Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный театр

"ЕДИНСТВО" - Cценарий, посвященный Дню Независимости Республики Казахстан
ЕДИНСТВО

Сцена оформлена как аллея. Вдоль тротуара на постаментах скульптуры: Махамбет Утемисов, Чокан Валиханов, Абай, Республика (девушка в казахском платье бережно держит голубя в руках). По аллее идут двое: парень и девушка. Парень держит в руках букет цветов.

ПЕРВЫЙ. Как ты думаешь, она придет? Ведь мы общались два месяца только в контакте…

ВТОРАЯ. Может, и придет... Только все-таки странное место ты выбрал для встречи, братик!

ПЕРВЫЙ. А что такое? Галерею героев Казахстана знают все!

ВТОРАЯ. Вот именно! Знаешь, назначать первое свидание в сквере среди скучных памятников…

ПЕРВЫЙ. Да какая разница? Что, ей скульптуры помешают, что ли?

ВТОРАЯ. Вот она подумает, братик, что ты скучный ботаник - и не придет! Лучше бы назначил встречу у цирка или у «Меги»! Все там встречаются! А тут повсюду эти скульптуры… Скука!

ПЕРВЫЙ. На них никто внимания не обращает! Пусть себе стоят! Сквер-то красивый! Скамеек много, аллеи тенистые, прохладно!

ВТОРАЯ. Ну ладно, жди. Ты как ее узнаешь-то?

ПЕРВЫЙ. Она сказала, будет держать в руках книгу.

ВТОРАЯ. Ну-ну, жди. Ладно, я пошел. Желаю удачи!
Уходит. Первый прогуливается, читает таблички у памятников, садится то на одну скамейку, то на другую. Прислоняется к спинке и засыпает у памятника Махамбету Утемисову. Меняется свет. Музыка. Памятник оживает, спускается с постамента. В это время в записи звучит голос:

ГОЛОС.
Мой друг, его ты должен знать,
Он – воин и поэт.
Свои стихи он мог слагать
В седле – наш Махамбет.
Он перед ханом и муллой
Был горд и не робел.
Не подчинялся силе злой,
В словах, в делах был смел.
Разила острая строка
Всех трусов наповал.
Он сталью звонкого клинка
Народ к свободе звал. (Ж. Абдирашев)

Парень открывает глаза, с почтением подходит к Махамбету.
ПЕРВЫЙ. Вы – Махамбет Утемисов? Тот самый, которого называют «Певцом в стане воинов»?

МАХАМБЕТ. Мое время – время трудных решений.

Дай аргамаку прочную подкову –
На синем льду не заскользит.
Дай сыну вовремя подмогу –
И сын твой будет знаменит.

Чтоб путь сынов не стал напрасным,
Отдайте скот, покой, уют.
Когда обрушится несчастье,
Ведь даже души отдают.

Эх, юноша! Сердце джигита должно гореть в твоей груди! Главное для джигита – никогда не роняй своего достоинства, будь предан своему народу, верь до конца. Даже тогда, когда сил нет…
Мечты, как горные вершины,
Не покорялись – пережил.
С бечевки соколы срывались
И улетали – пережил.
Я пережил жару и стужу,
Озера превращались в лужи.
Вместо дубов торчали пни…
Бывали дни еще похуже –
Все пережил.
Но мог всегда я
Найти слова и дать совет.
А после смерти Исатая
Не нахожу в себе ответ…
Как пережить, когда слов нет?!.
Верь до конца. Даже тогда, когда нет надежды… Когда убит друг Исатай, когда кругом слухи, домыслы, зависть и глупость… Когда понимаешь, что предан братом…
Какой мне прок от сожалений?
Что плач по прошлым временам?
Я из соратников последний
Со смертью должен драться сам.
Всегда сам, помни!..
Махамбет уходит за кулисы.
ПЕРВЫЙ. Верь до конца… Когда сил нет…
Музыкальная тема меняется, оживает Валиханов.
ГОЛОС.
Приветствую тебя, Чокан.
О ты, души моей чекан,
Что ты сказал бы о сегодня,
Простив замыленный мне взор,
Простив мне дух мой несвободный
И все, чем жил я до сих пор.
Служа империи, умел ты
От пут достойно отстоять
И вольно поступать и мелким
Расчетом душу не пятнать.
И сгинет несвобода духа.
Но глянул: вновь ты вдалеке,
Мой спутник, шаг держа упругий,
Как Прометей, с огнем в руке! (Сагин Гирей)
ВАЛИХАНОВ. Жизнь, друг мой, - должна быть яркой, полной радостей, тревог и приключений. Поверь, я много путешествовал и много видел…
ПЕРВЫЙ. Я узнал вас! Вы – Чокан Валиханов! Настоящий!... Скажите, а вам не страшно было тогда, в Кашгарии? Ведь вы рисковали жизнью!
ВАЛИХАНОВ. Я тогда обрил голову, переоделся в казахский национальный костюм и назвался Алибаем. Да, это было опасно, но увлекательно. Я открыл миру Кашгар! Я записал «Манас»! Я не щадил ни трудов, ни сил, тщательно записывал предания, легенды и поэмы своего народа, изучал среднеазиатские наречия, дорогою ценою скупал древности, с опасностью для жизни проникал в буддийские монастыри и доставал редкие рукописи".
А какая красота в родной степи весной!..
"Вся степь была покрыта светлым ковром зелени. Листья на карагаче, таволге и тальнике были уже распущены, да и само солнце грело более теплым, южным огнем. Морковник покрывал все лощины между гор и был уже в росте. Вдруг перед нами открылась череда невысоких голых скал с рисунками на них. В центре, в кругу скал, остатки древнего кострища – жертвенника. Тут молились наши предки. А на скалах были выбиты фигуры людей с солнцами вместо голов… Кому молились наши предки?.. Ты видел этих солнцеголовых на скалах?
ПЕРВЫЙ. Я видел, видел! Я тоже прикоснулся к ним.. День тогда был холодный, а от скалы шло тепло…
ВАЛИХАНОВ. Вот так-то, потомок! Все мы – братья!.. Из дневника:
"Мы первые объявили миру, что не через подавление личностей иноплеменных нам национальностей хотим мы достигнуть собственного преуспевания, а, напротив, видим его лишь в свободнейшем и самостоятельнейшем развитии всех других наций и в братском единстве с ними".
Помни об этом, потомок!
Уходит со сцены.
ПЕРВЫЙ. … Лишь в свободнейшем развитии всех других наций и в братском единстве с ними".
Музыка. Оживает Абай.
ГОЛОС.
Величье акына он гордо вознес,
Грядущего славным примером возрос.
Аргын и найман удивились ему,
Словам, уподобленным яркости звезд.

Течением мысли, как море, глубок...
А сердце мне шепчет: «Он был одинок...»
Без радости, но с душой непреклонной,
С досадою гений из мира ушел.
Жамбыл
АБАЙ.
Немало мною пройдено дорог,
И многое в пути я испытал:
Я уклониться от борьбы не мог,
Судил неправо, спорил, ревновал.
Но скоро станет близок мой конец
Я обессилел и устал душой,
И убедился, что до злых сердец
Не достигают благость и покой.
И рассудив о горестях как мог,
Я попросил бумаги и чернил,
Чтобы простой и безыскусный слог
Мои Слова навеки сохранил.
Быть может, кто-то перепишет их,
Чтобы оставить в памяти людской,
А если нет - богатство слов моих
Сойдет в могилу навсегда со мной.
ПЕРВЫЙ.
Абай?! Великий Абай Кунанбаев?!.

АБАЙ (медленно проходит вперед, садится, берет домбру). Сядь рядом, юноша! Послушай одно из моих «Слов».

СЛОВО ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ

… Всегда следует избегать вредных свойств ума; если даже придется подвергнуться искушению этими силами, не поддаваться ему.
Вредные свойства ума: беспечность, равнодушие, склонность к беспричинному веселью, тяга к мрачным раздумьям и губительным страстям. Вот эти четыре порока способы разрушить и ум, и талант.
(Вздыхает)
…Знаешь, юноша, я часто наблюдал в людях эти пороки. Очень трудно справиться с ними. Вот и ты проявил равнодушие к своей истории.

ПЕРВЫЙ. Нет, я уважаю историю! Просто немного… забыл…

АБАЙ. Вот-вот… Помни, юноша: ИСТОРИЯ – это все мы. И ты тоже. Мы все живем и трудимся для ИСТОРИИ.

Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Уходит за кулисы. Крики, шум. Девушка с птицей в руках оживает, трепещет. Идет вперед.

ДЕВУШКА. …Для человечества? Как трудно понять, что нужно для человечества, когда ты простой человек!
Плачет.

ГОЛОС.
Я вижу день: декабрьский, морозный.
Холодный город, потемневший небосвод.
И стук дубинок, чей-то вопль слезный,
На площади столкнувшийся народ!

ПЕРВЫЙ. А ты… вы… кто?

РЕСПУБЛИКА. Я – частица моей страны, я - молодая Республика! Когда мы делали первые шаги, мне было трудно и больно! Чего мы хотели тогда, в декабре? Только независимости! Мы хотели, чтобы уважали наше мнение, чтобы народ сам выбрал первого руководителя! Мы не хотели больше быть просто пешками! Мы хотели сами участвовать в жизни своей родины!

ПЕРВЫЙ. Я знаю… я читал… но меня тогда еще не было на свете… Я читал про мирную демонстрацию… про операцию «Метель»… А что было?

РЕСПУБЛИКА. Было страшно!.. Мы не хотели ничего плохого!.. Нас позвали на митинг, и мы пришли на площадь! А там!.. Кто-то кричал… Кто-то размахивал дубинками… Страшно!.. Больно!.. За что так с нами поступили?!.

ПЕРВЫЙ. Не плачь… Что за птица у тебя в руках?

РЕСПУБЛИКА. Это голубка. Символ мира! Я, Республика, бережно держу ее в руках!..

Чтоб люди были как одна семья,
Давайте сами создадим закон,
Пусть справедливо миром правит он,
Ведь человек лишь для того родился,
Чтоб мир понять! (С.Торайгыров)
Уходит, неся на вытянутых руках голубку. Затемнение. Когда свет снова загорается, скульптуры стоят на своих местах, парень дремлет на скамейке. Вбегает Девушка. Оглядывается по сторонам, видит парня, подходит к нему, закрывает ему руками глаза. Он просыпается.

ПЕРВЫЙ. Это ты?.. Здравствуй!

ДЕВУШКА. Здравствуй! Я рада, что ты пригласил меня именно в этот сквер. Я люблю здесь бывать. Здесь почему-то я чувствую себя спокойно и уверенно.

ПЕРВЫЙ. Спокойно и уверенно… Как ты права! А знаешь почему?

ДЕВУШКА. Почему?

ПЕРВЫЙ. Потому что здесь – сама ИСТОРИЯ. Эти великие люди охраняют нас и нашу молодую Республику. И мы – частица нашей ИСТОРИИ.

Берет девушку за руку, выходит вперед. Выходит Вторая и тоже берет ее за руку. Снова оживают скульптуры и встают полукругом вокруг юной пары.

РЕСПУБЛИКА.
Есть сокровища дружбы, святыни любви.
Только их береги, только ими живи,
Если мы их забудем, отнимем, отменим,
Для чего наша жизнь, где завет поколеньям?

МАХАМБЕТ.
Ведь тогда и планеты изменится лик.
И как лошадь в незримых веревках тенетных,
Жизнь споткнется, сломившись…
О, разве в тот миг
Люди не превратятся в животных?

АБАЙ.
Кто живет повседневной своей суетой,
Разомлевши от сытости, скуки и лени,
Кто живет, не мечтая о дружбе святой,
Тот творит преступленье. (М. Шаханов)
ЧОКАН.
Этой земле миллионы лет. Она знала нашествие и бедствия, времена процветания и войн. Государства на этой земле существует недавно, а ковыль растет тысячи лет, тюльпаны цветут каждую весну и солнце садится за горизонт после каждодневной работы. И поэтому земля нашей родины вечна.

ПЕРВЫЙ.
В любимом, богом данном мне краю,
Веду я родословную свою.
Питают душу мне земные соки,
Потомкам предков дух передаю.

ВТОРАЯ.
Но по степным обычаям живя,
Законы высшей дружбы знаю я.
Степь не одним казахам дом родимый,
Есть у нее другие сыновья.

ДЕВУШКА.
Земле отцов отдав священный долг,
Я кое в чем, поверьте, знаю толк,
И голос человеческого братства
Усилился во мне, а не замолк.

Мы все в степи корнями сплетены,
Тамыры нами признанной страны.
Молясь порознь Иисусу иль Аллаху,
Мы по закону совести верны…

ЧОКАН.
Сто наций, сто народов, сто племён
Всем вам рахмет и низкий вам поклон!

АБАЙ.
Пусть дружба, о которой пел Абай,
Как солнце, освещает мирный край

МАХАМБЕТ.
Согласие и мир царят среди людей
Неведома пусть будет нам вражда

РЕСПУБЛИКА.
Живем бок о бок, вместе мы растим детей
И знаем, что единство – навсегда!
(М.Кангожин)

ВТОРАЯ.
В ДРУЖБЕ народов –
Бессмертье народов!

ДЕВУШКА.
В крови обновленной
Есть звездный разбег.

ПЕРВЫЙ.
Так было, так будет,
Так хочет природа
Во имя тебя, человек!


В центре стоит Республика с высоко поднятым над головой голубем. Все герои собираются вокруг нее, тянутся руками к птице и замирают.
ФИНАЛ
Категория: Школьный театр | Добавил: Galina3114 (2014-10-27) | Автор: Галина Анатольевна Кухарева E
Просмотров: 1076 | Комментарии: 2 | Теги: школьный театр, День Независимости РК, сценарий | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 3:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru