Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Выступление на педсовете по теме Использование метода наблюдения для обучения учащихся стратегиям сбора, организации и обработки информации.
Использование метода наблюдения для обучения учащихся стратегиям сбора, организации и обработки информации.

Исследовательская деятельность— это деятельность учащихся под руководством учителя, свя¬занная с решением творческой исследо¬вательской задачи с заранее неизвест¬ным решением и предполагающая на¬личие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Организация исследовательской дея¬тельности учащихся позволяет фор¬мировать и развивать у них познава¬тельные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, систематизи¬ровать, обобщать, углублять знания в определённой области учебного предме¬та, учит применять их на практике.
Привлекая студентов к исследо¬вательской работе, необходимо так организовать последовательность овла¬дения ими навыками творчества, что¬бы, с одной стороны, не «парализо¬вать» эту способность сложными зада¬чами, а с другой — не «приземлить» слишком простыми.
Одним из элементов образовательной среды колледжа является программа «Основы естественнонаучных исследований в 5- 6 –х классах» составленная на основе Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан по предмету «Естествознание» и «Биология» 6 класса и является практическим дополнением к выше названным курсам.
Курс направлен на изучение основ научного исследования по биологии, географии, химии и физики и построен на основе принципов развивающего и воспитывающего обучения, преемственности и систематичности.
Целью учебного предмета «Основы естественнонаучных исследований в 5-6 классах» является формирование навыков исследовательской работы у младших школьников в условиях интеграции программ Международного Бакалавриата (PYP – начальных лет обучения и MYP- средних лет обучения) и общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан.
На этих уроках учащиеся приобретают навыки самостоятельной познавательной деятельности: учатся собирать и анализировать информацию, исследовать проблемные ситуации, формулировать проблемы. Исследовательская работа помогает на практике осуществлять межпредметные связи, формируя научное мировоззрение, добывать и усваивать знания из разных отраслей науки. Учащиеся приобретают исследовательскую компетентность.
Проблемно – деятельностный подход лежит в основе методики обучения по курсу «Основы естественно - научных знаний». В пятом классе уже сами формулировки тем уроков преподносятся в виде проблемных вопросов, ответы на которые учащиеся ищут сами с помощью учителя («Влияние температуры окружающей среды на развитие организма (растения)» - 5 класс «Изучение внешнего и внутреннего строения объектов с помощью сравнительного метода.
Большое внимание учителя уделяют коллективному обсуждению проблемных вопросов, а также индивидуальным заданиям, которые даются с учетом навыков интересов и склонностей детей.
Выполняя исследования, учащиеся ведут журнал наблюдений, анализируют ре¬зультаты.
Исследование может быть теоретическим, эмпирическим или комбинированным. Я остановлюсь на эмпирическом методе - наблюдении.
Научное наблюдение (в отличие от обычного, повседневного наблюдения) имеет ряд особенностей:
· целеустремленность (наблюдение должно осуществляться для достижения поставленной цели исследования, а внимание наблюдателя должна фиксироваться только на явлениях, связанных с этой задачей);
· планомерность (наблюдение должно осуществляться по четкому плану, составленному согласно цели исследования);
· активность (исследователь должен активно вести поиск, выделять нужные моменты в явлении, за которым наблюдает, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения).
Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта познания. Это нужно для того, чтобы зафиксировать те свойства, стороны изучаемого объекта, которые являются предметом исследования.
Наблюдение – целенаправленное восприятие природных объектов или явлений. В ходе наблюдения за живыми системами исследователь лишь фиксирует процесс, не вмешиваясь в него (только описывает или измеряет).
11 Виды наблюдения:
Структурированное наблюдение (по плану)
Неструктурированное наблюдение (незапланированное - определяется только объект наблюдения)
Полевое наблюдение (в естественной обстановке)
Лабораторное наблюдение (объект находится в искусственно созданных условиях) Непосредственное наблюдение (наблюдение невооруженным взглядом)
Опосредованное наблюдение (наблюдение с помощью прибора)

Алгоритм наблюдения
1. Выбор объекта наблюдения.
2. Формулировка гипотезы
3. Определение цели наблюдения.
4. Выбор средств, инструментов и способов достижения цели наблюдения.
5. Выбор способа регистрации полученной информации (видео-, фотосъемка, запись; постоянное или периодическое наблюдение, кратковременное или долговременное, тайное или явное).
5. Обработка полученной информации.
Одной из первых тем, изучаемым в курсе «Естествознания» является тема «Естественнонаучные методы познания природы: наблюдение, эксперимент, измерение и др.». Поэтому с первых уроков мы погружаемся в знакомство с этими методами. И наблюдение как метод исследования является наиболее распространенным.
Наблюдения проводятся как под руководством учителя, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя. При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.
Виды наблюдений:
• в классе или на природе.
• за объектами неживой природы;
• за явлениями неживой природы;
• за объектами живой природы;
• фронтальный, групповые или индивидуальные.

В групповом наблюдении за погодой, которое проводилось в начале учебного года, учащиеся класса разбивались на три группы и должны были в течение недели проводить наблюдение за основными показателями погоды, заполнять календарь погоды, каждая группа в определённое время, по итогам наблюдения подтвердить гипотезу, что погода изменяется, не только ежедневно, но и в течение дня.
Они с удовольствием приходили в кабинет, записывали температуру воздуха, наблюдали за облачностью, определяли, есть ли ветер, фиксировали не только показатели количественные показатели, но и те изменения, которые происходят в природе (раскраска листвы и листопад у деревьев и кустарников, дни становятся короче, а ночи длиннее и т.д.) При выполнении этой работы учащиеся развивали такие навыки ATL как: навыки исследования и самоорганизации.
Наблюдение – важный источник знаний об окружающем мире. Они дают основу, на которую в дальнейшем строятся мыслительные операции. Наблюдение является средством развития мышления.
При выполнении следующего исследования, которое включало в себя не только наблюдение, но и проведение опыта (эксперимента) учащиеся продемонстрировали исследовательские и мыслительные навыки. Гипотеза, предложенная учащимся, звучала так: если изменить температуру воды, то её уровень в сосуде останется прежним. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы учащимся предлагалось изготовить «термометр» (видео). Из предложенных вам двух видео материалов, мы увидели, что данная гипотеза была опровергнута, но вывод, который был сделан по результатам наблюдений – разный. У Дастана он правильный, он сумел найти ответ на вопрос, почему уровень воды в бутылке меняется при изменении температуры, а Сабира, только констатировала этот факт, не пытаясь объяснить данное явление. Т.е. учащиеся продемонстрировали разный уровень сформированности исследовательских умений и навыков. У Сабиры – «новичка», у Дастана – «использующий». Поэтому, при выполнении следующего исследования, я постаралась поставить цели и задачи дифференцированно:
Тема исследования «Влияние температуры окружающей среды на развитие организма (растения)»
Гипотеза: Природа создаёт различные условия для прорастания семян растений. Эти условия влияют на дальнейшее развитие растения.
1 уровень
«новичок» 2 уровень «развивающий» 3 уровень «использующий» 4 уровень
«обучающий»
Определение условий, необходимых для прорастания семян. Заполнение дневника исследования. Определение условий, необходимых для прорастания семян.
Составление и заполнение дневника исследования. Определение условий, необходимых для роста и развития растений. Составление и заполнение дневника исследования Определение условий, необходимых для роста и развития растений. Составление и заполнение дневника исследования. Ответ на вопросы исследования.

Сущность изложенного дает основания утверждать, что наблюдение является чрезвычайно важным методом эмпирического познания, который обеспечивает получение разнообразной информации об окружающем мире и помогает развить прежде всего исследовательские, коммуникативные и социальные навыки.
Категория: География | Добавил: elena-dir (2017-12-07) E
Просмотров: 494 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 2:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru