Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Статья «Информационно-коммуникационные технологии в межкультурном языковом обучении и воспитании»
На современном этапе развития общества информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемым средством в межкультурном языковом обучении и воспитании. Они представляют широчайшие возможности для образования и самообразования.
Одной из целей обучения языку в средней общеобразовательной школе, наряду с воспитательной, образовательной и развивающей, является формирование межкультурной языковой компетенции. Она включает в себя способность и готовность учащихся использовать русский, казахский, английский языки в разнообразных ситуациях общения в соответствии с нормами данного языка, при работе с иноязычной информацией [3, с. 49]. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.
Использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Применение компьютерных средств способствует эффективному решению следующих дидактических задач обучения различным языкам:
- формирование умений и навыков чтения иностранных текстов;
- совершенствование умений аудирования;
- умений построения монологических и диалогических высказываний;
- умений письменной речи при подготовке различного рода сочинений, пересказов, рефератов;
- пополнение словарного запаса обучаемых лексикой современных языков;
- формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности обучаемых с помощью оперативных материалов сети Интернет, электронной почты, результатов работы поисковых систем [1, с. 14].
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Кроме того, всевозможные службы и сервисы сети Интернет способствуют развитию умения общаться и без личного присутствия участников общения.
Но не все ресурсы Интернет качественны, проверены и надежны. В некоторых материалах зачастую присутствуют орфографические, грамматические, лексические ошибки. Иногда создателем Интернет-ресурса может быть некомпетентный малообразованный человек. Поэтому очень важно уметь оценивать получаемую информацию, а также ее источники. В связи с этим, в настоящее время особую актуальность, наряду с развитием языковой коммуникативной компетенции, приобретает развитие информационной компетенции преподавателей и учащихся. Она включает в себя владение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения, а также критическое отношение к распространяемой информации [2, с. 8].
В настоящее время не существует единых критериев, которым должен соответствовать материал, прежде чем он будет размещен во всемирной сети Интернет. Российский ученый, доктор педагогических наук П. В. Сысоев, предложил следующие критерии оценки информационных ресурсов для учебных целей [2, с. 9]:

Критерии оценки Интернет-ресурсов для учителей

Критерий оценки Комментарий Да / Нет
Языковая сложность материала Содержатся ли в выбранном Интернет-ресурсе слова, выражения, грамматические конструкции, которые могут вызвать трудности у учащихся?
Культурно-историческая сложность материала Содержатся ли в выбранном Интернет-ресурсе ссылки или упоминание о культурных и исторических фактах, социальных явлениях, незнание которых может повлиять на правильность понимания смысла текста?
Источник информации Кто автор сайта – частное лицо, организация? Доверяете ли Вы этому источнику? Каким интересам служит информация, размещенная на сайте?
Надежность информации На чем основаны выводы или основные аргументы автора сайта? Содержаться ли на сайте ссылки на другие источники? Какие? Надежные ли они?
Актуальность информации Когда была размещена информация на сайте? Является ли она современной или устаревшей?
Культуросообразность информации
Является ли размещенная на сайте информация необходимой для конкретной группы учащихся (возраст, уровень когнитивного развития)?
Способствует ли данный материал развитию личности ученика?
Объективность информации Отражают ли материалы сайта позицию только одной из сторон общества или способствуют формированию целостного плюралистического взгляда на реальность?

Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на WWW.
Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Также они имеют возможность получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
Огромное количество сайтов и домашних страничек предоставляет информацию на все вкусы. Интернет является бескрайним полем деятельности в плане использования на уроке иностранного языка. Большой популярностью у обучающихся в настоящее время пользуются следующие социальные сервисы: Блог (Blog), Вики (Wiki), Закладки (Bookmarks), Фликр (Flickr), ЮТьюб (YouTube), Подкаст (podcast). Учащиеся имеют возможность контактировать в сети на изучаемом языке.
Грамотное использование информационно-коммуникационных технологий позволяет осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся. ИКТ расширяют коммуникативное пространство, интегрируя с традиционными подходами в обучении, способствуют эффективности развивающего обучения, в частности, формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, формированию творческого и критического мышления, развитию коммуникативной и межкультурной компетенций.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: anmed (2015-03-11) | Автор: Шелаева ирина Сергеевна E
Просмотров: 276 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 4:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [594]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [193]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20780]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru