Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Театр 70 лет открывает занавес. Два письма из ТЮЗа.

Заслуженный работник народного  образования Каз.ССР Владимир Ронкин   

Нью-Йорк   2015 год.

Вернёмся к письмам. Они оба о ТЮЗе.  В первом письме автор уведомляет меня, что в российском консульстве  Алматы собираются чествовать ветерана ТЮЗа -  Заслуженную артистку Республики Казахстан  Татьяну Николаевну Тарскую. Я знаю Танечку давно и помню её совсем юной актрисой. Её первая роль Вали Борц в спектакле  “Молодая гвардия”.  Это была постановка главного режиссёра театра Рубена Суреновича Андриасяна.  За минувшие годы Татьяна Николаевна стала одной из ведущих актрис театра. На тюзовской сцене расцвёл цветок её таланта. Я с тёплым чувством поздравил  с юбилеем, эту замечательную актрису и обаятельную женщину.

 Второе письмо было печальным. В нём сообщалось, что в Бруклине, в Нью-Йорке, на 90-м году жизни скончалась Заслуженная артистка Каз ССР Виктория Ивановна Тикке. В своё время она служила в двух театрах: ТЮЗе  и Республиканском драматическом театре им Лермонтова. Людмила просила меня побывать на траурной церемонии и от  имени коллектива ТЮЗа зачитать письмо-соболезнование. Муж артистки  Абрам Львович Мадиевский, с 1958 по 1961г.г. служил главным режиссёром ТЮЗа. В 1961-1970.гг. был режиссёром Казахского драматического театра имени Мухтара Ауэзова и затем - Русского драматического театра имени Лермонтова.

 За свою работу он получил почётное звание Заслуженного деятеля  культуры Каз ССР.

 Как зритель, я запомнил Викторию Ивановну по созданному ею сценическому образу Анны Вырубовой в спектакле  “Заговор императрицы”. Он шёл тогда на сцене русского драматического театра им Лермонтова.  Всего же в театрах Алматы она сыграла 45 ролей. Кроме того в телевизионном спектакле “Чокан Валиханов” по пьесе Мухтара Ауэзова,  она сыграла роль матери.  Актриса была из поколения людей, опалённых войной. В день её похорон мне показали старую фотографию. На ней запечатлены четыре девушки одетые в шинели, подпоясанные ремнями, на голове –шапки-ушанки, а на ногах кирзовые сапоги. Одна из этих девчонок - юная Вика Тикке. Её папа-артиллерист, спасая 16-летнюю дочку  от голодной смерти в блокадном Ленинграде  в 1942 году, увёз её с собой  в действующую армию . Три года Вика  прослужила военным топографом. Ей повезло. Она осталась жива и закончила войну в Берлине.

 Л. Мананникова в своей книге пишет, что в детстве её увлекли образы двух девушек, сыгранных Викторией Тикке на сцене ТЮЗа в спектакле “Юность отцов”.  По жизни её героинь, матери и дочери, тяжёлым катком прокатились две войны - Гражданская и Отечественная.  Вике её военный опыт подсказал, как сыграть эти роли. Это был тот уникальный случай, когда правда жизни и правда искусства соединились.  Актрисе повезло - она дожила до 70-летия Великой Победы.

 Во время траурной церемонии выяснилось, что среди присутствующих  Викторию Ивановну видели на сцене только двое -  дочь Елена и я.

Зачитав письмо соболезнование, я сказал: “ Умерла замечательноя актриса, которая своим искусством более 40 лет радовала тысячи и тысячи зрителей.  Теперь занавес за ней закрылся навсегда. Однако, жива память о ней. Есть книги, в которых рассказывается о её творчестве. Есть дочь, внуки, правнуки. Жизнь продолжается”.   Когда выносили гроб с телом актрисы из ритуального дома,  то по старой актёрской традиции присутствующие проводили её аплодисментами.

 А.Л.Мадиевский и В.И.Тикке прожили вместе 69 лет. Он скончался немного раньше. Похоронили их рядом. Одно интересное совпадение. Они оба родились, учились, работали на берегах Невы в Ленинграде. Траурная церемония проходила в Бруклине в похоронном доме, который называется Невский. Мир их праху.

                                  

Рождение эпохи ТЮЗа

 Эпоха ТЮЗа началась в военном 1944-м году, когда начали строить Республиканский театр для детей и юношества  Казахстана.  В год Великой  Победы  7 ноября 1945 года театр открыл свои двери для мальчишек и девчонок  Алматы. Правительство республики сделало щедрый подарок детям. Это уникальный факт: в разорённой войной стране строят и открывают детский театр. У меня до сих пор вызывает удивление, что душой строительтства ТЮЗа стала талантливая, но опальная, ссыльная актриса и режиссёр  Наталия Ильинична  Сац.   Известно, что в 1948 году она открыла и казахскую труппу ТЮЗа. Это первый случай в истории театрального искусства в Союзе, когда детский театр работал на двух языках. Сейчас  же  Казахский и Русский театры работают на разных площадках. Это два театра, но у них одна мама - Н.И.Сац. Сегодня  Русский театр для детей и юношества Казахстана по праву носит её имя.

 В первый раз я услышал о ТЮЗе от моей жены. Ира Филиппова относится к первому поколению тюзовских зрителей.  Она стала ученицей сш № 36 в 1945-м году. Её школа находилась  рядом, в десяти минутах ходьбы от театра. Ира с тёплым чувством вспоминает новогодние тюзовские ёлки, подарки и первые спектакли -  “ Красная шапочка” и другие.  Они, дети военного и послевоенного полуголодного времени, вдруг оказались в волшебном замке.  Стены фойе этого сказочного терема расписал блистательный художник В.В.Теляковский. Всё пространство было наполнено звуками весёлой музыки. Их встречала молодая , стройная женщина с доброй улыбкой-педагог театра Галина Юрьевна Рутковская. Жена рассказывала, что они ходили в ТЮЗ, как на праздник, и мне понятны её эмоции. Такие счастливые мгновения остаются в памяти на всю оставшуюся жизнь.

Моё же тесное сотрудничество с ТЮЗом началось в1962-м году и продолжалось более 30 лет. Мы с женой приехали из карагандинской степи, украшенной копрами и терриконами старых и строящихся угольных шахт.  В то время в школах Алматы в  виде эксперимента ввели должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы на правах заместителя директора. Мне эту работу предложил  директор новой сш № 23 Л.И.Гусев. Он был незаурядным руководителем, любил новаторские идеи. Команду учителей подобрал по своему образу и подобию. В школе царил дух творчества, и мне в этом отношении очень повезло. Мы тогда с учителями и ребятами придумали и совершили много интересных дел. Так в 1963-м  году создали первый в республике клуб старшеклассников. При нём открыло двери школьное кафе  “ОАЗИС”.  Задачу клуба мы видели в том, чтобы стимулировать развитие творческой инициативы и самодеятельности самих учащихся. Содержание работы клуба должно соответствовать учебно-познавательным,  культурным, спортивным интересам школьников. Для решения этой задачи  активно использовали научный и культурный потенциал Алматы. У нас в гостях побывало много интересных людей  и целые творческие коллективы. Эти встречи проходили в форме диалога. Вспоминаю дискуссию по статье “Комсомольской правды”  “Куда ведёт хлестаковщина?”  В ней  подвергли критике поэзию Е.Евтушенко. В обсуждении приняли участие поэты Олжас Сулейменов и Леонид Кривощёков.  Олжас защищал Е.Евтушенко. Он прочитал ребятам фрагменты своей новой поэмы  “Земля , поклонись человеку!” Я и сегодня с тёплым чувством рассматриваю фотографию совсем юного Олжаса. Поэты посетили  кафе и сфотографировались с  учащимися.

 Именно в то время у меня установились творческие связи с педагогами ТЮЗа: Г.Ю.Рутковской и Н.Ф. Бычук. Начало шестидесятых годов -романтическое время кубинской революции.  Все с восторгом воспринимали её героев-барбудос Фиделя Кастро, Че Гевару, Нуньеса Химениса. На тюзовской сцене шёл спектакль “ Мальчишки из Гаванны”. Мы с ребятами с удовольствием его посмотрели.

 В 1966 году постановлением Совета Министров СССР мою экспериментальную должность узаконили  и она была введена во всех школах страны. Меня же пригласили возглавить кабинет воспитательной работы Алма-Атинского городского института усовершенствования учителей. Опыт моей работы в СШ-23 помог мне определить приоритеты в организации воспитательной работы в школах. В первую очередь- воспитание гармоничной, социально- активной личности, человека социального действия, разумеется, в рамках идеологических установок того времени.  Во- вторых, укрепление и развитие тесной связи со всеми учреждениями культуры Алматы, и первым в этом ряду был Республиканский театр для детей и юношества Казахстана.

 Именно в это время мы создали клуб “Молодая картошка”, членами которого стали организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы и старшие воспитатели школ-интернатов. Фактически наш клуб стал игровой формой серьёзной методической работы, которую мы проводили в городе. Он функционировал до 1991года.

Расскажу об одной из интересных форм деятельности нашего клуба. Ежегодно, в конце августа, мы выезжали на 3-4 дня в горы и на базе одного из пионерских лагерей проводили наши занятия. Там мы общались, обменивались опытом, много учились. В работе клуба принимали участие сотрудники АПН СССР, учёные-педагоги Алма-Аты, руководители народного образования . По вечерам проходили встречи с интересными людьми: писателями. кинорежиссёрами, знаменитыми спортсменами. Когда казахстанская команда покорила Эверест, у нас в гостях побывал знаменитый альпинист Казбек Валиев. Частым гостем был и главный режиссёр ТЮЗа  Андриасян. Рубен Суренович - остроумный, обаятельный человек легко завоевал симпатии педагогов. Обычно он анонсировал репертуар театра на новый сезон. Это укрепляло наши связи с ТЮЗом. Как-то мы собрались отметить пятнадцатилетие нашего клуба. Андриасян пригласил нас в театр, и артисты устроили нам великолепный праздник-капустник. Это была смешная дружеская пародия на работу нашего клуба. Все посмеялись от души.

 Приведу ещё один пример конструктивного сотрудничества с театром. В 70-80-х годах мы осуществляли многолетний и многоцелевой проект эстетического просвещения классных руководителей школ города. На весенних и зимних каникулах педагоги  должны были прослушать курс лекций по изобразительному , музыкальному и киноискусствам. Наиболее продвинутых  направляли в Москву и  Ленинград. В Третьяковской галерее и Эрмитаже проводились специальные курсы для алмаатинских педагогов, на которых побывало более 300 человек. Этот проект назывался “Эстетический всеобуч.” В рамках этого  проекта совместно с ТЮЗом были проведены курсы по основам театральной культуры. С утра занятия проходили в театре, а по вечерам учителя просматривали спектакли. Лекции читали Р.С.Андриасян, доцент Государственного института имени Луначарского М.Хмельницкая, художник театра Э.Гейдебрехт, зав. педчастью Г. Рутковская. Институт искусствознания  АПН СССР вооружил наших слушателей программой  “Основы театральной культуры”. Это позволило  открыть в школах  около 30 факультативов по театру. Многие слушатели курсов - С.Н.Островская, Л.Н.Штинова, Р.З.Хисматулина - не просто вели занятия, но и стали организаторами школьных театров. Системная работа с педагогами стала важным направлением сотрудничества школы и ТЮЗа.

Векторы  тюзовской педагогики

  Жил на земле человек, память о котором для меня священна.Это польский педагог,врач, писатель Янош Корчак. В годы Второй мировой войны он вместе со своими питомцами погиб в фашистском лагере смерти в Освенциме. Я.Корчак написал много книг, но одну из них “ Как любить детей”  можно считать библией гуманистической педагогики. Напомню одну мысль из этой книги:  “Детей нет. Есть люди, только с иной игрой чувств и другим масштабом жизненного опыта”.  Действительно, дети - понятие условное. Оно только означает психофизическое и возрастное различие маленьких и больших людей.  Таким образом родители и школа имеют дело с растущим Человеком.

  Другой известный педагог, основатель Вальдорфской школы Рудольф Штайнер считал, что для воспитания детей от 7 до14 лет ключевыми являются слова: “ Мир прекрасен.”  

  Детский театр словом, музыкой, танцами, декорациями, светом, создавая живую, образную ткань спектакля, открывает для своего юного зрителя мир красоты.  Театр прежде всего апеллирует к  эмоциям растущего человека, пробуждает в нём добрые чувства. Это важный вектор тюзовской педагогики.

  Дети любят сказку, т.к. в ней присутствует понятная им конкретика образов и поступков. В сказке чётко обозначена граница добра и зла и всегда есть счастливый конец. ТЮЗ предлагал и предлагает своим зрителям яркие, сказочные спектакли:  “Красная шапочка”, ” Золушка”, “Кошкин дом”  и множество других. Театр их многократно возобновляет, поспевая за новыми поколениями детей.

  Однако, сложилось мнение, что смотреть сказку - прерогатива детей младшего школьного возраста. При этом как-то забывается известное послесловие: “ Сказка- ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок”.   В этой сентенции заключается прелесть сказочного повествования. Любая талантливая сказка имеет подтекст, понятный и взрослым “ добрым молодцам”. В середине 70-х годах ТЮЗ поставил сказку С.Маршака  “Кошкин дом”.  Я сам с детства люблю сказки и с удовольствием посмотрел вместе с детьми младшего школьного возраста спектакль. Мне тогда подумалось, а почему бы его не показать в вечернее время старшеклассникам?  Мою идею поддержали Р.С.Андриасян, Г.Ю.Рутковская и педагоги городских школ.

Театр начинается не только с вешалки, но и с рекламы. Мы придумали провести конкурс школьных плакатов, стимулирующих интерес старшеклассников к предстоящему зрелищу. В каждой школе - участнице проекта создаётся творческая группа лучших художников и литературных редакторов. Она готовит красочный плакат, отражающий смысл сказки  “Кошкин дом”.  Я всегда верил в творческую фантазию ребят, и они постарались.  Плакаты получились великолепными. Перед началом спектакля их вывесили в фойе театра. Зрители с интересом знакомились с ними. В фойе царила атмосфера юношеского азарта и соревнования. Во время спектакля реакция зрителей была потрясающе весёлой. После него каждая творческая группа  в течение нескольких минут публично объясняла и защищала своё произведение искусства. Авторам мог оппонировать каждый зритель. В заключение авторитетная комиссия в составе режиссёра, художника и педагога театра дала  оценку представленным работам, определила места и вручила призы победителям.  Наш проект имел такой успех, что мы повторили его много раз.

  В чём воспитательный эффект тюзовского спектакля?  Театр апеллировал не только к чувствам  “добрых молодцев”, но и будоражил их ассоциативное мышление. Зрители могли оглянуться на окружающий мир, в котором много показухи, самодовольного мещанского быта. В нём нет места милосердию и гуманизму. Старшеклассники, приняв участие в конкурсе плакатов, фактически стали соавторами создателей спектакля “ Кошкин дом”.  Мы увидели замечательный пример творческого сотрудничества театра и школы.

  Вспоминая тюзовскую постановку спектакля  “Кошкин дом”, мне на ум пришло одно сравнение, которым я хочу поделиться с читателями. Приехав в Нью-Йорк, мы  стали изучать культурное пространство этого удивительного города. Нью-Йорк сегодня считается не только финансовой, но и культурной столицей мира.  Здесь нет репертуарного детского театра. Однако спектакли для детей с успехом идут на сцене взрослых театров. Некоторые из них- долгожители. Например ,  мюзикл “Мерри Поппинс” шёл на Бродвее примерно десять лет. Знаменитый и очень популярный в США балет-сказка  “Щелкунчик”  П.И.Чайковского, в постановке Д. Баланчина, идёт на сцене Линкольн центра с 1954 года. Каждый раз его возобновляют перед Рождеством и Новым годом. Этот балет ставят даже в обычных школах. Первым мы  посмотрели   сказочный мюзикл  “Красавица и чудовище”, литературной основой которого является сказка   “Аленький цветочек”. Все элементы спектакля - яркие декорации, пение, танцы, игра артистов произвели на нас приятное впечатление. Публика - дети и родители- живо реагировали на это представление.

  Мне же хочется сравнить бродвейский мюзикл и тюзовскую сказку “Кошкин дом”.  Разумеется, я не буду сравнивать коммерческую составляющую. На  Бродвее любая постановка - это прежде всего бизнес, а потом  творчество. В Алматы каждый спектакль-прежде всего творчество и чуть-чуть бизнес.

  Мы же сравним творческую составляющую и прежде всего игру артистов. В обоих спектаклях артисты выкладывались по полной.  Чувствовался их кураж. Тюзовские артисты в своём профессиональном   мастерстве николько не уступали американским коллегам. Козёл в исполнении народного артиста Каз. ССР Г.М.Бойченко  был великолепен. Однако, у американцев и тюзовцев разная мотивация. Бесспорно, американские артисты любят свою работу и каждый из них не имеет права халтурить. Ему в затылок дышет его конкурент - безработный артист. На Бродвее есть даже музыкальное кафе, где официанты-артисты . Они имеют право петь,обслуживая  клиентов.  Артисты надеются, что какой-нибудь продюссер услышит их и предложит контракт.  У тюзовских артистов присутствует мотив- самолюбие и профессиональная гордость.

  И наконец, педагогическая составляющая.  На мюзикле американская публика, купив недешёвые билеты, стремится получить эстетическое удовольствие. Она является потребителем искусства, и только. На спектакле “Кошкин дом”  ребята тоже получали эстетическое удовольствие. Однако, где-то в  подсознании они ощущали себя соавторами представления и своей энергетикой  подпитывали артистов. Энергетика зала соединялась с энергетикой сцены- и в этом состоял главный педагогический эффект тюзовского спектакля.

  Одна знакомая учительница одобрительно отозвалась о нашем проекте и в то же время задала мне вопрос:  “ Нельзя ли , Владимир Григорьевич,  это провести в дневное время?” - Я ответил:-  “Нельзя, т.к. мы должны уважать право старшеклассников посещать театр в вечернее время. Они считают себя взрослыми и очень ревниво относятся к ущемлению своих прав”.

ТЮЗ большое значение всегда придавал произведениям классической драматургии. У многих молодых людей  было предубеждение против классики. ” Мол, это дела давно минувших дней, преданье старины далёкой”.  Нам это не нужно и не интересно. Тюзовские режиссёры, сметая пыль минувших веков,  в своих постановках классики талантливо вплетали её в контекст современной жизни и поворачивали молодых людей лицом к классике. По моему мнению, с этой задачей блистательно справлялся один из самых интеллигентных и культурных режиссёров Евгений Александрович Прасолов. Мне вспоминается поставленный им спектакль “ Недоросль”  Д. Фонвизина.  Это произведение было включено в школьную программу по литературе. Режиссёр смело убрал такого персонажа, как резонёр Правдин. Он прекрасно понимал, что нотаций и сентенций старшекласснику и дома, и в школе хватает. Сошлюсь на Гёте. Поэт писал: “ Мне, во всяком случае, ненавистно всё, что только поучает меня, не расширяя и непосредственно не оживляя моей деятельности”. И действительно, кто из нас любит указательный палец, упертый в наш лоб?

Режиссёр нашёл новые краски для главного хрестоматийного персонажа пьесы- Митрофанушки. Прасоловский Митрофан - хитроватый малый и себе на уме. Он нещадно эксплуатирует слепую любовь своей матушки госпожи Простаковой. Она же оберегает сынка от бесполезных , по её мнению, занятий географией. Художник, в соответствии с замыслом режиссёра, поместил на сцене такую деталь декорации как зеркало. Я присутствовал на спектакле. Старшеклассники много смеялись. Режиссёр  своим произведением предложил думающему учителю литературы целый комплекс вопросов, которые он мог бы задать своим ученикам. В чём проявилось новаторство режиссёра? Почему он убрал Правдина? Какие ассоциации  вызывает образ Митрофана? Нужны ли современному человеку знание географии? Почему невежество- демоническая сила? Какую смысловую нагрузку несёт зеркало на сцене? И т.д.  Умный учитель всю жизнь учится, в том числе и у своих учеников. Он помогает им понять  немеркнущее богатство классики, её органичную связь с современностью. К сожалению, встречались учителя,  которые упрекали режиссёра в том, что он посягнул на сакральность классики. Ну что тут скажешь? Плохой учитель не столько учит, сколько поучает, но это уже диагноз.

Известно, что после 14 лет у подростков происходит быстрый процесс взросления. У них изменяется физиология и ускоряется социализация личности. Они ощущают противоречия окружающей действительности. Подросток мучительно ищет своё место в жизни. Происходит отчуждение от родителей и углубляется традиционный конфликт отцов и детей. Всё острее стоит перед ними гамлетовский вопрос : ” Быть или не быть?” Юношей и девушек волнует тема любви и дружбы. Напомню, что пушкинская Татьяна влюбилась в Онегина, когда ей было 15лет. Тюзовские режиссёры - Г.Жезмер, Е. Прасолов, Р. Андриасян, с которыми я сотрудничал, чутко улавливали эти запросы растущего поколения. Именно поэтому их творческий поиск  был обращён к современной драматургии. Они стремились помочь ребятам найти ответы в пьесах современных драматургов  и затем  талантливо воплощали на сцене.

Мне и моим ученикам очень помог спектакль “Антигона”, поставленный Г. Жезмером.  Автор пьесы известный французский  драматург Жан Ануй. По существу его произведение - это ремейк древнегреческой трагедии. Главная героиня юная Антигона вступает в конфликт с правителем Фив тираном Креонтом, который под страхом смерти запрещает хоронить её погибших братьев. Она нарушает запрет тирана и погибает. Ануй написал пьесу в период фашистской оккупации Франции, когда нарастало движение  Сопротивления. Таким образом произведение Ануя органично вписалось в контекст жестокой истории двадцатого века. Главная экзистенциальная идея пьесы и спектакля в том, что человек, преодолевая страх смерти, подавляет в себе тварь и воссоздаёт творца, даже если рушится мир. Мне на уроках обществоведения хотелось донести до своих учеников смысл философии экзистенциализма, рождённой в начале двадцатого века в России, позднее вписавшуюся в западную культуру. После посещения театра я предложил ученикам написать эссе по материалу спектакля. К моей радости большинство старшеклассников справились с этим заданием. Они ещё не имели представления о философии экзистенциализма, но главную идею спектакля-позицию  нравственного выбора- они осознали.

    Каждое новое поколение молодых людей живёт в своём историческом времени. Мои ученики, посмотрев спектакль  “Антигона”,  оказались более свободными в своих мироощущениях и мировосприятии жизни , чем я в их возрасте. Говорю самокритично,  я бы в то время не справился с таким заданием, да  его, по определению , и не могло быть. Мы принадлежали к поколению людей, ослеплённых сиянием идеального образа великого вождя всех народов, и росли бездумными атеистами. Однако Сталин стал для нас небожителем, который роднее мамы и папы.

Расскажу об одном случае, который произошёл со мной в 10 классе. Меня, комсомольского активиста и отличника, в январе 1955 года пригласили на новогодний бал молодёжи в Большой Кремлёвский дворец. Скромного паренька из подмосковного города Можайска ошеломили размеры и великолепие парадных залов дворца. На балу я даже осмелел и с пафосом прочитал стихотворение В.Маяковского “ Стихи о советском паспорте”. По нужде я зашёл в кремлёвский туалет. И вдруг  в моей башке что-то щёлкнуло. Я не мог совместить образ Сталина и сортир. Вождь к этому времени уже умер. Однако  для меня он был живее всех живых. Уже позже, в 1956 году, мне стал известен такой феномен, как культ личности. Меня поразили масштабы массовых репрессий и сотни тысяч людей, превращённых в лагерную пыль по злой воле вождя.  Став учителем истории  я стремился сформировать у своих ребят диалектичность мышления, критичность к окружающей действительности.  Мне очень хотелось, чтобы они  мыслили свободнее, чем я в их возрасте.  Мне помогал в этом  постулат К.Маркса, сформулированный им в “Манифесте Союза Коммунистов”:  “Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех”. Материал тюзовских спектаклей позволял думающим педагогам решать эту задачу.

  Однако  догматические, идеологические установки того времени мешали тюзовским режиссёрам ставить современные пьесы. Рубен Суренович Андриасян поставил на сцене две современные интересные пьесы. Одна называлась “ Ночь после выпуска”,  автором которой был писатель и драматург В. Тендряков. Другая - “Остановите Малахова!”   принадлежала перу писателя и журналиста А.Аграновского.  Оба автора в своих произведениях поставили острые проблемы негативной жизни некоторой части молодёжи. В кривом зеркале нашей действительности обозначился образ антигероя. Чиновники от культуры усмотрели в этом крамолу и приняли решение закрыть спектакль и не показывать его зрителю.

 В таких конфликтных ситуациях педагогическая общественность приходила на помощь режиссёру. Мы объявляли большой сбор. В театр приходили директор казахской сш12 Р.Б. Нуртазина , зав.кабинетом русского языка и литературы городского ИУУ  Р.В.Ривина, учительница русского языка и литературы преподаватель эстетики сш-94 Г.Я.Цветаева, учительница литературы сш-4 Е.Г.Петрова и другие.   Р.Б.Нуртазина и Р.В.Ривина являлись кандидатами пед. наук. Обе имели почётное звание Заслуженных учителей Каз.ССР. Рафика Бекеновна была Героем Социалистического труда.

  Однако, дело не в титулах и блеске наград.  Главное : все они являлись  профессионалами своего дела . Людьми широкой эрудиции, авторами многих книг и статей. Кстати замечу, книги Нуртазиной я нашёл в каталоге Публичной библиотеке Нью-Йорка. Все участники дискуссии хорошо знали школу изнутри и её проблемы. Чиновники не смогли с ними спорить. Учителя защитили спектакль “ Остановите Малахова” и более того, предложили его показывать и родителям. Именно в то время ТЮЗ активизировал работу с родителями. На сцене ТЮЗа шёл даже спектакль- лекция- “Здравствуйте , товарищи родители!”.

  За минувшие 70 лет ТЮЗ прошёл большой творческий путь и  стал необходимым очагом культуры Казахстана. Однако, река времени стремительно течёт. В двадцать первом веке появилась новая генерация детей. Это поколение друзей интернета. Они вооружены различными гаджетами-айфонами айпадами и т.п. У них обозначились  новые интересы: электронные игры, стрелялки,селфи и т.д. . С этим бесполезно бороться. Нужно вектор этих интересов педагогическиь правильно направить в положительную сторону. Как это сделать- тема другой статьи.

  Я же пожелаю ТЮЗу двадцать первого века сохранить опыт и славные традиции замечательных предшественников и, обогащая свою работу творческими поисками  и открытиямии , двигаться вперёд.

Категория: Творческая мастерская | Добавил: collegy (2015-12-06)
Просмотров: 207 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 11:35 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20725]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru