Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Мастерство в танце.
Мастерство в танце.
Похоже, у некоторых людей природный дар на изучение хореографии. Но у большинства из нас такого дара нет. К счастью, запоминание хореографии – это навык, а навык можно освоить.
Вот, что в первую очередь нужно для штудирования постановки:
Реалистичные цели
Внимание к музыке
Понимание пределов своих сил
Оптимальный подбор метода обучения
Ведение записей
Репетиции, репетиции, репетиции
Ставьте достижимые цели
Если вы - новичок в разучивании постановок, не требуйте от себя слишком многого. Если вы собираетесь посетить четырехчасовой семинар, проводимый инструктором международного уровня, имейте в виду, что большинство танцоров, присутствующих там, окажутся сезонными профессионалами, ищущими новых сложностей. Не надейтесь учиться так же быстро, как это делают они, и не думайте, что вы будете танцевать так же изящно. И самое главное - не надейтесь, что выучите всю хореографию, которая будет представлена в течение этих четырех часов. Довольствуйтесь тем, что уйдете с семинара, узнав то, чего не знали раньше: может быть, одну или две замечательных комбинации, несколько стилевых решений, новости из мира танцевальной моды.

Не будьте к себе жестоки. Ставьте перед собой цели, которые соответствуют уровню вашего танцевального опыта. Несмотря на то, что я танцую больше двадцати пяти лет, я посещаю четырехчасовые мастер-классы с единственной целью - унести оттуда всего пару новых движений, чтобы разнообразить свой стиль. Я не собираюсь забирать всю хореографию, я просто отбираю то, что вдохновляет меня на работу для моих собственных сольных танцев. С таким отношением к процессу я могу расслабиться и получить от семинара удовольствие.

Пусть вы разучиваете постановки не на семинарах, а на регулярных уроках в студии танца - все равно не давите на себя. Даже если обнаруживаете, что вы, человек, учившийся танцевать пять лет (пусть и самостоятельно), учитесь у нового учителя медленнее, чем остальные ученики, танцующие максимум год. Не расстраивайтесь.

Подумайте: ведь они начинали заниматься у него с самого начала, и если этот учитель с самого начала научил их осваивать постановки, у них наверняка больше опыта в этом деле, чем у вас. Кроме того, эти ученики знакомы с любимыми комбинациями инструктора, а вы, возможно, видите их впервые. Не попадайтесь в ловушку, думая, что вы должны учиться быстрее их просто потому, что дольше занимаетесь танцами.

Подстраивая свои цели и ожидания под реальные возможности, вы избавляете себя от стресса. Пребывая в стрессе, довольно сложно постигать новое. Планируйте учебный процесс, учитывая те условия, в которых вы чувствуете себя комфортно. Перенаправьте энергию той части мозга, которая отвечает за сомнения и страх неудачи, на созидание, на наслаждение от уроков. И все пойдет как по маслу!
Впитывайте музыку
Хорошая постановка непременно учитывает музыку. Конечно, это кажется очевидным, не так ли? Но сложно почувствовать новую музыку одновременно с разучиванием новых движений в новом для вас порядке. Поэтому если вы можете очень, очень близко познакомиться с музыкой вне уроков, непременно сделайте это: на занятиях вы будете знать, чего ждать от композиции, и сможете сосредоточиться на движениях.

Если есть возможность, сделайте копию необходимого диска до мастер-класса. Если же вы занимаетесь регулярно, заполучите копию в первый же день разучивания движений - и немедленно приступайте к знакомству.

Прослушайте музыку. Слушайте ее долго, много. Пусть она звучит в вашем плейере, если вы не дома. Пусть она звучит в машине, с утра до вечера. Слушайте ее за ужином, за готовкой и на прогулке.

Сделайте заметки о структуре песни. Большинство песен делятся на четыре или пять мелодических сегмента. Если формат песни - куплетно-припевный, то в ней, как правило, два отдельных мелодических сегмента в куплете, еще два в припеве и один в качестве инструментального перехода между припевом и началом следующего куплета.

Озаглавьте каждый сегмент: «Куплет 1», «Куплет 2», «Припев», «Переход». Или «Мелодия 1», «Мелодия 2», «Мелодия 3», «Мелодия 4» и т.д. Прослушивая песню, запишите, какие музыкальные сегменты вы слышите в данный момент. Потом проанализируйте то, что получилось. Еще раз прослушайте песню и отчетливо представьте ее структуру. Чем лучше вы знаете музыку, тем лучше сможете связать с ней движения хореографии.

Наконец, еще раз пройдитесь по музыке и определите, какое движение подходит к тому или иному сегменту. Некоторые хореографы придерживаются принципа паттернов, всегда используя одно и то же движение (и его вариации) при звучании конкретной мелодической линии. Изучите структуру песни на предмет того, можно ли применить к каждому из ее сегментов вариации того или иного движения. Например, для одного своего танца я использовала вариации движения 1 для инструментальной части №1, вариации движения 2 для инструментальной части №2, движение 3 для вокальной части №1 и вариации движения 4 для вокальных частей №2 и №3.
Репетируйте хореографию в уме
Этот совет не сгодится, если вы собираетесь посетить многочасовой мастер-класс, на котором хореография идет сплошным потоком, но будет полезен, если вы посещаете курс из нескольких занятий.

Вы познакомились с музыкой и знаете ее наизусть. Вы готовы приступить к умственным репетициям. Их огромное преимущество заключается в том, что репетировать можно где угодно: в машине, на прогулке, перед сном, даже на работе.

Обратитесь к составленному вами списку движений для песни и заучите наизусть первые два движения списка. Только первые два. За остальными вы еще вернетесь.

Включите музыку и вообразите, как исполняете эти первые два степа. Исполнив их, начните сначала. Делайте так, пока не отточите их до безупречности.

Четко проработайте в воображении переход от первого степа ко второму.
Отработайте движения и позиции рук и ног во время перехода.
Следите за песней, поддерживая сочетаемость музыки и движения. Старайтесь как можно крепче связать музыку с движением.
Добившись чувства полной уверенности в первых двух движениях и в переходе между ними, привнесите в умственную репетицию третье движение. И снова репетируйте без устали до того момента, пока движения, гармонизированные с музыкой, не будут доведены до автоматизма.

Продолжайте добавлять движения. Каждому из них уделяйте столько времени, сколько необходимо - не экономьте, не торопитесь.

Если вы вдруг обнаруживаете, что забыли, какое движение идет следом за проработанным, нажмите кнопку паузы на проигрывателе и, прекратив репетицию, начните вспоминать. Если вспомнить не удается, обратитесь к записям, после чего вернитесь к началу песни и проделайте все заново.

Делайте это снова, снова и снова - в машине, в метро, на работе (если условия позволяют), во время готовки, в любое другое время, когда можно слушать плеер. Повторение - ключ к запоминанию. Вы удивитесь, когда поймете, как эффективны бывают тренировки в уме!
Не берите на себя слишком много
Знайте пределы своих возможностей. Если вы менее опытны, чем ваши соученики, не надейтесь, что будете учиться столь же быстро, как и они. Просто делайте, что можете, и не впадайте в отчаяние, если будет получаться хуже, чем у остальных.

Вы можете обнаружить, что движение дается вам, если вы задействуете только ноги и бедра. Привлекая к делу руки, вы теряете суть и запутываетесь. В этом случае просто откажитесь от рук. Делайте, что получается, сосредотачиваясь на правильном исполнении.

Если у ваших соучеников дела идут лучше, вспомните, что они, возможно, более опытны в запоминании хореографии или уже знают некоторые комбинации, предлагаемые учителем. Не вините себя в том, что вам дают больше, чем вы можете осилить. Сконцентрируйтесь на освоении того, что способны освоить. Пусть это меньше, чем могут ваши соученики, но это - ваше. Нет никакого позора в осознании пределов своих возможностей и принятии их.

Не сдавайтесь, даже если трудно. Даже если на четырехчасовом семинаре спустя два часа после начала вы обнаруживаете, что больше не в состоянии впитать ни одного движения. Отойдите в задние ряды или станьте у стены помещения. Когда инструктор начнет повторять то, что уже преподал, станцуйте ту часть, которую выучили, а в остальное время просто стойте и смотрите, не ставя никаких целей.

Помните, что основная цель выучивания хореографии - обогащение собственного танцевального стиля при помощи новых движений и комбинаций, пусть даже немногих.
Познайте себя
Ученые утверждают, что разные люди учатся совершенно по-разному. Некоторые из нас учатся глазами. Другие - ушами. А некоторые - посредством движения. Попробуйте определить, как учитесь вы.

Если вам это известно, подумайте, как использовать это знание на благо разучивания хореографии. Лично я учусь глазами. Я лучше вспоминаю то, что прочитала, чем то, что услышала. Поэтому если инструктор дает мне письменные заметки по хореографии, я беру их с собой и обращаюсь к ним при разучивании движений. Если инструктор не дает мне никаких записей, я делаю собственные.

Если вы лучше запоминаете устную речь, попросите у инструктора разрешения записывать его реплики на диктофон во время занятия. И сосредоточьтесь на том, что он говорит, на музыке, которая звучит во время урока.
Если у вас хорошо развито восприятие физических движений, сконцентрируйтесь на переходах от одного движения к другому. Тренируйте переходы снова и снова. Также можете два или три раза переписать свои записи - это переписывание того, что нужно делать, впечатает движение в вашу память.

Конечно, у вас могут быть собственные идеи относительно техник запоминания. Экспериментируйте с ними, подбирайте ту, которая подходит вам лучше остальных.

Делайте записи
Некоторые инструкторы снабжают вас методичками. Некоторые оставляют без них. Если ваш учитель относится к первым, держите методичку при себе во время обучения и обращайтесь к ней, чтобы определить, какое слово учитель использует для обозначения того или иного движения. Затем добавляйте собственные комментарии, объясняющие движение понятными вам словами. Рисуйте, если умеете.

Ни в коем случае не пренебрегайте выданной вам методичкой. Когда вы описываете движение собственными словами, ваш мозг анализирует его, и так оно лучше запоминается.

Тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь!
Когда у вас есть время и место для репетиции, повторяйте хореографию. Не забывайте и об умственных репетициях. Следите за музыкой, думайте о том, как вписываются в нее движения. Тренировки переносят их из вашего сознания в ваше тело.

Если существует какой-то конкретный степ, который вы постоянно забываете, попробуйте этот прием: сначала выучите, как заканчивается предыдущий степ. Проанализируйте действия, которые вам необходимо совершить ногами, бедрами, руками, чтобы перейти от этого степа к тому, что вы забываете. Затем отрепетируйте только эти два степа. Делайте упор в своем сознании именно на концовке первого степа, на переходе ко второму, а не на самом втором степе. Теперь вспомнить его будет проще.

Другие идеи
Некоторым людям помогает придумывание. Может быть, и вы принадлежите к их числу. Проверьте. Проименуйте каждый степ названием животного. Волну назовите коброй, подпрыгивание - кроликом. Если подпрыгивание идет сразу за волной, пусть в вашем сознании это будет погоня кобры за кроликом.

Тренируйтесь с товарищем. Вдвоем вам будет легче вспоминать выученные на уроках степы.

Если ничего не получается
Самое главное - не вините себя. Может быть, вам никак не дается именно эта хореография. Не все хореографы создают простые, интуитивно понятные постановки. Помните, что ключ к запоминанию простой хореографии - повторение. Воспользуйтесь им снова и снова. Если толку по-прежнему нет, возможно, проблема не в вас, а в самой постановке.

Если же хореография дается вашим соученикам, а вам - нет, опять успокойте себя тем, что, возможно, они знакомы с ней лучше вас. Выучите, что можете, преследуя собственные цели, адекватные уровню вашей подготовки.

Если вы разучиваете постановку в течение курса занятий, воспользуйтесь методикой репетиции в уме и определите, какие образы даются вам проще - визуальные, слуховые или кинетические. Постоянно практикуя приведенные в статье техники, вы добьетесь интуитивного их восприятия, и они облегчат вам задачу освоения хореографии.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: Южаков (2015-06-19) | Автор: Баймуратова Ирина Раифовна
Просмотров: 650 | Теги: разучивание постановок, мастерство, музыка | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 9:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru