховому каналу информация теперь идет в виде пантомимы. А ведь ее внутри себя еще требуется «перевести» на привычный язык.
Характеризуя каждый из них в ходе составления схемы-кон¬спекта или работы с картой, перед изучением материала или в качестве закрепления, пантомимические загадки свежо и весело будут способствовать не только запоминанию материала, но и пробуждению детской фантазии.
Пантомимические загадки можно ввести, к примеру, во вре¬мя изучения океанов планеты:
Тихий океан — самый грозный, самый большой, самый глу¬бокий; Индийский океан — самый теплый и самый соленый;
Атлантический — самый длинный;
Северный Ледовитый — самый маленький, самый пресный, самый холодный и самый мелкий.
Пример №13 Итоговая игра по теме : Южные материки
Игру целесообразно проводить в конце изучения данной темы.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ
Учитель готовит таблички, на которых написаны ут¬верждения, верно или ошибочно характеризующие южные материки. Таблички заранее прикрепляются к левой части доски на тканевую или бумажную осно¬ву или при помощи магнита.
Примеры утверждений:
1) Все южные материки имеют одинаковый климат.
2) Все южные материки ранее были частями Гондваны.
3) Все южные материки полностью или частично располо¬жены в Южном полушарии.
4) В пределах каждого из южных материков выпадает одинаковое количество осадков.
5) Климаты всех южных материков, кроме одного, имеют много общих черт.
6) Все южные материки имеют сильно изрезанную берего¬вую линию.
7) У всех южных материков в рельефе преобладают горы.
8) На всех южных материках часты землетрясения и имеются действующие вулканы.
9) На каждом южном материке горные системы располо¬жены преимущественно на окраине.
10) На каждом южном материке участки равнин, сложен¬ные осадочными породами, богаты месторождениями нефти, газа, каменного и бурого угля.
ХОД ИГРЫ
Учащиеся по очереди выходят к доске. Каждый из них должен выбрать утверждение, которое, с его точ¬ки зрения, действительно характеризует все южные материки. Табличку с этим утверждением он перено¬сит на правую часть доски. Когда все желающие пере¬несли таблички с утверждениями, показавшимися им истинными, в правую часть доски, учитель просит класс внимательно посмотреть на доску в поисках возможно допущенных ошибок.
ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ
Успешно справившиеся с игровым заданием получа¬ют право на дополнительный балл к текущей отметке по географии.
«Земля, до востребования»
Игра проводится при изучении темы «Изображение высот и глубин на физических картах».
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ
Учащиеся заранее разбиваются на пары. Каждая пара должна иметь контурные карты и атлас для 6 класса. Учитель готовит набор карточек, исходя из количества пар (по 1 карточке на каждую пару участников игры). Каждая карточка содержит описание местности.
Вот примеры описаний местности:
1) высота от 0 до 200 м, недалеко от р. Волги;
2) высота от 0 до 200 м, недалеко от побережья Каспий¬ского моря;
3) высота от 0 до 200 м, недалеко от р. Амазонки;
4) высота от 0 до 500 м, недалеко от р .Нил;
5) высота от 200 до 500 м, недалеко от р .Конго;
6) высота от 2000 до 3000 м, недалеко от р .Замбези;
7) высота от 0 до 200 м, недалеко от р. Оби;
8) высота от 0 до 200 м, недалеко от р. Миссисипи;
9) высота от 3000 до 5000 м, недалеко от р. Инд;
10) высота от 500 до 1000 м, недалеко от р .Параны.
ХОД ИГРЫ
Учитель сообщает учащимся, что неизвестный чело¬век передал каждому из них в собственность неболь¬шой уютный домик. К сожалению, местонахождение этого домика указано неточно.
Участникам игры необходимо по описанию устано¬вить свой новый адрес с учетом того, что домик распо¬ложен в ближайшем к указанному географическому объекту населенном пункте, находящемся на задан¬ном интервале высот.
Отыскав данный населенный пункт на соответст¬вующей карте атласа, учащиеся должны отметить его на своих контурных картах, поместив в искомой точ¬ке изображение домика. После выполнения задания контурные карты сдаются учителю.
Завершение игры
Учитель оценивает выполнение заданий. Все участники игры получают текущие отметки по географии, а также «ордера на жилье» в найденном на карте населенном пункте.

Список литературы:
А.Бейсенова. География. Региональный обзор мира. Алматы: Изд-во «Мектеп», 2007г.
Усиков В.В. Экономическая и социальная география Казахстана. Алматы: Изд-во «Атамура», 2009 г.
М.Л.Гельфанд. Материки на классной доске. Москва «Первое сентября»
Л.Назарова. Карта. Образ. Интерес.2000г Москва «Первое сентября».
А.М.Зотова Игры на уроках географии 6-7 классах.
Категория: География | Добавил: tokzan65 (2017-10-18) | Автор: Использование игровой технологии на E
Просмотров: 39 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-11-18, 2:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1529]
Школьный психолог [528]
История [744]
Опыт [516]
Научная кафедра [221]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [816]
Великие открытия [23]
Университет здоровья [132]
Математика [1203]
Химия [389]
Классному руководителю [661]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1818]
Краеведение [96]
Начальная школа [4027]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [387]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1599]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [469]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1208]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [92]
ИЗО и черчение [221]
Физическая культура [547]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [410]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [84]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [41]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru