Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с ОВ
Практический опыт коррекционной работы средствами искусства показывает её большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии. Особое место среди арттерапевтических методик, используемых в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью занимает музыкотерапия, которая является одним из видов арттерапии. По организации и способу воздействия музыкотерапия подразделяется на рецептивную, активную и интегративную.
Рецептивная музыкотерапия.
Такая форма направлена на регуляцию вегетативных процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния, она проводится только в индивидуальной форме. Сеансы рецептивной музыкотерапии у детей с ОВ могут проводиться в различных вариантах.
«Музыкальные картинки» - в таком сеансе восприятие осуществляется ребёнком совместно с педагогом, который в процессе слушания помогает мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на «музыкальной картинке» и в течении 10-15 минут побывать в мире музыкальных звуков, мелодий, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребёнка.
Для проведения таких сеансов могут использоваться классические инструментальные музыкальные произведения, но только те, которые не применяются в учебно-воспитательном процессе на музыкальных занятиях. Положительный эффект в таких сеансах также дают музыкальные миниатюры в аудиозаписи из серии «Звуки живой природы», «Морской прибой», «Рассвет в лесу» и др..
В процессе музыкального моделирования, направленного на снятие эмоционального возбуждения, можно использовать «музыкальный сюжетный рассказ», логика которого должна отвечать основной цели сеанса. Примерами расслабляющего воздействия могут быть такие произведения как «Баркаролла», «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского, «Лебедь» К. Сен-Санса. А снятие подавленного угнетённого состояния может обеспечиваться такими пьесами как «Аве Мария» Ф. Шуберта, «К радости» Л. Бетховена, «Мелодия» Глюка. Радостное бодрое настроение возникает от слушания «Праздничной увертюры» Д.Б. Шостаковича, «Чардаша» В. Монти и других произведений.
«Живая музыка» - такая модель рецептивной музыкотерапии предполагает свободное владение педагога музыкальным инструментом. Важно, чтобы разрядка внутреннего переживания выражалась во внешнем движении (от лёгкого покачивания рук, тела, дирижирования до «игры» пальцами на воображаемых клавишах, а в отдельных случаях даже внезапного плача).
Активная музыкотерапия
К данному варианту музыкотерапии относятся вокалотерапия, инструментальная терапия. Характерной особенностью такого вида музыкотерапии является активное исполнительское участие ребёнка в музыкотерапевтическом процессе: в пении или игре на простом музыкальном инструменте. Эффективность данного вида музыкотерапии определяется большими возможностями через музыкально-исполнительскую деятельность корректировать не только отклонения в психоэмоциональном развитии ( эмоциональную лабильность, сниженный эмоциональный тонус, чувство одиночества), но и дисгармоническую самооценку, низкую степень самоприятия, проблемы в развитии коммуникативной сферы ребёнка с проблемами.
Занятия вокалотерапией проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Они направлены не на овладение вокально-хоровыми навыками, а на формирование с помощью пения оптимистического настроения, умения радоваться жизни, выработку психологической устойчивости, расслабления и успокоения. С этой целью могут использоваться очень коротенькие песенки-формулы, которые способствуют гармонизации внутреннего мира ребёнка посредством активной вокальной деятельности. Адаптированные песенки-формулы (из методики В.И.Петрушина) – «Формула радости», «Я хороший, ты хороший, основанные на самовнушении положительных установок, результативны в работе с детьми с ОВ. Данный вид музыкотерапии наиболее характерен для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Сеансы инструментальной музыкотерапии основаны на процессе музыкального творчества, где акцент делается на уникальной роли «живой» музыки как средства коммуникации. Они требуют от педагога способности к музицированию в сочетании с выполнением задач коррекции средствами инструментальной импровизации. Для этого выбираются инструменты, которые, будучи достаточно выразительными по звучанию, могут должным образом вознаградить усилия ребёнка и не требуют специальной подготовки для игры на них. Это, например, барабан, бубен, ложки, колокольчик, треугольник – такие музыкальные инструменты, которые обладают большой ритмической силой, но в то же время передают эмоциональные нюансы.
Активная музыкотерапия во всех вариантах помогает формировать у ребёнка оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение ,с которым он мог бы жить, побеждая и радуясь.
Интегративная музыкотерапия
В коррекционной работе с детьми с ОВ может использоваться интегративная музыкотерапия. Она построена на синтезе музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Сеансы строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром ярких картин природы. При этом педагог предлагает ребёнку как бы «шагнуть» в глубь изображения, к звенящему ручью или на солнечную лужайку, мысленно вместе с педагогом собрать большой букет полевых цветов, коснуться руками прохладной воды в ручье, расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве.
Слушание музыки и просмотр слайдов проводится в удобной для ребёнка позе в мягком удобном кресле. Наибольший эффект в интегративном музыкотерапевтическом сеансе даёт сочетание музыки П.И. Чайковского, С.В .Рахманинова, И. Гайдна, с показом картин природы, просторов лугов, покрытых цветами, с порхающими над ними бабочками. Органическое сочетание зрительного и слухового восприятия усиливает коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами в развитии.
Музыкотерапия, применяемая в игровой, доступной форме в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, помогает им сформировать осознанное отношение к своим проблемам, вместе со взрослыми преодолеть их и адаптироваться в окружающей среде.
Музыкотерапия во всех её вариантах является составной частью общей коррекционной работы с детьми, она не подменяет музыкального воспитания, которое выполняет свои конкретные задачи. Все арттехнологии (в том числе и музыкотерапия) используемые в системе коррекционной помощи ребёнку с проблемами в развитии, должны способствовать гармонизации личности такого ребёнка и его социальной адаптации.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: vip1366 (2015-06-05) | Автор: Петрова Вера Ивановна E
Просмотров: 418 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 11:36 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20725]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru