Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся

Учебный проект «Сны: невозможное возможно»
Учебный проект «Сны: невозможное возможно»
Содержание проекта:
1. Общие сведения.
2. Философы о сне.
3. Роль сновидений в психоанализе.
4. Биология о сне.
 Гигиена сна
 Здоровый сон с точки зрения фен-шуй
5. Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины 19 века
 Сны как средство раскрытия образов и авторской позиции в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание"
1. Общие сведения
Толкование слова:
Сон – 1. Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения.
2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.
Сновидение – образы, картины, возникающие во время сна, во сне, сон (во 2 значении).
2.Философы о сне.
Некоторые мысли и высказывания Карла Густава Юнга о природе и значении сновидений.
С ростом научного понимания наш мир все более дегуманизируется. Человек чувствует себя изолированным в космосе, потому что теперь он отделен от природы, не включен в неё органически и утратил свою эмоциональную «бессознательную идентичность» с природными явлениями. Постепенно он теряет свою символическую причастность. Теперь уже гром – не голос рассерженного Бога, а молния – не Его карающая стрела. В реке не живет дух, в дереве больше не пребывает жизненная основа человека, змея не воплощает мудрость, а горная пещера больше не жилище великого демона. Уже не слышит человек голоса камней, растений. Животных и не беседует с ними, веря, что они слышат. Его контакт с природой исчез, а с ним ушла и глубокая эмоциональная энергия, которую давала эта символическая связь.
Эта колоссальная утрата компенсировалась символами наших снов. Они выносят на поверхность нашу исходную природу – инстинкты и специфические мысли. К несчастью, они выражают свое содержание на языке природы, на языке, который нам непонятен и странен. Поэтому перед нами встает задача перевода этого языка в рациональные слова и понятия современной речи, освободившей себя от примитивного бремени – в особенности от мистического участия в описываемых вещах. Теперь мы, когда говорим о духах и других сакральных образах, то больше не взываем к ним. Сила и слава ушли из некогда наполненных энергией снов. Мы перестали верить в магические формулы, почти не осталось табу и сходных с ними ограничений, и наш мир кажется продезинфицированным от всех « суеверных» существ, скажем, таких, как ведьмы, колдуны и пугала, не говоря уж об оборотнях, вампирах, лесных духах и всех тех странных существах, которые населяли первобытный лес.
Сказать точнее, поверхность нашего мира кажется уже очищенной от всех суеверных и иррациональных элементов.
Освобожден ли также от подобной примитивности наш внутренний мир (а не столь желательная версия относительно этого освобождения) – вопрос другой. Разве не табу для многих число 13? Разве мало еще людей, охваченных иррациональными предрассудками, проекциями, детскими иллюзиями? Реалистическая картина человеческого разума обнаруживает так много первобытных черт и пережитков, играющих заметную роль в жизни индивида, что, кажется, ничего не случилось за последние 500 лет.
Существенно важно дать оценку этому. Современный человек фактически являет собой любопытную смесь свойств, приобретенных за долгие годы своего умственного развития. Это запутавшееся существо – человек и те символы, с которыми мы имеем дело, и нам следует весьма тщательно исследовать плоды его разума. Бок о бок со скептицизмом и научным убеждением продолжают существовать старомодные предрассудки, отжившие стереотипы мысли и чувства, упрямое недопонимание и слепое невежество.
Но самая сложная и неведомая часть разума, производящая символы, до сих пор почти не исследована. Это может показаться почти невероятным, ведь мы получаем сигналы из бессознательного каждую ночь, но расшифровка этих посланий представляется слишком утомительным занятием почти для всех, исключая немногих людей, которых это беспокоит. Величайший инструмент человека – его психика – привлекает мало внимания, зачастую ей просто не доверяют и презирают ее. Пренебрежительное: «Это всего лишь психология» часто означает пустоту, ничто.
Откуда пошли эти повсеместные предрассудки? Очевидно, мы настолько были заняты тем, что думали, что совершенно забыли спросить: а что же бессознательное психическое думает о нас? Идеи Зигмунда Фрейда подтвердили существование презрения к психологическому у большинства людей. До него бессознательным просто пренебрегали и не замечали его, теперь же оно стало свалкой всего морально отвергнутого.
3.Роль сновидений в психоанализе.
Сновидения играют важную роль в психоаналитической терапии. Они являются, по словам Фрейда, «королевской дорогой к бессознательному». Во снах выражаются бессознательные потребности, воспоминания, конфликты и желания человека. Сновидения могут стать путем понимания скрытых аспектов нашего «Я», особенно, когда исследуются с помощью аналитика.
Бессознательные процессы и как они влияют на нашу жизнь.
В бессознательном все фиксируется, сохраняется и существует одновременно, не делясь на прошлое, настоящее и будущее.
Бессознательное состоит из желаний, потребностей, установок, воспоминаний и убеждений, непосредственно недоступных обычному осознанию.
Современные исследования показывают, что многие из наших жизненных выборов, типа выборов супруга (супруги), друзей, карьеры, стиля жизни, болезней и т.д. основываются на побуждениях, которых люди обычно отчетливо не осознают. Множество горьких воспоминаний детства, хранящиеся в бессознательном, тем не менее, управляют нашим повседневным поведением. Обладая недостаточным пониманием собственных бессознательных побуждений, люди становятся жертвами эмоциональных реакций, которые угнетают и разрушают их жизни. Психоанализ позволяет выявить эти бессознательные процессы через поведение, языковые аномалии, сновидения, и свободные ассоциации.
И тогда он обратился к изучению собственных сновидений, результаты которого изложил в уже упоминавшейся книге «Толкование сновидений» (1900г.). Ее он неизменно считал своим главным трудом.
Впрочем, уже до этого труда Фрейд напал на мысль о том, что «сценарий» сновидений при его кажущейся нелепости – не что иное, как код потаенных желаний, которые удовлетворяются в образах-символах этой формы ночной жизни. Это предположение настолько поразило Фрейда, что он запомнил, при каких обстоятельствах оно пришло на ум. Это было в четверг вечером 24 июля 1895г. В северо-восточном углу террасы одного из венских ресторанов. По этому поводу Фрейд иронически заметил, что на этом месте следовало бы прибить табличку: «Здесь доктором Фрейдом была открыта тайна сновидений». Естественно поэтому, что и собственные сны Фрейд рассматривал после пробуждения, исходя из сложившейся уже у него гипотезы о символике образов. В книге описывались приемы построения этих образов: их сгущение в некий причудливый комплекс, замена целого частью, олицетворение и т.п. При этом полагалось, что существуют символы (полета, падения, видения воды, острых предметов, выпавшего зуба и т.п.), имеющие универсальный смысл для всех людей. Проверка данного положения независимыми авторами не подтвердила этот вывод. Фрейд объяснял образы сновидений как разряды аффектов. По его мнению, говоря словами одного советского психолога, «сновидение, подобно луне, светит отраженным светом». Источник энергии скрыт в бессознательном, в аффектах страха, влечениях и других переживаниях, вытесненных из дневной жизни. Они говорят о себе на особом символическом языке, словарь и способ построения которого Фрейд попытался восстановить. Он предполагал, что сновидения относятся к тому же разряду явлений, с которыми приходится иметь дело врачу, лечащему симптомы истерии. Поскольку образы сновидений посещают здоровых людей, то обращение к механизму порождения этих образов (тщательно разобранному Фрейдом) представилось «царством бессознательного», как древний, архаический слой психической жизни, скрытый за сеткой сознания современного индивида.
4.Биологи о сне:
Современные представления о природе сна. Еще многое не ясно, однако современные успехи изучения сна все больше раскрывают сложный механизм его возникновения и развития. Основным в картине сна является потеря связи с внешним миром в результате затормаживания процессов деятельности высших отделов мозга. Такое торможение возникает и развивается в связи с многими обстоятельствами, среди которых важную роль играет суточная смена благоприятных и неблагоприятных условий существования, что обусловливает соответствующую периодичность всех функций организма. Поэтому на определенное время суток и обстановку отхода ко сну в высших отделах мозга развивается условное торможение. Оно суммируется с безусловным торможением защитной неподвижности как компонентом инстинктивного поведения. К нему добавляется охранительное торможение, которое зависит от степени утомления корковых клеток во время дневной активности. В то же время эндокринно-метаболические сдвиги, характерные для данного времени суток, изменяют соответствующим образом функциональное состояние нервных механизмов мозга. Такое действие оказывают главным образом гормоны гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, а также медиаторы и другие биологически активные вещества.
Таким образом, физиология сна включает в себя взаимодействие нервных и гуморальных механизмов.
Сновидения.
Сновидения – это сложные психические явления, которые основываются на пережитых ранее впечатлениях, вступающих теперь в разнообразные, иногда нелепые или фантастические сочетания.
Сновидения присущи не только человеку, но и высшим животным. Сновидения медленного сна представляют собой мыслеподобные переживания, а сновидения быстрого сна объединены связным сюжетом, часто фантастичны и эмоциональны.
Общепринятой теории сновидений нет. Больше известно о причинах сновидений при неглубоком сне. Такими причинами могут быть:
 Слабые раздражения, связанные с органическими нарушениями (у человека начинает заболевать горло, вполне возможно, что ему приснится сон с удушением);
 Тормозные раздражители. К ним относятся желаемые, но совершенно невероятные события, вполне реальные опасения, возбуждающие в нас тревогу, неприятные факты, о которых хотелось бы забыть (человеку, пережившему автомобильную катастрофу, часто будут сниться столкновения машин);
 События, тревожащие человека подсознательно (сын, беспокоящийся о живущей в другом городе больной матери, видит сон, что она умерла и потом узнает, что это действительно случилось).
Сновидения быстрого сна связаны с обработкой информации, полученной днем, или какой-то другой важной, но еще не изученной до конца функцией.
Вы уже знаете, что во время сна мозг активно работает. При этом могут возникнуть такие сочетания полученных ранее впечатлений, которые помогут человеку успешно решить стоящую перед ним задачу. Нередко во сне приходит решение дневных проблем. Отсюда в народе закрепилась поговорка «Утро вечера мудренее». Отражением творческого процесса в деятельности мозга и являются сновидения. Известно немало примеров, когда решение житейской или научной задачи приходило на ум не днем, а ночью, в сновидениях. Д.И.Менделеев утверждал, что окончательно периодическая система элементов сложилась у него, когда он спал.
Известен случай, когда пожарник заснул со шлангом в руке во время тушения пожара – столь сильны были у него процессы возбуждения, приведшие к глубокому истощению нервной системы, которые вызвали, так называемое охранительное торможение и сон.
Такое же истощение процессов возбуждения произошло и у Дмитрия Донского. Летописец свидетельствует, что в самый разгар Куликовской битвы, когда «реками текла кровь», Дмитрий Донской потерял сознание: его нашли под деревом в беспамятстве, уже после разгрома хана Мамая. Исход битвы, как предвидел князь Московский, решил засадный полк воеводы Дмитрия Боброка-Волынского, воины которого, точно соколы «прирученные оторвались от золотых колодок, ударили на великие стада журавлиные».
В разгар кровопролитной битвы под Ваграммом, когда на французские войска обрушился ураганный огонь противника, Наполеон, передав командование маршалу Бертье, лег на меховую шкуру, разостланную на земле, и тут же заснул. Сказалось нервное перенапряжение, «стрессоустойчивый» Бонапарт не выдержал. А ведь он мог, не дрогнув, простоять много часов под сильным артиллерийским обстрелом на кладбище у Прейсиш-Эйлау, после смерти Дюрока, его любимца, мог сесть на пень и спокойно смотреть, как вокруг него разрывались снаряды прусского арьергарда; со знаменем в руке броситься под град пуль на Аркольский мост. Как гласит молва, однажды Наполеон, пришпорив коня, помчался к упавшей бомбе. Горящая бомба взорвалась и подняла в воздух всадника с лошадью. Пересев на другого коня, Бонапарт продолжал руководить своими войсками. Без страха он входил даже в госпиталь для больных чумой…
То же, что случилось с Наполеоном под Ваграммом, повторилось под Ватерлоо: утром перед сражением Наполеон уснул, и бой начали на два часа позже.

4.1 Гигиена сна
1. Приучите себя ложиться спать в определенные часы – тогда сон приходит легко и быстро.
2. Старайтесь не есть и не пить много на ночь. Нередкой причиной беспокойного сна может быть переполненный желудок. Недаром А.С.Пушкин писал: «Не ужинать – святой тому закон, кому всего дороже легкий сон».
3. Непосредственно перед самым сном не занимайтесь напряженной умственной работой – в этом случае сон не принесет вам ожидаемого отдыха, и вы проснетесь разбитым и усталым. Перед сном полезны прогулки, привычный легкий физический труд. Поэтому не следует откладывать приготовление уроков на поздние часы. Работу над уроками нужно прекращать за 1,5 – 2 часа до сна.
4. Создайте вокруг себя спокойную обстановку (выключите свет, радио, телевизор). Это хорошо настраивает мозг на ночной отдых. Чем меньше посторонних раздражителей, тем легче заснуть. Спите обязательно в хорошо проветренной комнате, а еще лучше при открытой форточке. Одеяло должно быть легким, но достаточно теплым. Не закрывайте лицо одеялом и подушкой и не укрывайтесь слишком тепло. Ночное белье должно быть свободным, удобным, подушка не слишком высокой.
Эти несложные правила помогут вам быстро засыпать, и сон ваш будет глубоким и полноценным. Приучив себя к определенному режиму, вы сможете избежать пустых трат времени, быстрого утомления и изнашивания организма.

4.2 Что, с точки зрения фэн-шуй, происходит с человеком во сне? Почему сон так важен?
Сон – это то, без чего мы никак не можем обойтись. Мы можем спать больше или меньше, но совсем без сна невозможно (ну только если вы не какой-нибудь тибетский великий йог). Обычно сон делится на три фазы. В первой мозг переваривает и сортирует полученную за день информацию: это сюда, это туда, это вообще не нужно и т.д. Этот сон может быть неглубоким. Вторая фаза – глубокий сон. В это время в сознании всплывают какие-то воспоминания, связанные с сильными переживаниями, из детства или из прошлых жизней. Утренний сон готовит нас к сегодняшней жизни; сознание бывает особенно интуитивным относительно нашего ближайшего будущего, и именно в эту фазу мы видим так называемые вещие сны.
Что такое здоровый сон? Какие условия для него необходимы?
Здоровый сон – когда мы легко засыпаем и легко просыпаемся. При пробуждении в теле и в сознании ощущаются приятная расслабленность и сила. Нам не нужна огромная кружка крепкого кофе, чтобы «завести мотор». Оттого, насколько хорошо мы высыпаемся и отдыхаем, зависит наша эффективность днем. Если мы полноценно расслабляемся во сне, то через свою интуицию получаем доступ к безграничному пространству информации . нам известно огромное количество примеров из жизни великих людей, которые видели во сне те вещи или явления, которые позже прославляли их.
Для полноценного сна, с точки зрения Фэн-шуй, нам нужна спальня со спокойной миролюбивой энергией, хорошее место для кровати, благоприятное положение тела (куда обращена голова). Важно, чтобы дизайн в спальне не был агрессивным, под местом, где находиться кровать, в земле не было вредных геопатогенных излучений (водоносные жилы, трещины или перекосы земной коры и пр.) и, конечно же, очень желательно наличие свежего воздуха, кислорода, присутствие которого мы в Фэн-шуй называем жизненно важной энергией Ци.
Что может отрицательно повлиять на человека, когда он спит?
Очень многое. Например, острый угол шкафа, полки или прикроватной тумбочки, направленный нам в область бедра. Это гарантирует проблемы в области мочеполовой системы. Острый угол вызывает агрессивное завихрение воздуха, атакует наше тело. Сознание получает информацию об опасности, вследствие чего в атакуемой области образуется спазм, замедляется циркуляция крови, появляется какая-то проблема со здоровьем. Мы ее лечим, а угол остается, и все повторяется. Геопатогенные излучения или сильные источники электросмога также могут быть достаточно вредными. Например, водоносные жилы в земле за счет трения воды об глинистый желоб, по которому она течет, могут создавать электрический заряд, пробивающий вверх насквозь дом в 30 этажей. Тело и сознание в этом случае вынуждены всю ночь активно защищаться, буквально бороться за выживание. Ни о каком отдыхе и восстановлении тут не может быть и речи. Но, к счастью, сейчас есть много устройств, которые позволяют защититься от этого.
Что важнее – расположение спальни в доме или квартире или расположение кровати?
Этот вопрос лежит в плоскости специальных формул Фэн-шуй. В зависимости от того, как расположен дом или квартира относительно сторон света, мы получаем своего рода карту, которая показывает потенциальные возможности и условия каждого конкретного места. В ней эксперт в области Фэн-шуй может увидеть, какая комната больше подходит для спальни. Далее находится оптимальное место кровати для определенного человека или пары. Это в идеале. Если хорошего места для отдельной спальни нет или по какой-то причине мы не можем его использовать, то важно найти максимально благоприятное место для кровати, где человек будет хорошо высыпаться и восстанавливаться. Встречались случаи, когда и спальня и место кровати были хорошими, но направление во время сна было разрушающим. Достаточно было немного изменить угол расположения кровати, чтобы люди чувствовали себя значительно лучше.
Как самостоятельно определить правильное направление кровати?
Интуитивно. Или методом проб и ошибок. Одна молодая леди получила контракт в модельном бизнесе в Нью-Йорке. Ей предоставили апартаменты. Это была большая просторная без мебели, застеленная мягким ковровым покрытием. Кровати там не было, ее предстояло купить. Вечером она устроилась в каком-то месте с подушкой и пледом. Листая журналы и разговаривая по телефону, она перемещалась по комнате, интуитивно подыскивая удобное место для сна. В конце концов, незаметно для себя, она заснула и утром чувствовала себя отлично. Когда кровать была куплена, она поставила ее именно в том месте и в найденном направлении.
Есть ли какие-то предметы, присутствие которых ни в коем случае нельзя допускать в спальне?
Зеркала. Они могут быть в спальне, но есть несколько табу: не напротив двери, не над кроватью и не напротив кровати. Зеркало перед дверью выталкивает все обратно из комнаты. Зеркало, отражающее кровать, создает эффект «третьего лишнего», и в первую треть сна, когда мы освобождаемся от ненужной информации, которая покидает нас в виде тонкой энергии, зеркало отправляет все к нам обратно. Такой энергетический теннис изнуряет нас. Если у вас в спальне именно такой случай, то это легко исправить. Просто закрывайте чем-то на ночь зеркало, можно поставить между зеркалом и кроватью легкую декоративную ширму. Телевизор в спальне также может стать причиной проблем со здоровьем из-за большого поля электросмога – от трех до пяти метров. Иммунная система во время сна переживает большой стресс. Пострадает даже и тот, кто спит за стенкой в полуметре от телевизора. В этом случае нужно обязательно использовать защитные устройства. Или убрать телевизор из спальни.
Растения в спальне – это хорошо или плохо?
Одно или два медленнорастущих растения с округлыми листьями совсем не помешают. Они очищают воздух от химических выделений, которые выступают на листьях в виде слоя пыли. Обязательно протирайте их, иначе ядовитые кристаллы возвращаются обратно в воздух, которым мы дышим. Растения не должны стоять слишком близко к кровати – не ближе 1-2 метров. Иначе активная энергия их роста будет тревожить вас во сне. Растений в спальне не должно быть много, ночью они поглощают нужный нам кислород.
Какие, с точки зрения Фэн-шуй, элементы дизайна и цвета наиболее уместны в оформлении спальни?
Над кроватью не должны нависать тяжелые люстры, полки или шкафы. Такую проблему можно часто наблюдать в детских комнатах. Ребенок, над кроватью которого висит шкаф, бессознательно чувствует страх быть придавленным, и это может быть причиной кошмаров, нежелания идти спать. Не следует помещать картины типа «Иван Грозный убивает своего сына».
Цветовая гамма может быть разной – в зависимости от личных характеристик и вкусов людей. Но тон, в любом случае, должен быть сдержанным и спокойным. Вы не ошибетесь, если выберете цвет для стен из спокойной бежевой гаммы, а при помощи штор, мебели, элементов дизайна добавите другие цвета. Прекрасно, если вам удастся создать цветовое равновесие, создающее атмосферу радости, расслабленности и уюта.
6. Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины 19 века.
Сны Раскольникова как средство раскрытия образа и авторской позиции в романе Достоевского «Преступление и наказание».
1 сон
«Страшный сон приснился Раскольникову…»
Здесь символически описан момент потери героем веры и, наоборот, обретения уверенности в необходимости самому изменить мир. Видя общий грех людей, избивающих лошадку, он сначала кидается на помощь к отцу, затем к мудрому старику, но, поняв, что они ничего не могут или не хотят сделать, бросается защищать лошадку и наказывать обидчика сам. Но лошадка уже мертва, а обидчик даже не замечает его кулачков, и, наконец, отец ловит его и вытаскивает из ада и содома, в который он вверг себя своей ненасытной жаждой справедливости.
Это момент, в который он теряет веру в могущество отца и его способность устроить так, чтобы страдания не было. Это момент, в который он теряет доверие к Богу. Отец-Бог «умер» в сердце Раскольникова, но он постоянно помнит о Нем. Только «смерть», только отсутствовать ему. «Восстание» на народный грех, стремление покарать его не только бесполезно, но и опасно, отделяет героя от людей, позволят ходить «бледным ангелом» - то есть лишает сознания собственной греховности. В связи с этим нельзя не упомянуть о перекличке имен главного действующего лица убийцы лошади и маляра, который примет на себя преступление Раскольникова. Миколка «смрадно-грешный», избивающий тварь Божию, но и Миколка – сознающий, что нет чужого греха, и знающий одну форму отношения к греху – взять грех на себя. Это как бы два лика одного народа, в самой низости своей хранящего правду Божию.
2 сон
« Он забылся… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли…» В этом сне Раскольникову дается возможность не совершить преступление. Он бьет и бьет по голове старушонку, но его удары не причиняют ей никакого вреда. Он думает, что может убить и что его боятся, но оказывается, что он бессилен совершить преступление, и над ним смеются. Раскольников обнаруживает, что старуха живая, когда заглядывает ей снизу в лицо – пока он смотрел сверху вниз, она для него и живая была – мертвая ( «деревянная»). Смех прощает его и уравнивает с людьми, которые ждут ,что он спустится к ним, смешается с ними, тоже будет «голова с головой», но герою дорог его смертоносный пьедестал. Раскольников боится смешаться с толпой, с «тварью дрожащей», ибо все еще надеется, что, может быть, он еще «человек», а не «вошь». Раскольников бежит из сна, от возможности соединения с людьми – для того чтобы попасть «в объятия» индивидуализма в его крайнем проявлении – чтобы встретиться со Свидригайловым. Пока Родион Романович боится и не хочет быть «как все», пока не бежит от людей, пока не бежит от Сони, чей вариант исхода из его бездны – жизнь и возвращение к людям, он будет приходить к Свидригайлову.
Этот сон Раскольникова – еще и очевидная аллюзия на пушкинского «Бориса Годунова». Причем во сне этом как бы соединены сон Григория в начале пьесы с последней заключительной авторской ремаркой: «Народ безмолвствует».
Сон Григория:
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось –
И, падая стремглав, я пробуждался…
Эта аллюзия еще раз подчеркивает мотив самозванства героя.

3 сон
«Ему грезилось в болезни…»
Этот кошмар Раскольникова описывает состояние мира, где каждый заражен сознанием собственной правоты.
«Почему-то почти незыблемо укоренено представление, что быть правым – хорошо. Но мне кажется, что при более пристальном внимании каждого из нас даже к собственному опыту эта уверенность должна непременно поколебаться. В этой ситуации, когда определение «правый» предполагает свой антоним «виноватый», в том случае, когда дело идет о некотором отношении, т.е. о правоте перед кем-то, подразумевающей этого кого-то виноватость, быть правым – тяжело. Часто эта тяжесть правоты задавливает «правого», страшно искажая его психический и нравственный облик. И напротив, вина делает человека лучше, добрее, снисходительнее, любовнее по отношению к другим и отзывчивее на любовь к нему. Поскольку любовь не отделима от милости, а правота тяготеет к справедливости, справедливость же противопоказана и противопоставлена любви, то, не слишком преувеличивая, можно сказать, что правота и любовь – вещи несовместимые. Более того – вынести свою правоту перед кем-то и сохранить любовь к нему чрезвычайно тяжело, задача почти непосильная. Говорят, от любви до ненависти – один шаг. Вот этим шагом и является, как правило, наша правота перед тем, кого мы любим.
Любовь накладывает узы. Правота от них освобождает. Вина помогает их сохранить.
Что дело обстоит именно так, очень ясно показано в романе «Преступление и наказание». Проблема вины и правоты здесь настолько очевидна, что и трактовалась всегда по принципу очевидности. Как следствие – многие реплики и высказывания персонажей, их поведение часто представлялись «загадочными» или «болезненными».
Но рискну утверждать, что Достоевский никогда не писал собственно о психических заболеваниях – это было для него и неинтересно, ибо это простое, слишком простое объяснение любого экстравагантного и немотивированного поведения. Поведение героев Достоевского, напротив, всегда тщательно мотивировано их мировоззрением и, главное, типом их мироотношения, их ценностной ориентацией, т.е. мотивировано на культурном уровне. Поэтому у Достоевского, кажется, вовсе нет того слоя текста, который мы у других писателей привычно называем «психологической характеристикой персонажей» - любой их жест и слово могут быть (и предполагается, что будут) истолкованы на культурологическом, философском уровне.
Трудности в прочтении и понимании произведений Достоевского у современного читателя связаны с тем, что мы не привыкли ставить перед собой проблемы, относящиеся к самим «кодексам» нравственности, к ее первопонятиям. Наши проблемы обычно связываются с применением (или неприменением) тех или иных нравственных аксиом жизни. Сами аксиомы же были незыблемы и несомненны. Достоевский (это было не слишком-то характерно и для его эпохи), читая 4 года Евангелие, научился мыслить и «смотреть» в самую суть аксиом, «взламывая» их аксиоматичность. Поэтому многое, что ставится Достоевским как проблема в его романах, нам удается услышать лишь с великим трудом – поскольку мы просто не предполагаем самой важности того, чтобы это было проблематично.
Все сказанное вполне относится к самой постановке проблемы вины и правоты в романе.
Кроме того, нам мешает наше представление об объективности. Мы знаем (теперь уже, слава Богу, знаем), что Раскольников виноват. Собственно, если он думает, что прав, то – мы знаем это – он ошибается. Но ведь гораздо важнее то, что он ведет себя как правый человек, а не то, что это следствие ошибки. Чтобы нам не очень удобно было все списывать на заблуждение Раскольникова, в романе показана Катерина Ивановна, с правотой которой у нас вроде бы есть больше оснований согласиться. Но если взглянуть на дело с другой точки зрения – можем ли мы сказать с абсолютной уверенностью, что любая правота не есть только роковое заблуждение?
Постараемся взглянуть на текст романа без предубежденности, без априорных представлений о том, что Достоевский всю жизнь писал об «униженных и оскорбленных» и выражал симпатию к «бедным людям». Если снять привычное: «бедный всегда прав», «несчастный всегда прав», то можно будет заметить наконец, что ее поведение по отношению к другим людям просто чудовищно. Точнее, она полна восхищения по отношению к тем, кто не успел стать перед ней «виноватым», т.е. не успел подтвердить ее «правоту», навязать ей правоту. Но таких совсем немного: она никогда не восхищается человеком долго, ибо для этого он должен быть воплощением всех добродетелей, которые она ему приписывает тут же – подай он для этого хоть малейший повод ( можно обронить слово о возможности пенсиона; можно принять участие в хлопотах по похоронам и поминкам – неважно, т.е. неважны размеры и степень реальности оказываемой ей помощи).
Если же выясняется, что человек не соответствует идеалу, созданному Катериной Ивановной – причем неважно, подл он или смешон (ср.: Лужин и Амалия Ивановна), то тут же оказывается «виноват», и она уже полагает себя абсолютно вправе относиться к нему со всем презрением, насмешливостью, уничижительностью, на какие она только способна, а ее способности здесь поистине выдающиеся.
Героичность, самоотверженность, «справедливость» Катерины Ивановны, очевидные всем, приводят ее к язвительности и злости, а в случае, если она сама бессильна что-либо сделать «обидчику» своему – то к страстному желанию ему «наказания». «Обидчиком» же, как мы помним, становится любой, отклонившийся от ею созданного идеала.
С мужем своим Катерина Ивановна обращается «по справедливости», она внимательна и почтительна к нему, даже до чрезмерности, когда он «выполняет свой долг», и обращается с ним ужасающе, как только он отклоняется от предписанных норм. Т.е. отношение к человеку целиком исчезает за отношением к исполнению им своих функций.
Таким образом, правота приводит обладающего ею к злости, агрессивности, мрачности, ненависти к окружающим, непрестанному и тяжелому раздражению.
Единственный человек, к которому Катерина Ивановна относится иначе, - это Соня. Но перед Соней она сама – не «виновата» даже – а страшная преступница, такая же, как Раскольников по отношению к Лизавете. «Взрастая», Соня много вынесла от мачехи, но принесение ее в жертву словами Катерины Ивановны: «Чего беречь-то? Эко сокровище!» - сразу вывело ее за границу, внутри которой возможны игры в правоту и неправоту, в «исполнение» и неисполнение долга.
Катерина Ивановна абсолютно и непоправимо виновата перед Соней, навечно виновата – и Соня становится возлюблена ею больше ее самой и детей. Если любой другой уже пал в глазах Катерины Ивановны по первому подозрению в несоответствии идеалу, то Соня неуязвима, будь она даже доказанная воровка. Более того, Соня может отказать Катерине Ивановне в ее просьбе (это уже никому не прощается) – и та смиренно промолчит.
Интересно, что вина перед Соней не тяготит Катерину Ивановну, а просто порождает безграничную, самоотверженную любовь – любовь, которая уже не боится вины любимого перед нею, ибо сама виновата так страшно – и прощена, а значит, может не заботится о самоограничении и оглядке.
В связи со всем сказанным становятся понятны слова Раскольникова, вызывающие, как правило, сильное недоумение. С одной стороны: «Никогда, никогда не прощу старушонке…». С другой: «Милая, кроткая Лизавета,…почему я о ней не вспоминаю, будто и не убивал вовсе».
С этим интересно сопоставить его обещание Соне: «Если приду, расскажу, кто убил Лизавету», - т.е. приходя каяться в грехе и вине, он думает именно об убийстве Лизаветы, что, казалось бы, в корне противоречит предыдущему высказыванию. Но абсолютная и сразу прощеная, вина перед Лизаветой не оставляет его в тяжести, ненависти и тоске – в это состояние его повергает незаконченная тяжба со старухой, в которой он убежден в своей правоте.
И именно признание наконец своей вины в конце эпилога освободит его от того тяжелого мрака, в который он погружен на протяжении всего романа – т.е. пока он прав.
Таким образом, сны героя помогают читателю понять глубину образа, его неповторимость. С другой стороны, отчетливо слышим голос автора, не приемлющего никаких теорий о разделении людей, никаких идей, разрешающих кровь по совести. Только христианская любовь, сострадание, милосердие спасут душу человека и весь мир.
Категория: Творческие проекты учащихся | Добавил: olenkavalger69 (2016-01-16) | Автор: Ольга E
Просмотров: 238 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [590]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20734]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru