Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан

История – это отголосок прошедшего в будущем
Василий Шупейкин Тел.279-62-16 8-701-3374555

Как метко заметил Диодор, история добывает для юности разум стариков. Знаменитый роман Ильяса Есенберлина "Кочевники", все более востребованный читателем, в увлекательной художественной форме погружает нас в драматичную историю казахского народа, описание его жизненного уклада

И кажется читателю, что описываемый мир – его недавнее прошлое.
Так оно и есть, для истории пять столетий – миг. Но ее пласты, гораздо глубже изученные, открывают нам живую связь нескончаемой череды не только столетий, но миллениумов. Ученые в прямом смысле докопались до древности, скрывающей первое и второе тысячелетия до нашей эры, и по крупицам артефактов восстановили быт древних кочевников. Не тех, которых мы уже знаем по именам и прослеживаем от них свою родословную, а уходящих корнями к праотцу и праматери.
Академик Карл Байпаков, фигурально выражаясь, достаточно глубоко проник в недра истории Алматинского региона и научно описал эпоху ранних кочевников, тысячи лет назад освоивших степные просторы Жетысу – Семиречья в поисках добычи. Вот что он пишет в книге "История Алматы" (в изложении. – В. Ш.).

Откуда пошли кочевники

На рубеже II – начала I тыс. до н. э. на просторах Евразии происходит важное событие – становление кочевых форм скотоводческого хозяйства. Переход к новым формам скотоводства мог произойти только благодаря взаимодействию ряда факторов: изменению климатических условий, совершенствованию приемов ведения хозяйства, оформлению видового состава стада, оптимально приспособленного к условиям аридной (засушливой) зоны, новому уровню социальных отношений, связанному с возросшей имущественной и социальной дифференциацией. Скот в это время становится одной из форм накопления богатства, что создает стимул к увеличению стад и расширению обмена. Повсеместно распространяется колесно-упряжный транспорт, развивается коневодство, появляются удила – лошадь начинает активно использоваться для верховой езды.
Период развития кочевых обществ с момента его становления и до раннего Средневековья (до V в. н. э.) принято называть ранним железным веком, или эпохой ранних кочевников. Крупный исследователь культуры номадов С. И. Руденко ставит под сомнение массовый и быстрый процесс перехода населения Евразии от оседлой жизни к кочевой. "Чистые кочевники", которые находились в постоянном движении, были редким исключением, тогда как подавляющая часть скотоводов в той или иной степени была связана с оседлостью и земледелием. Интересно его замечание, что кочевание было привилегией "богатых и очень богатых скотоводов, имеющих большие стада скота и прежде всего овец и лошадей".
Скорее всего, в первых веках I тыс. до н. э. в евразийских степях произошел переход части населения к кочевому скотоводству и сформировались новые археологические культуры. При всем свое¬образии каждой из них все они образуют некое единство, обусловленное рядом обстоятельств: 1) сходной средой обитания и, соответственно, одинаковым жизненным укладом; 2) мобильностью, способствующей установлению культурных контактов с отдаленными территориями; 3) близким уровнем социально-экономического развития; 4) общей генетической подосновой, восходящей в евразийских степях к срубно-андроновскому пласту. Однако существующее между культурами сходство маркируется несколькими неравнозначными терминами: "скифо-сибирское единство", "скифо-сибирская общность", "скифский мир".
Именно в бронзовом веке в степях Евразии стал распространяться европеоидный антропологический тип населения, который господствует в культурах скифского времени. Наиболее ярко общность культур евразийских кочевников, расселившихся от Дуная до Монголии, проявилась в существовании у этих племен так называемой скифской триады.

Сака или саки?
 

В I тыс. до н. э. на территории Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии сформировались государства Ассирия и Мидия. В VI в. до н. э. на смену Мидийской державе приходит государство Ахеменидов.
В Бехистунской надписи, высеченной по приказу царя Дария I, говорится, что в состав Ахеменидского государства (в промежутке 530–522 гг. до н. э.) входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака – народы, которые жили на территории Средней Азии и Казахстана. Кто же такие сака или саки?
Севернее бактрийцев, согдианцев и хорезмийцев, в степных просторах нынешнего Казахстана, согласно древним источникам, в частности "Авесте", обитали кочевые "туры с быстрыми конями". Туры в персидских источниках именуются саками, что значит "могучие мужи", а в сочинениях греческих авторов они фигурируют под названием "скифы".
Вообще говоря, под скифами и саками греки и персы подразумевали многочисленные союзы родственных племен. Китайские источники называли саков "сэ".
Указать определенные территории этих племен очень сложно, поскольку точных географических привязок древние авторы не дают. Анализируя письменные источники и археологический материал, известный археолог К. А. Акишев исходил из того, что сакам-тиграхауда иранских письменных источников соответствуют скифы- ортокарибантии греческих авторов, поскольку оба слова означают "острошапочные". И тех и других ученый помещал на территории Жетысу, где открыты и изучены многочисленные памятники сакской культуры, в том числе курган Иссык, в котором было обнаружено и исследовано захоронение "царя" в остроконечном головном уборе, украшенном золотыми стрелами.
Надо отметить, что Казахстан имел свою специ¬фику в развитии кочевых и полукочевых народов раннего железного века. Своеобразие определялось соседством и активным взаимодействием кочевников с оседло-земледельческим населением. Близость Китая, Ахеменидской державы, Парфии от Бактрии, Согда, Кушанского государства, в создании которых принимали участие и кочевые племена, не могла не отразиться на материальной и духовной культуре саков Казахстана. В Жетысу – Семиречье, где расстояние от гор до степей через "зоны жизни" было всего 100–200 км в радиус кочевания, что позволяло долго задерживаться на одном месте, скотоводство сочеталось с земледелием, а степь и город дополняли друг друга.
Уже в эпоху поздней бронзы определились, а в эпоху саков окончательно закрепились места зимних и летних пастбищ, сезонной и постоянной оседлости. Кочевые и оседлые сообщества кочевников Жетысу стали формировать единую экономическую, а нередко и политическую структуру.

Усунь и Сюнну (Хунну)

В конце I тыс. до н. э. на территории Казахстана возникли новые племенные союзы, пришедшие на смену сакам. Земли саков-тиграхауда в Жетысу и нынешнего региона Алматы заняли племена усуней, которые пришли сюда из глубин Центральной Азии во II в. до н. э.
Сохранилась легенда о происхождении усуней. Вначале они жили на востоке. Когда на усуней напали соседние племена и убили предводителя и его семью, выжил только сын-младенец. Однажды его воспитатель увидел, что младенца, оставленного в траве, кормит своим молоком волчица, а над ними кружит ворон и держит в клюве мясо. Поняв, что бог покровительствует мальчику, воспитатель отнес его к царю шаньюю могущественного народа сюнну (хунну – гуннов). Царь полюбил и воспитал мальчика, а когда тот вырос, поставил его властвовать над усунями. Он и основал Усуньское государство.
Усунь было одним из крупных государственных объединений на территории Центральной Азии. На западе границы усуньских владений проходили по рекам Чу и Талас, возможно, вплоть до восточных склоне Каратау. Центром усуньских владений была Илийская долина, хотя их ставка Чигу ("Город Красной долины") помещалась между Иссык-Кулем и южным берегом Или. Но он мог находиться и в долинах рек Кеген и Чарын.
Этимология самого термина "усунь" до сих пор не выяснена. Он известен только в китайском иероглифическом написании, современное звучание которого идентично одному из казахских этнонимов – "уйсын", самоназвание племени, являющегося главным этническим компонентом казахов Старшего жуза (Улы жуза).
Усуни, скорее всего, были тюркоязычным народом и представляли одно из значительных этнополитических объединений в Центральной Азии. Памятники усуньской культуры распространены на территории Жетысу, Ферганы (частично) и северной части Восточного Туркестана. Имея во II в. до н. э. население до 630 тыс., усуни могли выставить большое войско из конницы и пеших лучников.
Есть основания предполагать, что под властью или влиянием усуней находился ряд владений или племен. Например, в "Цяньханьшу" указывается, что Усунь "подчинил себе многие другие владения", в "Давань-чжу-ань" – что он "напал на соседние малые владения", а "Янь Шигу" уточняет: "Как только подчинит, то превращает в вассалов". Все племена были по обычаям и одежде близки к усуням.
В начале II в. до н. э. усуни отправили послов в столицу Ханьской империи (Китай) Чаньань. Чтобы установить дружественные отношения с могущественным государством, послы сосватали ханьскую принцессу за своего государя-куньби. Усуни в ответ подарили императору 1000 голов степных коней, высоко ценившихся китайцами.
Развитие хозяйства, относительная общность быта, этническая близость, факторы политического порядка привели к созданию в Центральной Азии крупных государственных объединений. Первым из них по времени было государство Сюнну (Хунну).
Сюнну уже в середине I в. до н. э. раскололись на две группировки: южную, под предводительством Хуханьешаньюя, и северную, под руководством Чжичжи. Южные сюнну остались обитать на территории Ордоса, а северные под давлением своих соплеменников передвинулись на Саяны и в Прибайкалье, а затем в Жетысу и регион Алматы.
Характерной чертой государства Сюнну было формирование администрации и аппарата принуждения, частично уже сменивших органы родо-племенного устройства.
Категория: Мой Казахстан | Добавил: collegy (2009-12-26)
Просмотров: 1552 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 1:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru