Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

урок по трудовому обучению "Аппликация казахской национальной одежды"
Тема урока: Аппликация казахской национальнальной одежды
Цель урока: Формировать представления учащихся о культуре, традициях и обычаях казахского народа, закрепить знания о казахской одежде.
Образовательные задачи:
• Обучающая: ознакомиться с видами казахской национальной одеждой, приспособленного к кочевому образу жизни; отрабатывать практические навыки изображения.
• Воспитательная: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения одежды; воспитание уважения к культуре других народов.
• Развивающая: развивать познавательный интерес; развивать навыки композиционного построения ; формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; развивать наблюдательность, зрительную память и творческие способности учащихся.
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Наглядности: иллюстрации, ИКТ, презентация , демонстрация национальной одежды
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа учителя.
-Высоко в голубых горах, на широкой, зелёной, горной степи раскинулся летний аул. Это юрты кочевников. Слышится стук копыт лошадей, пасутся овцы. Чувствуется дым и запах костра. В аул со всех сторон стекаются люди, играют дети. Люди одеты в красивые одежды. А вот и юрты.
-Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей и научимся выполнять аппликацию казахской национальной одежды . В первой юрте мы узнаем все об орнаменте, еще раз повторив пройденный материал, посетив вторую юрту мы узнаем о казахской национальной одежде –(это тема нашего урока ) и побывав в третьей юрте мы с вами выполним творческую работу.
Давайте посетим первую юрту: Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее убранство. Любая вещь выполненая из кожи, металла, кости, ткани и шерсти украшена орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.
1. А что называется орнаментом? (ответы уч-ся)
-Правильно, это один из древнейших видов изобразительной деятельности человека , графическое украшение , узор из сочетание геометрических ,растительных или животных элементов .
2. Для чего служит орнамент?( ответы уч-ся)
-Они отражают жизнь народа, окружающую среду в символических образах. Человек видел небо, солнце, воду, растительный и животный мир. Эти образы он упростил и зашифровал в символах.
3. Сколько видов существует казахских орнаментов? (ответы уч-ся)
В настоящее время учеными обнаружено 230 разновидностей орнаментов.
4. На какие группы делятся орнаменты? (ответы уч-ся)
- Растительные, геометрические , зооморфные, космогонические .
5. А кто знает почему они называются имено так? (ответы уч-ся)
-Элементы берутся от животных, растений, космоса, геометрических фигур и видоизменяются .
6. Назовите предметы украшенные орнаментом? (ответы уч-ся)
-Посуда, одежда, юрты, убранство…
7. Для чего служил орнамент в древности, кроме украшения? Имели ретуальное значение.
8. Что очень важно в орнаменте? (ответы уч-ся)
Очень важна в орнаменте симметрия и цвет .
Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение- они должны чередоваться в определенном порядке. Орнамент должен соответствовать объёму и форме изделия. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.
Всякий цвет в орнаменте имеет свою символику. Голубой – обозначение неба, белый – символ радости, счастья, желтый – знания, мудрости, красный – символ юности, красоты и весны, черный – символ земли.
-Молодцы видно , что вы хорошо усвоили материал предыдущего урока . А теперь мы узнаем какие бывают виды казахской национальной одежды, заглянув во вторую юрту.
III.Изложение нового материала
1.Изготовление национальной одежды
В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с этническими и социальными условиями. Использовалась богатая вышивка, мех, украшения, обилие казахского национального орнамента. Следует учесть, что характерными материалами для изготовления одежды были сукно, кожа, войлок, мех, а также те, кто мог себе это позволить, шили одежду из импортных материалов – шелка, парчи, бархата. Шубы изготавливали из шкур скота, которые обрабатывали специальным способом. Снятую шкуру просушивали и смазывали кислым молоком, смешанным с мукой, затем свертывали мездрой внутрь, а через четыре дня обмывали ее и укладывали в крепко подсоленную воду. После очередной просушки мездру соскабливали специальным ножом, кожу разминали вручную, и она приобретала белый цвет. Затем выделанную кожу красили для различных изделий. Краски также изготавливали различными путями. Желтую - кипячение измельченного корня таранового растения, красную - из корня растения уйран бояу, оранжевую – из сушеных корок граната.
Также в изготовлении одежды использовали шерсть домашнего скота, ее использовали как утепление. Много шили из войлока. При его изготовлении использовали белую шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец.
Одежду для торжественных случаев шили из дорогостоящих материалов, украшали бисером, вышивкой, узорной тесьмой.

2.Женская национальная одежда
Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек. Одежда состояла из длинного жилета, платья с оборками, головного убора и обуви.
К женской одежде относится «Койлек», это своеобразное платье, в форме рубашки. Поверх платья женщины носили Камзол – легкая распашная одежда, сшитая по фигуре сверху, а снизу пола расширятся. Камзол без рукавов
назывался женсиз кемзал, с рукавами – женди кемзал или шолак жен кемзал. Молодые девушки носили камзолы ярких цветов. Следующий предмет женского гардероба - Шапан. Это прямой широкий халат с длинными рукавами –самая обычная одежда , которую носили многие представители небогатых семей .
Особенно красив был свадебный наряд невесты .Его шили из очень дорогой ткани , чаще красного цвета с очень длинными ложными рукавами, зашитыми внизу, украшали вышивкой и различными украшениями . Головной убор невесты назывался саукеле, его высота составляла около 70 сантиметров. Саукеле надевали невесте во время свадебного обряда, и после замужеста молодая женщина носила его по праздникам.
Головные уборы указывали на семейное положение женщины. Незамужние девушки носили тюбетейку(такия) и теплую шапку с меховой опушкой(борик). После рождения первенца, женщина надевала головной убор из белой ткани кимешек, который носила всю жизнь.

3. Мужская национальная одежда
Мужской наряд также состоял из головного убора чапана, камзола, халата и шаровар. Распашная нательная рубашка - называлась жейде. Поверх рубахи мужчины надевали камзол средней длины , их шили из однотонных , темных тканей . Реже пользовались полосатые или пестрые ткани. Основным видом верхней одежды мужчины был просторный длинный халат шапан. Шапан
шили из разнообразных тканей, легких и плотных, различных расцветок, но преимущественно однотонных или более темных. Внутри его утепляли слоем шерсти или ваты. Парадный шапан шили из бархата, украшали аппликацией, кистями, а также вышивкой золотом. Такой халат был частью гардероба богатых казахов. Важное место в культуре казахов занимал обычай дарить халаты. Тон - тулуп был обычным предметом одежды казахов в зимнее время. Шили его из дубленых овчин шерстью внутрь, зажиточные казахи - из шкур четырех-пятимесячных ягнят. На тон уходило 5-6 шкур взрослой овцы. Штаны могли быть верхние (шалбар) и нижние (далбар)
Верхние штаны шили из верблюжьей домотканой материи и кожи, их носили на выпуск . Расшивали шелковыми узорами растительного орнамента, концы обшивали красивой тесьмой
Раньше мужчины наголо брили головы и постоянно носили головные уборы.
Такыя - круглая матерчатая шапочка, обязательная для ношения.
Тюбетейки имели среди казахов довольно широкое распространение. Они сшивались из двух основных частей - цилиндрического невысокого околыша и макушки. Тюбетейки обычно шили из сатина. Для нарядных тюбетеек использовался бархат, они украшались цветной строчкой, вышивкой, золотом и серебром.
Калпак - летняя шляпа из тонкого белого
Борик - обычный головной убор, который носили в любое время года. Шили его на войлочной основе, снаружи покрытой тканью. Шапка имела форму длинного колпака. Нижнюю ее часть обшивали мехом пушных зверей, но часто использовалась и овчина.
Тымак - наиболее оригинальный головной убор, который носили в зимнее время. Тыкмак был необходимым атрибутом одежды для людей, которым приходилось подолгу находиться на открытом воздухе в условиях суровой непогоды. Благодаря своей форме он надежно защищает голову и шею. Тымак состоит из тульи и четырех больших лопастей, скроенных из войлока и крытых тканью. Лопасти шапки обшивались пушистым мехом.
4.И мужчины и женщины носили сапоги. Легкие летом и теплые – зимой. Молодые парни и девушки носили сапоги на высоких каблуках, их высота доходила до 6-8 сантиметров. Пожилые люди носили сапоги без каблуков.
5.Современная науиональная одежда
Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время .Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов.
IV.Физкультминутка (танец Коражарга)
V.Творческая работа
1.А теперь заглянем в третью юрту- эта юрта мастерская,где мы перейдем к практической части урока и выполним аппликацию разных национальных нарядов . (уч-ся раздаются трафареты и образцы национальных костюмов разного возраста)
-А что такое аппликация? (Аппликация –это создание художественных изображений путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных кусочков каког-либо материала.)
2. Какие пословицы о труде вы знаете ?(ответы уч-ся)
3.Работа в группах
Наша работа будет состоять из того что вы должны выполнить аппликацию данного национального костюма . Украсить орнаментом. Подобрать цвет.
4. Правила техники безопасности при выполнении работы .
5. Самостоятельная работа учащихся
6. Анализ работ.
VI. Итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
VII.Выставка работ. Выставление оценок.
VIII.Домашнее задание.
Уборка рабочих мест.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: itomashevich (2015-05-07) | Автор: Ирина Томашевич E
Просмотров: 973 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 3:27 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20725]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru