Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

12.09.2016 г. ЗОЖ и его пропаганда в школе. Ля-Круа Н.И.
ЗОЖ и его пропаганда в школе.
О состоянии здоровья в режиме дня.

Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив, ибо он отлично себя чувствует. Он способен получить удовольствие в процессе труда, имеет возможность совершенствоваться.
О гиподинамии в последнее время много пишут и говорят. Мнение учёных сводится к тому, что именно гиподинамия является одной из главных причин роста частоты и тяжести сердечно-сосудистых и ряда других современных заболеваний.
К сожалению, от недостатка движений страдают и дети.
По подсчётам учёных, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности, т.е. сидят или лежат. Выборочные исследования режима дня городских школьников показали, что ежедневная продолжительность учебных занятий в школе и дома составляет в 4-6 классах около 9 часов.
В результате нерационального режима отмечается неблагоприятное воздействие учебной нагрузки (как классной, так и внеклассной) на уровень артериального давления и зрение. К этому следует добавить, что гиподинамия при чрезмерном питании с избытком углеводов и жиров ведёт к ожирению. Тучные дети, столь недавно восхищавшие родителей, начинают вызывать у них тревогу: скованные движения, одышка, жалобы на слабость и сердцебиене. Всё это вредит здоровью детей и, следовательно, мешает полноценной учёбе..
Несомненно, эффективным средством борьбы с гиподинамией является физическая культура. К сожалению, два урока физической культуры в неделю могут компенсировать только 11% движений, необходимых по норме. Даже ежедневные уроки физической культуры не могут ликвидировать дефицит движений.
Физические упражнения не смогут укрепить здоровье и повысить работоспособность, если не соблюдать режим дня.
Режим дня не может быть одинаковым для всех людей без различия возраста, профессии и состояния здоровья. Однако есть общие гигиенические требования, одинаковые для лиц любого возраста: правильное сочетание умственного и физического труда, занятия физической культурой, регулярные приёмы пищи, чередование труда и отдыха.
Режим воспитывает организованность, целенаправленность действий, волю, приучает к дисциплине.
Физическая культура – это система укрепления здоровья и физического воспитания людей при помощи физических упражнений в сочетании с естественными факторами природы и мерами общественной и личной гигиены.
Одной из главных задач физического воспитания в школе, предусмотренных комплексной программой, является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, подвижные игры на переменах, систематические занятия в спортивных кружках, секциях, внеурочные занятия (походы, экскурсии, спортивные праздники и мероприятия, а также дни здоровья и спорта).
Уроки физической культуры проводятся, как известно, по действующей учебной программе два раза в неделю в залах или на открытом воздухе.
Оздоровительная роль уроков физической культуры достигается:
1. организацией учебного процесса с учётом состояния здоровья школьников;
2. подбором упражнений с учётом возрастно-половых особенностей учащихся, их физиологических и индивидуальных возможностей, уровня двигательной подготовленности;
3. адекватностью дозировки упражнений их продолжительности, повторяемости, чередования с отдыхом, степени сложности;
4. обеспечением гигиенических условий;
5. предупреждением травматизма;
6. проведением врачебно-педагогического контроля за занимающимися.
Задачи, стоящие перед учителем, проводящим занятия гимнастикой до уроков:
1. помочь школьникам организованно начать учебный день.
2. сократить период врабатываемости организма учащихся в предстоящую учебную деятельность.
3. оптимизировать функциональное состояние важнейших систем организма.
Эффективность гимнастики до уроков обеспечивается в том случае, если достигнуто серьёзное отношение к ней учащихся, а также непосредственное участие всего педагогического коллектива.
Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах.
Основные задачи:
1. организовать отдых в процессе учебного дня с целью повышения работоспособности.
2. содействовать формированию положительного отношения к организованной коллективной деятельности, повышению объёма знаний и навыков.
3. содействовать закаливанию организма и повышению уровня физического развития и двигательной подготовленности.
4. способствовать формированию интереса к физическим упражнениям, навыков самостоятельных занятий, сознательной дисциплины, творческой инициативы.
Ежедневные физкультурные занятия в группах продлённого дня.
Задачи ежедневных занятий физическими упражнениями (спортивный час) следующие:
* укрепление здоровья;
* закаливание организма учащихся;
* повышение уровня физического развития;
* развитие физических качеств;
*повышение уровня физической и умственной работоспособности;
* поддержание её устойчивости на протяжении всего учебного года;
* совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры;
* формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Занятия с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп.
Задачи физического воспитания школьников с отклонениями в состоянии здоровья:
1. укрепление здоровья;
2. улучшение физического развития;
3. закаливание организма;
4. обеспечение двигательной активности в период всего обучения в школе;
5. освоение основных двигательных навыков и умений;
6. привитие интереса к систематическим физкультурным занятиям;
7. воспитание морально-волевых качеств, культуры поведения.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. ЗОЖ позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
В связи с распространением среди школьников гиподинамии, влекущей за собой целый ряд отклонений в состоянии здоровья детского организма, как функционального, так и органического характера (неврозы, нарушения сердечно-сосудистой системы, моторно-двигательного аппарата, аллергические состояния, нарушения зрения), мед. работники, все учителя школы и учителя ФК должны быть достаточно подготовленными в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физического воспитания с учётом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного контроля, врачебно-педагогических наблюдений и санитарно - просветительской работы. Гармоничное развитие школьников немыслимо без правильного физического воспитания, укрепляющего организм, повышающего жизненные функции.
Анализируя ситуацию в школе путём наблюдения, тестирования, анкетирования работы с преподавателями и родителями, выявились проблемы оздоровления учащихся школы, что создало условия для создания и внедрения программы по ЗОЖ. Лишь 5-7 % из общего числа обследуемых учащихся являются здоровыми, а 93-95 % имеют различные заболевания и отклонения в здоровье.
Констатация положения позволяет отмечать, что большинством учащихся не соблюдается режим дня школьника. Неправильно организован процесс выполнения домашнего задания. Сон является коротким и неполноценным. Питание не сбалансировано и, порой, не соответствует норме суточной потребности, не всегда соблюдаются правила личной и общественной гигиены.
Поэтому необходима поэтапная и планомерная работа в реализации плана действий.
Программа по ЗОЖ разработана на перспективу и предложена в качестве плана действий всему педагогическому коллективу, медицинскому персоналу, работникам общественного питания, классным руководителям, преподавателям ФК, учащимся и их родителям.
Программа «Здоровый образ жизни субъектов образовательного пространства» реализуется всем педагогическим коллективом школы, учениками и их родителями, конкретными средствами, методами, через систему сбалансированных мероприятий.
В течение ряда лет, стараясь разнообразить свою работу, мы проводим уроки и спортивные мероприятия, как в спортзале, так и на спортивной площадке, в городском парке, на Центральном стадионе.
Цель проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий:
- популяризация спортивных игр;
- воспитание чувства коллективизма, ответственности, взаимовыручки;
- ведение здорового образа жизни;
- увеличение двигательного режима школьников ;
- поддержание устойчивого интереса школьников к занятиям физической культурой.
Задачи спортивных мероприятий:
1. укрепление здоровья учащихся средствами физической культурой;
2. повышение физической подготовленности учащихся;
3. профилактика вредных привычек (табакокурение, наркомания, СПИД);
4. всесторонняя подготовка к творческому труду и защите Родины;
5. развитие быстроты, выносливости, ловкости, силы, прыгучести.
Мы, учителя ФК, стараемся проводить в каждом учебном году как можно больше различных спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий различного масштаба. Стараемся вовлечь в эти мероприятия как можно больше количество учащихся.
В 2011 – 2012 учебном году в нашей школе были организованы и проведены следующие спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия:
- Дни здоровья
- Веселые старты
- Президентские тесты
- Национальные народные виды спорта
- Легкоатлетический кросс (сентябрь, октябрь, апрель, май)
- Футбол (сентябрь, май)
- Шахматы, шашки (октябрь, ноябрь, апрель)
- Настольный теннис (февраль, март)
- Баскетбол (январь, февраль)
- Волейбол (март, апрель)
Эстафета «Индустриальная Караганда».
Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия 2011 – 2012 учебного года.

Мероприятие
Фестиваль здоровья-2011«Весёлые старты»
Фестиваль здоровья-2011«Весёлые старты»
Баскетбол
Военизированная эстафета
Фестиваль здоровья-2011«Весёлые старты»
Фестиваль здоровья-2011«Весёлые старты»
Футбол КУСТ 3 место
Спартакиада КУСТ ВОЛЕЙБОЛ 1 место
Спартакиада ОБЛАСТЬ ВОЛЕЙБОЛ 2 общекомандное место
Спартакиада учителей за выход на город ВОЛЕЙБОЛ 2 место
Волейбол 9 кл.каз.
Қазақ күресі без места
Открытый урок гимнастика 5в
Открытый урок гимнастика 7а
Соревнования по гимнастике
Спартакиада учителей волейбол ГОРОД
2 место жен. 3 место муж.
Спартакиада учителей баскетбол ГОРОД
2 место жен. 3 место муж.
День здоровья Перетягивание каната
Футбол на снегу
Волейбол КУСТ девочки 1 место
Волейбол КУСТ юноши 2 место
Баскетбол КУСТ девушки место
Баскетбол КУСТ юноши место
Волейбол ГОРОД подгруппа девочки 1 место
Волейбол ГОРОД финал девочки 3 место
День здоровья-2012
Футбол КУСТ Былғары-доп 1997-1998 г.р. 2 место 1994-1995 г.р. без места
Весенний кросс в парке
Эстафета на призы «Индустриальная Караганда»
Олимпийский день 400 м девочки 5 кл.
500 м. мальчики 5 кл.

Регулярные занятия физическими упражнениями оказывают разностороннее положительное воздействие на организм человека: улучшается функциональная деятельность и согласованность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, укрепляется мышечная система, улучшается обмен веществ. В результате повышаются работоспособность организма и его сопротивляемость воздействиям внешней среды. Оздоровительное влияние физических упражнений и спорта на организм ещё значительнее, если они разумно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн.
Физическая культура и спорт помогают раскрыть свои силы, увидеть свои возможности. Это могучий источник молодости и здоровья. Занятия физкультурой сказываются на всём облике человека, делают его гармонично развитым, стройным, красивым, укрепляют физические и духовные силы, вселяют бодрость и энергию.
Категория: Физическая культура | Добавил: учительФК (2012-12-12) | Автор: Наталья Ля-Круа E
Просмотров: 827 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2017-07-25, 3:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [736]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4019]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [379]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1578]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru