Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Конспект урока в 9 классе.Тема: Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.
Класс: 9
Учитель: Стаховская О.А.
Дата:

Тема: Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.
Цели урока:
• Закрепить знания учащихся о понятии «вид», критерии вида;
• Продолжить формирование понятия «естественный отбор»,
• На примерах показать сложный характер взаимоотношений в живой природе (виды борьбы за существование)

Ход урока:
I Организационный момент
II Проверка знаний учащихся
1.Особенности внешнего строения обыкновенного крота- пример критерия-
А) морфологического Б) экологического В) географического Г) генетического
2. Какой физиологический критерий характерен для большинства видов земноводных, в отличие от пресмыкающихся?
А) поступление в клетки тела смешанной крови
Б) участие почек в удалении продуктов распада
В) возможность газообмена через кожу
Г) низкий уровень обмена веществ
3. Сходство особей бурого медведя по внешнему облику и внутреннему строению-критерий вида
А) морфологического Б) экологического В) географического Г) генетического
4. Расширению ареала вида способствует
А) наличие в его составе большого числа популяций
Б) генетическое родство особей
В) генетическая неоднородность особей
Г) нарушение соотношение полов в популяции
5. Новые виды в природе возникают в результате взаимодействия
А) наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора
Б) ненаследственных и сезонных изменений в природе
В) приспособленности организмов и искусственного отбора
Г) ненаследственной изменчивости и колебаний численности популяций
6. Приспособленность стрелолиста к жизни в реке и на отмели служит критерием вида
А) морфологическим Б) экологическим В) географическим Г) генетическим
7. Вид представляет собой генетически закрытую систему, так как его особи
А) объединяются в единые популяции
Б) имеют одинаковые генотипы
В) входят в состав одного биогеоценоза
Г) не скрещиваются с особями другого вида
8. Доказательством принадлежности всех рас человека к одному виду служит
А) наличие фенотипических различий Б) наличие фенотипического сходства
В) одинаковый набор хромосом Г) сходное строение клеток
9. Критерий, в основе которого лежит сходство процессов жизнедеятельности у особей вида, называют
А) физиологическим Б) генетическим В) морфологическим Г) биохимическим
10. Пространственное размещение вида- это характеристика критерия
А) географического морфологического В) генетического Г) биохимического
11. Генетическому критерию вида соответствует утверждение
А) оперение самки и самца утки- кряквы различно
Б) нерест популяции форели происходит в разное время
В) лютик едкий и лютик ползучий имеют разные ареалы
Г) виды- двойники малярийного комара имеют разные кариотипы
12.Морфологический критерий вида характеризуется
А) положением вида в биогеоценозе
Б) соотношением числа популяций внутри вида
В) совокупностью внешних и внутренних признаков особей
Г) положением вида в системе органического мира
13. Генетический критерий вида характеризуется
А) сходством всех процессов жизнедеятельности у особей
Б) присущим для каждого вида числом хромосом
В) сходством внешнего и внутреннего строения особей разных популяций
Г) воздействием на организм факторов внешней среды, в которых существует вид
14. Укажите положение, отражающее генетический критерий вида.
А) клетки организмов имеют сходный биохимический состав
Б) особи вида имеют одинаковый набор хромосом
В) особи вида характеризуются сходными внешними признаками
Г) особи разных видов скрещиваются между собой
15. В основе морфологического критерия вида лежит сходство
А) химического состава организмов Б) процессов жизнедеятельности
В) внешнего и внутреннего строения особей Г) набора и формы хромосом в половых клетках

Б) устный опрос:

1. Что такое ВИД? Как происходило становление понятия ВИД?
2. Докажите, что вид имеет популяционную структуру.
3. Что такое критерии вида. Поясните известные вам критерии вида.

III Формирование новых знаний
Назовите известные вам движущие силы эволюции, по мнению Дарвина (наследственная изменчивость, естественный отбор, борьба за существование)

Все эти процессы находятся в тесной взаимосвязи, однако несмотря на это, Дарвин утверждал, что именно естественный отбор является движущей силой эволюции.

Природа хочет жить, и потому
она мильон зёрен скармливает
птицам. Но из мильона птиц
к светилам и зерницам
едва ли вырвется одна
Н. Заболоцкий
Насколько справедливо это высказывание, мы попытаемся ответить ближе к концу урока.
Задачи урока:
• Попытаемся объяснить ведущую роль отбора в процессе эволюции
• Вспомним виды борьбы за существование и объясним их связь с естественным отбором
• Познакомимся с формами естественного отбора

К своему утверждению о том, что естественному отбору принадлежит ведущая роль, Дарвин пришел не сразу. Вы знаете, что Дарвин был всесторонне развитым человеком, много читал, анализировал. Однажды, после прочтения книги Томаса Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» Дарвин приходит к некоторому несоответствию:

Виды способны размножаться практически неограниченно, а площади для размещения потомства очень немного.
Как же происходит разрешение этого несоответствия в природе?

В качестве иллюстрации этой идеи Дарвин рассматривает пример с размножением слона – животного с очень медленными темпами размножения
Одна пара слонов (1 особь в 24 месяца) через 740-750 лет даст около 19 млн животных.

Не только Дарвин занимался исследованием этой проблемы:
Русский ботаник Клемент Аркадьевич Тимирязев сделал некоторые расчёты: Каждый год одно растении одуванчика производит порядка 100 семян. Если бы все 100 семян выросли бы в растения и снова дали бы по 100 семян и так продолжалось бы из года в год, то в десятом поколении одуванчиков, чтобы расселить всех особей потребовалась бы площадь в 15 раз превышающая поверхность земной суши.

Осётр имеет продолжительность жизни порядка 50 лет. Каждый год самка вымётывает около 30 тыс. икринок. Если ни одна икринка не пропадёт, то потомства только одной самки достаточно, чтобы заселить все реки планет.

Ещё Дарвин пришёл писал: «Удалите то или иное препятствие, сократите хотя бы незначительное истребление и численность вида почти моментально возрастет до любых размеров.»

Хороший пример с ввозом кроликов в Австралию: 1859 год привезли всего 24 кролика. Через 6 лет их стало уже 30000 особей, а еще через несколько лет они стали бичом сельского хозяйства.

?? Почему так произошло? (попали в благоприятные жизненные условия)
Относительно этого известный вам ученый В.И.Вернадский сделал некоторые подсчёты: для полного захвата планеты различными организмами понадобился бы срок
• Бактерии - 1,5 дня
• Инфузории - 31-67 дней
• Сельди - 7-12 лет
• Куры – 15-18 лет
• Крысы 8 лет
• Дикие свиньи – 5-6 лет
• Домашние свиньи – 8 лет
• Индийский слон – 1000 лет
Однако, ни слоны, ни кролики, ни одуванчики не заполняют собой весь земной шар. ПОЧЕМУ?
Не каждый организм умрёт своей естественной смертью

?? Что может быть причиной преждевременной гибели? (недостаток места, жилища, пищи, влаги, уничтожение врагами) – то есть именно так и действует естественный отбор.

А если предположить, что особей будет погибать значительно больше, чем появляться. Как природа защищает вид от вымирания?

• Большое число икринок у рыб (белуга 1 млн икринок)
• Большое число яиц у паразитов (острица или аскарида)
?? Какой вывод можно сделать?
Большая плодовитость – защита от вымирания.

Гибель потомков происходит по разным причинам, чаще всего она избирательна. Не следует думать, что особь с неблагоприятными признаками (слабый или больной) непременно должен погибнуть. Просто существует большая вероятность того, что именно этот организм оставит меньше потомков или погибнет.
С большей вероятностью выживают и размножаются организмы, имеющие наибольшие приспособительные черты к условиям обитания.
Таким образом, естественный отбор – это результат борьбы за существование.

Дарвин различал три вида борьбы за существование

?? Какие?

Борьба за существование

межвидовая

внутривидовая

борьба с неблагоприятными условиями

Лес кругом…. Широкая поляна….
На траве зедёной у кургана жаркий
бой ведут тетерева. (П. Усачёв) ВНУТРИВИДОВАЯ

Пословица «И раки не живут без драки.»

И меж растений царствует война –
Деревья, травы вверх растут задорно,
За свет, за воздух борются упорно,
За почву и за влажность спор ведут
(Э. Дарвин)
МЕЖВИДОВАЯ
А знаете, друзья, что ёж
Был с мягкой шерсткою когда-то?
Но объявилась вдруг лиса,
Защелкали зубами волки,-
И стали колкими глаза,
И выросли иголки (А. Марков)

Была зима такая, что с ветвей
Комочком белым падал воробей,
Закованные в ледяные глыбы БОРЬБА С НЕБЛ. УСЛОВИЯМИ
В речных глубинах задыхались рыбы.
(П.Б Шелли - Маршак)

??? ВЫВОД?
Таким образом, выживают и размножаются всегда наиболее приспособленные - это главный механизм естественного отбора.

Выводы урока. Обратимся к эпиграфу. На основании изученной темы – Ест. отбор является главнейшей движущей силой эволюции. Он не только отметает негодное, но и является уничтожающим фактором. За счет этого на основе закономерностей наследственности и изменчивости он приводит к созданию совершенно новых форм, ранее не существовавших.

IV Закрепление
• Как связаны ест отбор и борьба за существование?
• Какие виды борьбы за существование вы знаете? Примеры
• Какие формы ест отбора вы знаете?

V Домашнее задание
Параграфы 41, устно ответить на вопросы после параграфа
Категория: Творческая мастерская | Добавил: oliga_stakh (2016-02-23) | Автор: конспект урока в 9 классе E
Просмотров: 315 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 5:27 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [588]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20691]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [179]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru