Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Мастерство в танце.
Мастерство в танце.
Похоже, у некоторых людей природный дар на изучение хореографии. Но у большинства из нас такого дара нет. К счастью, запоминание хореографии – это навык, а навык можно освоить.
Вот, что в первую очередь нужно для штудирования постановки:
Реалистичные цели
Внимание к музыке
Понимание пределов своих сил
Оптимальный подбор метода обучения
Ведение записей
Репетиции, репетиции, репетиции
Ставьте достижимые цели
Если вы - новичок в разучивании постановок, не требуйте от себя слишком многого. Если вы собираетесь посетить четырехчасовой семинар, проводимый инструктором международного уровня, имейте в виду, что большинство танцоров, присутствующих там, окажутся сезонными профессионалами, ищущими новых сложностей. Не надейтесь учиться так же быстро, как это делают они, и не думайте, что вы будете танцевать так же изящно. И самое главное - не надейтесь, что выучите всю хореографию, которая будет представлена в течение этих четырех часов. Довольствуйтесь тем, что уйдете с семинара, узнав то, чего не знали раньше: может быть, одну или две замечательных комбинации, несколько стилевых решений, новости из мира танцевальной моды.

Не будьте к себе жестоки. Ставьте перед собой цели, которые соответствуют уровню вашего танцевального опыта. Несмотря на то, что я танцую больше двадцати пяти лет, я посещаю четырехчасовые мастер-классы с единственной целью - унести оттуда всего пару новых движений, чтобы разнообразить свой стиль. Я не собираюсь забирать всю хореографию, я просто отбираю то, что вдохновляет меня на работу для моих собственных сольных танцев. С таким отношением к процессу я могу расслабиться и получить от семинара удовольствие.

Пусть вы разучиваете постановки не на семинарах, а на регулярных уроках в студии танца - все равно не давите на себя. Даже если обнаруживаете, что вы, человек, учившийся танцевать пять лет (пусть и самостоятельно), учитесь у нового учителя медленнее, чем остальные ученики, танцующие максимум год. Не расстраивайтесь.

Подумайте: ведь они начинали заниматься у него с самого начала, и если этот учитель с самого начала научил их осваивать постановки, у них наверняка больше опыта в этом деле, чем у вас. Кроме того, эти ученики знакомы с любимыми комбинациями инструктора, а вы, возможно, видите их впервые. Не попадайтесь в ловушку, думая, что вы должны учиться быстрее их просто потому, что дольше занимаетесь танцами.

Подстраивая свои цели и ожидания под реальные возможности, вы избавляете себя от стресса. Пребывая в стрессе, довольно сложно постигать новое. Планируйте учебный процесс, учитывая те условия, в которых вы чувствуете себя комфортно. Перенаправьте энергию той части мозга, которая отвечает за сомнения и страх неудачи, на созидание, на наслаждение от уроков. И все пойдет как по маслу!
Впитывайте музыку
Хорошая постановка непременно учитывает музыку. Конечно, это кажется очевидным, не так ли? Но сложно почувствовать новую музыку одновременно с разучиванием новых движений в новом для вас порядке. Поэтому если вы можете очень, очень близко познакомиться с музыкой вне уроков, непременно сделайте это: на занятиях вы будете знать, чего ждать от композиции, и сможете сосредоточиться на движениях.

Если есть возможность, сделайте копию необходимого диска до мастер-класса. Если же вы занимаетесь регулярно, заполучите копию в первый же день разучивания движений - и немедленно приступайте к знакомству.

Прослушайте музыку. Слушайте ее долго, много. Пусть она звучит в вашем плейере, если вы не дома. Пусть она звучит в машине, с утра до вечера. Слушайте ее за ужином, за готовкой и на прогулке.

Сделайте заметки о структуре песни. Большинство песен делятся на четыре или пять мелодических сегмента. Если формат песни - куплетно-припевный, то в ней, как правило, два отдельных мелодических сегмента в куплете, еще два в припеве и один в качестве инструментального перехода между припевом и началом следующего куплета.

Озаглавьте каждый сегмент: «Куплет 1», «Куплет 2», «Припев», «Переход». Или «Мелодия 1», «Мелодия 2», «Мелодия 3», «Мелодия 4» и т.д. Прослушивая песню, запишите, какие музыкальные сегменты вы слышите в данный момент. Потом проанализируйте то, что получилось. Еще раз прослушайте песню и отчетливо представьте ее структуру. Чем лучше вы знаете музыку, тем лучше сможете связать с ней движения хореографии.

Наконец, еще раз пройдитесь по музыке и определите, какое движение подходит к тому или иному сегменту. Некоторые хореографы придерживаются принципа паттернов, всегда используя одно и то же движение (и его вариации) при звучании конкретной мелодической линии. Изучите структуру песни на предмет того, можно ли применить к каждому из ее сегментов вариации того или иного движения. Например, для одного своего танца я использовала вариации движения 1 для инструментальной части №1, вариации движения 2 для инструментальной части №2, движение 3 для вокальной части №1 и вариации движения 4 для вокальных частей №2 и №3.
Репетируйте хореографию в уме
Этот совет не сгодится, если вы собираетесь посетить многочасовой мастер-класс, на котором хореография идет сплошным потоком, но будет полезен, если вы посещаете курс из нескольких занятий.

Вы познакомились с музыкой и знаете ее наизусть. Вы готовы приступить к умственным репетициям. Их огромное преимущество заключается в том, что репетировать можно где угодно: в машине, на прогулке, перед сном, даже на работе.

Обратитесь к составленному вами списку движений для песни и заучите наизусть первые два движения списка. Только первые два. За остальными вы еще вернетесь.

Включите музыку и вообразите, как исполняете эти первые два степа. Исполнив их, начните сначала. Делайте так, пока не отточите их до безупречности.

Четко проработайте в воображении переход от первого степа ко второму.
Отработайте движения и позиции рук и ног во время перехода.
Следите за песней, поддерживая сочетаемость музыки и движения. Старайтесь как можно крепче связать музыку с движением.
Добившись чувства полной уверенности в первых двух движениях и в переходе между ними, привнесите в умственную репетицию третье движение. И снова репетируйте без устали до того момента, пока движения, гармонизированные с музыкой, не будут доведены до автоматизма.

Продолжайте добавлять движения. Каждому из них уделяйте столько времени, сколько необходимо - не экономьте, не торопитесь.

Если вы вдруг обнаруживаете, что забыли, какое движение идет следом за проработанным, нажмите кнопку паузы на проигрывателе и, прекратив репетицию, начните вспоминать. Если вспомнить не удается, обратитесь к записям, после чего вернитесь к началу песни и проделайте все заново.

Делайте это снова, снова и снова - в машине, в метро, на работе (если условия позволяют), во время готовки, в любое другое время, когда можно слушать плеер. Повторение - ключ к запоминанию. Вы удивитесь, когда поймете, как эффективны бывают тренировки в уме!
Не берите на себя слишком много
Знайте пределы своих возможностей. Если вы менее опытны, чем ваши соученики, не надейтесь, что будете учиться столь же быстро, как и они. Просто делайте, что можете, и не впадайте в отчаяние, если будет получаться хуже, чем у остальных.

Вы можете обнаружить, что движение дается вам, если вы задействуете только ноги и бедра. Привлекая к делу руки, вы теряете суть и запутываетесь. В этом случае просто откажитесь от рук. Делайте, что получается, сосредотачиваясь на правильном исполнении.

Если у ваших соучеников дела идут лучше, вспомните, что они, возможно, более опытны в запоминании хореографии или уже знают некоторые комбинации, предлагаемые учителем. Не вините себя в том, что вам дают больше, чем вы можете осилить. Сконцентрируйтесь на освоении того, что способны освоить. Пусть это меньше, чем могут ваши соученики, но это - ваше. Нет никакого позора в осознании пределов своих возможностей и принятии их.

Не сдавайтесь, даже если трудно. Даже если на четырехчасовом семинаре спустя два часа после начала вы обнаруживаете, что больше не в состоянии впитать ни одного движения. Отойдите в задние ряды или станьте у стены помещения. Когда инструктор начнет повторять то, что уже преподал, станцуйте ту часть, которую выучили, а в остальное время просто стойте и смотрите, не ставя никаких целей.

Помните, что основная цель выучивания хореографии - обогащение собственного танцевального стиля при помощи новых движений и комбинаций, пусть даже немногих.
Познайте себя
Ученые утверждают, что разные люди учатся совершенно по-разному. Некоторые из нас учатся глазами. Другие - ушами. А некоторые - посредством движения. Попробуйте определить, как учитесь вы.

Если вам это известно, подумайте, как использовать это знание на благо разучивания хореографии. Лично я учусь глазами. Я лучше вспоминаю то, что прочитала, чем то, что услышала. Поэтому если инструктор дает мне письменные заметки по хореографии, я беру их с собой и обращаюсь к ним при разучивании движений. Если инструктор не дает мне никаких записей, я делаю собственные.

Если вы лучше запоминаете устную речь, попросите у инструктора разрешения записывать его реплики на диктофон во время занятия. И сосредоточьтесь на том, что он говорит, на музыке, которая звучит во время урока.
Если у вас хорошо развито восприятие физических движений, сконцентрируйтесь на переходах от одного движения к другому. Тренируйте переходы снова и снова. Также можете два или три раза переписать свои записи - это переписывание того, что нужно делать, впечатает движение в вашу память.

Конечно, у вас могут быть собственные идеи относительно техник запоминания. Экспериментируйте с ними, подбирайте ту, которая подходит вам лучше остальных.

Делайте записи
Некоторые инструкторы снабжают вас методичками. Некоторые оставляют без них. Если ваш учитель относится к первым, держите методичку при себе во время обучения и обращайтесь к ней, чтобы определить, какое слово учитель использует для обозначения того или иного движения. Затем добавляйте собственные комментарии, объясняющие движение понятными вам словами. Рисуйте, если умеете.

Ни в коем случае не пренебрегайте выданной вам методичкой. Когда вы описываете движение собственными словами, ваш мозг анализирует его, и так оно лучше запоминается.

Тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь!
Когда у вас есть время и место для репетиции, повторяйте хореографию. Не забывайте и об умственных репетициях. Следите за музыкой, думайте о том, как вписываются в нее движения. Тренировки переносят их из вашего сознания в ваше тело.

Если существует какой-то конкретный степ, который вы постоянно забываете, попробуйте этот прием: сначала выучите, как заканчивается предыдущий степ. Проанализируйте действия, которые вам необходимо совершить ногами, бедрами, руками, чтобы перейти от этого степа к тому, что вы забываете. Затем отрепетируйте только эти два степа. Делайте упор в своем сознании именно на концовке первого степа, на переходе ко второму, а не на самом втором степе. Теперь вспомнить его будет проще.

Другие идеи
Некоторым людям помогает придумывание. Может быть, и вы принадлежите к их числу. Проверьте. Проименуйте каждый степ названием животного. Волну назовите коброй, подпрыгивание - кроликом. Если подпрыгивание идет сразу за волной, пусть в вашем сознании это будет погоня кобры за кроликом.

Тренируйтесь с товарищем. Вдвоем вам будет легче вспоминать выученные на уроках степы.

Если ничего не получается
Самое главное - не вините себя. Может быть, вам никак не дается именно эта хореография. Не все хореографы создают простые, интуитивно понятные постановки. Помните, что ключ к запоминанию простой хореографии - повторение. Воспользуйтесь им снова и снова. Если толку по-прежнему нет, возможно, проблема не в вас, а в самой постановке.

Если же хореография дается вашим соученикам, а вам - нет, опять успокойте себя тем, что, возможно, они знакомы с ней лучше вас. Выучите, что можете, преследуя собственные цели, адекватные уровню вашей подготовки.

Если вы разучиваете постановку в течение курса занятий, воспользуйтесь методикой репетиции в уме и определите, какие образы даются вам проще - визуальные, слуховые или кинетические. Постоянно практикуя приведенные в статье техники, вы добьетесь интуитивного их восприятия, и они облегчат вам задачу освоения хореографии.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: Южаков (2015-06-19) | Автор: Баймуратова Ирина Раифовна
Просмотров: 208 | Теги: разучивание постановок, мастерство, музыка | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 6:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [588]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20715]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru