Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

12.09.2016 г. ЗОЖ и его пропаганда в школе. Ля-Круа Н.И.
ЗОЖ и его пропаганда в школе.
О состоянии здоровья в режиме дня.

Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив, ибо он отлично себя чувствует. Он способен получить удовольствие в процессе труда, имеет возможность совершенствоваться.
О гиподинамии в последнее время много пишут и говорят. Мнение учёных сводится к тому, что именно гиподинамия является одной из главных причин роста частоты и тяжести сердечно-сосудистых и ряда других современных заболеваний.
К сожалению, от недостатка движений страдают и дети.
По подсчётам учёных, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности, т.е. сидят или лежат. Выборочные исследования режима дня городских школьников показали, что ежедневная продолжительность учебных занятий в школе и дома составляет в 4-6 классах около 9 часов.
В результате нерационального режима отмечается неблагоприятное воздействие учебной нагрузки (как классной, так и внеклассной) на уровень артериального давления и зрение. К этому следует добавить, что гиподинамия при чрезмерном питании с избытком углеводов и жиров ведёт к ожирению. Тучные дети, столь недавно восхищавшие родителей, начинают вызывать у них тревогу: скованные движения, одышка, жалобы на слабость и сердцебиене. Всё это вредит здоровью детей и, следовательно, мешает полноценной учёбе..
Несомненно, эффективным средством борьбы с гиподинамией является физическая культура. К сожалению, два урока физической культуры в неделю могут компенсировать только 11% движений, необходимых по норме. Даже ежедневные уроки физической культуры не могут ликвидировать дефицит движений.
Физические упражнения не смогут укрепить здоровье и повысить работоспособность, если не соблюдать режим дня.
Режим дня не может быть одинаковым для всех людей без различия возраста, профессии и состояния здоровья. Однако есть общие гигиенические требования, одинаковые для лиц любого возраста: правильное сочетание умственного и физического труда, занятия физической культурой, регулярные приёмы пищи, чередование труда и отдыха.
Режим воспитывает организованность, целенаправленность действий, волю, приучает к дисциплине.
Физическая культура – это система укрепления здоровья и физического воспитания людей при помощи физических упражнений в сочетании с естественными факторами природы и мерами общественной и личной гигиены.
Одной из главных задач физического воспитания в школе, предусмотренных комплексной программой, является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, подвижные игры на переменах, систематические занятия в спортивных кружках, секциях, внеурочные занятия (походы, экскурсии, спортивные праздники и мероприятия, а также дни здоровья и спорта).
Уроки физической культуры проводятся, как известно, по действующей учебной программе два раза в неделю в залах или на открытом воздухе.
Оздоровительная роль уроков физической культуры достигается:
1. организацией учебного процесса с учётом состояния здоровья школьников;
2. подбором упражнений с учётом возрастно-половых особенностей учащихся, их физиологических и индивидуальных возможностей, уровня двигательной подготовленности;
3. адекватностью дозировки упражнений их продолжительности, повторяемости, чередования с отдыхом, степени сложности;
4. обеспечением гигиенических условий;
5. предупреждением травматизма;
6. проведением врачебно-педагогического контроля за занимающимися.
Задачи, стоящие перед учителем, проводящим занятия гимнастикой до уроков:
1. помочь школьникам организованно начать учебный день.
2. сократить период врабатываемости организма учащихся в предстоящую учебную деятельность.
3. оптимизировать функциональное состояние важнейших систем организма.
Эффективность гимнастики до уроков обеспечивается в том случае, если достигнуто серьёзное отношение к ней учащихся, а также непосредственное участие всего педагогического коллектива.
Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах.
Основные задачи:
1. организовать отдых в процессе учебного дня с целью повышения работоспособности.
2. содействовать формированию положительного отношения к организованной коллективной деятельности, повышению объёма знаний и навыков.
3. содействовать закаливанию организма и повышению уровня физического развития и двигательной подготовленности.
4. способствовать формированию интереса к физическим упражнениям, навыков самостоятельных занятий, сознательной дисциплины, творческой инициативы.
Ежедневные физкультурные занятия в группах продлённого дня.
Задачи ежедневных занятий физическими упражнениями (спортивный час) следующие:
* укрепление здоровья;
* закаливание организма учащихся;
* повышение уровня физического развития;
* развитие физических качеств;
*повышение уровня физической и умственной работоспособности;
* поддержание её устойчивости на протяжении всего учебного года;
* совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры;
* формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Занятия с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп.
Задачи физического воспитания школьников с отклонениями в состоянии здоровья:
1. укрепление здоровья;
2. улучшение физического развития;
3. закаливание организма;
4. обеспечение двигательной активности в период всего обучения в школе;
5. освоение основных двигательных навыков и умений;
6. привитие интереса к систематическим физкультурным занятиям;
7. воспитание морально-волевых качеств, культуры поведения.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. ЗОЖ позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
В связи с распространением среди школьников гиподинамии, влекущей за собой целый ряд отклонений в состоянии здоровья детского организма, как функционального, так и органического характера (неврозы, нарушения сердечно-сосудистой системы, моторно-двигательного аппарата, аллергические состояния, нарушения зрения), мед. работники, все учителя школы и учителя ФК должны быть достаточно подготовленными в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физического воспитания с учётом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного контроля, врачебно-педагогических наблюдений и санитарно - просветительской работы. Гармоничное развитие школьников немыслимо без правильного физического воспитания, укрепляющего организм, повышающего жизненные функции.
Анализируя ситуацию в школе путём наблюдения, тестирования, анкетирования работы с преподавателями и родителями, выявились проблемы оздоровления учащихся школы, что создало условия для создания и внедрения программы по ЗОЖ. Лишь 5-7 % из общего числа обследуемых учащихся являются здоровыми, а 93-95 % имеют различные заболевания и отклонения в здоровье.
Констатация положения позволяет отмечать, что большинством учащихся не соблюдается режим дня школьника. Неправильно организован процесс выполнения домашнего задания. Сон является коротким и неполноценным. Питание не сбалансировано и, порой, не соответствует норме суточной потребности, не всегда соблюдаются правила личной и общественной гигиены.
Поэтому необходима поэтапная и планомерная работа в реализации плана действий.
Программа по ЗОЖ разработана на перспективу и предложена в качестве плана действий всему педагогическому коллективу, медицинскому персоналу, работникам общественного питания, классным руководителям, преподавателям ФК, учащимся и их родителям.
Программа «Здоровый образ жизни субъектов образовательного пространства» реализуется всем педагогическим коллективом школы, учениками и их родителями, конкретными средствами, методами, через систему сбалансированных мероприятий.
В течение ряда лет, стараясь разнообразить свою работу, мы проводим уроки и спортивные мероприятия, как в спортзале, так и на спортивной площадке, в городском парке, на Центральном стадионе.
Цель проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий:
- популяризация спортивных игр;
- воспитание чувства коллективизма, ответственности, взаимовыручки;
- ведение здорового образа жизни;
- увеличение двигательного режима школьников ;
- поддержание устойчивого интереса школьников к занятиям физической культурой.
Задачи спортивных мероприятий:
1. укрепление здоровья учащихся средствами физической культурой;
2. повышение физической подготовленности учащихся;
3. профилактика вредных привычек (табакокурение, наркомания, СПИД);
4. всесторонняя подготовка к творческому труду и защите Родины;
5. развитие быстроты, выносливости, ловкости, силы, прыгучести.
Мы, учителя ФК, стараемся проводить в каждом учебном году как можно больше различных спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий различного масштаба. Стараемся вовлечь в эти мероприятия как можно больше количество учащихся.
В 2011 – 2012 учебном году в нашей школе были организованы и проведены следующие спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия:
- Дни здоровья
- Веселые старты
- Президентские тесты
- Национальные народные виды спорта
- Легкоатлетический кросс (сентябрь, октябрь, апрель, май)
- Футбол (сентябрь, май)
- Шахматы, шашки (октябрь, ноябрь, апрель)
- Настольный теннис (февраль, март)
- Баскетбол (январь, февраль)
- Волейбол (март, апрель)
Эстафета «Индустриальная Караганда».
Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия 2011 – 2012 учебного года.

Мероприятие
Фестиваль здоровья-2011«Весёлые старты»
Фестиваль здоровья-2011«Весёлые старты»
Баскетбол
Военизированная эстафета
Фестиваль здоровья-2011«Весёлые старты»
Фестиваль здоровья-2011«Весёлые старты»
Футбол КУСТ 3 место
Спартакиада КУСТ ВОЛЕЙБОЛ 1 место
Спартакиада ОБЛАСТЬ ВОЛЕЙБОЛ 2 общекомандное место
Спартакиада учителей за выход на город ВОЛЕЙБОЛ 2 место
Волейбол 9 кл.каз.
Қазақ күресі без места
Открытый урок гимнастика 5в
Открытый урок гимнастика 7а
Соревнования по гимнастике
Спартакиада учителей волейбол ГОРОД
2 место жен. 3 место муж.
Спартакиада учителей баскетбол ГОРОД
2 место жен. 3 место муж.
День здоровья Перетягивание каната
Футбол на снегу
Волейбол КУСТ девочки 1 место
Волейбол КУСТ юноши 2 место
Баскетбол КУСТ девушки место
Баскетбол КУСТ юноши место
Волейбол ГОРОД подгруппа девочки 1 место
Волейбол ГОРОД финал девочки 3 место
День здоровья-2012
Футбол КУСТ Былғары-доп 1997-1998 г.р. 2 место 1994-1995 г.р. без места
Весенний кросс в парке
Эстафета на призы «Индустриальная Караганда»
Олимпийский день 400 м девочки 5 кл.
500 м. мальчики 5 кл.

Регулярные занятия физическими упражнениями оказывают разностороннее положительное воздействие на организм человека: улучшается функциональная деятельность и согласованность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, укрепляется мышечная система, улучшается обмен веществ. В результате повышаются работоспособность организма и его сопротивляемость воздействиям внешней среды. Оздоровительное влияние физических упражнений и спорта на организм ещё значительнее, если они разумно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн.
Физическая культура и спорт помогают раскрыть свои силы, увидеть свои возможности. Это могучий источник молодости и здоровья. Занятия физкультурой сказываются на всём облике человека, делают его гармонично развитым, стройным, красивым, укрепляют физические и духовные силы, вселяют бодрость и энергию.
Категория: Физическая культура | Добавил: учительФК (2012-12-12) | Автор: Наталья Ля-Круа E
Просмотров: 1340 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 0:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru