Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мой Казахстан

Что значит быть патриотом сегодня?
Цель: Определение роли патриотизма в жизни современного общества.
Задачи:
1) выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня - это Казахстан завтра;
2) сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.
3) воспитывать чувство казахстанского патриотизма.

Ход мероприятия

Исполнение Государственного Гимна РК
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, учителя. Сегодня мы проведем урок общения на тему: «Что значит быть патриотом сегодня». Тема патриотизма - самая актуальная тема во все времена. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно "пробудить", потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью уроков общения «Что значит быть патриотом», «Патриотизм», «Любовь к Родине.

Не будет преувеличением сказать, что «проблема патриотизма» стала в нашей стране едва ли не самой муссируемой. Все сегодня наперебой толкуют о лжепатриотизме, истинных патриотах, к которым причисляют себя, пытаясь объяснить, в чем именно состоит и выражается их «эксклюзивная» любовь к Родине. Особенно модной становится беспроигрышная патриотическая тематика накануне выборов, что понятно. Однако это обстоятельство, пожалуй, лишь затрудняет поиск ответа на главный вопрос: «Что же все-таки значит быть сегодня патриотом Казахстана?» Разумеется, можно вспомнить известную истину, гласящую, что «патриотизм - это любовь к своему народу, а национализм - ненависть к другим», и тем ограничиться. Но, думается, крылатые слова, сколь бы красивы они ни были, всей глубины проблемы не исчерпывают. Так давайте разберемся, что есть патриотизм. И что нового привнесло в его понимание наше непростое время? Как же все-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий? Попробуем высказать свои соображения на этот счет.
Чтец 1. Уважение к прошлому своей страны. Два чувства дивно близки нам. Кто-то из мудрых сказал: «Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное раз¬ложение нации». Действительно, историческое прошлое - это не только основанное на достижениях и заслугах настоящее, это еще неудачи и ошибки, которых, к сожалению, было немало и которые, увы, невозможно исправить. Нужно ли сегодня дорожить прошлым, ува¬жать его? Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников?
Вывод: Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необхо¬димо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможны ни настоящее, ни будущее. Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать своей истории, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих роди¬телей. Итак, первое слагаемое патриотизма - это ува¬жение к прошлому своей страны.
Чтец 2. Участие граждан в голосовании. С самых древних времен свобода - один из самых священных даров, которые Высший разум дал человеку. Пользоваться свободой - вот к чему должен стремиться человек. Может ли быть для отца больше радость, чем та, которую он испытывает, видя, как его сын умело пользуется возможностью выбора? Почему же люди боятся делать выбор, а если делают, - то плохой? Во многих иностранных школах дети еще со школьной скамьи изучают политический процесс, осознают то, что они граждане и должны прини¬мать активное участие в жизни общества. Для этого проводится целенаправленная работа по политическому просвещению учащихся. Это очень правильно, потому что люди начинают осознавать себя гражданами своей страны, чего нет, к сожалению, у нас. И только чувство личной ответственности, глубокого патриотизма и осознания непосредственной причастности к общественной жизни страны заставляют сознательных граждан идти на выборы. Как можно отнестись к тем, кто не идет на выборы, нужно ли применять к ним какую-либо меру наказания?
Вывод: В соответствии с Конституцией граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного само¬управления. Таким образом, участие в выборах -именно право, а не обязанность гражданина. Для того чтобы сделать участие граждан в выборах обязательным, потребуется изменение Конституции. В некоторых странах предусмотрено обязательное голосование. В частности, в Австралии неучастие в выборах влечет административную ответственность в виде штрафа. Однако большинство демократических государств признают, что участие в выборах является исключительно правом граждан, и старшее, и молодое поколение часто не понимают, что своим неучастием в выборах они провоцируют создание такой системы в стране, которая, отнюдь, не будет способствовать их процветанию и благополучию. Поэтому участие в голосовании - это активное участие в жизни своей страны, ощущение себя ее неотъемлемой частью. Итак, второе слагаемое патриотизма - это участие граждан в голосовании.
Чтец 3. Служба в армии. Армия во все времена находилась в центре внимания казахстанского общества. В советское время было очень почетно служить в ней. Теперь же перспектива "шагать два года в стройбате" не вызывает никакого желания и тем более уж удовольствия. И, тем не менее, армия является школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру. Интересуясь мнением родителей будущих призывников, социологи услышали весьма противо¬речивые аргументы «за» и «против» службы в армии. Основными причинами нежелания отдавать своих детей в армию, по мнению опрошенных родителей, являются:
 Армия - это напрасная трата времени;
 Страшно за жизнь детей («горячие точки», травматизм в армии и т.д.);
 Не уверен, что от этого будет какая-то польза для сына и страны;
 Дедовщина в армии;
 Там один беспредел;
В то же время, сторонники прохождения службы своими детьми мотивируют это следующим:
 Армия поможет сделать из него настоящего мужчину;
 Это долг каждого мужчины;
 Армия учит жизни;
 Ребята должны защищать Родину;
 Армия дисциплинирует;
 Армия делает человека сильным;
А какого мнения придерживаетесь вы? Должна ли служба в армии быть обязательной? Допускаете ли вы возможность альтернативной службы?
Вывод: Замечательно, что наши потенциальные призывники готовы выполнить свой гражданский долг, несмотря на обилие негативной информации, присутствующей в средствах массовой информации. Сегодня в обществе обсуждаются вопросы реформи¬рования армии, ее модернизации и даже возможного включения девушек в состав призывников. Будем надеяться, что переход Вооруженных Сил на альтер-нативную службу или службу на контрактной основе позволит решить множество проблем, накопившихся в современной армии, сделает ее более боеспособной и мобильной. Итак, третья составляющая: патриотизм - это служба в армии.
Чтец 4. Толерантность в национальном вопросе. Патриотизм следует отличать от национализма, шовинизма и расизма, в основе которых лежат идеи национального превосходства и исключительности, противопоставления одной нации другой. В смысле пестроты национального состава населения Казахстана, пожалуй, нет равных: здесь веками бок о бок мирно живут и трудятся, строят дома, растят детей, вместе радуются и вместе горюют из-за общих бед более ста тридцати национальностей. Национальный вопрос в Казахстане будет еще долго стоять остро, потому что мы - много¬национальное государство. Не случайно сегодня мы так часто и так много говорим о толерантности. На вопрос социологического исследования «Почему люди испытывают неприязнь к представителям других национальностей?» 46% опрошенных заявили, что такой причиной является то, что они не считают¬ся с обычаями и нормами поведения, не умеют себя вести, чужды для этой страны, следовательно, не являются ее патриотами. То есть, речь идет о том, что в своем поведении, в самых разных его формах, они ведут себя не так. Национальная политика государства должна не просто помочь своим гражданам дать ответы на вопросы: «Кто мы? Откуда?», но и объяснить исторически и актуальный смысл существования государства. Иначе будет не понятно, во имя чего нужно беречь и сохранять это единство, а если надо - какую цену за него платить, и если потребуется, то на какие жертвы идти. Без грамотно построенной политики не понять, что собрало воедино на такой огромной территории представителей разных национальностей. Приходилось ли вам в вашей жизни сталкиваться с национальной проблемой? Как вы ее разрешили или какие способы ее разрешения могли бы предложить? Является ли фактом утверждение, что представители других стран не могут быть патриотами?
Вывод: Принадлежность к своей стране, своему государству должна объединять людей. Нас всех объединяет одно - мы казахстанцы. Наш Президент Н.А.Назарбаев делает немало, чтобы представители всех национальностей в Казахстане были равны. История знает немало примеров, когда люди восхищались достижениями других в той или иной области, не задумываясь об их национальной при-надлежности. Итак, четвертая составляющая - это толерант¬ность в национальном вопросе.
Чтец 5. Поддержка отечественного производителя. Удивительно, но сегодня большинство людей высказываются за поддержку отечественных товаро-производителей и ограничение доступа на рынок импортных товаров. Ратуя за государственную поддержку отечест¬венных товаропроизводителей - будь то производство мебели, одежды или бытовой техники, - в большинстве случаев готовы мириться и с ростом цен и с не всегда высоким качеством «родной» продукции. Поддержка отечественных производителей не должна заключаться в ограничении доступа иностранных товаров на рынок. Можно ли считать поддержку отечественного производителя гражданами проявлением патрио-тического начала? Какой продукции, отечественной или зарубежной, отдаете предпочтение вы?
Вывод: Возможно, что утверждение, что поддержку отечественного производителя следует рассматривать как проявление патриотического начала, не совсем верно, но и небезосновательно. Делая выбор в пользу отечественной продукции, мы тем самым осуществляем не только поддержку, но и оказываем доверие производителю, а развитие всех отраслевых структур делает государство сильнейшей и мощной державой. Итак, следующая составляющая - это поддержка отечественного производителя.
Чтец 6. Вера в возрождение. «Недавно я разговаривал с моим другом, которого я знал как нормального человека, гордившегося (раньше) своей страной. Мы с ним давно не виделись, и оба сильно изменились. Он по сути своей замкнутый человек, любящий компьютерные игры. Одним словом, геймер. У нас зашел разговор об играх, в которых врагами являются солдаты, а таких игр сейчас достаточно. Так вот, мой друг восторгался их замечательной графикой, сюжетом, искусственным интеллектом и т.д. После того, как он спросил о моем отношении к играм такого рода, я сказал, что в такие игры не играю, а если и играю, то не долго, потому что я не люблю игры, в которых надо убивать солдат!!! Я понимаю, что это глупо (всего лишь игра), но все равно в каждом человеке должна быть хоть доля патриотизма, - это вовсе не глупость. У нас завязался спор о патриотизме - что такое Родина и нужно ли ее вообще защищать. В итоге выяснилось, что, наигравшись вдоволь в проамериканские игры, мой друг перестал быть патриотом, а такая фраза, что «защищать Родину глупо, а гордость за страну - тупой предрассудок и вообще все это плоды воображенья"», меня сразила наповал. Это ужасно! Наше поколение, наигравшись в различные игры, деградирует и вообще теряет какое-либо чувство патриотизма. Так нельзя. Что бы подумали наши предки, защищавшие Родину, умиравшие за своих жен и детей?.. Слово «Родина» не один раз омыто кровью наших дедов и прадедов. И нужно это помнить и ценить. Я сужу по себе, потому что у меня замирает сердце при звуке нашего гимна, я люблю свою страну, какой бы она ни была, и я уважаю прошлое нашего государства. Как вы думаете, патриотизм сегодня - это реальность или утопия? Верите ли вы в возрождение? Что, по-вашему, нужно для этого делать?
Вывод: Молодежь ратует за возрождение, а также за экономическую и финансовую стабилизацию. Таким образом, в своих стремлениях, ценностях и жизненных планах молодежь очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить о возрождении преемственности. А для возрождения необходимо только трудиться. Много и благостно. Перестать надеяться на кого-то (мы всегда знаем, что и как надо сделать кому-то, только не нам), а самому обустраивать свою жизнь и жизнь окружающих, быть источником лучших культурных традиций и нравственной чистоты.
В ходе урока общения под словом ПАТРИО¬ТИЗМ размещаются формулировки обсуждаемых
вопросов, что, в конечном итоге, выражается в следующей схеме:



Ведущий: Если сложить пополам лист бумаги, на нем останется линия сгиба. Значит, бумага имеет память? А есть ли память у камня, дерева, цветка? А человек? Всегда ли он помнит свою историю? Всегда ли гордится своей Родиной? Мы должны быть патриотами своей страны, а не теми, кто не помнит родства. Именно поэтому сегодня мы проводим свой конкурс.
1. Объясните, что такое гимн и в каких случаях звучит гимн страны?
2. Где и в каком году был найден замечательный памятник культуры древних саков - "Золотой человек"?
3. Кто был автором эскиза современного герба Казахстана?
4. Сколько геральдических цветов имеет официальный герб Казахстана?
5.Чем является защита Отечества для граждан РК?
6.Назовите авторов музыки гимна?
7. Известный казахский философ, поэт, мысли¬тель?
8. В каком возрасте юноши призываются в ряды ВС РК?
9. Назовите дважды Героев Советского Союза из казахстанцев?
10. Кто является создателем флага Казахстана?
11. Кто первым из казахов полетел в космос?
12. Избранник народа.
13. Основной закон государства.
14. Герб, флаг, гимн - одним словом.
15. .В каком документе утверждены государственные символы РК?
16. Местный представительный орган.
Вывод: С точки зрения этики, «патриотизм» - это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к Родине. Любовь к Родине включает в себя заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради нее к самопожертвованию, верность Родине, веду¬щей борьбу с врагами, гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества, уважение к истори¬ческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям, привязанность к месту жительства. Наша задача - помочь молодежи стать позитив-ными творцами, так как молодежь сегодня - это Казахстан завтра. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов — значит, своими руками погубим наше государство. Воспи¬таем патриотов, деловых и здоровых людей - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении общества. Не случайно в качестве эпиграфа к нашему разговору я привожу слова Шокана Валиханова: «Что значит быть патриотом? Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно что-то конкретное для нее делать». Поэтому быть патриотом не так уж и сложно - настоящая любовь подкрепляется конкретными делами. Все в ваших руках!
И напоследок я хочу сказать,
Что Родина - это вторая мать.
Ее не выбирают и не губят,
А просто берегут и любят.
Категория: Мой Казахстан | Добавил: Лия1817 (2015-02-03) | Автор: Якубовская Лия Юрьевна E
Просмотров: 1495 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 11:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru