Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » География

Урок "Степи Казахстана" 8 класс
Северо-Казахстанская область, Жамбылский р-н с.Пресновка
ПОШГ им И.П.Шухова
Камкина Наталья Юрьевна
Тема урока: Степи Казахстана
Цели и задачи:
• Продолжить и углубить знания о закономерностях размещения природных зонах Казахстана:
• содействовать развитию у детей эмо¬ционально-ценностного отношения к при¬роде на основе создания географического об¬раза природной зоны степей, раскрывая их своеобразие через поэтический образ.
• обучать самостоятельному овладению знаний на основе использования различных источников географической информации
• оценить влияние хозяйственной деятельности человека на состояние степей;
• содействовать воспитанию активности на уроке, позитивного отношения к жизни; нравственному, патриотическому, экологическому воспитанию.
Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.
Форма урока: Урок-обзор
Технологии: Поисково - групповая, критического мышления, проблемное обучение,
присутствуют элементы интегрированного урока (литература, биология).
Оборудование: карта Казахстана, атласы, гербарий, карточки задания,
таблица-плакат, звукозапись “Сарыарка” Курмангазы. Настенные картины со степными пейзажами. Раздаточный материал с отрывками из художественной литературы.

«…Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»
Н.В.Гоголь
Ход урока
1.Организационный момент.
Упражнение «Настроение»
Цель упражнения: Создание благоприятной установки на сотрудничество. Взявшись за руки, разбившись на пары, с помощью мимики лица предложить детям изобразить свое настроение на данный момент.
II. Проверка домашнего задания
1.Методика «Лоскутного одеяла».
Выходят по одному к доске с цветной карточкой, на которой написаны вопросы. Ответив на вопрос, карточку прикрепляют на магнит к доске (двигательная активность).
1. Самый большой по площади климатический пояс?
2. В каком часовом поясе находится Северо-Казахстанская область?
3. Граница между Европой и Азией
4. Ученые, изучавшие закономерности размещения П.З.?
5. В какой зоне Казахстана встречаются березово-осиновые колки?
6. Чем объяснить, что древесная растительность встречается здесь в виде лесных островков среди степного моря?
7. Почему в колках растут мелколиственные, а не широколиственные породы деревьев?
8. Чем лесостепь похожа на лесотундру?
9. Какие почвы распространены в казахстанских лесостепях?
10. Каково хозяйственное значение лесостепей Казахстана?
2. Закончить логическую цепочку:
Лесостепь, степь…
3.Реши логическую задачку, исключая из списков лишнее:
А) боярышник, шиповник, черемуха, полынь
Б) береза, кедр, ольха, осина
В) Ертис, Сырдария, Тобыл, Есиль
Г) пшеница, кукуруза, рис, картофель

III. Стадия Вызов . Создание образа степи
Для создания настроя звучит, кюй Курмангазы «Сары Арка».
1.Прием «Согласны ли вы?» Русский поэт И.З. Суриков написал такие проникновенные строки. Согласны ли вы с ним?
Степь
Нестерпимо жарко,
Воздух так и пышет:
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.
Едешь, едешь - как шальные
Кони мчатся степью.
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.
Промелькнут перед глазами
Две-три старых ивы -
И опять в траве волнами
Ветра переливы.
Едешь, едешь - степь да небо.
Степь, все степь, как море.
И взгрустнется поневоле
На таком просторе.
Едешь, едешь - степь да небо.
Точно нет им края.
И стоит вверху над степью
Тишина немая.
2.Прием «Корзина идей»
Подумайте и запишите свои мнения на листочках по изучаемой теме.
Обмен информацией в парах. Выявляются разногласия и совпадения мнений
Какую природную зону мы будем изучать?
Необходимо определить, где в нашей стране размещаются степи, т.е. их географическое положение.
Работа с картой.
Определите г. п. степей Казахстана
S= 29% от S Казахстана. Южная часть Западно-Сибирской равнины, Север и Центр мелкосопочники. Север Тургайского плато, север Прикаспийской низменности, все горы Мугоджары.
3. Осмысление
Прием «Мудрые совы»
Организация работы класса по группам с целью выявления особенностей климата, растительности, животного мира, почв и деятельности людей в степи. Каждая группа выступает с результатами своей поисковой деятельности. Помимо обсуждения, результатом этой работы должны быть тезисы, записанные в тетрадях. Тезисы формулирует каждая группа свои, а записывают их все ученики после выступления каждой группы.
Задание 1 группы.
Перечитай стихотворение, составь план изучения темы из строк стихотворения.
По всей степи - ковыль.
По краям туман - все туман.
Далеко-далеко от кургана курган.
Облака в синеве белым стадом плывут,
Журавли в облаках перекличку ведут.
Не видать ни души,
Тонет в золоте день.
Пробежать по траве
Ветру сонному лень.
А цветы-то, цветы!
Как живые стоят.
Улыбаются...
Как их жизнь коротка:
Коротка,
Да без слез, от забот далека.
Вот и речка... Не верь!
То под жгучим лучом
Отливается тонкий ковыль серебром.
Высоко-высоко в небе точка дрожит.
Колокольчик веселый над степью звенит.
В ковыле - чудовенье; и поют, и жужжат;
Раздаются свистки; молоточки стучат.
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор -
Необъятная гладь, необъятный простор.
И.С.Никитин
Примерный план
1. Необъятная гладь, необъятный простор (внешние признаки степей)
2. Далеко-далеко от кургана курган (осо¬бенности рельефа)
3. Облака в синеве белым стадом плывут (климатические условия)
4. По всей степи - ковыль (особенности растительности)
5.Летом цветы-то, цветы... Как их жизнь ко¬ротка, (особенности эфемероидов)
6 . Раздаются свистки; молоточки сту¬чат (животный мир).
• Какой вы представили степь, когда слушали стихотворение?
• Определите по карте особенности географического положения степей
• Можно ли по его строкам определить климатические особенности?
• Определите особенности растительного покрова степей.
• Какие особенности рельефа степи описал автор стихотворения?
Задание 2 группы.
Строками стихотворения объясните осо¬бенности климатических условий степей и зависимость от них растительного покрова.
В степи
В небе зоренька
Занимается,
Золотой рекой
Разливается,
А кругом лежит
Степь широкая
И стоит по ней
Тишь глубокая.
Ковылем густым
Степь белеется.
Травкой шелковой
Зеленеется.
Ты цветешь красой,
Степь привольная
Пока нет еще лета знойного:
Всю сожжет тогда
Тебя солнышко,
Попалит твою
Траву-цветики.
А.В. Кольцов
• Почему в степях не растет древесная растительность?
• Почему растения степей имеют «войлоч¬ные шубки»?
Задание 3 группы.
В каких условиях произрастает полынь? Зачитайте строчки стихотворения.
Объясните: «Земля скудна. В ней слишком много соли...»
Нарисуйте это растение, определите его экологические особенности в биоценозе степи.
Полынь
Ее жестоко хлещут суховеи,
Горячей пылью обдают с утра.
В бездонной сини катится над нею
Расплавленная желтая жара.
Земля скудна. В ней слишком много соли,
А влаги нет: все высосала синь.
Но все ж растет на этом поле
Мохнатая, упрямая полынь.
Горька судьба, и в листьях горечь эта,
Зато раздолья пряный аромат
Она струит в таких краях планеты,
Где без нее царил бы сущий ад.
И мне милее разноцветной пены
Изнеженных, ухоженных куртин
Простая дочь степей, стоящая бессменно
На рубежах прожорливых пустынь
И.И.Ландо
• Как вы понимает: «Но все ж растет на этом поле мохнатая, упрямая полынь»?
Ковыль
Полынок в пыли.
Горизонт, как былина, сед.
Землю с утра калит.
Тени даже намека нет...
Пискнет,
В норку ныряя, мышь.
Свистнет изредка Тарбаган.
Все живое укрылось.
Лишь в чистом небе
Распят орлан.
В. Богатырев
• Какие картины природы вы представили, когда слушали стихотворение?

Степь – это безбрежное море трав. Из трав в степи чаще встречается пырей, полынь, типец, ковыль, каждая из этих трав стремится вытеснить другие, чтобы самой занять больше места. Эту борьбу между степными травами очень хорошо показал в своем стихотворении наш казахстанский поэт Илья Сельвинский.
Степь – это битва сорняков друг с другом.
Сначала появляется пырей.
Он мелковат, но прочих побыстрей
И занимает оборону кругом.
Но вот полыни серебристой звон.
Ордою сизой хлынув на свободу,
Из-под пырея, выпивая воду,
Полынь его вытаскивает вон.
А там типец, трава эркер, грудница.
И, наконец, за этими тремя
Летит ковыль, султанами гремя,
Когтями вцепится и воцарится.
Задание 4 группы.
Каковы особенности представителей животного мира описал ав¬тор стихотворения?
На примере данного стихотворения объясните, почему в степи много хищных птиц?
Сделайте вывод о видовом составе фауны степей.
Орел
На холме орел сидит.
Под холмом - кустарник редкий,
Но орел, охотник меткий,
На кустарник не глядит.
На холме сидит орел,
Словно черный камень, замер.
Степь голодными глазами
Озирает, будто стол.
Видит он из-за ветвей,
Как в низине пчелка вьется,
Как мохнатый воробей
Пьет из лужи у колодцах
Когти, как ножи остры,
Выгибаются наружу –
Им вертлявый суслик нужен,
Выглянувший из норы.
Хитрый суслик просидит
До темна в своем домишке:
Знает он не понаслышке
Про орлиный аппетит.
К. Тангрыкулиев
• Что вы представили, когда чи¬тали стихотворение?
• Каким образом растительный покров определяет видовой состав предста-вителей фауны степей?

Это интересно
Самая большая птица степи – дрофа. Типичный степной кочевник. Острое зрение и покровительственная окраска помогают дрофе оста¬ваться в степи незаметной. Парами или небольшими табунками бро¬дят птицы по голой степи. Долбят клювом землю, вспугивая жуков, склевывают семена и соцветия травянистых растений, листья и молодые побеги. Дрофы всеядны: мышевидные грызуны, ящерицы, лягушки становятся легкой добычей проворной птицы. Крупные размеры и вкусное мясо повре¬дили дрофе. У дрофы отсутствует копчиковая железа - не¬чем смазать перья, чтобы не намокали. Эти перья делают птицу тяжелой, малоподвижной. Дрофа не может взлететь, хоть голыми руками бери. Поэтому так нуждается дрофа в постоянной охране!
Только цифры
Дрофа. Вес – 12-16 кг; Бегает до 40 км/ч; Высотой 100-120 см; Размах крыльев- 2,5 м;
Гнездо неглубокая ямка, в которой обычно 2-3 яйца, высиживает только самка – 25-28 суток.
Задание 5 группы.
Какова деятельность людей живущих в степи?
А в степях, где душисты цветы,
Вольно бродят овечьи гурты
С белой шерстью нежней облаков.
Табуны вороных скакунов
Под железное пенье подков-
Скачут степью быстрее ветров
На закате, что тих и багров,
Над стадами молочных коров
Пыль клубится. И пахнет кругом
Теплым, сладким парным молоком.
А когда отпылает закат
И начнется во тьме звездопад,
Чабаны, как детишки, хранят
Теплых, мягких, безрогих телят,
Тонкорунных, кудрявых ягнят,
Тонконогих степных жеребят,
Неуклюжих смешных верблюжат,
Черноглазых мохнатых козлят.
Край народной заветной мечты,
Край обилия и красоты!
Джамбул

Ах, поле хлебное, степное!
Не обогнуть, не обойти –
Бушует золото густое,
Качая землю под собой
По обе стороны пути.
А. Аукебаев
Запись тезисов в тетрадь
«Степи - безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью».
«В степи холодная зима и жаркое лето. Главная особенность - недостаточное увлажнение».
«Сухость климата препятствует росту деревьев. Большинство растений однолетние травы». «Животный мир - это насекомые, многочисленные грызуны, копытные и птицы».
«Черноземы - это лучшие почвы нашей страны и мира. Их надо беречь».
«Степь – главная житница страны. От АПК степной зоны зависит продовольственное обеспечение всей страны». «Животные, растения, почвы степей ранимы и нуждаются в бережном отношении и охране».
«Черный ящик»
То, что находится в представленной на столе коробочке, было выставлено в 1882 году на Международной выставке в Париже. Среди экспонатов раздела «Главные богатства стран»
именно он завоевал золотую медаль. Это детище природной зоны можно встретить ещѐ на Украине, в Венгрии и у нас в Казахстане. О чем идет речь, что в коробочке?
4. Размышление
1. «Займи позицию»
Задание: Назовите плюсы и минусы изученных природных зон Казахстана.
В какой природной зоне вы бы хотели жить? Почему?
2.Викторина «Вопросы на засыпку»
1.От каких климатических условий зависит растительность, животные и почвы степей?
2.Почему в степях не растут деревья?
3.Какие природные условия способствуют высокому плодородию почв степей - черноземов?
4.Почему в степях меньше растительный опад, а черноземы плодороднее, чем почвы лесов?
5.Как животные степей приспосабливаются к условиям обитания?
6.Почему многие животные степей живут стадами, а не по одному как в лесу?
7.Как обитатели степей отличаются по размерам от жителей лесов и почему?
8.Какие сельскохозяйственные культуры выращивают жители степи?
9.Перечислить названия заповедников степной зоны.
10.Какие города страны расположены в этой природной зоне?
3. Дискуссия.
- Почему жители сухих степей кочуют?
5. Заключиние
В конце нашего урока, я хочу сказать, чтобы сохранить природу для будущих поколений мы должны бережно относиться к ней. Любите и бережно относитесь к природе свой малой родины – села, где вы родились.

Табиғаттың панасы-
Біздің мына өзіміз,
Адамзаттың баласы.
Защитники природы –
Это мы сами, дети человечества.
М. Алимбаев


6. Рефлексия
1.Прием «Синквейн»
Степь
Бескрайняя, желтая
Кормит, украшает, живет
Степь – бескрайняя равнина
Разнотравье

2.Самооценка на доске (каждый ученик выходит с выбранным символом и вокруг «лоскутного одеяла» устанавливает его на магните)

урок понравился, доволен собой.

урок понравился, но не всеусвоил.

урок не понравился, ничего не понял.

7.Домашнее задание
Творческая работа (разноуровневые задания)
Задание 1. Нарисуй картину «Мир природной зоны глазами натуралиста»
Задание 2. Подготовь рассказ «Степное царство грызунов».
Задание 3. Создать рисунок-аппликацию «Природная зона степь», намеренно
включив в него 5 географических ошибок.
Категория: География | Добавил: Наталья7489 (2018-01-12) | Автор: Урок "Степи Казахстана" E
Просмотров: 604 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 9:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru