Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся

Исследовательская работа в начальной школе (из опыта работы)
Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)
Великая проблема подобна
драгоценному камню. Тысячи
проходят мимо, пока, наконец,
один не поднимет его.
Фридрих Ницше
Современная школа переживает сложный процесс поиска новых целей образования, нового содержания обучения и воспитания, оптимальных педагогических технологий.
Перед школой ставится задача: воспитать младшего школьника, как деятельную личность, способную к творческому самовыражению, к поиску решений проблем и к самостоятельной организации своей деятельности.
Воспитание в этом направлении предусматривает включение школьников в творческую и учебно-познавательную деятельность. Само время подсказывает новые идеи, замыслы. Внимание кафедры учителей начальных классов СОШ № 29 привлекла идея проектных работ учащихся. Сама идея создания «проблемных» ситуаций в познавательной деятельности и нахождения более эффективных способов решения их, активное вовлечение детей в процесс поисковой деятельности и заинтересованность в результатах, подсказала нам новый путь решения общешкольной темы самообразования: «Расширение образовательного пространства каждого обучающегося».
Приступая к этой работе, мы ставили перед собой цель научить детей определять интересующую их проблему, обозначать ее, ставить задачи, задавать вопросы по теме, находить всевозможные варианты накопления и обработки материала, строить умозаключения, проводить различные виды исследовательской деятельности, уметь обобщать, делать выводы, уметь защитить свою точку зрения, выступить перед аудиторией.
В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. Ученик, занимающийся проектной деятельностью, смотрит на мир глазами исследователя, что в конечном итоге и приводит к расширению его личного образовательного пространства.
Начиная работу над проектами, мы педагоги, были на распутье – как помочь детям обозначить проблему исследования. Но неожиданно, выход подсказала ситуация, возникшая на уроке в 3 «В» классе.. Учитель, как обычно бывает на уроке, автоматически сделала замечание детям по поводу осанки. Но на этот раз кто-то из детей возмутился: «Ну и что, что я опускаю плечи, мне так гораздо удобнее писать и здоровье у меня крепкое, нисмотря ни на что!» Дети возмутились: «Вырастишь кривым и некрасивым!» «А мужчина и не должен быть красавцем, а на здоровье я и не жалуюсь!» - отпарировал возмутитель спокойствия. Тогда учитель обратился к детям: « А, может, проведем собственное исследование. Влияет ли осанка на здоровье детей?» Дети с радостью согласились. Но когда учитель рассказал о замысле творческого проекта, многие ученики растерялись – уж очень трудной показались им задача стать настоящими исследователями и взвалить на себя дополнительный груз работы. Первопроходцем вызвалась стать Мухамедиева Альбина. И работа закипела. Для начала четко обозначили тему исследования: «Влияние осанки на здоровье школьников», затем обозначили цели и задачи исследования. Сформулированы они были следующим образом:
Цель исследования:
Изучить, к чему приводит нарушение осанки, выявить, есть ли нарушение осанки у детей класса и разработать комплекс упражнений на формирование и поддержание правильной осанки.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные моменты формирования правильной осанки и выяснить последствия ее нарушения для детей школьного возраста.
2. Протестировать детей класса и разработать комплекс упражнений для ежедневного использования.
3. Провести анкетирование среди одноклассников.
4. Составить рекомендации для школьников.
Гипотезу исследования разрабатывали совместно с учениками класса и прозвучала она в работе так: «Предположим, если дети будут долго сидеть за компьютером и телевизором, неправильно сидеть за партой, у них может нарушиться осанка и это может привести к развитию заболеваний внутренних органов».
Далее Альбина начала обрабатывать различные источники информации: энциклопедии и справочники, специальную медицинскую литературу по теме, материал из интернета, взяла интервью у специалиста в данной области врача ЛФК, невропатолога, ортопеда Владимира Николаевича Елисеева. Весь материал был собран в специальную тетрадь для исследовательских работ, затем обработан и подготовлен материал для публичного выступления. Здесь Альбина дала понятие осанке – медицинское и лингвистическое (по словарям С.Ожегова и В.Даля), назвала и охарактеризовала пять видов осанки (правильная, сутуловатая, кифотическая, лордотическая, выпрямленная), осветила различные науки (этика, эстетика, физическая культура, психология и т.д.), изучающие осанку, как предмет исследования, дала понятие осанки – как продукту эволюции человека, назвала основные этапы формирования осанки ( прямохождение – 2 миллиона лет назад, изобретение стула – 15 век, массовое школьное обучение – 19 век, массовая профессия офисный работник – 21 век), все свои выводы подтверждала строго научными фактами, примерами, медицинскими понятиями.
Но самый познавательный этап работы был впереди. Альбина, совместно с мед. работником школы Исмагуловой Даметкен Рахимжановной, провели медицинское тестирование учеников класса на предмет выявления нарушений осанки по 4 тестам.
1 тест. Подойти с привычной осанкой к стене и встать к ней спиной. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в 4-х точках: затылок, лопатки, ягодицы и пятки, значит осанка – правильная. Если сильно вперед выделяется грудная клетка – «лордоз».
2 тест. Нужно встать прямо и напрячь коленки, закрыть глаза, руки вытянуть вперед. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.
3 тест. По высоте плеч (одинаковая высота плеч).
4 тест. По длине рук (одинаковая длина рук).
Результаты тестирования были проанализированы и составлена следующая схема:
Самая лучшая (правильная) осанка у двух учеников:
1. Тюленев Артем – занимается в спортивной секции
2. Кадугинова Мадина – делает по утрам гимнастику
Диагнозы записанные в медицинской карте двух учеников, имеющих нарушение осанки по трем тестам:
- состояние после перенесенной сердечной лихорадки (кардит); - ангиопатия зрения, астигматизм.

Анализ тестов озадачил Альбину и учеников класса о причинах отклонений в осанке, и решено было провести анкетирование для выявления возможных причин изменений.
Анкеты были тщательно проанализированы и Альбина сделала следующие выводы по данному методу исследования: 1.Дети находятся в сидячем положении от 7 часов до 17 ч 40 мин в сутки.
2. В школе дети занимаются физической культурой – 3 учебных часа в неделю.
3. Из 21 ученика класса только 6 занимаются физическими упражнениями вне школы.
4. 20% родителей не проявили интерес к предмету исследования и не дали ответов на вопросы детей.
По результатам исследовательской работы Альбина составила рекомендации совместно со специалистом в данной области, врачом ЛФК, невропатологом, ортопедом – Владимиром Николаевичем Елисеевым: дополнительные физические нагрузки дома, в спортивных секциях, танцевальных кружках, занятие плаванием, правильная посадка за партой, ранцы вместо портфелей, упражнения лечебной физкультуры – ежедневно вместо физминуток на уроках, вести разъяснительную работу о серьезности последствий нарушения осанки, составить и разучить комплекс упражнений на формирование и поддержание правильной осанки.
Альбина совместно с учениками класса составили комплекс парных упражнений на формирование и поддержание правильной осанки: «Полет к звезде». Данный комплекс учитель оформила в виде презентации и ставший уже однообразным процесс выполнения упражнений – физкультминуток на уроках превратился в веселую, полезную, радостную игру. А на вопрос для чего необходимо следить за своей осанкой все ученики класса дружно дают ответ: «Для своего сегодняшнего и завтрашнего здоровья!!!»
Дети младшего школьного возраста, как
многократно отмечали ученые, уже по природе
своей исследователи. Неудивительно, что
проектной деятельностью заинтересовались и
учащиеся 2- го класса. Любознательность,
постоянное желание экспериментировать,
самостоятельно искать истину вылилось в
проектную работу ученика 2 «А» класса
Младенцева Кирилла «Волнистые попугайчики».
Главный смысл настоящего исследования –
добыть знания самостоятельно.
Была поставлена цель: «Изучить жизнь экзотических птиц».
Определены задачи исследования:
1. Прочитать литературу и познакомиться с жизнью попугаев.
2. Собрать литературу о волнистых попугайчиках.
3. Изучить повадки этих птиц.
4. Создать наиболее благоприятные условия для жизни волнистых попугаев.
Гипотезу исследования Кирилл обозначил так:
- Предположим. Мой попугай заговорил.
- Допустим, мы купили ему самочку.
- Возможно, у них появятся птенцы.
- Что, если мне заняться разведением волнистых попугаев.
Для начала Кирилл ознакомился с методами исследования, затем составил план работы и принялся за сбор информации. Он изучил и обобщил материал, содержащийся в разных источниках, общался с людьми. Занимающимися разведением волнистых попугаев, проводил собственные эксперименты, что особенно ценно для проектных работ. В конце работы Кирилл сделал выводы, что у каждой птицы свой характер. Попугаи требуют хорошего ухода, им необходим ежедневно корм. А в рацион необходимо включать витамины, часто менять воду, выпускать птиц из клетки полетать. Если человек решил завести питомца, он должен знать, что это большая ответственность. Мы не должны забывать о тех, кого приручили.
Итогом исследовательской работы стал буклет с фотографиями и рекомендациями по содержанию волнистых попугаев.
В феврале 2010 года в нашей школе была проведена конференция, на которой выступили ученики начальной школы, принявшие участие в проектной работе. Были приглашены учителя, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью с учениками старшего звена школы, администрация, пресса, ученики начальной школы. Все гости дали положительные отзывы о качестве выступления учащихся 2 и 3 классов, в местной газете «Наше дело» была опубликована статья под названием « Маленькие исследователи» .
В этом учебном году кафедра начальных классов вновь запланировала работу в данном направлении. Самым главным результатом работы стало желание многих талантливых и способных учеников школы заниматься проектными работами.

Категория: Творческие проекты учащихся | Добавил: Асия1 (2010-10-30) E
Просмотров: 24401 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.0/5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 11:41 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru