Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Цафт Т.В. "Дорога в никуда...или возвращение в город, которого - нет"
Сценарий
документального фильма.
« Дорога в никуда... или возвращение в город, которого - нет».

(Теле-проект «Моя Караганда – прошлое рядом» об истории «Копай-города»)
На фоне медленной, тихой мелодии скрипки диктор говорит о программе Р.Бараева «Моя Караганда», которая заинтересовала школьников, их родителей, учителей на исследовательскую деятельность по проекту «Моя Караганда – прошлое рядом».
Диктор:
Сталкиваясь с тем, насколько хрупкая штука - человеческая память, разговариваешь с людьми и видишь, как события сравнительно недавнего прошлого растворяются, очертания их становятся все более и более зыбкими. В беседе со всеми пытаешься восстановить какие-то детали, штрихи, связанные с судьбой прошлого нашей страны, нашего города, надолго сохранившиеся в памяти. Было принято решение - обязательно обратить внимание на историю «Старого города» («Копай-города»), где огромное значение имеют старые шахты, в последствии давшие название нашей шахтёрской столице!
Совместно со многими журналистами города Караганды, начиная научно-практическую деятельность проекта «Моя Караганда – прошлое рядом» стало известно: строительство города Караганды началось с 1878 г.. Не было домов, бараков, ничего... только старые шахтные терриконы, которые потом удалось снять, в данное время они опасны для экологической обстановки, но кое-где ещё заметны и сохранены. Самый старый террикон сейчас уже снесён – это террикон шахты «1 БИС». Удивительная история первых угольных шахт за Майкудуком!
Фрагменты видео и фотоматериалов шахтных терриконов «Копай-города».

Диктор:
Учитывая тенденцию современного экономического развития, хотелось бы особо отметить изменения в произошедшие в период с 1930-х годов, причём начиная с шахтных терриконов одних из первых шахт города Караганды. Одной из самых старых шахт Карагандинского угольного бассейна была шахта «Северная» в «Старом городе», у которой, в своё время, было много названий: ш. 18 «БИС», ш. «36/42», в данное время – это ТОО «Батыр». Шахта «Батыр» — угледобывающее предприятие в г. Караганда, Казахстан. Полное название — ТОО «Батыр». Входит в состав Ассоциации предприятий угольной промышленности (АПУП) «Гефест».Товарищество с ограниченной ответственностью «Батыр» было создано с целью отработки запасов угля по пластам К12 и К10 на полях шахт № 18 «Основная» и № 18-бис, списанных с баланса государства ещё в 1961 году.
Первоначальный проект отработки запасов, на основании которого была разработана рабочая программа, предусматривал использование рабочего горизонта шахты «Северная» с действующими транспортными выработками, системой вентиляции, водо- и энергоснабжением. Однако решением правительства Республики Казахстан в 1996 году шахта «Северная» была ликвидирована, а в течение 1997 года все её горные выработки погашены, надшахтные сооружения, в том числе энергоснабжающие подстанции, разрушены. Для обеспечения жизнедеятельности предприятия «Батыр» полностью восстановил коммуникации. В мае 1998 года ТОО «Батыр» было официально зарегистрировано, и началась проходка. Первая тонна угля была выдана 1 августа 1998 года.
Из воспоминаний очевидцев.
Цафт Т.:
«На шахте 36/42, к которой можно было добраться от центра «Копай-города» минут за 10 на 13 автобусе, работали мужчины и женщины, проживающие по ул. Аэропортная, т.е. справа от шахтного террикона. Однажды отец пришёл домой, а жили мы с правой стороны от шахты очень расстроенный, долго молчал. Случайно, из разговора с матерью я поняла: случилось что-то страшное на шахте. Тогда мы не знали о происходящих катастрофах на шахтах, никто и предположить не мог, что это выброс метана. Жители нашей улицы Аэропортная ( мы жили на улице Аэропортной, 14), тихо обсуждая причину аварии на шахте, говорили о диверсии. После этой трагедии недалеко от шахты сгорел огромный склад дров, предназначенный для мебельной фабрики, перевоза дров в другие регионы города Караганды и всего Казахстана. Жители думали, что это диверсия и подозреваемых арестовала милиция. Казалось, 60-е годы - не время сталинских репрессий, но отголоски прошлого во многом тогда были заметны».
Диктор:
Ровно 5 лет, когда научное общество «Хранители ноосферы» «Основной школы № 134» проведена исследовательская работа, благодаря, которой изучены практически все районы «Копай-города».
Цафт Т.: «Несколько раз побывала на месте, где прошло моё детство, встретилась с моими соседями, школьниками из 69 школы «Копай - города», где училась в начальной школе. Встреча с шахтёрами, которые много лет работали с моим отцом - Луниным Виктором Андреевичем, заденет до глубины души, когда услышала о нём... какой удивительный был человек!
Фрагменты видео и фотоматериалов встречи с шахтёрами ТОО «Батыр» «Старого города».

Из воспоминаний очевидцев.
Цафт Т.: «Никогда не забуду встречу с заместителем директора ТОО «Батыр», а раньше шахты «Северной» - Исаевым Тауекелем Нурумовичем, который оказался ещё и моим соседом по улице Аэропортная. У нас был барак № 14, а него № 9. Мы были очень дружны со всеми соседями, ведь проживали в бараках, которые построили японские военнопленные в 1945- 46-х годах, но об этом в то время нельзя было и думать, всё было под запретом, хотя 60-е годы не упоминаются, как время политических репрессий! В бараках жили по 10-15 семей. Помню, что у нас была одна огромная комната. Вспоминаю, когда шла в школу № 69, то по дороге всегда видела его дом. Мы вспоминали дни нашего неуёмного детства, которое останется в памяти каждого из нас на всю жизнь, ведь это история города Караганды, его славная память!»
Фрагменты видео и фотоматериалов выработки угля и рассказ Исаева Т.Н., о первом вокзале города Караганды, который находился недалеко от территории шахты, что в 1941 году солдат отправляли на фронт, а в 1945 г. встречали дружно и с музыкой, о шахте, самом старом здании, построенном в 1940 году, прошлом, о «Копай-городе».

Цафт Т.:
Очень жаль, но мне приходилось, по-крупицам восстанавливать главные вехи событий тех незапамятных лет: до войны школа № 69, в которой училась - была школой лётчиков...там где учился Нуркен Абдиров. Мама провожала на фронт Нуркена, как и все матери героев ВОВ, за шахтной территорией. Неспроста, моя улица называлась Аэропортная, ведь до войны на этой территории был первый аэропорт, а наши бараки строили японские военнопленные. Нам было очень странно, что за территорией дороги, вдоль нашей улицы было очень много могил японских военнопленных, в которых находили ордена и много-много других предметов, потом исчезали. Сейчас здесь озеро, внушительных размеров, где находится огромное количество угольных пластов.
Диктор:
Шахтёры рассказывали о своей судьбе, что не могут покинуть шахту, на которой работают всю свою жизнь. Благодарили участников проекта и телевидение за то, что про родной их дом будут знать жители, не забывая историю родного города. Они вспоминали о Каздрамтеатре, о заводе действующий.им. А.Пархоменко, который был эвакуирован в «Копай-город» в 1942 году из Донбасса и до сих пор.
Цафт Т.:
наши учащиеся были просто удивлены старинными зданиями прошедшей эпохи. Написали проектную работу «Моя Караганда – прошлое рядом», в 2013 выпустили огромное количество публикаций, статей по истории Караганды, связанных с информацией о «Копай-городе». По решению Ассамблеи народов Казахстана публикации проектной деятельности «Основной школы № 134» войдут в сборник к 70 - летию Депортации Чечено-Ингушских семей в 1944 году.
Диктор: Есть память многих, кто имеет отношение к истории города Караганды, и... «по крупицам» собирает материал о тех местах, которых уже нет на карте. Обследуя район КазДрамтеатра, встретили семью депортированных из Чечни братьев Дакаевых, которые проживают рядом со зданием театра, построенном в 1936 году депортированными из России, Украины, Белоруссии. Здание выстроили в восточно-европейском стиле, ещё до сих пор имеет значительных вид музея на открытом воздухе. Семья Докаевых переехала в Караганду из Осакаросвского района, куда были сосланы в 1944 году. И из своего дома уезжать никуда не собираются уезжать, охраняя территорию КазДрамтеатра от разрушителей.
Фрагменты видео и фотоматериалов о Казахском Драматическом Театре,дома Дакаевых, интервью с Дакаевым З.З. и его женой .

Цафт Т.:
из личной беседы со старшим братом Заинды Закреевичем выяснилось, что семья была изгнана из Чечни в 1944 году. Внимательно слушали рассказ, как Героя Советского Союза, фронтовика-разведчика, раненного и вернувшегося с войны, отобрав все ордена, насильно, втиснув в товарный вагон отправили в Казахстан. Заинды Закреевич рассказал, что работает на заводе им. А.Пархоменко (кстати, сохранился памятник великому герою гражданской войны до сих пор!). Завод мы посетили, побывав в их музее, в котором собран замечательный материал об истории нашего города, завода, о сотрудниках, которые на протяжении Удалось выяснить, что завод был перевезён из Донбасса в 1942 году. В военное время в старом городе завод выполнял главную миссию – выпускал снаряды , а сейчас проводится работа выпуска угледобывающей отрасли.
Диктор:

Материалы краеведения, истории, географии, эко-туризма, экологии родного края помогают ученику глубже уяснить такие положения как: история – это история людей; каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны. В ходе исторического процесса передаются из поколения в поколение вечные, непреходящие ценности личности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд – основной источник богатства и благополучия человека, условие успешного развития и процветания общества... Занятие по таким направлениям поможет юным исследователям глубже уяснить смысл, сущность важных юридических норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам», что помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании».
Документальный фильм теле-проекта «Моя Караганда – прошлое рядом» заканчиваем строками о человеческой памяти:
«Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, просто человеческого…Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки и, если вы сложите его вторично, – часть складок ляжет по прежним следам: бумага "обладает памятью"…Память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно, и запоминается иногда постепенно. С помощью памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые, бытовые навыки, семейный уклад, общественный институт… Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее прочно входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединяется с прошедшим в одну линию. Память – это преодоление времени, преодоление смерти. Край, который открывает нам память, – личная или народная, – это край, заповедный край, который мы должны хранить, и край, который дает нам мудрые заповеди старины, тысячелетнего опыта, красоты и нравственных сил», поэтому в продолжении проекта «Моя Караганда – прошлое рядом» «Основной школы № 134» планируется научно-исследовательская работа «Чтобы помнили....»
Категория: Творческая мастерская | Добавил: tatyana_tsaft (2013-11-24)
Просмотров: 1280 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 8:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru