Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Интеллектуально-познавательная игра «Запишите меня в космонавты»
Цель:
• Расширение представлений учащихся о первых шагах в космосе;
• Рассмотрение основных этапов развития космонавтики;
• Привлечение учащихся к изучению литературы для расширения кругозора.

Задачи:
Образовательная: уметь применять полученные знания по физике и астрономии для решения расчетных задач и проблемных вопросов.
Развивающая: продолжить развитие памяти, мышления, умений работать с дополнительной литературой, выделять главное, аргументировано отвечать на вопросы, развивать интерес и показать тесную связь предмета физики с географией, экологией, историей.
Воспитывающая: воспитывать у школьников чувства гордости за свою Родину, развитие сотрудничества и взаимопомощи; воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение коллективного труда.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, книжная выставка, видеофрагменты, музыкальное сопровождение, карточки с заданиями.

Форма проведения мероприятия: игра для 7-9 классов.

Ход мероприятия:

Видеофрагмент о полете Юрия Гагарина с голосом Левитана.
Ведущие:
С этого исторического момента прошло уже 55 лет. За это время многое изменилось в мире и в науке. Сегодня мы проведем интеллектуально-познавательную игру, посвященную юбилейной годовщине полета человека в космос. Называется она «Запишите меня в космонавты» и состоит из 12 туров. Вы знаете, что чтобы попасть в отряд космонавтов необходимо пройти жесткий отбор, а непосредственно перед полетом готовится два экипажа: основной и дублирующий. И сегодня в конце игры мы узнаем, какая из двух наших команд – двух экипажей, – может полететь в космос основным составом. А теперь давайте с ними познакомимся! Слово предоставляется первой команде. (Представление) Спасибо! А теперь слово предоставляется второй команде. (Представление) Давайте поблагодарим экипажи и обратимся к жюри. Членами жюри сегодня являются: ____________________ Просим Вас, уважаемое жюри, оценить представление каждого экипажа по пятибалльной шкале. (Жюри озвучивает результаты) Спасибо Вам, уважаемое жюри.
И так мы переходим к первому туру.
1. Эпохе покорения космоса, полетов в безвоздушное пространство и путешествия к другим планетам предшествовала эпоха теоретических размышлений и математических расчетов, из которой и появилась космонавтика. Поэтому важно вспомнить тех людей, которые внесли большой вклад в развитие космической науки и техники, которые высказывали свои идеи как задолго до начала космической эры, так и буквально на ее пороге. Сейчас мы просим командиров каждого экипажа вытащить по два конверта и по очереди рассказать нам о тех, кто изображен на портретах. (Циолковский К.Э., Королев С.П., Леонардо да Винчи, Кибальчич Н.И.)
Оценку дает жюри по пятибалльной шкале. (На экране появляются портреты, закодированные по номерам) Спасибо членам экипажей за их рассказ. Предоставляем слово жюри.
2. 4 октября 1957 года и в течение еще двух недель любой радиолюбитель в любой точке планеты Земля мог ловить эти позывные (звук позывных первого спутника Земли + на фоне фотографии первого спутника). Это был первый искусственный спутник Земли, впервые выведенный на орбиту с первого и пока единственного космодрома, находящегося в Казахстане. Эти простые позывные возвещали о том, что человеческий разум смог выйти за пределы многовековых убеждений о невозможности полета в космос, и вместе с этим, что сбылись человеческие фантазии, о которых писали еще Жюль Верн, Герберт Уэллс, Александр Беляев и другие писатели-фантасты.
Задание: Определить длину волны позывного сигнала первого искусственного спутника Земли, если частота сигнала равна 20МГц.
Игра со зрителями:
• Когда Земля ближе к Солнцу, зимой или летом? (Зимой).
• Назовите фамилии женщин-космонавтов советского периода? (Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кандакова).
• Кто из женщин-космонавтов впервые вышел в открытый космос? (Светлана Савицкая)
• У кого из космонавтов был позывной «Чайка»? (Валентины Терешковой)
• Что понадобится космонавту для занятий физическими к с упражнениями: гантели или эспандер? (Эспандер. Гантели в условиях невесомости не будут иметь веса).
• Как одним словом можно назвать газовую оболочку, окружающую какое-нибудь небесное тело? Например: газовая оболочка Земли, смесь в основном кислорода и азота (атмосфера).
• Как с казахского языка перевести Байконур? (богатая долина)
3. Давайте вспомним события, которые происходили 12 апреля 1961 года. (Фотографии Гагарина в скафандре, во время полета, после полета, с С. П. Королевым) Вам нужно будет ответить на следующие вопросы. За каждый правильный ответ Вы получаете 1 балл. Работаете на скорость. Просьба не выкрикивать с места, а для того чтобы ответить нужно поднять руку. Отвечает тот экипаж, который был первым.
Задание:
• Сколько человек было в первом отряде космонавтов?
• Кто был дублером Юрия Алексеевича Гагарина?
• Как назывался космический корабль, на котором полетел первый космонавт?
• Какова была продолжительность полета Гагарина?
• Какой позывной был у Юрия Алексеевича на орбите?
• Сколько витков сделал «Восток» вокруг Земли?
• С какой скоростью двигался корабль по своей орбите?
• После полета Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. А какое воинское звание он получил?
4. Но человек не для того летал в космос, чтобы наблюдать за ним через толстое стекло иллюминатора. Нет, человеку нужно было его почувствовать, быть его частью, ощутить свое величие и малозначимость одновременно. 18 марта 1965 года состоялся первый выход человека в открытый космос. (на фоне портрет Леонова и его картины) Космонавт Алексей Леонов пробыл за пределами космического корабля «Восход-2» 12 минут и 9 секунд и за это время не только выполнял эксперимент и любовался видами Земли, которые впоследствии изображал на своих картинах, но и столкнулся с рядом трудностей. Например, раздувшийся из-за разницы давления скафандр мешал войти обратно в люк корабля, а после входа сложно было развернуться и загерметизировать за собой люк. Но Леонов справился с этими проблемами, и выход прошел успешно. Справитесь ли вы с проблемами, которые могут подстерегать вас в открытом космосе?
Задание командам:
• Космонавту, находящемуся в открытом космосе, необходимо вернуться на корабль. На Земле эта задача не хитрая – знай себе шагай, но в космосе все значительно сложнее, так как оттолкнутся ногами не от чего. Как же космонавту сдвинуться с места? Если можно, покажите.
• Космонавту, вышедшему в открытый космос и несвязанному ни с кораблем, ни с каким либо иным объектом, необходимо повернуться на 180 градусов. Как он должен поступить? Если можно, покажите.
5. - Давай поговорим о традициях, которые есть у космонавтов. (На фоне кадры из фильма «Белое солнце пустыни») Например, чтобы полет прошел удачно, нужно перед стартом посмотреть художественный фильм «Белое солнце пустыни».
- А еще нужно взять с собой на орбиту мягкую игрушку на гибкой подвеске или на шнурке. (Ведущая держит в руках подобную игрушку)
- А зачем?
- Так по ней же определяется состояние невесомости, началась она или нет.
- А я думал, это талисман.
- Конечно, талисман! А сейчас давайте сделаем музыкальную паузу и послушаем песню, которая также является талисманом космонавтов. Песню «Нежность» для нас исполнит _____. (На фоне звездное небо)
Песня «Нежность была написана Николаем Добронравовым и Александрой Пахмутовой в 1965 году. Это одна из самых любимых песен космонавтов, ведь в ней отражаются вера близких людей в их силы, надежда на благополучное течение их полета и самое главное – ожидание их дома на Земле.
В песне упоминается имя Антуана де Сент-Экзюпери, французского летчика и писателя, в книгах которого воспеваются дружба, доброта, любовь и люди, ищущие вечные истины и делающие мир прекрасней. (на фоне – портрет писателя и иллюстрации из «Маленького принца») Одно из его самых известных произведений – «Маленький принц». Главный герой – маленький философ, живший на маленькой планете В-612 и защищавший ее от баобабов-сорняков, который отправился в путешествие к другим планетам и фактически стал космонавтом.
Предлагаем членам наших экипажей решить две задачи, связанные с космическим миром Маленького принца.
Задача: Маленький принц решил облететь свою планету на космическом корабле. Корабль движется по круговой орбите на высоте 400 км вокруг планеты радиусом 500 км. Какова скорость движения корабля, если период обращения равен 100 мин?
Пока экипажи решают задачи, мы с Вами поиграем. За каждый правильный ответ Вы получаете сюрприз.
Загадки в стихах
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …

Астроном – он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски …

Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете -
На орбите как назло
Появилось …

НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый …

Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…

Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам – тепло, хвосты – …

Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это черная …

В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …

Звездолет – стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …

А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!
6. С древнейших времен люди мечтали побывать на Луне, потому и неудивительно, что с началом космической эры все взоры обратились в ее сторону. (На фоне фотография вымпела, луноходов и фото людей на Луне) И если в 1959 году на поверхность Луны был всего лишь сброшен вымпел, разлетевшийся на кусочки, то уже через 10 лет, в 1969 году, сюда впервые вступили жители Земли.
Образ Луны (На фоне обложки книг о Луне, постер фильма 1902 года) воплощался в романах, кино, а в 60-х годах и в филателии, но на тот момент сведения о Луне были скудными, и художники больше полагались на свою фантазию, которая не всегда отражала действительность.
Перед Вами одна из марок СССР из серии «Космическая фантастика». (На фоне марка) Насколько эта фантастика соответствует реальности? В течение 2 минут рассмотрите марку и запишите фактологические ошибки, которые Вы на ней заметите.
7. Космонавтика шла вперед. Полеты становились дольше, исследовательские программы шире. (Фото «Салютов» и «Скайлэба») В 70-х годах начали создаваться первые орбитальные станции: «Салюты», «Skylab». (Фото «Мира» и космонавтов Т. Аубакирова и Т. Мусабаева) А в 1985 году была создана первая международная орбитальная станция «Мир». Здесь получили возможность работать вместе космонавты из разных стран. На станции в свое время побывали и наши соотечественники Тохтар Аубакиров и Талгат Мусабаев.
Членам экипажей было дано домашнее задание, и сейчас по жребию они по очереди в течение 1 минуты расскажут о наших земляках-космонавтах. (экипажи рассказывают)
Ведущие: Айды́н Ака́нович Аимбе́тов (род. 27 июля 1972) — казахский космонавт, первый гражданин Республики Казахстан, совершивший полёт в космос, 545-й космонавт мира. Народный Герой Казахстана (2015), полковник ВВС Казахстана. (на экране портрет космонавта) Со 2 по 12 сентября 2015 года совершил космический полёт в качестве бортинженера-2 транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-18М» к Международной космической станции (МКС). Являлся членом экспедиции посещения ЭП-18 на МКС. Вернулся на Землю на ТПК «Союз ТМА-16М». Продолжительность полёта составила 9 суток 20 часов 13 минут 51 секунду. Во время космического полёта Аимбетов провёл ряд физико-космических экспериментов, в частности, «Ураган», «Релаксация», эксперимент по изучению влияния радиации на человека в космосе, а также космический мониторинг состояния экологии Аральского и Каспийского морей. На орбиту Аимбетов взял с собой флаг Республики Казахстан и флаг ВВС Казахстана, а также для проведения эксперимента «Дастархан-6» казахские национальные блюда в сублимированном виде с витаминными добавками, повышающие работоспособность и укрепляющие иммунитет — айран, иримшик (твёрдый сыр из овечьего молока), курт, сухое кобылье молоко, суп харчо, печенье и мясо по-казахски
8. - МКС – международная космическая станция, современная пристань для космонавтов из разных стран мира. (На доске показывается 3D-модель процесса конструирования МКС) Ее история началась в 1998 году со стыковки двух модулей «Заря» и «Unity». С тех пор на станции побывало свыше 40 международных экспедиций, как посещения, длительностью 7-10 дней, так и долгосрочных, до года.
- Чтобы на МКС была спокойная, рабочая, дружественная атмосфера, которая особенно важна в замкнутом пространстве на расстоянии 400км над Землей, члены экспедиции подбираются согласно психологической совместимости: темпераменту, характеру и другим личностным особенностям.
- А сейчас мы узнаем, насколько члены наших экипажей психологически совместимы. Для этого им нужно будет в течение 1 минуты написать качества присущие космонавтам. За каждое совпавшее качество у всех четверых членов экипажа засчитывается 1 балл.
- Ну, это же просто сделать, ведь они сидят рядом и могут видеть записи друг друга.
- Ты прав, и чтобы этого не произошло, членам экипажа нужно будет сесть друг к другу спинами и на расстоянии.
9. На МКС ведутся различные научные исследования, проводятся эксперименты в области физики, биологии, ведется мониторинг поверхности Земли. (Фото с МКС, космонавты с растениями, с фотоаппаратами)
А для того, чтобы мониторинг прошел успешно, космонавтам необходимо точно знать, в каком районе Земли они находятся в данный момент. А если учесть, что МКС движется со скоростью выше 22000км/ч, то делать это нужно очень быстро.
Задание: попробуйте за 30 секунд определить, что это за место на Земле сфотографировано из космоса. Напишите здесь же, на листочках, название местности и сдайте через 30 секунд. Итак, поехали! (На экране два вида Земли)
10. Если космонавт на борту МКС не смотрит на Землю, на дисплеи приборов, в книгу или монитор компьютера, то он смотрит на звезды. (Фото звездного неба из иллюминатора)
Задание: Вам необходимо на координатной плоскости построить по точкам два созвездия и затем вспомнить их названия. Время выполнения задания – 3 минуты. За каждое правильно начерченное созвездие – 2 балла, а за правильно данное название – 1 балл.
11. - Одним из важных параметров для зачисления в космонавты является физическая подготовка. Космонавт должен обладать превосходным здоровьем, переносить перегрузки до 12 атмосфер, иметь хороший вестибулярный аппарат и сильный мышечный корсет.
- А как этого достичь? (Фото тренажеров)
- Для развития этих показателей кандидаты занимаются на таких тренажерах, как центрифуга, качели Хилова, кресло Барани и другие.
- А как быть нам?
- В условиях подготовки наших членов экипажей будут использоваться более простые снаряды. В начале для проверки состояния вестибулярного аппарата мы попросим экипажи выстроиться в шеренгу, командиры стоят впереди. По команде все проходят точно по лентам, расстеленным перед каждым экипажем, но проходят по очереди и приставляя ногу к ноге, пятку к носку. Тот экипаж, который пройдет быстрее, получит 3 балла. Начали!
(звучит песня «Заправлены в планшеты космические карты»)
Замечательно!
Теперь следующее задание, каждому командиру надо делегировать одного члена экипажа, у которого планируется выход в открытый космос, для проверки его выносливости в случаях перегрузки и условиях кратковременной невесомости. (Выходят два участника по одному от каждого экипажа, им выдаются одинаковые скакалки). За одну минуту Вам нужно будет прыгать через скакалку, и тот, кто сделает за это время больше прыжков, зачислит своему экипажу 2 балла.
12. - В настоящее время интерес к космонавтике только повышается. Космос перестал быть чем-то фантастичным и вошел в привычную жизнь людей. (Скриншоты репортажей новостей с запуском ракеты)
- Да, ты права! Снимаются фильмы на космическую тему, пишутся книги, в новостях не упускается ни одного репортажа о полетах в космос.
- А ты знаешь, как часто те, кто не имеет к космонавтике прямого отношения, но все равно как-то связаны с ней – журналисты, писатели и просто люди, – делают досадные ошибки, путая разные понятия или ошибаясь с переводом на другие языки.
- Так давай же проверим, смогут ли наши экипажи определить правильные варианты выражений и сделать качественный перевод фразы на английский и казахский языки. За каждый правильный ответ Вы получаете по одному баллу. Время выполнения задания 3 минуты.
(на экране показаны все задания)
Задания:
1 вариант
А) Космический корабль, выводящий спутники на орбиту. Ракетоноситель или Ракета-носитель?
Б) Процесс поиска и эвакуации с места посадки космонавтов.
Спасание или Спасение?
2 вариант
А) Отправка космической ракеты в космос. Запуск или Пуск?
Б) Аварийные ситуации. Нештатные или Внештатные?
Фраза для перевода: «Космонавты на МКС проводят важные эксперименты»

Подведение итогов. Слово жюри. Основным экипажем стали ________________________. Поздравляем Вас. Спасибо за игру. Успехов Вам и благополучия.

Список литературы:
1. «Энциклопедия для детей» издательства «Аванта+» Астрономия 1997 г., г. Москва
2. «Энциклопедия для детей» издательства «Аванта+» Космонавтика 2004 г., г. Москва
3. Глазков Ю. Н., Колесников Ю. В. «В открытом космосе», М.: Педагогика, 1990.
4. Горшков В. С. «Мы – дети Земли», Л.: Лениздат, 1986.
5. http://cosmos-and-astronomy.ru/astronautics/45-astronautics/111-interesting-facts-about-the-life-of-astronauts-in-space.html
6. http://best-muzon.com/space
7. www.youtube.com/watch?v=AXnfTCqCohI

Авторы: Паевская С. В., Баймухамедова А. Н.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: Катерина (2017-01-24)
Просмотров: 53 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-03-27, 1:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [617]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [170]
Личности [114]
Великие педагоги [34]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [78]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [393]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [43]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [614]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [198]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [21495]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [184]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru