Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся

Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках через методы и приемы исследовательской деятельности.
Статья на тему :

Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках через методы и приемы исследовательской деятельности.

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которая стоит перед педагогами.
Одним из способов эффективного развития познавательной активности является исследовательская деятельность, т. к. она способствует: развитию умения самовыражения, самопроявления, развитию речи, творческих способностей, развитию самостоятельности и ответственности, приобретению знаний, умений и навыков.
Учитель в свою очередь занимает позицию консультанта, развивает самостоятельность мышления в ученике, поддерживает доброжелательный микроклимат. Предлагает различные, интересные темы исследований, вопросы, проблемы не навязывая свою точку зрения, предоставляя свободу выбора и в то же время, организуя работу, как отдельных учеников, так и всего класса. Особенно ценны воспитательные возможности групповых проектов, когда в процессе совместной деятельности появляется продукт.
Способность ребенка задавать вопрос, анализировать, наблюдать, делать выводы, устанавливать связи, делать умозаключения, т.е. проявлять высокую познавательною активность и самостоятельность – это те необходимые умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения и жизни. И в этом очень помогают приемы и методы исследовательской деятельности.
Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения.
В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Тема исследования – формирование познавательной активности и самостоя тельности.
Объект исследования – познавательная активность младших школьников.
Предмет исследования – методы и приёмы формирования познавательной активности в процессе обучения младших школьников.

Таким образом, перед нами стоит цель: изучить методы и приемы исследовательской деятельности, которые позволяют повысить познавательную активность и самостоятельность учащихся на уроках.

1. Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе.
Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования младших школьников на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент умения учиться, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования.Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.
Перед педагогами проблема активизации познавательной активнолсти стояла всегда. Еще Сократ учил своих слушателей искать истину, размышляя. Ж. - Ж. Руссо создавал специальные ситуации, вынуждающие его учеников к познавательному поиску. Песталоцци учил так, чтобы ребенок не только получал, но и искал знание.
Но наиболее полно эта проблема получила разработку в педагогике Д. Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, лишая его деятельностного познания. Он предлагал такое обучение, когда учитель так организует деятельность детей, что они решают все возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания самостоятельно (под руководством учителя), учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания.

2. Психолого-педагогическая сущность понятия «познавательная активность».

Познавательная активность - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной потребности в познании нового. Познавательная активность не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Ее наличие является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации, а отсутствие является показателем серьезных недостатков в организации обучения. Особый вид интереса - интерес к познаниям, или познавательная активность. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Познавательная активность играет в педагогическом процессе главную роль. И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности».
Несмотря на значительное внимание, уделяемое проблеме исследователями, на сегодняшний день нет общепризнанного понимания структуры познавательной активности, отсутствует единая, удобная система выделения показателей, критериев познавательной активности.Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:
* Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
* Поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
* Творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

3. Приемы исследовательской деятельности в развитии познавательной деятельности и самостоятельности на уроках.

Развитие познавательных активности и самостоятельности учащихся будет формироваться более эффективно под целенаправленным воздействием извне. Инструментом такого воздействия являются приемы исследовательской деятельности на разных уроках.
На уроках познания мира можно использовать игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования.
Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном животном. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Определяем последовательность выполнения работы. Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова.
На уроках чтения учащиеся формируются умения видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.
Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается. Для этого выполняются следующие упражнения:
- продолжи неоконченный рассказ;
- составь рассказ от имени другого персонажа (представь, что на какое-то время ты стал капелькой воды и т. д.).
Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса.
На уроках предлагаются следующие задания:
- угадай, о чем спросили ;
- найди загадочное слово.
Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок.
На уроках с детьми учимся проводить не только реальные, но и мысленные эксперименты. Например: «Что произойдет, если листья с деревьев не опадут осенью? Что произойдет, если в нашем селе (городе) не будет ни одной собаки? ».
На уроках русского языка можно выделить следующие эффективные приемы:
• Наблюдение над языковыми явлениями: над звуковым составом слова, над употреблением слов в различных значениях, над текстом – его структурами и пр.
• Построение языковых структур – таблиц, моделей словообразования, схем предложений различных типов.
• Построение предложений с опорой на схему, распространение предложений, построение рассуждений.

Работа над построением словосочетаний, предложений позволяет развивать творческое мышление и воображение, активизировать словарный запас детей.
Например, к слову подснежник надо подобрать глаголы. Помимо примитивных появился, вырос, можно подобрать следующие: проснулся, нежится, дремлет, беседует, умылся, познакомился, огляделся, обрадовался, услышал, увидел, улыбнулся и т.п.
От слов – к словосочетанию и предложению. У ребят появляется огромное желание выдумывать интересные предложения. Вместо сухих предложений как «Дядя Ваня работает водителем» или «Мы с мамой пошли гулять», ученики записывают предложения намного интереснее. Например: Маленький цветочек проснулся утром рано и потянул свои лепестки к солнцу. Заяц пригласил к себе на обед медведя.

Проводимая работа в 3-4 классах по приготовлению индивидуальных работ, творческих работ, проектов дает положительные результаты:
1.Повышается мотивация к учебной деятельности. Значительно расширяется кругозор школьников.
2.Исследовательская деятельность дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке.
3.Усвоение алгоритма научного исследования формирует научное мировоззрение учащихся.
4.Проводимая работа способствует профессиональному росту учителя, помогает лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал.

Вывод

Таким образом, практически на каждом уроке мы можем использовать различные приемы организации исследовательской деятельности учащихся для повышения познавательной активности и самостоятельности.
Применение методов исследовательской деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но и самостоятельного исследования, что создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.Именно, исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
А также при практической реализации исследовательского подхода в обучении возможны в применении разнообразные формы учебной работы: индивидуальные, групповые, коллективные, фронтальные, работы в парах.

Список используемой литературы.

1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.
2. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. – Ярославль: Академия развития 2004.
3. Савенков А.И. Я исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-еизд., исправл. – Самара: Издательство «Учебная литература»,2005.
4. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / «Начальная школа», 2006, №2.
5. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности. Начальная школа, 2007, №2.

http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/08/30/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshikh

http://infourok.ru/razvitie_poznavatelnoy__deyatelnosti__na_urokah_geografii-285307.htm

http://collegy.ucoz.ru/publ/29-1-0-17362

http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/08/30/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshikh
Категория: Творческие проекты учащихся | Добавил: Inna6628 (2016-04-11) E
Просмотров: 596 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 2:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [596]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [193]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20793]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [182]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru