Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся

Конструктивные способы решения конфликтных ситуаций между учителями - предметниками и учащимися 10 класса Благовещенской средней школы № 1,
Введение: количество малокомплектных школ в Казахстане за последние 15 лет увеличилось в два раза. И на сегодня, по статистическим данным, таковых в республике насчитывается 4221. Это 56 % от общего числа. В них обучается около 400 тыс. учащихся. Около половины малокомплектных школ переведены на 9 – ти летнее обучение. Это означает, что по окончании 9 - ти классов учащиеся обязаны либо поступать в среднеспециальные учебные заведения, либо продолжать обучение в других населенных пунктах, где есть школы с 11 – ти летним обучением. Благовещенская средняя школа №1 является одной из школ Жамбылского района на базе которой ребята продолжают обучение. Соответственно вновь прибывшие в нашу школу ученики встречаются с рядом проблем, которые могут затруднить и продлить период адаптации в новой школе. При этом, стоит учесть, что адаптации подвергаются не только вновь прибывшие учащиеся, но и те в чей класс приходят новички. В течение всей жизни организму приходится приспосабливаться к непрерывно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Одним из таких периодов школьной жизни, является период адаптации учащихся 10-х классов к обучению в старших классах. Переход в 10-ый класс сопровождается формированием нового классного коллектива и профессиональной направленности, к увеличению учебной нагрузки. В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, потребности в общении и одновременно, в обособлении, самоопределении, построении жизненных перспектив. В этот период может возникнуть наибольшее количество конфликтных ситуаций между учениками и учителями предметниками. Не правильное разрешение которых может повлечь за собой ряд других проблем, которые могут негативно сказаться на процессе обучения старших школьников.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть основные типы педагогических конфликтных ситуаций с которыми могут встречаться как учащиеся, так и учителя предметники сельских школ с 11 – ти летним периодом обучения, так же представлены возможные пути их разрешения.
Взаимодействие с учениками учитель организует через разрешение педагогических ситуаций.
Педагогическая ситуация определяется Н. В. Кузьминой как «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них» (3 — С. 212).
В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так.
В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учениками по поводу его конкретного поступка, действия в школе.
В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам: останавливает драку, предупреждает ссору между учениками, просит помочь в подготовке к уроку, включается в разговор между учениками, проявляя порой находчивость.
В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно.
Я стала классным руководителем. Дима П., ученик из моего класса, перестал выполнять домашние задания, нарушал дисциплину. Мальчик способный, а «двойки» стали появляться по многим предметам, никакие уговоры на него не действовали. Я для него как будто не существовала. Это длилось почти весь учебный год: были эмоциональные срывы и с моей стороны, и со стороны ученика. В одно из посещений школы мама ученика обратилась ко мне за помощью. Оказалось, что отец Димы пьет и скандалит и мальчик с матерью часто не ночуют дома. Узнав об этом, я изменила отношения с Димой, он почувствовал, что я не безразлична к его судьбе, и постепенно выправил поведение и учебу. Жаль, что мы часто видим только срыв в поведении ученика и некогда нам выяснять его причину.
При разрешении педагогических ситуаций действия часто определяются личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым. Для учителя и ученика различные ситуации могут быть школой познания других людей и самого себя.
Конфликт в психологии определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» (4 - С. 153).
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.п.
Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.
Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от «милости» учеников.
В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» (5 — С. 185).
Виды педагогических ситуаций и конфликтов. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:
— ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
— ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
— ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Предложенный ниже перечень педагогических ситуаций и конфликтов преследует практическую цель ориентировать учителей в многообразных школьных ситуациях и конфликтах.
Ситуации и конфликты деятельности. Ситуации по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное занятие. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнения домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.
Приведем типичный пример.
На уроке русского языка учительница несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников, сидящих впереди.
Учительница потребовала, чтобы мальчик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте, хотя стрелять прекратил. Учительница села за стол и стала писать в журнале, ученики занялись своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели.
Такое поведение ученика свидетельствует о полном разрыве взаимоотношений с учителем и приводит к ситуации, когда работа учителя действительно зависит от «милости» ученика.
Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе, когда учитель ведет предмет в данном классе непродолжительное время и отношения между учителем и учениками ограничиваются контактами только вокруг учебной работы. Таких конфликтов, как правило, меньше на уроках классных руководителей, в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке.
В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке. Тем самым искажается подлинный мотив учебной деятельности, такие ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.
Ситуации и конфликты поступков. Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами.
Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников.

Проводя исследование совместно с психологом школы, главное внимание мы уделили конфликтам между учителем и учеником. Исследование проводилось в октябре 2012 года, в Благовещенской средней школе № 1.
Метод исследования: опрос.
Цель исследования: изучить виды конфликтных ситуаций между учителями предметниками и учащимися 10 класса Благовещенской средней школы № 1 в период адаптации и способы их разрешений.
Гипотеза исследования выступило предположение, что конструктивные способы решения педагогических конфликтов помогут быстрой адаптации десятиклассников.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1) Изучить понятие конфликтные ситуации и возможные пути их конструктивного решения в современной психологии;
2) Провести исследование наиболее распространенных конфликтных ситуаций среди учителей предметников и учащихся 10 класса Благовещенской средней школы № 1;
3) Составить рекомендации для учителей.
Теоретическая значимость исследования, обусловлена получением новых экспериментальных данных о конструктивных способах решения конфликтных ситуаций между учителями предметниками и учащимися 10 класса Благовещенской средней школы № 1.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные нами результаты могут быть использованы практическими психологами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами в своей работе с учащимися старших классов образовательных учреждений.
Новизна исследовательского проекта состоит в том, что по нашим данным, на данной выборке исследование конструктивных способов решения конфликтных ситуаций между учителями предметниками и учащимися 10 класса Благовещенской средней школы № 1, в период адаптации, ранее не проводилось.
В течение рабочего дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И, естественно, в общении возможны недоразумения, ссоры, обиды, проявления агрессии, смена настроений. И ситуация может перейти в конфликт. Конфликт в педагогической деятельности часто выражается в стремлении учителя утвердить свою позицию и протесте ученика против несправедливого наказания, неправильной оценке его деятельности, поступка. Ученику трудно каждый день соблюдать правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому незначительные нарушения общественного порядка естественны: возможны ссоры, обиды, перемены настроения и т.п.
Основные причины конфликтов между учителем и учащимся:
• Негативная оценка личности учащегося, а не конкретного поступка;
• Негативная оценка поступка учащегося без разбора его мотивов, учёта
личных особенностей;
• Неумение учителя прогнозировать поведение учеников на уроке;
• Характер отношений, сложившихся между учителем и отдельными учениками (в силу личностных качеств и нестандартного поведения последних);
• Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).
Напряженные отношения с учителем – очень травмирующая ситуация. Ребёнок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может «выдать» любую реакцию: от потери интереса к учёбе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допустить, чтобы конфликт зашёл далеко.
Также нужно помнить, что любая ошибка учителя при разрешении конфликтных ситуаций тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.
При возникновении конфликта учителю стоит выяснить, простой ли это спор, недоразумение либо конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости, психологической несовместимости. После определения причин его возникновения учитель должен минимизировать количество его участников. Установлено, что, чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения.
В школе следует регулярно осуществлять комплекс мер, направленных на предотвращение возможных конфликтов между учителем и учеником. Тем не менее, какие бы меры не принимались, избежать конфликтных ситуаций не всегда получается. Для того, чтобы максимально снизить их негативное воздействие и последствия, необходимо знать принципы возможного поведения в той или иной сложной ситуации.
Например, в классе есть трудный подросток, на уроках ведёт себя вызывающе, грубит. Если во взаимоотношениях с таким учеником ориентироваться в первую очередь на его поведение и внешний вид, то напряжение во взаимоотношениях будет только расти. Чем чаще вы будите выражать строгость и нетерпение, высказывать запреты, тем большую агрессию он будет проявлять. Конфликтные взаимоотношения с таким подростком могут измениться в лучшую сторону, если ориентироваться не на его внешнее поведение, а внутреннюю позицию, т.е. понять его интересы, цели, мотивы. В этом случае учитель и ученик имеют разные объекты конфликтной ситуации. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для ученика – стремление к самоутверждению. Улаживание конфликта может наладится с объединения объектов: учитель поручает, например, интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростком его потребности в самоутверждении.
Ещё пример, на уроке при проверке домашнего задания учительница трижды попросила ответить одного и того же ученика, но он молчал. В конце урока она поставила ему «2». На следующем уроке учительница начала опрос с этого же ученика, и поскольку он снова отказался отвечать, удалила его с урока. Ученик перестал ходить на занятия по предмету, стал избегать встреч с учителем, хотя по другими предметам учился успешно. За четверть учительница поставила ему двойку. Узнав об этом, ученик отказался посещать школу. Поскольку на первом уроке ученик молчал, учителю необходимо было сразу разобраться в причинах этого и предупредить назревающий конфликт. На следующем уроке молчание ученика было уже проявление протеста. Испытав нажим со стороны учителя, он продемонстрировал подростковую принципиальность и самолюбие, но в дальнейшем не смог управлять своими поступками. В данной ситуации следовало выяснить причину неподготовленности ученика к уроку, ведь по другим предметам он учился хорошо. Его опрос на следующем же занятии стал грубейшим нарушением взаимоотношений между учителем и учеником. По вине учителя конфликт затянулся, стал эмоционально напряжённым.
Педагог должен взять на себя инициативу в разрешении конфликта и на первое место поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники – ученики, педагоги, администрация, родители.
Поведение учителя в условиях конфликта характеризует:
- напористость в реализации собственных интересов;
- кооперативность, учитывающая интересы других лиц.
Сочетание этих направлений при разной степени их выраженности определяет основные способы разрешения межличностных конфликтов: избегание, принуждение, сглаживание, компромисс.
• Избегание (уклонение) – это когда учитель не берёт на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, отрицает наличие конфликта, старается избегать ситуаций, провоцирующих конфликт.
• Принуждение (противоборство) – действия учителя направлены на то, чтобы настоять на своём путём открытой борьбы за собственные интересы, применения власти, принуждения. Он заставляет принять свою точку зрения любой ценой.
• Сглаживание (уступчивость) – действия учителя направлены на сохранение или восстановление хороших отношений, обеспечение удовлетворённости другого лица путём сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремится поддерживать других, не задевает их чувств, учитывает их аргументы.
• Компромисс (сотрудничество) – действия учителя направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его собственным интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме.
Результат исследования: В исследовании приняли участие учащиеся 10 класса Благовещенской средней школы № 1 в количестве 15 человек из них: 9 юношей и 6 девушек. Вновь прибывших двое, юноша и девушка. Учителя предметники в количестве 14 человек. Для достижения наиболее качественного результата, опрос проводился анонимно, в 2 этапа: 1 этап – опрос учащихся, 2 – этап – опрос учителей (Приложение 4).
1 этап. Анализ опроса учащихся показал, что по мнению ребят конфликты чаще всего случаются из – за неправильного поведения на уроке – 93%, не выполнения домашних заданий – 80%, опозданий на урок – 66%, пропуски без уважительной причины- 60% (Приложение 2, Таблица 1). 87% учащихся 10 класса, считают что у них возникают конфликтные ситуации с учителями – очень часто, 13% считают конфликтов не возникает совсем (Приложение 2, Таблица 2).
2 этап. Анализ опроса учителей показал, что наиболее распространенные причины из – за которых может возникнуть конфликт с учеником – это не выполнение домашнего задания, неправильное поведение ученика на уроке и пропуски без уважительной причины (Приложение 2, Таблица 3). Было выявлено 65% опрошенных учителей считают, что конфликтных ситуаций с учащимися у них не возникает совсем, 21% учителей с конфликтами встречаются редко и 14% с ними сталкиваются часто (Приложение 2, Таблица 4).
При проведении сравнительного анализа результатов, мы увидели, что при ответе на вопрос «насколько часто по вашему мнению у вас возникают конфликтные ситуации» ( Приложение3, Рисунок 1) результаты учеников и учителей сильно расходятся это объясняется тем, что на одну и туже ситуацию учителя и ученики реагируют по разному. Например, если для ученика какая – то ситуация, является конфликтной, он переживает по этому поводу, возможно ищет пути ее разрешения (юношеский максимализм), то учителя на это могут и не обратить внимания или же наоборот. На вопрос «из -за чего чаще всего случаются конфликтные ситуации» (Приложение 3, Рисунок 2) и у учителей, и у учеников, наибольшее количество ответов – это невыполнение домашнего задания, неправильное поведение учащихся на уроке и пропуски без уважительной причины. Так как данные ситуации нарушают учебный процесс не только тех кто их создает но и всего класса.
Заключение: пути помощи учителю в разрешении и предупреждении данных конфликтных ситуаций определены нами во многом благодаря совместной работе с учителями предметниками. Мы пришли к таким выводам:
— конфликтные ситуации на уроках, особенно в старших классах, большинством слушателей признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста, усиливая деловую взаимозависимость между ними. Подобные конфликты чаще случаются у учителей, интересующихся в первую очередь лишь уровнем усвоения предмета, поэтому их значительно меньше на уроках, ведущихся классным руководителем, когда учитель хорошо знает учеников и находит разнообразные формы взаимодействия с ними;
— ситуация на уроке доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим по предмету, «трудным» по поведению. Поэтому в интересах самого учителя лучше изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания;
— нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с учителем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету.
Цели и задачи исследования выполнены, гипотеза получила частичное подтверждение.
Педагогические конфликты – это одна из форм взаимодействия в системе «учитель - ученик», в период адаптации десятиклассников может наблюдаться рост таких конфликтов. Конструктивное разрешение таких ситуаций или же своевременное их предотвращение благоприятно влияет на период адаптации десятиклассников.

Список литературы:
1) http://www.bnews.kz
2) Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. — М., 1991.( http://www.gumer.info)
3) Психология — производству и воспитанию. — Л., 1977.
4) Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Ярошевского. - М., 1986.
5) Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — Москва., 1981.

Приложение 1.
Рекомендации для учителей:
- различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;
- При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате) присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
- профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
- всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;
- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
- учителя и школьники часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако надо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную.
- быть более внимательным иногда конфликт не требует разрешения он может также послужить стимулом к переменам и толчком к прогрессу.
- частота и характер конфликтов зависят от уровня развития классного коллектива: чем выше этот уровень, тем реже в нем создаются конфликтные ситуации. В сплоченном коллективе всегда имеется общая, поддерживаемая всеми его членами цель, а в ходе совместной деятельности формируются общие ценности и нормы.
Приложение 2.
Таблица 1.
1) Насколько часто по вашему мнению у вас возникают конфликтные ситуации с учителями? Количество учащихся, человек %
Очень часто 13 87%
Часто
Редко
Не возникают совсем 2 13%

Таблица 2.
2) Из – за чего чаще всего случаются конфликты? Количество учащихся, человек %
Не выполнение Д/З 12 80%
Неприязненное отношение к учителю 3 20%
Учитель меня не понимает 2 13%
Опоздание на урок 10 66%
Не правильное поведение на уроке 14

Пропуски без УП 9 60%

Таблица 3.
1) Насколько часто по вашему мнению у вас возникают конфликтные ситуации с учащимися? Количество учителей, человек %
Очень часто 0
Часто 2 14%
Редко 3 21%
Не возникают совсем 9 65 %

Таблица 4.
2) Из – за чего чаще всего случаются конфликты с учащимися? Количество учителей, человек %
Не выполнение Д/З 14 100%
Не правильное поведение на уроке 13 92%
Пропуски уроков без УП 14 100%



Приложение 3.
Сравнительный анализ:

Рисунок 1.



Рисунок 2.



Приложение 4.

Опрос учащихся
Класс ___________
Ваш пол _______________
1)Насколько часто по вашему мнению у вас возникают конфликтные ситуации с учителями? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Из – за чего чаще всего случаются конфликты?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опрос учителей
Класс ___________
Ваш пол _______________
1)Насколько часто по вашему мнению у вас возникают конфликтные ситуации с учащимися? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Из – за чего чаще всего случаются конфликты?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Категория: Творческие проекты учащихся | Добавил: tktyf (2015-04-07) | Автор: Давидович Елена Сергеевна E
Просмотров: 1030 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 1:25 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [588]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20691]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [179]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru