Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Организация проектной и исследовательской деятельности уч-ся в ДШИ
Росина Елена Афанасьевна
Завуч по УМР
КГКП «Школа искусств акимата
Шемонаихинского района»
г. Шемонаиха

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
И ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ДШИ

Перед успешным учителем всегда стоит проблема: как заинтересовать учащихся предметом? Как сделать так, чтобы урок прошел интересно, чтобы у детей развивалась потребность к творческому развитию, вырабатывалось стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, желанию сделать что–то свое, новое, лучшее.
Один из путей решения этих проблем может быть найден в создании условий для развития исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Этот не новый, но практически не «раскрученный» вид деятельности в рамках школы искусств, привлекателен еще и тем, что дети «неуспешные» в профессиональных конкурсах, могут проявить себя на этом поприще, повысить свою самооценку, почувствовать свою значимость. (Рис.1)
А так как, развитие способностей детей носит социально - деятельностный характер, то школа тем самым готовит ученика к успешному обучению в профессиональном учебном заведении и формирует основы научно- исследовательской деятельности.
Нашим детям жить в мире, который существенно отличается от того в котором живем мы сегодня. В своем Послании «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства» Президент отметил: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно». [3]
На уровне государственной политики в области образования, провозглашен приоритет личностного развития ученика. Нашими умами «завладела» концепция модернизации. Рефлексия, мотивация, синектика и эвристика - эти слова прочно заняли место в нашем лексиконе. Но, давайте посмотрим на этот процесс со стороны детей – учеников, ради которых, собственно говоря, и происходит «переворот» в образовательном процессе.
В общеобразовательной школе постоянно увеличивается количество предметов, меняется их содержание, вводятся новые. Шесть, семь уроков в день стало нормой школьного режима. Между тем - дополнительные консультации по предметам, активная воспитательная и внеклассная деятельность, компьютерный цикл и репетиторство по английскому языку, наконец, дополнительное образование (школы искусств, дома творчества и т.д.), все эти «современные» условия жизни ставят мозг ребенка в жесткий режим работы: заучить, ответить, получить оценку и бежать вперед получать новую информацию. Преподаватели, стремясь сэкономить драгоценное время на уроке, преподносят информацию как данность, как свершившийся факт, на который ребенок не может уже никак повлиять. Результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что педагоги школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Наши ученики не умеют "увязывать" с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт. [2, с.6].
Мы задаемся вопросом – «Почему дети не внимательны, не прилежны, не старательны? Почему они перестали удивляться и восхищаться?». И подумав, отвечаем – «А где, ребенку найти возможность, при таком потоке постоянно поступающей на него информации, остановиться и подумать – что и как он делает, о чем и как он мыслит? Ведь процесс размышления ни терпит суеты». Наши мысли могут проявляться только при спокойном, благостном состоянии души. И тут возникает следующий вопрос – «А почему не дать ребенку подумать самому. Сделать так, будто он сам сделал открытие». Согласитесь, «своё открытие» ребенок никогда в жизни не забудет.
Стремление ребенка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если этой активности не противодействовать, то с возрастом потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов школьных исследований существенно расширится.
Почему мы очень часто лишаем детей возможности стать первооткрывателями и исследователями. Не оставляем им шанса на возможность поставить что-то под сомнение, то есть не учим размышлять, сопоставлять, находить образные сравнения, искать подтверждения в своём жизненном опыте. А потом сетуем, на те проблемы, о которых говорилось выше.
Нам, служителям Музы искусства, предоставляется замечательная возможность заниматься интеграцией личностно-творческих и социально-общественных образовательных целей. Ведь именно занятия музыкой, рисованием, танцами открывают невиданные границы в развитии мыслительных способностей детей.
Лев Семёнович Выготский писал: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» [1, с.24].
В нашей школе искусств исследовательский и проектный метод обучения, до недавнего времени, использовался лишь частично и педагоги довольно часто, задавали вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». И это на самом деле, достаточно серьезный вопрос. Чтобы в нем разобраться, нужно понять основные отличительные особенности.
Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:
цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование. (Рис. 2)
Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные и т.д.). Отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда.
В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Принципиальное отличие проекта от исследования состоит еще и в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы. Исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Проект же, в свою очередь, всегда ориентирован на практику. Ребенок, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему.
Школа искусств имеет все возможности для того чтобы удовлетворить «детское любопытство» и заразить ребенка потребностью к исследованию в любой из видов деятельности. Будь это игра на музыкальных инструментах, изучение танцевального творчества, вокальное или изобразительное искусство.
Сегодня, мы на собственном примере можем сказать, что учащиеся занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся собирать и обрабатывать информацию, развивают умение анализировать, интегрировать и применять полученные ранее знания по предмету, у них расширяется кругозор, они становятся более коммуникативными, активно участвуют в школьной деятельности.
Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Желаем и Вам успехов на этом поприще! Занимайтесь проектной и исследовательской деятельностью!

Список использованной литературы и других источников:

1.Выготский Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте // Избран, психол. исследования. М., 1982. Т.1. с.24
2.Нугманова Н.В. Доклад «Новые требования к обучению предметов математики и физики на основе международных сравнительных исследований
PISA И TIMSS». Актау, 2014, с. 6.
3.Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана «Социально- экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», 2012.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: Айседора (2017-03-25) | Автор: Лауреаты школьного конкурса проектн
Просмотров: 78 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-08-24, 2:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [633]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [170]
Личности [114]
Великие педагоги [36]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [79]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [404]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [43]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [619]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [199]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [21694]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [184]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru