Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся

Использование оригами в жизни человека
РОСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТО УЧАЩИХСЯ

Творческо-исследовательская работа по теме:
«Использование оригами в жизни человека»

Выполнила: ученица 6 класса
Барташевич Анастасия
Руководитель: учитель математики
Барташевич Людмила Юрьевна,

Ростовка 2010 г.

Содержание
стр.
1.Введение……………………………………………………………………3-4
2.Оригами-искусство складывания бумаги…………………………….5-6
3.История оригами…………………………………………………………7-9
4.Азбука оригами……………………………………………………………10-12
5.Основные приемы складывания……………………………………….13-16
6.Бумага………………………..……………………………………………..17-19
7.Изделия в технике оригами……………………………………………...20-21
8.Оригами и основные геометрические понятия……………………….22
9.Заключение………………………………………………………………...23-24
Использованная литература………………………………………………25

Японская мудрость издревле гласит:
«Великий квадрат не имеет пределов».
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечет интересное дело.
А. Е. Гайдаенко
1.Введение.
Оригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами буквально означает «бумажные поделки». Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги и картона самые различные вещицы, хотя само понятие им знакомо не было. Это были и бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки, защищающие голову от солнечных лучей, и оригинальные сувениры из бумаги.
Первый раз я его услышала в 4 классе. Мне казалось, что фигурки рождаются прямо в руках учителя, при помощи каких-то магических действий, и мы просили еще и еще раз показать нам, как происходит чудо, пока мы сами не превратились в маленьких волшебников, влюбленных в бумажный лист. Все мы складывали яхты, самолеты и двухтрубные кораблики, позже с огромным удовольствием учились складывать хлопушки, водяные бомбочки, пилотки, шапочки с козырьком и тюльпаны. На этом наше знакомство с оригами, как правило, заканчивалось.
Поэтому мне захотелось узнать об этом интересном увлекательном и полезном искусстве на тему «Оригами в жизни человека».

Актуальность.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.
Ручной художественный труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил. Это и есть основная актуальность данной темы.
Цель исследования – освоить технику оригами и использовать в жизни.
Задачи:
- изучить историю оригами;
- ознакомление с техникой оригами;
- научиться создавать изделия оригами;
- выявить связь оригами и геометрии;
- найти способы применения оригами в повседневной жизни.
Объектом исследования является искусство оригами.
Предметом нашего исследования является использование оригами в повседневной жизни.
Гипотеза. Занятие оригами развивает творчество, интеллект, учит труду.
Практическая значимость. Искусство оригами помогает создавать разные изделия и применять эти знания в учебе.

2. Оригами – искусство складывания бумаги.
Многие удивляются, услышав слово «оригами». «А что это такое?» — спрашивают они. Между тем каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из квадратного листа бумаги— кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».
Понятие «оригами» пришло из японского языка. Сами японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном переводе оно означает «сложенная бумага», так как «ори» переводится как «сложенный», а кама – «бумага». Японцы оригами понимают как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание или складывание листа.
Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают дети и взрослые, художники и конструкторы. Его даже преподают в школах, о нем пишут книги и выпускают журналы с интересными статьями и описанием различных моделей.
Сейчас первоначальный философский смысл этой игрушки забылся. Кроме традиционных поделок из квадрата, изобрели множество других способов создания бумажных фигур. Это могут быть модели, сложенные из правильного треугольника и половинки квадрата, оторванной по вертикали или диагонали, или даже из пяти-, шести-, восьмиугольников. Последняя «мода» — складывать оригами из листа обычной писчей бумаги стандартного формата.
Еще делают модели, сплетенные из бесконечной ленты — тут уж оригами переходит в макраме. Совсем отошел от традиционного «оригами» также способ делать модели из множества одинаковых деталей (модулей). Так, из нескольких квадратов можно сделать красивый браслет или даже диадему.
В наше время оригами перестало быть только игрушкой. Этим искусством заинтересовались ученые и конструкторы. Проходят научные симпозиумы по оригами. Уже создаются сложнейшие технические конструкции — бумажные модели…
Но детей, конечно, больше всего интересует оригами как возможность создать новую игрушку. А можно создать новые, свои собственные объемные фигурки из бумаги.
3.История оригами
Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В 7 веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.
Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Первоначально бумажные фигурки и поделки оставались лишь предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или иных праздничных мероприятиях и традиционных обрядах. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца. Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек мог развернуть его, не испортив.
К началу XIV в. мода на оригами настолько захватила жителей стран Востока, что практически каждая зажиточная семья имела своего учителя-оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности. Любое образование теперь было немыслимым без знаний и владения техникой оригами.
Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально осталась родиной этого искусства. Именно здесь и были изобретены все классические модели бумажных фигурок, поделок, которые используются по всему миру и по сей день.
На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».
Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство".
Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акира Йошизавы. Именно он после Второй мировой войны посвятил себя восстановлению утраченного и изобретению нового в искусстве оригами. Все свои знания и опыт он зафиксировал и отразил в точных чертежах, разработав условные знаки оригами.
Хорошо известна трагическая история японской девочки из Хиросимы, которая после атомной бомбардировки осталась сиротой, обреченной на умирание от лучевой болезни. В больничной палате девочка делала бумажных журавликов. В Стране восходящего солнца существует предание: если сложишь тысячу, то исполнится любое задуманное желание. Ведь птица эта обладает бессмертием. В японских домах не редкость увидеть огромные гирлянды разноцветных журавликов. Садако сложила 644 журавлика. До тысячи оставалось еще много. И узнав об этом, дети стали присылать в Японию бумажных птиц со всех континентов. В них - знак сострадания и милосердия…
К традиционным в настоящее время добавились и модульные оригами. Модуль – это часть, деталь, элемент фигуры. Этот вид оригами подобен сборке, когда объединяется множество одинаковых модулей, образующих ту или иную бумажную конструкцию. В целом, этот вид оригами напоминает детские кубики, из которых можно строить замки, дворцы, машины и другие вещи. Многогранные же заготовки в виде кубов, шаров, коробок и иных мелких одинаковых частей из бумаги мастера-оригамисты соединяют в определенной последовательности. Чаще всего данным способом выполняют больших размеров конструкции (замки или дворцы), а также сложные фигуры животных, цветов и иных растений, птиц, рыб. Чем опытнее оригамист, тем сложнее фигура. Модульное оригами часто используется мастерами, так как позволяет из различных геометрических частей создавать сложнейшие оригамные конструкции. Однако для занятий модульным оригами важно, чтобы мастер умел производить очень непростые геометрические расчеты. Иначе поделка будет иметь неприглядный покоробленный или вывернутый вид.

4.Азбука оригами
В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Условные знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике. Международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную "азбуку" оригами, с которой должен быть знаком любой складыватель. Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине XX века известным японским мастером Акирой Йошизавой. В последние десятилетия к этим знакам добавилось несколько новых. К введению любых дополнительных обозначений следует относиться очень осторожно, и уж, конечно, совсем не стоит "изобретать велосипед" и пытаться записывать схемы складывания как-то по-своему. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки.
4.1. Линии и стрелки
Изображение Обозначение Пример

Линия складки “долиной”, “на себя”


Стрелка складки “долиной”, “на себя”

Линия складки “горой”, “от себя”


Стрелка складки “горой”, “от себя”

Перегнуть на себя - согнуть и разогнуть, сделав складку “долиной”


Получившаяся в результате перегиба линия

Невидимая или воображаемая линия

4.2. Уточняющие знаки
Изображение Обозначение Пример

Совместить указанные точки


Раздвинуть бумажные слои
Равнозначные углы; равнозначные отрезки, прямой угол
(90 гр.)

4.3. Операции с фигурой
Изображение Обозначение Пример

Повернуть фигуру на 180 гр.


Перевернуть фигуру другой стороной
4.4. Комбинированные операции
Изображение Обозначение Пример

Складка “гармошкой”


Проделать указанную операцию несколько раз

Свернуть


Сложить несколько раз

Достать, открыть, вывернуть, развернуть

Нажать, затолкнуть
4.5. Знаки оформления
Изображение Обозначение

Номер операции
Стороны бумаги: цветная и нет

Увеличение масштабирования
4.6. Другие знаки
Изображение Обозначение

Линия для разреза

Дунуть, надуть

5.Основные приемы складывания
1. Вывернутые складки
а) Внутреняя вывернутая складка: б) Внешнняя вывернутая складка

2. Складки “гармошкой” : а) Внутрение складки “гармошкой”

б) Внешнняя складка “гармошкой”

3. Расплющивание

4.Лепестки

5. Заячье ухо:
а) Одинарное заячье ухо: б) Двойное заячье ухо:

6. Утапливание

7. Головы птиц


Вот такими вот приёмами должен владеть каждый любитель искусства оригами. Если мы всё усвоили, то можем смело двигаться дальше. После первого шага, знакомства со знаками и обозначениями в оригами, пора сделать второй, ещё немножечко приближающий нас к этому удивительному искусству. Теперь нам нужно освоить базовые схемы оригами - часто используемые несложные формы, на которых базируются настоящие вершины произведения искусства оригами. И действительно, зачем засорять каждую вторую схему, если можно изучить основные формы и дать указание “начинаем с формы “квадрат”", вместо многократного повторения схемы этого самого квадрата. Это и время сэкономит, и схему понятнее сделает. Базовые фигуры, формы, складки - это основные фигуры, на основании которых строятся сложные. Итак, базовые формы оригами:
1.Совсем простые треугольник и прямоугольник:

2. Блин или блинчик: 3. Водяная бомбочка

4, 5. Бумажный змей (воздушный змей), плавно переходящий в ромб
Змей: Ромб:

6,7. Рыбное ассорти: рыба-1 и рыба-2:
Рыба-1: Рыба-2:

:8. Квадрат, он же двойной квадрат:

9, 10. Птица-1 и птица-2:
Птица-1: Птица-2:

11, 12. Лягушка-1 и лягушка-2:
Лягушка-1: Лягушка-2:


13. Дверь:

14, 15. Катамаран, вертушка:
Катамаран: Вертушка:

16, 17. Узор и стол:
Узор: Стол:

Вот такие вот базовые фигуры в искусстве оригами. Разумеется, от трактовки к трактовке могут варьироваться названия, этапы получения, но суть остаётся нерушимой: это основные складки, на которых базируются все сложные фигуры.
6. Бумага

Слово “оригами” переводится с японского как “сложенная бумага”. Новички, которые впервые сталкиваются с этим искусством, обычно придают больше значения первой составляющей этого слова. Увлекаясь самим процессом складывания, они забывают о том, что для достижения художественного эффекта необходимо для каждой работы подобрать наиболее подходящую для нее бумагу. Это может быть и полупрозрачная калька, и толстый картон. Все зависит от поставленных задач. В Японии существуют десятки разновидностей бумаги, каждая из которых имеет свое название. В качестве примеров можно привести лишь некоторые из них:
Данси - так называемая “песчано-древесная” бумага, которую начали производить еще в период Нара (710-794) и производят до сих пор для упаковки ценных подарков.
Козо - толстая белая бумага, на которой придворные дамы периода Хейан (794-1192) предпочитали записывать стихи.
Фудагами - не смачиваемая водой бумага с добавлением танинов для изготовления этикеток, прикрепляемых к ткани
Фусумагами - бумага для изготовления раздвижных панелей “фусума”
Газенси - бумага для каллиграфии и рисунков тушью, которую импортировали из Китая в период Эдо (1603-1867).
Хакуаиси - бумага для упаковки с золотой и серебряной фольгой.
Хакуучиси - бумага с добавлением крошечных кусочков серебряной и золотой фольги.
Ханси - тонкая легкая и недорогая бумага для различных целей
Ходомураси - бумага, производящаяся в провинции Точиги.
Хососи - бумага, на которой в период Эдо (1603-1867) чиновники записывали устные приказания сёгунов, придавая им статус законов.
Хосокаваси - производимая в провинции Огава прочная бумага для счетов, записей и т.п.
Каиси - бумага, которую используют в чайной церемонии для вытирания пальцев. Обычно ее засовывают под пояс кимоно
Караками - буквально “китайская бумага” - импортировавшаяся из Китая
Камико - “бумажная одежда” - бумага для изготовления одежды
Кинси Гинси Йоси - бумага, которую режут на ленты, затем сворачивают в веревки, золотят и серебрят (кин - “золото”, гин - “серебро”).
Кумогами - бумага с “облачным” рисунком
Мичинокугами - буквально “бумага с севера Японии”, использовалась во время периода Хейан (794-1192) в церемониальных целях
Минатогами - вид обоев, использующихся исключительно в чайных домиках
Миногами - один из наиболее древних видов бумаги, происхождение которого датируется 702 годом.
Рамонси - бумага с добавлением шелковых волокон, расположение которых делает ее похожей на ткань “рамон”.
Сенси - рисовая бумага для рисования.
Соджигами - бумага для изготовления ширм и раздвижных дверей.
Сугихараси - бумага, которую в средние века самураи и священники использовали в качестве подарков.
Сукуси - бумага, которую производят из макулатуры.
Тенгуджоси - бумага для литографий.
Ториноко - буквально “цыпленок” - неотбеленная бумага с желтоватым оттенком.
Удагами - бумага с добавлением глины.
Йосиногами - бумага для фильтрования лака.
Некоторые страны (например, США, Италия, Корея и Япония) уже производят специальные наборы бумаги для складывания. Вложенная в них бумага часто отличается не только по палитре цветов, но и по нанесенному на нее орнаменту. В качестве примера можно привести серию “Harmony”, которая включает квадраты с разнообразным геометрическим рисунком. Отдельно следует упомянуть бумагу, по-разному окрашенную с двух сторон - “Double Color”. Для мокрого складывания подойдет бумага Craft и Awayuki. Бумага для складывания с нанесенными на нее традиционными японскими орнаментами составляет серию “Chiyogami”.
Не следует, однако, думать, что имеющиеся в продаже наборы идеально подходят для любой фигурки. В крупных городах нашей страны бумагу, оптимально подходящую для складывания конкретной работы в технике оригами, можно найти в магазинах которые торгуют материалами для художественного творчества.

7. Изделия в технике оригами.
Создавая разнообразные и сложные изделия из бумаги, мы делаем свои произведения частью повседневной жизни.
Как приятно получать подарки! Но не менее приятно их дарить. Подарок, изготовленный своими руками, а не купленный в магазине, - это нечто уникальное, оригинальное и особенно приятное. Благодаря искусству оригами мы можем подарить младшим сестренкам и братишкам забавные игрушки. Что бы мы не приготовили, наши родные и любимые будут приятно удивлены. Широкое известность в наши дни приобрело такое направление в оригами, как упаковка подарков. Ведь красиво упакованный подарок – это не просто подношение, это знак уважения и любви к одариваемому. А к чему тратить множество фраз на то, что прекрасно можно выразить без слов? Правильная упаковка расскажет о ваших чувствах!
Коробочки для упаковки. Коробочка может быть обычной квадратной, в форме звездочки, в форме спичечного коробка, необычной формы, санбо, дзунако - видов коробочек может быть бесчисленное множество... Небольшой подарок можно положить в красиво оформленную коробочку, а подарок покрупнее - можно украсить розочкой или звездочкой из бумаги. Искусство оригами - прекрасный способ сделать новогодний подарок необычным и интересным.
Цветы в нашей жизни занимают очень большое место. Их мы дарим любимым в дни праздников. Ими же украшаем свои квартиры, наряды, и подарки для близких. Цветы из бумаги можно сделать как объемными, так и плоскими. Объемные цветы можно поставить в любую декоративную или бумажную вазу. Плоские цветы используют в основном для изготовления панно, украшения подарочных коробок.
Салфетки - искусство оригами можно использовать и в сервировке стола, чтобы празднично разложить салфетки.
Наш быт и отдых теперь сложно представить без продуктов искусства оригами. Оно еще помогает в оформлении холлов и залов, стендов для выставок, экспозиций и др.

8. Оригами и основные геометрические понятия

Оригаметрия - это сочетание оригами и геометрии, которое несет в себе оригинальность другого подхода к геометрическим задачам.
В оригаметрии считается: а) роль прямых будут играть края листа и линии сгибов, образующиеся при его перегибании; б) роль точек - вершины углов листа и точки пересечения линий сгибов друг с другом или с краями листов. В настоящее время математическое образование является основным для людей многих профессий. Искусство оригами подходит для изучения геометрического материала. Еще в 19 веке немецкий педагог Ф.Фебель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами.
Оригами можно использовать на занятиях по математике в таких заданиях, как: а) найти горизонтальные, вертикальные, наклонные линии; б) найти все квадраты; в) найти все треугольники; г) дать название изображениям; в) складывание квадрата, смежные стороны, диагональ.

9.Заключение
Так для чего же нужно оригами???
Оригами прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость. Некоторые люди сделали изготовление бумажных фигурок своей профессией. Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины магазинов. Красивые и выразительные маски широко продаются как настенные украшения. Многие предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве символа фирмы. Муниципалитеты платят за оформление городских праздников, шоу и карнавалов. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов.
Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.
Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.
Оригами:
- учит различным приемам работы с бумагой;
- развивает способность работать руками;
- учит концентрации;
- знакомит с основными геометрическими понятиями;
- развивает пространственное воображение, художественный вкус и творческие способности.
Процесс оригами трудоемкий и сложный. Но именно поэтому он способен отвлечь от повседневных забот и уныния и перенести в страну Творчества, в которой не существует никаких ограничений.
Лично для меня оригами стало новым увлечением, которое поглотило меня с головой!!! Сейчас я уже освоила азбуку оригами и теперь перешла к более сложным композициям…

Использованная литература
1. Н. Г. Юрина. По книге “Я познаю мир”
2. http://www.origami.ru
3. Выгонов В.В.Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушек: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
4. Выгонов В.В.Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушек: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2003.
5. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели.-М.: Айрис-пресс, 2003.
6. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи.-М.: Айрис-пресс, 2004.
7. Щеглов О. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис» М.: Издательский Дом «Рипол Классик», 2007.

Категория: Творческие проекты учащихся | Добавил: lyudmila0903 (2011-03-25) | Автор: Барташевич Людмила Юрьевна
Просмотров: 18498 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 12:45 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru