Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Внеклассные мероприятия

Классный час "Великие сыны казахской степи", посвященный 550-летию Казахского ханства
Классный час «Великие сыны казахской степи», посвященный 550-летию
Казахского ханства

Подготовила и провела: преподаватель Саду Асия Мухтаровна

Цель: Углубить знания учащихся по истории образования Казахского ханства и деятельности первых казахских ханов Керея и Жанибека.

Задачи:
- развитие кругозора учащихся, навыков свободно, выражать свои мысли о формировании и образовании Казахского ханства;
- привить у учащихся патриотические чувства ответственности за свою Родину;
- Воспитание казахстанского патриотизма и уважения к историческому прошлому своего государства;

Добрый день, уважаемые ребята, преподаватели и гости нашего мероприятия! Наш сегодняшний классный час «Великие сыны казахской степи», посвящен 550-летию Казахского ханства.
Цель нашего классного часа углубить знания по истории образования Казахского ханства и деятельности первых казахских ханов Керея и Жанибека.
Один из важнейших вопросов истории Казахстана - это вопрос образования Казахского ханства. Возникновение ханства явилось закономерным итогом этнополитических процессов, объединения всех земель региона в одной политической структуре, единения всех казахских родов и племен, завершения длительного процесса сложения народности. Это было стремление этносоциальной общности к созданию собственной социально-территориальной государственной организации. (слайд 1, 2)
Образование казахского ханства связано с именами Джанибека и Керея, которые вели династийную борьбу с другими чингисидами. Джанибек и Кереей в 1459-1460 годах откочевали из ханства Абулхайра во владения могольского хана Есен-Буги (1429-1462 г.). (слайд 3)
Таким образом ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием ханства Абулхайра и Могулистана, которые во второй половине XV века пришли в упадок. Ситуация обострилась после того, как в 1457 году Абулхайр потерпел поражение от ойратов. Неспособность Абулхайра сплотить общество, как и неспособность монгольского правителя защитить свое население от ойратов заставляли основную массу населения этих государств искать силы, способные консолидировать все племена и роды и создать стабильную этно-территориальную организацию. Поэтому Джанибек и Керей стали выразителями интересов консолидации всех слоев общества. (слайд 4,5,6,7)
Джанибек и Керей отказались повиноваться Абулхаир-хану, мотивируя это традицией наследования власти в степи, откочевали в Могулистан, где были радушно встречены Есен-Бугой-ханом, он назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. В лице Джанибека и Керея Есен-Буга-хан видел оплот для защиты западных границ своих владений. В 1462 году Есен-Буга-хан умер, что укрепило положение Джанибека и Керея в Семиречье. Согласно датировке Мухаммада Хайдара Дулати время образования казахского ханства - 1465-1466 годы. (слайд 8)
Султаны Керей и Жаныбек являлись потомками Чингисхана, поэтому оба
имели право занять ханский трон в создаваемом ими ханстве. По
установившейся традиции, чтобы занять ханский трон, вместе с наследственным правом принималось во внимание и стар¬шинство претендента по возрасту. Поэтому ханский трон занял старший из них - Керей. Его советником стал Жаныбек. Жаны¬бек был сыном хана Барака, а Керей - сыном его старшего брата Болата. Основание Кереем и Жаныбеком ставки Казахского хан¬ства в Козыбасы, на реке Чу, осуществило многовековую мечту кочевых казахов о создании своего независимого государства. На севере простиралась удобная для кочевья степь Сарыарка, на юге - камышовые равнины и богатые сочными травами жайляу, защи¬щенные от холодных ветров предгорные зимовки. (слайд 9)
К концу XV века Казахское ханство относительно сильно ук¬репилось
экономически, более быстрыми темпами стало развивать¬ся его хозяйство, что
привлекло к нему другие разрозненные ка¬захские племена. Ханы Керей и
Жаныбек ясно понимали неизбеж¬ность открытых столкновений с соседними
государствами, прово¬дящими враждебную политику по отношению к Казахскому
хан¬ству. Это было время решения исторической судьбы казахского народа.
Осуществление этой задачи выпало на плечи казахских ханов Керея и Жаныбека. (слайд 10, 11)
В настоящее время существует две версии происхождения династии
первых казахских ханов. По одной из них они происходили из дома Орда-Эджена, по другой — они являлись потомками тринадцатого сына Джучи-хана — Тука-Тимура.
Керей-хан (год рождения неизвестен – умер в начале 70-х гг. XV в.). Сведения об одном из первых ханов Казахского ханства весьма скудны. В исторических источниках до 50-х годов XV в. имя Керей-хана не упоминается. Немногочисленные сообщения о нем имеются в ряде вос¬точных рукописей, на страницах которых Керей выступает в качестве старшего хана казахов. Согласно источникам Керей-хан был сыном вну¬ка Орыс-хана – Болата. (слайд 12)
Жанибек-хан (годы рождения и смерти неизвестны) – один из основателей Казахского ханства и династии казахских ханов. Жанибек был сыном Барак-хана и внуком Куйручук-хана, четвертого сына Орыс-хана. (слайд 12)
Жанибек родился не позднее 1429 г. Упоминания о Жанибек-хане встречаются во многих восточных книгах, что свидетельствует о его известности. В них он выступает вождем казахов, отважным воином, одним из основателей Казахского ханства. Его имя почти всегда упоминается рядом с именем Керей-хана. Одна¬ко вряд ли, Жанибек был самостоятельным правителем. Источники говорят, что его «называли Кичи Жанибек-хан», а это означало младший хан.
Именно Жа¬нибек дал народу, населявшему его государство, название казах, а само государство назвал Казахским ханством. Ему пришлось заниматься главным образом внутренними делами: созданием центра Казахского ханства со столицей в Сарайшыке и распределением земель между ка¬захскими родами; созданием армии, налаживанием торговли с соседними странами и чеканкой монет. Защиту границ ханства он поручил сво¬им сыновьям.
У Жанибек-хана было девять сыновей. Третий его сын Касым стал ханом и сумел утвердить свое владычество над огромными просторами казахских степей. При нем Казахское ханство стало одним из сильнейших государств в Центральной Азии.
Вклад Жанибека и Керея в историю казахов и Казахстана очень велик. Они явились выразителями долгого процесса становления казахского этноса и идеи казахской государственности. Неизвестно, что было бы с нашей страной, если бы на политическом небосклоне не появились бы потомки правителей Ак-Орды. Если вначале термин "казак" имел чисто социальное значение и обозначал группу кочевников занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих центральной власти, то с момента откочёвки Жанибека и Керея в Могулистан значение этого слова начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в политический, а позже в этнический. Наша страна уже не первый год является суверенным государством, и мы должны знать и помнить имена и подвиги своих героев, тем более таких, как Жанибек и Керей. (слайд 13)
В этом году планируется провести ряд мероприятий, посвященных празднованию 550-летия со дня образования самостоятельного государственного объединения казахского народа - Казахского ханства.
5,5 веков мы имеем четкий статус государственности. Поэтому должны знать, что история нашего государства имеет глубокие корни».
«Празднование 550-летия Казахского ханства очень нужно для нас, особенно для молодежи. Нужно исследовать нашу историю, повышать знание народа о ней. Мы обрели независимость в непростое время, прошли через трудности. Теперь, с улучшением положения, нам следует уделять внимание истории, духовной составляющей. Независимость страны начинается с внутреннего настроения народа, с его отношения друг к другу. Это следует помнить. У казахов есть пословица: «Если четверо вместе - придет благоденствие, если шестеро врозь - потеряют все». Н.А.Назарбаев (слайд 14)
Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: asiuasadu1982 (2015-03-27) | Автор: Саду Асия Мухтаровна
Просмотров: 8536 | Комментарии: 3 | Теги: классный час | Рейтинг: 2.5/11
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru