Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение

Праздник Наурыз
План-конспект урока по лепке в 1 классе на тему "Праздник Наурыз"

Преподаватель ИЗО
школы искусств №2 - клуб ЮНЕСКО
г.Караганда, Казахстан
Степаненко Ирина Николаевна

Лепка
1 класс

ТЕМА: «Праздник Наурыз».

Вид деятельности: лепка.
Тип урока: объяснение нового материала

Цель урока: вылепить из пластилина фигурки людей и животных, закомпановать их на плоскости.
Задачи урока:
Обучающие: 1.Формирование навыков работы с пластилином.
2. Передача облика животных и человека, окружающей среды пластическими средствами.
Развивающие: 1. Развитие образной памяти, творческой фантазии, воображения.
2. Дальнейшее развитие моторики руки
Воспитывающие: 1. Воспитание любви к природе родного края.
2. Пробуждение интереса к национальным традициям.

Оборудование урока:
Для учителя: К уроку учитель готовит макет аула. В него входят: план местности, на котором будут выставляться все фигуры (см. схему); бумажные модели юрт (2 – 3 шт.)

Наглядные пособия: фигурки из пластилина барашка и пастуха, казахский национальный костюм (мужской и женский), казахские народные инструменты (домбра, кобыз, шанкобыз), посуда (пиала, торсык, ожау).
Музыкальный ряд: аудиозапись с казахской народной музыкой.
Для учащихся: пластилин, стеки, тряпочка, клеёнка.

План урока
1. Организационная часть.
2. Сообщение темы.
3. 22 марта - день весеннего равноденствия.
4. Праздник Наурыз - традиции и обычаи.
5. Закрепление материала.
6. Практическая деятельность.
7. Подведение итогов.
8. Уборка рабочего места.

Ход урока
Класс оформлен работами учащихся с казахским национальным орнаментом. Звучит музыка.
Учитель: Прежде, чем начнется наш урок, давайте посмотрим в окошко, на веточки деревьев. Какие они? Зимой они были такими же или что-то изменилось?
Учащиеся: Почки набухли.
Учитель: На улице холодно, поэтому изменения почти незаметны, но природа уже проснулась. (Учитель показывает проращенные веточки с зелеными листочками). Смотрите, какие я принесла вам веточки. Отличаются они от тех, что на улице? Чем?
Учащиеся: Да. Они с зелеными листиками и пушистыми сережками. На них приятно смотреть, потому что они напоминают о весне.
Учитель: Сегодня мы и говорим о весне. Тема нашего урока: «Наурыз». Что же такое Наурыз?
Учащиеся: Казахское слово. Праздник, Новый год. Это, когда просыпается природа, звери.
Учитель: Всё верно. Прежде всего - это казахское название месяца март. И вы правильно сказали - это праздник. Когда он начинается?
Учащиеся: 22 марта.
Учитель: А почему именно 22, кто-нибудь знает?
Учащиеся: Затрудняются ответить.
Учитель: Это день весеннего равноденствия. Астрономы считают, что с этого дня начинается весна, потому что в этот день все небесные тела возвращаются на свои исходные позиции, начинается обновление всего живого в окружающем мире. Но главный признак набухание почек, буйное прорастание зелени, первый весенний гром. С этого момента начинается обновление природы. Раньше считали, что именно с этого дня начинается новый год. Что вы знаете о празднике Наурыз?
Учащиеся: Его празднуют все вместе, накрывают стол, готовят угощение. Учитель: В каждой семье в этот день накрывали дастархан. Готовили похлебку наурыз коже из семи компонентов. Девушки готовили блюдо уйкы ашар из свежего мяса. Считалось, что оно пробуждает у юношей чувство любви. Им угощали женихов, чтобы они не проспали весеннего обновления природы.
До наступления праздника всё приводили в порядок - дома, хозяйственные постройки, мебель, домашнюю утварь. Расплачивались с долгами, мирились.
В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все ёмкости заполняли молоком, айраном, шубатом, семенным зерном, ключевой водой.
В день Наурыза все старались быть в хорошем расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали добрые пожелания. Каждый старался одеться опрятно, чисто, по возможности надевали что- нибудь новое. Посмотрите, как красиво одевались на праздник.
Учитель разрешает ребятам примерить чапан, головные уборы, обращает внимание на орнамент, которым украшены костюмы. В процессе примерки идет обсуждение костюмов (чем отличается мужской от женского, какой материал используется, какой орнамент и т. д.).
В день наурыза вместе встречали рассвет. Утром очищали арыки, колодцы, истоки родников, высаживали деревья. “Срубишь одно дерево - посади десять”, - говорили старики.
Праздник не обходился без игр. Какие казахские народные игры вы знаете?
Учащиеся: Когда девушка убегает, а джигит догоняет.
Учитель: Очень хорошо! Эта игра называется «кыз-куу» - «догони девушку» (на доске пишется название на казахском языке). А ещё какие игры? Учащиеся: Борьба, скачки.
Учитель: Молодцы! Аламан-байга - скачки на дальние расстояния; жорга жарыс - скачки на иноходцах. Кокпар - состязание двух групп всадников за обладание тушей козла и мн. др.
Заканчивался день театрализованным представлением. Акыны состязаются в песнях, символизируя добро и зло, уходящий старый и наступающий новый год. С заходом солнца разжигался костер у переносных качелей. У качелей пели и плясали, завершая праздник.
(Учитель предлагает детям ознакомиться с народными музыкальными инструментами, поиграть на них).
На юге Казахстана торжества дополнялись чествованием алого цветка - кызгалдак.
Учащиеся: Это, наверное, тюльпан.
Учитель: Думаю, что да. Сегодня мы многое узнали о празднике Наурыз. Что вы запомнили из объяснения?
Учащиеся: Это праздник Весны. Его отмечают, когда планеты заново начинают свой путь по небу, и день равен ночи. Просыпается вся природа. Всё приводят в порядок. Много игр. Состязания певцов. Качаются на качелях и т.д.
Учитель: Молодцы! Очень хорошо! Стоит отмечать этот своеобразный народный праздник?
Учащиеся: Да!
Учитель: Ребята, а вы знаете, долгое время праздник Наурыз был запрещен. Мы снова стали отмечать его лишь с 1988 года. На сегодня это выходной праздничный день. И мы все с большим удовольствием отмечаем праздник Весны, Труда и Обновления.
Переходим к практической работе.
Посмотрите на наш аул. Стоят белые праздничные юрты, украшенные орнаментом, ручеек бежит, цветы расцвели, солнышко греет. Красиво? Учащиеся: Да.
Учитель: Но мне кажется, кого-то не хватает. Как вы думаете кого? Учащиеся: Людей, животных.
Учитель: Правильно. Сейчас наш аул выглядит пустым, безжизненным. Давайте «заселим» его людьми, животными, птицами. Посадим деревья. Всё это мы можем вылепить из пластилина. Пусть сегодня наш аул готовится к празднику Наурыз.
Учитель помещает на макете фигурки чабана и барашка. Начинается беседа-игра, в процессе которой ставятся практические задачи (что надо лепить):
• Наверное, барашку одному скучно. Он привык жить в отаре, а чабану не хватает помощника - собачки.
• Джигит спешит в аул на праздник к своей невесте.
• Надо перебраться через ручей, но нет моста.
• Девушки накрывают дастархан и т.д.
Ребята лепят лошадок, птиц, деревья, цветы, блюда с баурсаками, кувшины с молоком, костер, на котором готовится пища, качели и мн.др. Все фигурки расставляются самими учащимися.

Готовая композиция обсуждается коллективно.

Литература.
1. У.Д. Джанибеков. Эхо… По следам легенды о золотой домбре [Текст]. –
А-А., 1991
2. А.Х. Маргулан. Казахское народное прикладное искусство (в 3-х томах), т.1, [Текст]. — Алма-Ата, «Өнер» 1986.
Категория: ИЗО и черчение | Добавил: Stika (2017-12-26) | Автор: Степаненко Ирина Николаевна E
Просмотров: 690 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 9:48 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru